Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1035

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

329
На грузах в ящичной упаковке высотой более 1 м, а также по требо- ванию перевозчика на оборудовании, машинах и других грузах высотой более 1 м в неупакованном виде необходимо указывать массу брутто и обозначить центр массы на двух боковых не противоположных сторонах грузового места соответствующими знаком и буквами ЦМгр.
28.3. Технические условия размещения
и крепления грузов в вагонах и контейнерах
Размещение и крепление грузов в вагонах (в том числе в открытом подвижном составе) и контейнерах в соответствии со статьей 23 Устава осуществляется в соответствии с требованиями Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных
МПС России.
Технические условия имеются почти для всех основных типов гру- зов, перевозка которых носит массовый и систематический характер
(лесоматериалы, металлопродукция, железобетонные, асбестоцементные изделия и конструкции, грузы в ящичной упаковке и неупакованные с плоскими опорами, машины на колесном и гусеничном ходу и др.). Для каждого из этих видов груза предусмотрены схемы размещения и креп- ления на платформах и в полувагонах, наименование крепежных мате- риалов, их количество и размеры, способы крепления груза.
В Технических условиях установлены также основные требования по обеспечению сохранности грузовых вагонов при производстве по- грузочно-разгрузочных работ с различными грузами (раздел 4).
Ответственность за правильное размещение грузов и за соблюде- ние Технических условий несет грузоотправитель или организация,
выполняющая эти операции. Работники, ответственные за погрузку,
крепление и выгрузку грузов, должны проходить проверку знаний
Технических условий размещения и крепления грузов. Испытания про- водятся один раз в два года, а также при назначении на должность комиссией под председательством старшего или участкового ком- мерческого ревизора. Соблюдение требований Технических условий удостоверяется на оборотной стороне накладной надписью: «Груз раз- мещен и закреплен согласно §§ … рис … главы … Технических ус- ловий правильно» и подписью грузоотправителя с указанием зани- маемой должности.

330
Работники железнодорожной станции контролируют соблюдение гру- зоотправителями Технических условий путем осмотра погруженных вагонов. Обращается внимание на соответствие размещения груза спо- собу, установленному Техническими условиями, чертежам или схемам,
правильность расположения и крепления груза, соблюдение общих по- ложений о размещении и креплении грузов.
Правильность размещения и крепления грузов, предусмотренных Тех- ническими условиями, проверяет приемосдатчик 5 или 6 разряда в зави- симости от места производства грузовых операций, а в пунктах, где его нет, — начальник станции или его заместитель. В вагонном листе должна быть сделана отметка «Груз погружен и укреплен правильно», поставлена подпись и указана должность и фамилия проверяющего погрузку.
28.4. Габариты погрузки
Погруженный в открытый подвижной состав груз с учетом упаковки и креп- ления должен размещаться в пределах установленного габарита погрузки при условии нахождения вагона на прямом горизонтальном участке и совпадения в одной вертикальной плоскости продольных осей подвижного состава и пути.
Габаритом погрузки называется предельное поперечное (перпенди- кулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться погруженный в от- крытый подвижной состав груз
(с учетом упаковки и крепления)
при нахождении подвижного со- става на прямом горизонтальном пути и совмещении в одной вер- тикальной плоскости продольных осей подвижного состава и пути.
Наибольшие размеры обще- сетевого габарита погрузки
(рис. 28.1): ширина — 3250 мм,
высота — 5300 мм, высота по- грузки при полном использовании ширины — 4000 мм, ширина по- грузки на высоте 5300 мм —
1240 мм.
Размеры груза будут соответ- ствовать габариту погрузки в по-
Рис. 28.1. Габарит погрузки.
УГР — уровень головки рельса


