Файл: Органы бюджетного контроля и их функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю над ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.11

Федеральное казначейство осуществляет контроль над тем, чтобы:

  • лимиты бюджетных обязательств, распределенные главными распорядителями средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, не превышали утвержденных им лимитов бюджетных обязательств;

  • бюджетные ассигнования, распределенные главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, не превышали утвержденных им бюджетных ассигнований;

  • кассовые расходы, осуществляемые получателями средств федерального бюджета, не превышали доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований;

  • кассовые выплаты, осуществляемые администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, не превышали доведенных до них бюджетных ассигнований;

  • содержание проводимой операции соответствовало коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

  • у получателя средств федерального бюджета были в наличии документы, подтверждающие в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Министерством финансов Российской Федерации, возникновение у него (получателя) денежных обязательств.

Таким образом, как было отмечено, контрольные органы в бюджетной сфере разделены по вертикали на три уровня – федеральный, региональный, муниципальный в зависимости от бюджета и уровня власти – и по горизонтали – на создаваемые представительными и исполнительными органами.

В соответствии со ст. 269 БК РФ главные распорядители бюджетных средств ведут финансовый контроль над подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.


Главные распорядители бюджетных средств контролируют использование субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. Кроме того, главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Главные распорядители бюджетных средств должны проводить финансовый контроль над подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств для обеспечения правомерного, целевого и эффективного использования бюджетных средств. При этом главные распорядители имеют право проводить проверки подведомственных учреждений, в том числе в части полноты и достоверности представляемой бюджетной отчетности.

Главные администраторы доходов бюджета осуществляют финансовый контроль над тем, как подведомственные администраторы доходов бюджета выполняют функции администрирования доходов.

В соответствии с Положением о порядке администрирования Центральным банком Российской Федерации поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов (утв. ЦБ РФ 27 августа 2008 г. N 320-П) Центральный банк Российской Федерации является главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


Администрирование денежных взысканий (штрафов) и государственной пошлины, уплачиваемых кредитными организациями, учредителями кредитных организаций (юридическими и физическими лицами), иными юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляют администраторы поступлений в бюджетную систему Российской Федерации – территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации, определенные распорядительным документом Центрального банка Российской Федерации, и структурное подразделение центрального аппарата Центрального банка Российской Федерации, определенное распорядительным документом Центрального банка Российской Федерации.

Администраторы контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты в бюджет государственной пошлины и денежных взысканий (штрафов).

Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ведут финансовый контроль над тем, как подведомственные администраторы источников финансирования дефицита бюджета проводят кассовые выплаты из бюджета для погашения источников финансирования дефицита бюджета. При этом главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета вправе проводить проверки подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

В соответствии со ст. 270 БК РФ финансовый контроль над операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов проводят контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Они же отслеживают соблюдение условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий.

Для осуществления бюджетного контроля субъекты РФ и муниципальные образования создают собственные контрольные и финансовые органы (их контрольно-ревизионные структуры) и определяют сферу и объем их контрольных полномочий. При этом вопросы деятельности финансовых и контрольных органов субъектов РФ закреплены в законах о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, бюджетных кодексах субъектов РФ и конкретизируются в рамках нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ.


В соответствии со ст. 270.1 БК РФ органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль над соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств. Данное обстоятельство указывает на то, что органами исполнительной власти усилен контроль над эффективностью и результативностью использования бюджетных средств.

Контрольный орган муниципального образования – это орган местного самоуправления, независимый в своей деятельности от представительного органа муниципального образования и от местной администрации; Бюджетный кодекс РФ предусматривает осуществление финансового контроля представительными органами муниципального образования, исполнительно-распорядительными органами муниципального образования. При этом, в частности, установлено, что формами финансового контроля представительного органа муниципального образования являются предварительный, текущий и последующий контроль (ст. 265 БК РФ). Кроме того, полномочия контрольного и финансового органа, предусмотренного в ст. 270 БК РФ, иные, чем цели контрольного органа муниципального образования. В частности, финансовый орган осуществляет финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств. Контрольный орган муниципального образования контролирует соблюдение порядка принятия, исполнения местного бюджета, представления отчета о его исполнении и установленного порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, что не входит в содержание финансового контроля, осуществляемого в соответствии с Бюджетным кодексом. Таким образом, контрольный орган муниципального образования не следует рассматривать как финансовый орган
, предусмотренный Бюджетным кодексом.

Следовательно, важнейшим видом правоотношений, регулируемых бюджетным законодательством, являются отношения, возникающие в процессе контроля над исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы. Осуществление функций контроля входит в компетенцию органов государственной власти, объем полномочий, которых является одним из основных аспектов их правоспособности. Поскольку бюджетный контроль представляет собой часть бюджетного процесса, участников бюджетного процесса необходимо рассматривать и как субъектов контрольных правоотношений, возникающих при проведении бюджетного контроля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджетный контроль – это осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций с бюджетными средствами, объективной оценки экономической эффективности использования бюджетных средств, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности. Бюджетный контроль является одной из форм финансового контроля, направленной на выявление случаев нарушений финансовой дисциплины в бюджетной сфере, под которой понимается установленный бюджетным законодательством порядок образования, распределения и использования бюджетных денежных средств РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

Бюджетный контроль в РФ имеет две формы: административную и парламентскую. Административный бюджетный контроль осуществляют: Федеральное казначейство РФ, Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и местного самоуправления, главные распорядители бюджетных средств, главные бухгалтеры бюджетных учреждений.

Бюджетный контроль, осуществляемый Федеральным казначейством РФ, включает в себя контроль над операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей низшего звена бюджетных средств, бюджетополучателей, а также других участников бюджетного процесса.

На главных распорядителей бюджетных средств возложена обязанность по проведению: контроля за бюджетополучателями в части обеспечения