ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
удельный вес в её составе высококвалифицированных специалистов. Начало данной форме миграции было положено в 1930-х годах, когда США получили возможность отбора учёных-беженцев из нацистской Германии. На современном этапе главные направления миграции высококвалифицированных специалистов — из стран Восточной Европы в США, Канаду, ряд стран Западной Европы.
Вынужденная миграция может служить средством социального контроля авторитарных режимов, тогда как добровольная миграция является средством социальной адаптации и причиной роста городского населения.
7. Антропоэкологические проблемы в связи с миграциями. Экологическая миграция.
Экологическая миграция — процесс миграции населения, связанный с экологическими факторами, включая природные и техногенные катастрофы.
ООН выделяет шесть основных факторов экологических миграций:
8. Антропоэкологические проблемы при миграциях.
сырьевой, причинами которого являются высокие темпы потребления минеральных ресурсов, некомплексный характер их добычи и переработки, ориентация на экстенсивное природоэксплуатирующее производство, слабое использование отходов производства и вторичного сырья; разрушение естественных экосистем на огромных территориях, которые могут быть вызваны необходимостью размещения переселенцев, беженцев и т. п
9. Антропоэкологические проблемы армии и военно-промышленного комплекса.
Военно-промышленный комплекс (ВПК) относится к одному из основных природопользователей, влияние которого на окружающую среду обладает большой разрушительной силой. Деятельность ВПК негативно отражается не только во время войн, но и в мирное время. Размеры территории и степень воздействия на нее многократно увеличиваются во время маневров и учений. Дислокация столь огромной военной мощи вызывает на обширной территории значительную деградацию природных комплексов.
Значительное загрязнение воздуха и земли происходит в процессе производства, испытания и хранения обычного, химического, биологического и ядерного оружия.
Промышленные комплексы по производству вооружения потребляют колоссальные количества дефицитного сырья и энергии.
Отрицательное воздействие на окружающую среду оказывают и испытания ядерного оружия, которое несет губительные последствия для растительного и животного мира, но самое опасное, когда в зоне испытаний оказывается человек.
10. Антропоэкологические проблемы в связи с терроризмом. Экологически терроризм.
Одной из опасностей для всего мира выступает новый вид высокотехнологического терроризма — экологический терроризм. Данная разновидность терроризма является наиболее угрожающей, потому что совершаемое террористическое воздействие, применяется к гражданину, а также его собственности опосредованно, т.е. путем причинения вреда природной среде, что приводит к тяжелым, а порой даже неизгладимым экологическим последствиям.
В нашем мире экологический терроризм появился в середине XX века, и начал развиваться по таким причинам, как повышение значимости экологической безопасности в системе всеобщих ценностей, рост числа экологически опасных объектов, а также из-за научно-технического прогресса, минусом которого является доступность террористов к опасным химическим веществам, которые вредят экологии.
Экологический терроризм преследует своей целью совершения акта возмездия против человека и окружающей среды. Некоторые страны все чаще используют экотерроризм, как средство разрешения различного рода политических конфликтов. К примеру, путем заражения населения инфекционными заболеваниями с целью вызвать эпидемию, выжиганием лесных массивов, попытками взорвать крупные водосодержащие плотины, тепловые и атомные электростанции, масштабного сжигание нефтяных скважин и многого другого. Признаком, отличающим экологический терроризм от других видов терроризма, является его объект воздействия-благоприятная окружающая среда, которой в результате причиняется вред.
11. Религиозно-философские учения и проблемы социальной экологии.
Религия всегда затрагивала проблему взаимоотношения человека и окружающего мира. В существующих религиозных традициях сформировались различные идеалы связи человека и природы. В следствие с этим особое значение приобретают мировоззренческие функции религии. Сами теологи подчеркивают возрастающее значение религии в деле «наставления человека» на путь истинный.
Следует выделить три круга философских проблем:
· онтологический, он связан с осознанием противоречия между человеком и природой и рассмотрением философских принципов.
· гносеологический, который затрагивает вопросы познания взаимодействия человека и природы в субъект-объектном отношении.
· этико-эстетический. Он касается определенной нравственности и эстетической переоценки отношения к природной среде каждого человека и всего общества.