331
Рис. 28.2. Льготный габарит погрузки перечных сечениях, если его длина не превышает значений,
указанных в Технических усло- виях, а именно: для платформ с базой 9720 мм наибольшее рас- стояние от середины вагона до конца груза составляет 8800 мм,
с базой 9294 — 8580 мм, а на сцепах из двух платформ — со- ответственно 11840 и 11600 мм.
Базой у четырехосных, ше- стиосных и восьмиосных ваго- нов считается расстояние меж- ду центрами пятников кузова, у сцепов из двух вагонов — рас- стояние между серединами подкладок или вертикальными осями турни- кетных опор.
Автомобили, тракторы, сельскохозяйственные и дорожно-строительные машины, железобетонные и металлические изделия, а также другие гру- зы длиной в пределах платформы или полувагона разрешается грузить на все железные дороги, кроме Дальневосточной в соответствии с льгот-
ным габаритом погрузки (рис. 28.2). Расстояние В от оси пути до точек льготного габарита погрузки в зависимости от высоты Н от уровня го- ловок рельсов приведены в таблице 1.2 Технических условий.
Например, на высоте от уровня головок рельсов Н = 2908 мм, рас- стояние от оси пути до точек льготного габарита В = 1671 мм.
В накладной на лицевой стороне (место для особых отметок и штем- пелей) на такие грузы грузоотправитель делает отметку «Льготный габарит». Размещение и крепление таких грузов производится по чер- тежам, утвержденным отделениями дорог, или по местным техничес- ким условиям.
Лесоматериалы разрешается грузить в полувагоны в пределах зо-
нального габарита погрузки (рис. 28.3) на все дороги, за исключени- ем Северо-Кавказской (участки Белореченская—Туапсе—Веселое,
Крымская—Новороссийск), а также участков Чум—Лабытнанги, Пукса—
Наволок Северной и Тигей—Ачинск Красноярской дорог.

332
Расстояние В от оси пути до очертания зонального габа- рита погрузки на высоте от уровня головок рельсов при- ведено в таблице 1.3 Техничес- ких условий. Например, на высоте Н = 4080 мм расстоя- ние В = 1608 мм. Размещение и крепление различных видов лесоматериалов в пределах зо- нального габарита должны про- изводиться по Техническим ус- ловиям, утвержденным МПС
России или местным техничес- ким условиям, утвержденным подразделениями перевозчика. В
накладных на такие грузы на лицевой стороне грузоотправители обяза- ны сделать отметку «Зональный габарит». Такая отметка должна быть проставлена работниками товарных контор в дорожной ведомости и в вагонном листе.
28.5. Основные требования к размещению грузов
При размещении грузов в подвижном составе тележки вагонов дол-
жны быть загружены равномерно. Это достигается в том случае, если общий центр массы располагается над серединой вагона в вертикальной плоскости на пересечении продольной и поперечной осей вагона. Если это невозможно обеспечить, то допускается наибольшее продольное смещение центра массы от вертикальной плоскости, в которой находит- ся поперечная ось вагона, на величины, указанные в таблице 1.4 Техни- ческих условий, от 100 до 3000 мм в зависимости от массы груза. На- пример, для массы груза до 10,0 т — 3000 мм; 50,0 т — 1700 мм; свы- ше 70,0 т — 100 мм.
Наибольшие допускаемые поперечные смещения общего центра массы грузов от вертикальной плоскости, в которой находится продольная ось ва- гона четырехосных полувагонов и платформ, также указаны в таблице 1.6
Технических условий и зависят от массы груза и высоты общего центра массы вагона с грузом. Допускается поперечное смещение до 620 мм.
Рис. 28.3. Зональный габарит погрузки


