Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1220
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
321
Правила перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте предусматривают порядок и условия применения профи- лактических мер и средств восстановления сыпучести грузов и офор- мление их перевозок. До наступления холодного периода года, в тече- ние которого обязательно применение профилактических мер, препят- ствующих смерзанию груза, грузоотправители и грузополучатели дол- жны провести соответствующую подготовку. В первую очередь созда- ются запасы средств профилактики в пунктах погрузки смерзающих- ся грузов, осуществляется ремонт установок для проведения профи- лактики насыпных грузов и кузовов вагонов при погрузке, а также механизмов и устройств для восстановления сыпучести смерзающих- ся грузов в пунктах выгрузки. Перевозчик имеет право выборочно про- верять в местах погрузки соблюдение грузоотправителем правил под- готовки смерзающихся грузов и подвижного состава к перевозке.
До предъявления к перевозке грузов, подверженных смерзанию,
грузоотправитель должен принять меры к уменьшению их влажности до безопасных пределов, установленных ГОСТ, техническими усло- виями на продукцию. Если это невозможно, грузоотправитель приме- няет профилактические средства. В тех случаях, когда примененные средства профилактики оказались недостаточно эффективными, гру- зополучатель обязан принять меры по восстановлению сыпучести гру- за в пункте выгрузки.
Эффективное средство для предохранения груза от смерзания при устойчивых морозах — предварительное промораживание многократ- ным пересыпанием (перелопачиванием). К числу других предохрани- тельных мероприятий относятся пересыпка груза негашеной известью,
древесными опилками, хлористым кальцием, поваренной солью, равно- мерное обрызгивание их массы, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными маслами, профилактичес- кими жидкостями — ниогрином и северином, растворами хлористого кальция и поваренной соли.
Внесение в массу груза необходимых профилактических средств, в том числе покрытие жидкостями и растворами стен и пола полувагонов и платформ, должно производиться способом (преимущественно меха- низированным), обеспечивающим равномерное перемешивание этих средств с насыпным грузом, равномерную послойную пересыпку, тща- тельное обрызгивание маслами, ниогрином, северином.
322
Выбор профилактических средств грузоотправителем зависит от рода груза, технологии выгрузки и последующего использования или переработки груза потребителем. Выбранные средства профилактики не должны отрицательно влиять на подвижной состав, а также на ка- чество и свойства перевозимого груза, предусмотренные соответству- ющими ГОСТ или техническими условиями на продукцию. Выбран- ные грузоотправителем средства профилактики согласовываются с грузополучателем.
Профилактические меры, предохраняющие от смерзания массовые виды грузов, перевозимые насыпью, приведены в Приложении 3 Пра- вил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте.
В пунктах погрузки грузоотправители должны иметь лиц, ответствен- ных за осуществление профилактических мер против смерзания.
При дальних перевозках грузов в условиях низких температур окру- жающего воздуха, меняющихся климатических и метеорологических условий (особенно в переходные периоды года) грузополучатели осна- щают свои пункты выгрузки смерзающихся грузов средствами разог- рева или механического рыхления для восстановления сыпучести этих грузов. Для разогрева смерзшихся грузов используются тепляки и дру- гие обогревательные устройства (например, инфракрасные излучатели).
Для механического рыхления таких грузов применяются бурофрезер- ные установки, самоходные виброударные установки, виброрыхлители различных типов, установки экскаваторного типа.
Грузоотправитель при предъявлении к перевозке смерзающего груза указывает в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправите- ля» процент влажности груза и меры, принятые для предохранения его от смерзания. Например, «Груз проморожен», «Пересыпано известью в количестве …%», «Обмаслено в количестве …%» и др. Кроме того, гру- зоотправитель обязан в верхней части накладной поставить штемпель
«Смерзающийся».
Указание в накладной данных о влажности при погрузке земли, гли- ны, песка, щебня и гравия необязательно. Перевозчик может принять к перевозке смерзающиеся грузы без применения профилактических мер при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием перевозимого на таких условиях груза и обеспечение его своев- ременной выгрузки. При этом в накладной грузоотправитель делает отметку «С согласия получателя — без профилактики».