В процессе исторического развития человечества радикально изменились стиль жизни и образ мышления, что улучшило качество жизни у одних и ухудшило у других. Мы должны осознать, что данный глобальный кризис окружающей среды является результатом ошибочного человеческого представления о решении науки и техники всех наших проблем. Если мы не пересмотрим наши убеждения и ценности, то это может привести к дальнейшей деградации окружающей среды и разрушению природных систем. Во избежание этого необходимо углубленное понимание жизни и формулирование новой системы экологической этики.
12. Экологическая этика.
Экологическая этика – это действия человека по отношению к природе в частности и окружающему миру в целом, основанием которых является мудрость.
Проблемы, рассматриваемые экологической этикой:
• Поиск оснований для осознания самостоятельной ценности каждой формы жизни (животных, растений, микроорганизмов, минералов и других существ).
• Осознание необходимости нравственной чистоты человека в отношениях со всем миром в целом и с каждой формой жизни в отдельности.
• Поиск идеального образа отношений человека и окружающего мира, включающего в себя все, что находится за пределами самого человека, неважно другой это человек
или «живая» и «неживая» природа.
•Проблема воплощения в жизнь идеального образа отношений человека и окружающего мира.
• Проблема поиска гармонии в отношении человека и окружающего мира.
Средствами экологической этики могут служить любые свидетельства духовного опыта, накопленные за всю историю существования человечества и выраженные в форме художественных, научных, литературных произведений или других форм искусства, помогающие понять, осознать, почувствовать внутреннюю жизнь окружающего мира, мира природы, связь всего со всем, научиться различать положительное и отрицательное влияние мыслей, эмоций, поступков человека на свою жизнь и жизнь окружающего мира.
Позиции экоэтики: антропоцентричный и биоцентричный
Принципы антропоцентричной этики устойчивого развития(современное УР основано на этой позиции):
а) возмещение предприятием социальных и экологических издержек;
б) экологическая ответственность;
в) ограничение потребления материальных благ;
г) приоритет здоровья человека.
Биоцентричная этика устойчивого развития:
а) ценность разнообразия;
б) ценность естественной эволюции;
в) ценность редкости (вида, индивида, объекта);
г) ценность красоты;
д) ценность жизни в сообществе;
е) ценность Матери-Земли и т.д.
13. Экологическая эстетика.
Экологическая эстетика - это отрасль междунаучных исследований, сосредотачивается вокруг проблем взаимоотношения человека и окружающей среды с точки зрения эстетической ценности и эстетической оценки.
Высокий уровень интереса к экологической эстетики, эстетики окружающей среды, "эстетики за пределами искусства", свидетельствует тот факт, что XIII Международный Конгресс по эстетике, который проходил в Финляндии (1995 p.), был целиком посвящен этой теме.
Основными теоретиками экологической эстетики на сегодня есть: А. Берлеант (СЕЛА), А. Карлсон (Канада), Ю. Сайто (СЕЛА), Ю. Сепанмаа (Финляндия).
Экологическая эстетика - это направление в искусствоведении и философии, которое изучает взаимодействие между человеком и окружающей природой через призму красоты и эстетического восприятия. Эта тема предполагает, что природа не только жизненный источник, но также и объект, который может вызвать эстетическую оценку и восторг.
Одна из главных задач экологической эстетики заключается в том, чтобы показать, что природа может быть не только ценной материальной средой, но и объектом красоты и эстетического восприятия. Природа становится не просто источником энергии, кровопролитными битвами за выживание живых существ или местом для отдыха, но и объектом культуры, который можно насладиться с помощью чувств и эстетического восприятия. При этом, в рамках экологической эстетики, рассматривается не просто богатство красок и форм природной среды, но и связь ее с историей человечества.
Одним из важных аспектов экологической эстетики является концепция «красоты в устойчивости». Эта идея утверждает, что степень нравственной и культурной ценности природы зависит от ее устойчивости в долгосрочной перспективе. Поэтому, красота и эстетика должна быть рассмотрена вместе с экологической устойчивостью природы. В том случае, если природное окружение разрушается и теряет свои качества, оно уже не воспринимается красивым и эстетически привлекательным.
В рамках экологической эстетики, рассматриваются и проблемы окружающей среды и проблемы эстетического восприятия. Также изучаются социальные аспекты, так как восприятие окружающей среды имеет культурно-исторический контекст, в котором важную роль играют представления об утопии, ландшафте и культуре.