333
Рис. 28.4. Схема расположения поперечных подкладок на платформе
Например, при массе груза до 10 т и высоте общего центра массы вагона с грузом до 1,2 м — 620 мм, а для массы 50,0 т — 350 мм.
Допускаемые значения продольных и поперечных смещений общего центра массы грузов могут использоваться одновременно.
Масса груза может передаваться вагону через две подкладки, удален- ные одна от другой, или быть равномерно распределенной по занятой пло- щадке пола вагона. Масса груза, приходящаяся на подкладку, уложенную поперек платформы в пределах ее базы l
в
(рис. 28.4) зависит от типа теле- жек вагона, минимального расстояния между вертикальными плоскостями,
проходящими через середину подкладки и поперечную ось платформы (а)
и ширины распределения нагрузки (В) поперек вагона. Эта масса опреде- ляется по таблице 1.8 Технических условий. Допускаемые нагрузки на под- кладки, уложенные поперек рамы за пределами базы платформы, приведе- ны в таблице 1.9 Технических условий. Ширина распределения нагрузки В,
передающаяся на раму вагона, определяется по формуле
,
35
,
1
о гр
h
b
В
+
=
(28.1)
где b
гр
— ширина груза в месте опоры, мм; h
о
— высота поперечной подкладки, мм.
В Технических условиях установлены также наибольшие допускае- мые нагрузки на поперечные балки четырехосных полувагонов и наи- большие изгибающие моменты в рамах четырехосных платформ и полу- вагонов (табл. 1.10; 1.11).
При размещении груза в полувагонах равномерно распределенная нагрузка на крышку люка не должна превышать 6 тс (58,8 кН). Допуска- емая сосредоточенная нагрузка на крышку люка полувагона установле- на Техническими условиями.

334
Выход груза за пределы концевой балки полувагонов и платформ не должен превышать 400 мм.
Борта платформ, люки и двери полувагонов должны быть закрыты и заперты на запоры. При погрузке грузов, не размещающихся в пре- делах пола платформ или полувагонов, торцевые борта платформы могут быть откинуты на кронштейны, а торцевые двери полувагона — откры- ты и закреплены. Груз не должен опираться на откинутые борта плат- форм. При перевозке таких грузов на платформах с открытыми секци- ями боковых бортов последние должны быть закреплены за кольца,
имеющиеся на продольных балках. В случае отсутствия колец все про- тивоположные секции бортов грузоотправитель обязан увязать прово- локой, которая пропускается под платформой ниже уровня боковых и хребтовых балок.
28.6. Требования к размещению и креплению длинномерных грузов
Длинномерные грузы, т.е. грузы, выходящие за пределы концевой балки вагонов более чем на 400 мм, перевозят на сцепах с опорой на один (рис. 28.5, а) или два вагона (рис. 28.5, б, в).
Сцепы формируют из вагонов одного типа. Разница по высоте меж- ду продольными осями автосцепок смежных вагонов сцепа до погруз- ки не допускается, так как может произойти саморасцеп вагонов.
Рис. 28.5. Расстояния между концами грузов на платформах прикрытия


335
Для размещения и крепления груза на каждом грузонесущем вагоне сцепа устанавливают турникетные опоры (турникеты). Турникет со- стоит из нижней, промежуточной и верхней рам, боковых скользунов,
подпятника, шкворня, продольных и поперечных упоров. Промежуточ- ная и верхняя рамы имеют наклонные и горизонтальные поверхности скольжения. Нижняя рама крепится жестко с платформой с помощью продольных и поперечных упоров. Верхняя рама имеет устройство для размещения и крепления груза. Для транспортировки на сцепе длинно- мерного груза с опорой его на два вагона могут применяться подвиж- ные и неподвижные турникеты. В подвижном турникете имеется прорезь для продольного перемещения шкворня. При погрузке груза на турни- кет шкворень должен находиться в центре прорези. Длинномерный груз размещают на турникетах так, чтобы центр массы располагался в верти- кальной плоскости, проходящей через продольные оси платформ сцепа.
Масса груза не должна превышать грузоподъемность турникета.
При погрузке длинномерного груза с опорой на одну четырехосную платформу и расположении общего центра массы груза в вертикальной плоскости, в которой находится поперечная ось вагона, допускаемую массу груза устанавливают в зависимости от его длины и типа рессор- ного подвешивания платформы.
При перевозке груза на сцепе с опорой на два вагона крепление груза (растяжки, стойки, борта и др.) не должно препятствовать переме- щению вагонов сцепа относительно груза при проходе кривых участков пути. Устройства, предохраняющие груз от поперечных смещений и оп- рокидывания, следует размещать на обоих грузонесущих вагонах в плос- кости расположения опор. В противном случае вагоны могут сойти с рельсов. Секции продольных бортов сцепа должны быть открыты, если они препятствуют перемещению груза при движении вагонов в кривых участках пути. Торцевые борта платформ со стороны сцепа откидывают на кронштейны.
Расстояние между концами грузов, закрепленных на смежных плат- формах сцепа, должно быть не менее 270 мм (см. рис. 28.5, а). Когда длинномерный груз опирается на два вагона и имеет свесы, промежуток между ними и грузами на платформах прикрытия со стороны вагона, на котором длинномерный груз закреплен от продольного перемещения,
должен быть не менее 270 мм, с противоположной стороны — 490 мм
(см. рис. 28.5, б), а при наличии промежуточной платформы прикрытия —
710 мм (см. рис. 28.5, в).