323
В случае прибытия груза в смерзшемся состоянии, происшедшим в результате нарушения грузоотправителем профилактических мер или условий отгрузки смерзающихся грузов, согласованных с грузополу- чателем в договоре поставки, грузополучатель составляет с участием представителя перевозчика акт общей формы. В акте подтверждается факт прибытия груза в смерзшемся состоянии, а также указывается раз- мер внесенной грузополучателем платы за пользование вагонами за пе- риод времени, связанного с выгрузкой такого груза.
27.6. Предупреждение потерь сыпучих грузов при перевозке
При перевозке сыпучих грузов грузоотправитель обязан принять меры,
исключающие потери груза, загрязнение окружающей среды и желез- нодорожного пути.
Все потери можно разделить на три вида: течь груза в конструктив- ные зазоры и неплотности кузова вагона; выдувание мелких фракций воздушным потоком, обтекающим движущийся поезд; осыпание груза,
размещенного выше бортов. Эти потери возрастают при увеличении ско- рости движения поезда.
При перевозке каменного угля мелких фракций, коксовой мелочи,
концентратов руд черных и цветных металлов, минеральных удобрений и торфа потери изменяются от 1,5 до 5,5 т на один вагон. Помимо матери- ального ущерба при потерях грузов происходит загрязнение железнодо- рожного пути и окружающей среды.
Загрязнение балласта концентратами руд цветных металлов, железо- рудными концентратами нарушает надежную работу электрических рель- совых цепей и автоблокировки, вызывает задержки в движении поез- дов. Проникновение пылевидных частиц, отличающихся абразивностью,
в движущиеся части подвижного состава вызывает его преждевремен- ный износ и выход из строя. В результате загрязнения пути создаются антисанитарные условия для пассажиров, нарушаются требования охра- ны труда для работников, связанных с движением поездов. Избежать или снизить до минимума потери сыпучих грузов возможно путем со- вершенствования, контейнеризации и пакетизации перевозок, широкого применения специализированного подвижного состава (хопперов-мине- раловозов, цементовозов, специальных цистерн).
При перевозке сыпучих грузов в открытом подвижном составе грузо- отправитель обязан принять все необходимые меры, предотвращающие выдувание мелких частиц при перевозке, течь груза и осыпание его при погрузке с «шапкой».
324
Для предотвращения течи груза в конструктивные зазоры и неплот- ности кузовов вагона применяется заделка щелей и зазоров с помощью рулонных, листовых и пленочных материалов, паст и мастик, уплотне- ние с помощью связующих и длинноволокнистых наполнителей. Уплот- нительные материалы приготовляют и наносят на щели и зазоры кузова вагона перед погрузкой с помощью специальной установки.
Для предотвращения выдувания груза необходимо поверхность его разровнять, а при необходимости и уплотнить. Легковесные грузы мелких фракций (объемной массой менее 0,85 т/м
3
) загружают в полувагоны так,
чтобы верхняя часть штабеля («шапки») была хорошо разровнена и после уплотнения высота составляла 250—300 мм. В поперечном сечении «шап- ке» груза придают форму трапеции: основание ее должно быть на 50 мм ниже уровня верхней обвязки бортов полувагона. Основание «шапки»
минерально-строительных грузов также должно быть ниже уровня верх- ней обвязки бортов вагона на 50 мм, а ее высота — не более 750 мм.
В зависимости от гранулометрического состава и плотности груза мел- ких фракций для разравнивания и уплотнения его поверхности применяют следующие устройства: направляющие рассекатели потока груза под вы- пускным отверстием бункера и скребковые ровнители (концентраты руд черных и цветных металлов и др.); установку статического действия при объемной массе груза 0,85—1,0 т/м
3
(рис. 27.1), установку вибростати- ческого действия при объемной массе груза менее 0,85 т/м
3
, накладные
Рис. 27.1. Установка статического действия для разравнивания и уплотнения угля в полувагонах: 1 — подъемный механизм; 2 — рама; 3 — стопорное устройство; 4 — каток-уплотнитель
325
Рис. 27.2. Нанесение пленкообразующего раствора на поверхность груза, по- груженного выше уровня бортов полувагона: 1 — вагоны; 2 — насос; 3 —
лебедка; 4 — распылительные форсунки; 5 — каток-уплотнитель; 6 —
вагонные весы вибраторы для мелкокусковых легковесных грузов (кокс, торфяные и буроугольные брикеты) и др.