Цель экологической эстетики— выработка оправданных в экологическом, социальном, культурологическом и эстетическом отношении норм поведения, рекомендаций и предпочтений, касающихся природы и человека как органической его части. Задачи экологической эстетики формулируются и реализуются в процессе комплексного художественного проектирования среды с учетом экологических факторов — сохранения баланса между живым миром, природой и историко-культурными общечеловеческими и национальными ценностями. Таким образом, экологическая эстетика исследует глобальную проблему взаимосвязей человека и природы в контексте культуры. Таким образом, экологическая эстетика предлагает новый подход к пониманию природы, который помогает увидеть красоту в окружающей нас среде и повышает человеческое уважение к ней. Она рассматривает природу не только как экологическую среду, но и как культурный объект, который может украшать и вдохновлять, учат преодолевать природные катастрофы.
14. Антропоэкологические аспекты науки.
Антропоэкология - это отрасль науки, которая изучает взаимодействие человека и окружающей среды на различных уровнях, включая биологические, экологические и социально-экономические аспекты. В рамках этой науки изучаются влияние человеческой деятельности на экосистемы и биоразнообразие, процессы адаптации человека к изменениям климата и окружающей среды, а также социальные и экономические последствия использования природных ресурсов.
Ее целью является оптимизация взаимоотношений человека со средой, решение проблем управления средой, выработка путей рационального природопользования, оптимизация условий жизни людей в различных антропоэкосистемах.
В задачи антропоэкологии входит раскрытие индивидуальных и групповых адаптационных возможностей человека в процессе освоения регионов Земли и преобразование их социальной деятельностью человека, изучение развития народонаселения, изучение закономерностей возникновения, существования и развития антропоценозов, сохранение и улучшение здоровья, совершенствование физических и психических возможностей человека, изучение условий жизни и экологических связей людей. В антропоэкологии сходятся социологические, философские, географические, естественнонаучные, медико-биологические проблемы.
Вынужденная миграция может служить средством социального контроля авторитарных режимов, тогда как добровольная миграция является средством социальной адаптации и причиной роста городского населения.
7. Антропоэкологические проблемы в связи с миграциями. Экологическая миграция.
Экологическая миграция — процесс миграции населения, связанный с экологическими факторами, включая природные и техногенные катастрофы.
ООН выделяет шесть основных факторов экологических миграций:
-
элементарные разрушения (циклоны, вулканы, землетрясения и другие естественные бедствия); -
биологические разрушения (насекомые, вредители, флора); -
техногенные разрушения, вызванные взаимодействием экологических и человеческих действий в течение длительного периода (вырубка лесов, деградация земли, эрозия почвы, опустынивание и т. д.); -
случайные разрушения как побочные продукты индустриальной революции (например, отравления при использовании химикатов и т. д.); -
разрушения, вызванные развитием и урбанизацией; -
разрушения, вызванные войной.
8. Антропоэкологические проблемы при миграциях.
сырьевой, причинами которого являются высокие темпы потребления минеральных ресурсов, некомплексный характер их добычи и переработки, ориентация на экстенсивное природоэксплуатирующее производство, слабое использование отходов производства и вторичного сырья; разрушение естественных экосистем на огромных территориях, которые могут быть вызваны необходимостью размещения переселенцев, беженцев и т. п
9. Антропоэкологические проблемы армии и военно-промышленного комплекса.
Военно-промышленный комплекс (ВПК) относится к одному из основных природопользователей, влияние которого на окружающую среду обладает большой разрушительной силой. Деятельность ВПК негативно отражается не только во время войн, но и в мирное время. Размеры территории и степень воздействия на нее многократно увеличиваются во время маневров и учений. Дислокация столь огромной военной мощи вызывает на обширной территории значительную деградацию природных комплексов.
Значительное загрязнение воздуха и земли происходит в процессе производства, испытания и хранения обычного, химического, биологического и ядерного оружия.
Промышленные комплексы по производству вооружения потребляют колоссальные количества дефицитного сырья и энергии.
Отрицательное воздействие на окружающую среду оказывают и испытания ядерного оружия, которое несет губительные последствия для растительного и животного мира, но самое опасное, когда в зоне испытаний оказывается человек.