336
Длина подкладок, применяемых при перевозке длинномерных гру- зов, должна быть равна ширине вагона. Ширину и высоту подкладки определяют расчетом.
Чтобы сцеп случайно не расцепили, рукоятки рукавов автосцепки прикрепляют к кронштейнам мягкой проволокой. На боковых бортах платформ наносят надпись «Сцеп не разъединять». Правильность подго- товки сцепа в техническом отношении проверяют перед погрузкой ра- ботники вагонной службы.
Грузоотправитель обязан перед установкой турникетов проверить соответствие проектам конструкции турникетов, креплений (банда- жей, растяжек, связок, кронштейнов, упоров и других приспособле- ний для установки и крепления груза), исправность турникетов и ком- плектов крепления.
Удалив грязь, он обязан смазать тонким слоем универсальной смаз- ки трущиеся поверхности рам, поверхности пятника и подпятника и сколь- зунов, сделать записи о результатах осмотра в документации в соответ- ствии с руководством по эксплуатации, в котором изложены требования по осмотру, периодичности ремонтов и т.п.
В Технических условиях (глава 10) установлены способы размеще- ния и крепления на сцепах длинномерных грузов с применением турни- кетов (рельсы длиной 25 м, железобетонные балки проемных строений мостов длиной 24 м, металлические балки мостовых кранов длиной до
44 м, железобетонные стропильные фермы длиной 24 и 18 м) и др.
28.7. Приспособления и способы крепления грузов
Для размещения и крепления грузов в открытом подвижном со- ставе применяют различные приспособления и материалы: растяж- ки, обвязки, упорные и распорные бруски, стойки, подкладки, щиты,
турникеты и другие приспособления, а также стандартное крепле- ние многократного использования. Деревянные детали крепления из- готовляют из здорового дерева любых пород, кроме осины, ольхи,
липы и сухостоя других пород. Допускается изготовлять подкладки и прокладки из осины и ольхи, работающие только на сжатие и к которым не крепятся упорные и распорные бруски и другие элемен- ты крепления. Перед погрузкой пол вагона, опорные поверхности груза, подкладки, прокладки, бруски и поверхности груза под об- вязками должны быть очищены от снега, льда и грязи. В зимнее


