Файл: Социальная экология Вопросы к зачету.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальная экология Вопросы к зачету

1. История появления и развития социальной экологии.

Возникновение и последующее развитие социальной экологии явились естественным следствием возрастающего интереса представителей различных гуманитарных дисциплин (социологии, экономической науки, политологии, психологии) к проблемам взаимодействия человека и окружающей среды.

Термин «социальная экология» впервые использовали американские ученые Р.Парк и Э.Берджесс в 1921 г. для определения внутреннего механизма развития «капиталистического города». Под термином «социальная экология» они понимали прежде всего процесс планирования и развития урбанизации больших городов как эпицентра взаимодействия общества и природы. Большинство же исследователей склонно к тому, что развитие социальной экологии начинается после первой мировой войны, тогда же появляются попытки определения и ее предмета.

Факторы которые повлияли на возникновение и развитие Во-первых, появились новые понятия в изучении человека как общественного существа. Во-вторых, с введением новых понятий в экологии (биоценоз, экосистема, биосфера) стала очевидной необходимость исследования закономерностей в природе с учетом данных не только естественных, но и общественных наук. В-третьих, исследования ученых привели к выводу о возможности существования человека в условиях ухудшающегося состояния окружающей среды, вызванного нарушением экологического равновесия. В-четвертых, на возникновение и формирование социальной экологии оказало влияние также и то, что угроза экологическому равновесию и его нарушения возникают не только как конфликт индивида или группы с его природной средой, но и как результат сложного взаимоотношения трех совокупностей систем: природной, технической и социальной. Стремление ученых познать эти системы привело к возникновению и развитию социальной экологии, с целью их координации во имя защиты и охраны окружающей среды человека (как природного и общественного существа).

Признание социальная экология как наука получила на Всемирном социологическом конгрессе (Варна, 1970), когда был создан исследовательский комитет Международной Социологической Ассоциации по социальной экологии и, тем самым, предпосылки для ее более быстрого развития и более четкого определения ее предмета.


Таким образом, возникновение и развитие социальной экологии тесно связано с распространенным подходом, согласно которому физический (природный) и социальный мир нельзя рассматривать изолированно друг от друга, а для защиты природы от разрушения требуется создание социоэкологических механизмов, защищающих это равновесие.

Итак, социальная экология изучает отношения человека и его среды обитания, анализирует в контексте социальные процессы (и отношения), учитывая при этом особенности человека как природно-общественного существа, что влияет и на элементы его среды обитания, и на его отношения к ним. Социальная экология опирается на знания гуманной экологии.

Главной целью социальной экологии является оптимизация сосуществования человека и окружающей среды на системной основе.

Социальная экология как наука имеет свои специфические задачи и функции. Её главными задачами являются:

1)     исследование отношения между человеческими сообществами и окружающей географически-пространственной, социальной и культурной средой;

2)     исследование прямого и побочного влияния производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды;

3)     изучение вопросов управления и рационализации взаимоотношений человека и природы;

4)     предложение эффективных способов воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле;

5)     экологическое просвещение, воспитание, образование.

Содержание социальной экологии проявляется в функциях.

Природоохранная функция социальной экологии состоит в изучении взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой; в рассмотрении вопросов развития экологической демографии, миграционных процессов, сохранения и развития здоровья, совершенствования физических и психологических возможностей человека, влияния различных факторов окружающей среды на человеческий организм; охраны человека от природных катаклизмов (наводнения, землетрясения); охраны природы от варварского отношения к ней человека.

Теоретическая функция социальной экологии имеет своей целью, прежде всего, разработку основных концептуальных парадигм (примеров), объясняющих характер экологического развития общества, человека и природы на разных исторических этапах.


Прагматический аспект экологии находит свое воплощение в повышении профессиональной значимости кадров экологов.

Прогностическая функция предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив человеческого пребывания на нашей планете, принятие кардинальных решений, решительных действий всех людей мира, чтобы избежать экологической катастрофы.

Как и всякая наука, экология обладает целым комплексом различных методов и приемов исследований. Одна часть этих методов носит общенаучный, другая часть специфический характер. Экологическая наука в своем развитии использовала методы и данные географии, геологии, биологии, антропологии для изучения древнейших этапов человеческой истории.

Сегодня социальная экология признана как учебная дисциплина и интегративная наука, которая включает ряд общих теорий и наиболее общих законов движения природы, общества и мышления.

Первая часть социальной экологии – общая теория природопользования. Она состоит из учений о биосфере и об охране природы, о рациональном использовании природных ресурсов и теории экологической технологии.

Вторая часть – это глобальная (или общая) экология, куда входят общее землеведение, экологическое и технологическое ресурсоведение, учение о преобразовании биосферы и космонавтика.

Третья часть – экология человека, которая объединяет демографию, органическую медицину, общую геронтологию, антропогенетику, учения о защите и улучшении окружающей среды.

2. Поведение человека в естественной и социальной среде.

Поэтому, когда речь идет о человеке, под естественной средой обитания понимается комплекс условий, как естественных, так и искусственных, создан­ных самим человеком. Только небольшая часть людей продолжа­ет жить по законам природы, будучи слитой с ней: это люди, на­ходящиеся на ступени первобытнообщинного строя, которые ли­бо не поддерживают связей с цивилизацией, либо поддерживают самые минимальные связи на уровне элементарного обмена.