10. Антропоэкологические проблемы в связи с терроризмом. Экологически терроризм.
Одной из опасностей для всего мира выступает новый вид высокотехнологического терроризма — экологический терроризм. Данная разновидность терроризма является наиболее угрожающей, потому что совершаемое террористическое воздействие, применяется к гражданину, а также его собственности опосредованно, т.е. путем причинения вреда природной среде, что приводит к тяжелым, а порой даже неизгладимым экологическим последствиям.
В нашем мире экологический терроризм появился в середине XX века, и начал развиваться по таким причинам, как повышение значимости экологической безопасности в системе всеобщих ценностей, рост числа экологически опасных объектов, а также из-за научно-технического прогресса, минусом которого является доступность террористов к опасным химическим веществам, которые вредят экологии.
Экологический терроризм преследует своей целью совершения акта возмездия против человека и окружающей среды. Некоторые страны все чаще используют экотерроризм, как средство разрешения различного рода политических конфликтов. К примеру, путем заражения населения инфекционными заболеваниями с целью вызвать эпидемию, выжиганием лесных массивов, попытками взорвать крупные водосодержащие плотины, тепловые и атомные электростанции, масштабного сжигание нефтяных скважин и многого другого. Признаком, отличающим экологический терроризм от других видов терроризма, является его объект воздействия-благоприятная окружающая среда, которой в результате причиняется вред.
11. Религиозно-философские учения и проблемы социальной экологии.
Религия всегда затрагивала проблему взаимоотношения человека и окружающего мира. В существующих религиозных традициях сформировались различные идеалы связи человека и природы. В следствие с этим особое значение приобретают мировоззренческие функции религии. Сами теологи подчеркивают возрастающее значение религии в деле «наставления человека» на путь истинный.
Следует выделить три круга философских проблем:
· онтологический, он связан с осознанием противоречия между человеком и природой и рассмотрением философских принципов.
· гносеологический, который затрагивает вопросы познания взаимодействия человека и природы в субъект-объектном отношении.
· этико-эстетический. Он касается определенной нравственности и эстетической переоценки отношения к природной среде каждого человека и всего общества.
В процессе исторического развития человечества радикально изменились стиль жизни и образ мышления, что улучшило качество жизни у одних и ухудшило у других. Мы должны осознать, что данный глобальный кризис окружающей среды является результатом ошибочного человеческого представления о решении науки и техники всех наших проблем. Если мы не пересмотрим наши убеждения и ценности, то это может привести к дальнейшей деградации окружающей среды и разрушению природных систем. Во избежание этого необходимо углубленное понимание жизни и формулирование новой системы экологической этики.
12. Экологическая этика.
Экологическая этика – это действия человека по отношению к природе в частности и окружающему миру в целом, основанием которых является мудрость.
Проблемы, рассматриваемые экологической этикой:
• Поиск оснований для осознания самостоятельной ценности каждой формы жизни (животных, растений, микроорганизмов, минералов и других существ).
• Осознание необходимости нравственной чистоты человека в отношениях со всем миром в целом и с каждой формой жизни в отдельности.
• Поиск идеального образа отношений человека и окружающего мира, включающего в себя все, что находится за пределами самого человека, неважно другой это человек
или «живая» и «неживая» природа.
•Проблема воплощения в жизнь идеального образа отношений человека и окружающего мира.
• Проблема поиска гармонии в отношении человека и окружающего мира.
Средствами экологической этики могут служить любые свидетельства духовного опыта, накопленные за всю историю существования человечества и выраженные в форме художественных, научных, литературных произведений или других форм искусства, помогающие понять, осознать, почувствовать внутреннюю жизнь окружающего мира, мира природы, связь всего со всем, научиться различать положительное и отрицательное влияние мыслей, эмоций, поступков человека на свою жизнь и жизнь окружающего мира.
Позиции экоэтики: антропоцентричный и биоцентричный
Принципы антропоцентричной этики устойчивого развития(современное УР основано на этой позиции):
а) возмещение предприятием социальных и экологических издержек;
б) экологическая ответственность;
в) ограничение потребления материальных благ;
г) приоритет здоровья человека.