337
время полы вагонов и поверхности подкладок в местах опирания груза грузоотправитель обязан посыпать тонким слоем (1-2 мм)
чистого сухого песка.
Стойки применяют для ограждения и закрепления грузов. Их изго- товляют из здорового дерева круглого сечения. Диаметр стоек должен быть 120—140 мм в нижнем отрубе и не менее 90 мм в верхнем. Допус- кается изготовлять стойки из пиломатериалов не ниже второго сорта
(ГОСТ 8486-86Е и ГОСТ 2695-83) сечением 90
×
120 мм с прямыми во- локнами.
Круглый лес, трубы и некоторые другие штабельные грузы укреп- ляют от развала парными боковыми стойками. В полувагонах их встав- ляют в лесные скобы (можно комлем вверх). Для установки на плат- формах стойки затесывают по размеру гнезда так, чтобы они плотно прилегали всеми четырьмя сторонами к стоечным скобам. Зазор между стойкой и скобой допускается не более 15 мм в нижней части с одной стороны. В этом случае стойку закрепляют клином, прибиваемым к ней гвоздем длиной 50—60 мм. Клин в литые и сварные скобы встав- ляют снизу, а в скобы, состоящие из нижней и верхней частей, в нижнюю снизу или сверху. Стойка выходит из скобы в нижней части на 80—100 мм. Противоположные боковые стойки должны иметь вер- хнее и среднее поперечное крепление. Расстояние от верхнего креп- ления до груза 25—100 мм, а до вершин стоек — не менее 50 мм.
Среднее крепление выполняется так, чтобы верхний и нижний (по от- ношению к увязке) штабеля груза не касались его. Высота боковых стоек над полом платформ должна быть не более 2800 мм. Возвыше- ние стоек над бортами четырехосных полувагонов при высоте после- дних 1880 мм допускается не более 900 мм, при высоте 2060 мм —
700 мм, а шестиосных полувагонов с высотой бортов 2365 мм — не более 400 мм. Высота боковых стоек над полом платформ и полува- гонов при погрузке в пределах зонального габарита должна соответ- ствовать этому габариту погрузки. Длина коротких стоек, устанавли- ваемых в торцовые и боковые скобы платформ, должна быть не ме- нее высоты борта.
Подкладки, прокладки, упорные и распорные бруски изготовляют из пиломатериалов не ниже третьего сорта (ГОСТ 8486-86Е и ГОСТ 2695-83),
металла различных профилей, железобетона и др. Прокладки и подклад-

338
ки применяют для обеспечения механизированной погрузки, рассредо- точения нагрузок, предохранения груза от повреждений и др. Они могут быть составными по ширине и высоте, но не более чем из двух частей.
Обе части соединяют гвоздями, болтами, скобами и т.п.
Высота подкладок и прокладок должна быть не менее 25 мм. Длина поперечных подкладок должна быть равной ширине вагона, прокладок —
ширине штабеля груза. Прокладки укладывают, как правило, одну над другой на расстоянии не менее 500 мм от концов груза и не менее 300 мм от стоек. Разрешается выход концов прокладок за погруженный груз до
200 мм при условии обеспечения габаритности погрузки.
Упорные бруски применяют для закрепления предметов с плоскими опорными поверхностями, когда они не занимают всей площадки плат- формы и не удерживаются от сдвига боковыми и торцовыми бортами или стойками. Для большей надежности крепления упорные бруски дополняют распорными брусками, вставляемыми между упорным бру- сом и торцовыми стойками. Высота упорных и распорных брусков не менее 50 мм.
Растяжки и обвязки могут быть проволочными, из металлических стержней, полос, цепей, стальных тросов и других материалов. Растяж- ки прикрепляют одним концом к деталям груза, а другим — к торцовым и боковым стоечным скобам платформ, опорным кронштейнам с торце- вой стороны платформы, увязочным устройствам внутри платформы или увязочным устройствам полувагонов. Нельзя закреплять растяжки за лесные скобы полувагонов, увязочные кольца, расположенные на верх- нем обвязочном брусе полувагонов и боковых балках платформ, и за другие детали. На платформах с деревянными бортами растяжки про- пускают под борт, с металлическими — под борт или через борт. Рас- тяжка (обвязка) должна состоять не менее чем из двух нитей. Растяжки должны изготавливаться из одной непрерывной нити проволоки и иметь не более двух концов. Каждый конец проволоки обводится 2-3 раза вокруг увязочного узла вагона или груза, затем не менее трех раз вокруг растяжки с последующим скручиванием нитей.
Проволоку для крепления груза применяют мягкую, термически об- работанную, диаметром не менее 4 мм. Наружная поверхность ее не дол- жна иметь трещин, перекручин, расслоений, заусенцев и др. Длина от- дельных нитей проволоки в растяжках, обвязках и других элементах крепления должна быть одинаковой. Нити скручивают ломиком. Вместо