По мнению Т.И.Кулапиной, при выборе индивидом какого-либо варианта поведения на него оказывают влияние следующие элементы среды:

-культура (усвоенные человеком моральные установки, нор­мы, ценности, а также нормы и ценности, доминирующие в его микросоциуме);

- стрессовые факторы и другие источники напряженности;

- физические и социальные условия, необходимые индивиду для нормальной жизнедеятельности.


Тем не менее разговор о поведении человека в естественной сре­де вполне правомерен и оправдан с учетом приведенных замечаний.

Здесь можно выделить два взаимосвязанных аспекта - прост­ранственный и временной.

Что касается первого аспекта, т. е. пространственного, то дав­но известно, что поведение человека приобретает свою специфику в зависимости от места, где он находится или постоянно прожи­вает. Мы уже отмечали влияние климатических условии на харак­тер поведения. Известно, например, что южане в своем поведении более общительны, шумливы, разговорчивы; северяне - более сдержаны, обстоятельны, менее экспансивны.

Кроме того, на поведение человека влияет сам образ жизни, определяемый местом. Поведение горожанина значительно отли­чается от поведения селянина, более того, поведение жителя мега­полиса отличается от поведения провинциального горожанина.

Существует немало интересных теорий, в которых рассматри­ваются вопросы, касающиеся влияния среды на человека. Одной из них является «энвайроментализм». В этой теории первостепен­ное значение придается влиянию на человека природной среды, подчеркивается, что природное окружение жестко регламентиру­ет условия жизни людей. Здесь поведение человека рассматрива­ется как ориентированное на приспособление к обстоятельствам, которые формируются природной средой. Поведение человека исследуется как совокупность реакций на различные раздражите­ли. Раздражителями могут выступать рельеф местности, расти­тельность, климат, почва и т.д. Принимается во внимание, что человек всегда подвергается воздействию стихийных сил приро­ды, которые находятся вне его контроля.

Американская исследовательница Э.Ч.Семпл, разработавшая концепцию географического детерминизма, утверждает, что чело­век - продукт земной поверхности. Она выделяет четыре главных воздействия природной среды: прямые физические, экономические, социальные воздействия, которые вызывают миграцию людей.

Здесь заметно взаимовлияние концепции географического де­терминизма и бихевиористской психологии, особенно при описа­нии человеческого поведения. Географический детерминизм в этом случае выводится из бихевиористского принципа «стимул-реак­ция», а природная среда рассматривается как совокупность сти­мулов, на которые человек вынужден реагировать.

Французские ученые В. Блаш, Ж. Брюн и др. противопоставили географическому детерминизму поссибилизм. С их точки зрения, человек является активным элементом, а окружающая среда пред­ставляет собой арену для его деятельности. Они считают, что до­минирует не жесткая необходимость, а совокупность возможно­стей, которые человек выбирает и реализует.


Существует еще одна теория - географический пробабилизм, ав­тором которой является О.Спат и которая занимает промежуточ­ное место между детерминизмом и поссибилизмом. Согласно этой теории одни природные условия создают более благоприятные возможности развития человека, другие - менее благоприятные.

Поведение человека в социальной среде. Человек живет не толь­ко в природе и искусственно созданной естественной среде, но и в социуме, включающем в себя других людей и продукты культуры, созданные ими. Поэтому его поведение будет существенно разли­чаться в зависимости от принадлежности к той или иной нации, конкретной группе, тому или иному обществу; оно будет разным в быту и на производстве, в учебном заведении и на улице. Эта тема настолько многообразна и разнопланова, что здесь мы обра­тим внимание только на самые общие моменты.

Во-первых, поведение конкретного индивида детерминировано принадлежностью к нации. Недаром в науке в качестве самостоя­тельной ставится проблема национального характера. Существует масса стереотипов, т. е. схематизации и упрощений, где предпри­нимается попытка в сжатом виде описать некоторый характер и определяемую им манеру поведения. Например, англичане - люди чопорные и приверженные традициям, немцы - пунктуальны и последовательны, французы - общительны и влюбчивы, а суть русского характера очень хорошо выразил писатель С.Максимов в свое время: русский человек уповает на «авось», «небось» и «как-нибудь»! Несомненно, все это упрощения, причем иногда неоп­равданные, но тем не менее доля истины в них есть. Манера пове­дения поляка отличается от манеры поведения араба, манера по­ведения русского - от манеры поведения американца и т. п.

Во-вторых, поведение человека определяется его религиозной принадлежностью. Для мусульман характерно обостренное чув­ство мусульманской самоидентификации, доходящее до противо­поставления другим - немусульманам; индусы же, наоборот, очень терпимы; христианин склонен к нравственной оценке, этическому анализу происходящего; буддист придерживается тактики дис-танцирования и т. д.

Национальное и религиозное могут сочетаться самым причуд­ливым образом, определяя индивидуально-национальный стиль поведения, что выражается в особых взглядах, традициях, оцен­ках, запретах.