Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «АмГУ»)
Самостоятельно заполните
РЕФЕРАТ
на тему: Органы бюджетного контроля и их функции
Исполнитель студент группы | |
Руководитель | |
Благовещенск 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | | ||
1 | Бюджетный контроль | | |
| 1.1 | Сущность бюджетного контроля | |
| 1.2 | Формы и методы бюджетного контроля | |
2 | Органы бюджетного контроля и их функции | | |
| 2.1 | Органы, осуществляющие бюджетный контроль в Российской Федерации их задачи, функции | |
Заключение | | ||
Библиографический список | |
ВВЕДЕНИЕ
Без эффективно работающей системы финансового контроля добиться финансовой дисциплины невозможно. Очевидно, что обеспечение финансовой дисциплины – основное условие экономического благополучия и безопасности государства. В связи с чем сегодня происходит постоянное усовершенствование системы государственного финансового контроля с целью обеспечить неукоснительное выполнение норм финансового законодательства. Важнейшей составляющей финансовой дисциплины является бюджетная дисциплина, т.е. соблюдение норм бюджетного законодательства. Поэтому бюджетный контроль сегодня приобретает особую значимость и актуальность.
Актуальность работы – проанализировать работу органов бюджетного контроля и рассмотреть их функции.
Задачи:
-
Раскрыть сущность бюджетного контроля. -
Рассмотреть формы и методы бюджетного контроля -
Привести характеристику государственных органов, осуществляющих бюджетный контроль в РФ. -
Изучить задачи, функции органов, осуществляющих бюджетный контроль в Российской Федерации -
Рассмотреть ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
Объектом работы является – органы, осуществляющие бюджетный контроль в Российской Федерации.
Предмет работы – функциональная направленность органов, осуществляющих бюджетный контроль в Российской Федерации.
При изучении темы были использованы методы: анализ документов и методы материальной обработки данных.
1 | Бюджетный контроль | |
| 1.1 | Сущность бюджетного контроля |
Бюджетный контроль – вид государственного финансового контроля, осуществляемый в сфере бюджетной деятельности, направленный на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса.
Бюджетный контроль – составная часть финансово-экономического контроля и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, ее субъектов и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины.1 Бюджетный контроль основан на предписании закона, поскольку именно право регулирует контрольные отношения в сфере бюджетной деятельности.
В Бюджетном кодексе РФ контролю в сфере бюджетных отношений посвящен раздел о государственном и муниципальном финансовом контроле. Действующее бюджетное законодательство не содержит понятия бюджетного контроля. Для определения сущности и содержания бюджетного контроля необходимо исходить из того, что контрольная деятельность в сфере бюджетных отношений является частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований
, а именно государственного финансового контроля, т.е. бюджетный контроль представляет собой способ обеспечения законности в процессе бюджетной деятельности.
Особенность бюджетного контроля (в отличие от налогового, валютного и таможенного контроля) заключается в том, что у него свой, специфический объект, особое содержание, субъекты, цели и задачи.
По содержанию бюджетный контроль включает контроль над исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Главная цель бюджетного контроля может быть определена как обеспечение законности бюджетной деятельности, т.е. контроль над соблюдением бюджетного законодательства всеми участниками бюджетных отношений. Указанная цель достигается решением следующих задач:
-
соблюдение финансового законодательства; -
обеспечение эффективного контроля над формированием государственных доходов и рациональным их использованием; -
соблюдение бюджетного процесса; -
контроль над реализацией системы межбюджетных отношений; -
пресечение и предупреждение правонарушений в бюджетной сфере; -
проверка и координация деятельности контрольных органов.
Объектом бюджетного контроля являются денежные отношения, складывающиеся на всех стадиях бюджетного процесса.
Субъекты бюджетного контроля – законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований. Выделяют контролирующих (кто контролирует) и контролируемых (кого контролируют) субъектов. Так, контролируемыми субъектами выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения, получавшие, перечислявшие или использовавшие бюджетные средства.
Установление признаков контролируемых субъектов финансово-бюджетного контроля дает возможность правильно определять организации, которые могут подвергаться финансово-бюджетному контролю, а также круг проверяемых вопросов. 2 Контролируемым субъектом финансово-бюджетного контроля является участник бюджетного процесса, осуществляющий деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля, и имеющий юридические обязанности подчиняться правомерному властному воздействию контролирующих субъектов.
В соответствии с действующим законодательством классификация бюджетного контроля проводится по различным основаниям.
По субъектам бюджетного контроля выделяется:
а) государственный бюджетный контроль, проводимый органами государственной власти в интересах общества и государства в процессе формирования доходов бюджета, установления расходных обязательств, планирования и осуществления расходов бюджета, обеспечения поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, погашения государственного и муниципального долга. Основным критерием данного контроля является бюджет как неотъемлемый признак государства, вместе с налогами обеспечивающий реализацию его суверенитета путем создания финансовой основы деятельности государства.3 Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и экономические районы, которые требуют первоочередного развития, т.е. посредством бюджета государство перераспределяет национальный доход.
В рамках государственного финансового контроля действующее бюджетное законодательство выделяет внутренний государственный финансовый и внешний государственный финансовый контроль. Данные виды финансового контроля позволяют функционировать основополагающему принципу разделения властей, определенному Конституцией Российской Федерации при осуществлении особого метода государственного финансового контроля, – аудита бюджета.
К внутреннему государственному финансовому контролю следует отнести финансовый контроль, проводимый исполнительной властью. Внутренний финансовый контроль, осуществляемый в отношении собственной деятельности участников бюджетного процесса, неразрывно связан с задачами, поставленными перед каждым участником бюджетного процесса, и позволяет проверить, насколько эффективно участники бюджетного процесса справляются с их выполнением.
Внешний государственный финансовый контроль – это финансовый контроль, независимый от органов исполнительной власти, осуществляемый извне по отношению к исполнительной власти органами, формируемыми представительной (законодательной) ветвью власти;
б) негосударственный бюджетный контроль, проводимый организациями и физическими лицами, заинтересованными в своевременном и полном получении бюджетных средств. К таковым можно отнести бюджетные учреждения, осуществляющие свою деятельность за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы.
По времени проведения Бюджетный кодекс РФ (ст. 265) выделяет следующие виды бюджетного контроля:
а) предварительный контроль, осуществляемый в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Предварительный контроль носит предупреждающий характер и способствует предотвращению бюджетных правонарушений;
б) текущий контроль, осуществляемый при рассмотрении вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Данный вид контроля называют также оперативным, поскольку он позволяет оперативно реагировать на изменения в бюджетной деятельности и избежать негативных последствий, ведущих к финансовым потерям и убыткам. Текущий (оперативный) контроль ежедневно проводится финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом;
в) последующий контроль, осуществляемый в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Данный вид контроля позволяет оценить результаты финансовой деятельности, эффективность проводимых финансовых операций за истекший период.
Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и методах их проведения.
1.2 | Формы и методы бюджетного контроля |
Под формой бюджетного контроля следует понимать конкретное выражение и организацию контрольных действий. Под методами бюджетного контроля понимаются приемы, способы или средства проведения контрольных мероприятий.
Основная форма бюджетного контроля – ревизия, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок законности и обоснованности финансово-хозяйственной деятельности ревизуемых организаций. И.Т. Тарасов в 1883 г. в своей работе "Очерк науки финансового права" указывал, что "ревизией, в отличие от контроля, называется непосредственная, единовременная или периодическая проверка положения делопроизводства, сумм и имущества. Поэтому ревизия является необходимым дополнением контроля, ограничивающегося постоянным наблюдением за положением и ходом дел по отчетам контролируемых учреждений".