Биоцентричная этика устойчивого развития:
а) ценность разнообразия;
б) ценность естественной эволюции;
в) ценность редкости (вида, индивида, объекта);
г) ценность красоты;
д) ценность жизни в сообществе;
е) ценность Матери-Земли и т.д.
13. Экологическая эстетика.
Экологическая эстетика - это отрасль междунаучных исследований, сосредотачивается вокруг проблем взаимоотношения человека и окружающей среды с точки зрения эстетической ценности и эстетической оценки.
Высокий уровень интереса к экологической эстетики, эстетики окружающей среды, "эстетики за пределами искусства", свидетельствует тот факт, что XIII Международный Конгресс по эстетике, который проходил в Финляндии (1995 p.), был целиком посвящен этой теме.
Основными теоретиками экологической эстетики на сегодня есть: А. Берлеант (СЕЛА), А. Карлсон (Канада), Ю. Сайто (СЕЛА), Ю. Сепанмаа (Финляндия).
Экологическая эстетика - это направление в искусствоведении и философии, которое изучает взаимодействие между человеком и окружающей природой через призму красоты и эстетического восприятия. Эта тема предполагает, что природа не только жизненный источник, но также и объект, который может вызвать эстетическую оценку и восторг.
Одна из главных задач экологической эстетики заключается в том, чтобы показать, что природа может быть не только ценной материальной средой, но и объектом красоты и эстетического восприятия. Природа становится не просто источником энергии, кровопролитными битвами за выживание живых существ или местом для отдыха, но и объектом культуры, который можно насладиться с помощью чувств и эстетического восприятия. При этом, в рамках экологической эстетики, рассматривается не просто богатство красок и форм природной среды, но и связь ее с историей человечества.
Одним из важных аспектов экологической эстетики является концепция «красоты в устойчивости». Эта идея утверждает, что степень нравственной и культурной ценности природы зависит от ее устойчивости в долгосрочной перспективе. Поэтому, красота и эстетика должна быть рассмотрена вместе с экологической устойчивостью природы. В том случае, если природное окружение разрушается и теряет свои качества, оно уже не воспринимается красивым и эстетически привлекательным.
В рамках экологической эстетики, рассматриваются и проблемы окружающей среды и проблемы эстетического восприятия. Также изучаются социальные аспекты, так как восприятие окружающей среды имеет культурно-исторический контекст, в котором важную роль играют представления об утопии, ландшафте и культуре.
Цель экологической эстетики— выработка оправданных в экологическом, социальном, культурологическом и эстетическом отношении норм поведения, рекомендаций и предпочтений, касающихся природы и человека как органической его части. Задачи экологической эстетики формулируются и реализуются в процессе комплексного художественного проектирования среды с учетом экологических факторов — сохранения баланса между живым миром, природой и историко-культурными общечеловеческими и национальными ценностями. Таким образом, экологическая эстетика исследует глобальную проблему взаимосвязей человека и природы в контексте культуры. Таким образом, экологическая эстетика предлагает новый подход к пониманию природы, который помогает увидеть красоту в окружающей нас среде и повышает человеческое уважение к ней. Она рассматривает природу не только как экологическую среду, но и как культурный объект, который может украшать и вдохновлять, учат преодолевать природные катастрофы.
14. Антропоэкологические аспекты науки.
Антропоэкология - это отрасль науки, которая изучает взаимодействие человека и окружающей среды на различных уровнях, включая биологические, экологические и социально-экономические аспекты. В рамках этой науки изучаются влияние человеческой деятельности на экосистемы и биоразнообразие, процессы адаптации человека к изменениям климата и окружающей среды, а также социальные и экономические последствия использования природных ресурсов.
Ее целью является оптимизация взаимоотношений человека со средой, решение проблем управления средой, выработка путей рационального природопользования, оптимизация условий жизни людей в различных антропоэкосистемах.
В задачи антропоэкологии входит раскрытие индивидуальных и групповых адаптационных возможностей человека в процессе освоения регионов Земли и преобразование их социальной деятельностью человека, изучение развития народонаселения, изучение закономерностей возникновения, существования и развития антропоценозов, сохранение и улучшение здоровья, совершенствование физических и психических возможностей человека, изучение условий жизни и экологических связей людей. В антропоэкологии сходятся социологические, философские, географические, естественнонаучные, медико-биологические проблемы.