Наиболее эффективным способом защиты грузов мелких фракций от выдувания является покрытие их поверхности защитными пленка- ми, полученными из дешевых отходов химического производства, об- ладающих вяжущими свойствами. Защитная пленка должна быть проч- ной, эластичной, обеспечивать хорошее сцепление с обшивкой кузова вагона по периметру и с частицами груза и не разрушаться при высо- ких скоростях движения.
Пленка наносится на разровненную и уплотненную поверхность груза при продвижении вагона под распылительными форсунками (рис. 27.2).
При покрытии груза защитными пленками потери от выдувания пол- ностью предотвращаются.
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 42
Глава 28. Общие требования к размещению
и креплению грузов в открытом подвижном составе
28.1. Характеристика грузов,
перевозимых в открытом подвижном составе
В открытом подвижном составе перевозятся грузы, которые не бо- ятся атмосферных осадков, а также грузы тарно-штучные, длинномер- ные и громоздкие, которые по своим размерам и массе не могут быть загружены в крытый вагон. К таким грузам относятся массовые грузы
326
(уголь, руда, лес, строительные материалы), автомобили, тракторы, сель- скохозяйственные и другие машины, станки, различное промышлен- ное оборудование, металлопрокат, рельсы, трубы и др. Перечень гру- зов, допущенных к перевозке в открытом подвижном составе, утвер- ждается МПС России.
Грузы, которые по своим свойствам и характеру не могут быть при- равнены к указанным в Перечне грузам, могут допускаться к перевозке в открытом подвижном составе в установленном порядке только по раз- решению МПС России.
Грузы, отмеченные в Перечне одной звездочкой, допускаются к пере- возке в открытом подвижном составе только, если масса одного места превышает 500 кг, а также длинномерные и громоздкие, которые по сво- им размерам не могут быть загружены в крытый вагон.
Грузы, отмеченные в Перечне двумя звездочками, при погрузке их в открытый подвижной состав в период с 1 апреля по 1 октября должны быть укрыты грузоотправителем брезентом, досками, дощатыми щита- ми или другими материалами, защищающими от попадания искр и ис- ключающими загрязнение окружающей среды и засорения территории.
Планеры, самолеты и вертолеты должны перевозиться в упаковке или с укрытием независимо от времени года. В верхней части накладной гру- зоотправитель обязан проставить штемпель красного цвета «Легко вос- пламеняется», «Прикрытие 3/0-0-1-0».
Условия перевозок грузов в открытом подвижном составе определе- ны в Правилах перевозок железнодорожным транспортом грузов в от- крытом подвижном составе.
Размещение и крепление грузов в открытом подвижном составе про- изводится в соответствии с Техническими условиями размещения и креп- ления грузов в вагонах и контейнерах.
Грузы, перевозимые в открытом подвижном составе, по свой- ствам и характеру размещения и крепления можно разделить на сле- дующие группы:
– сыпучие и кусковые, перевозимые насыпью или навалом (уголь, руда,
щебень, песок, торф и др.). Какого-либо крепления такие грузы не требуют.
Устойчивость в движении обеспечивают борта платформы или полувагона.
Условия их перевозки рассмотрены в главе 27;
– автотракторная техника и другие штучные грузы, требующие как правило, крепления при перевозке;
327
– штабельные, состоящие из отдельных предметов, укладываемые при погрузке в несколько рядов по высоте (лесоматериалы, трубы,
рельсы и др.).
Перевозка в открытом подвижном составе по сравнению с крытыми вагонами имеет ряд преимуществ: широкое применение средств меха- низации при погрузке и выгрузке, что удешевляет и ускоряет погрузоч- но-разгрузочные операции и сокращает простой вагонов; относительно легкая тара открытых вагонов, а также меньшая стоимость их постройки и ремонта, что сокращает расходы, связанные с перевозками; возмож- ность перевозки длинномерных и громоздких грузов; упрощение опе- раций по приему и выдаче грузов.
28.2. Подготовка автотракторной техники
и штучных грузов к перевозке
Грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким обра- зом, чтобы обеспечивалась безопасность движения и сохранность груза в процессе транспортирования.
Подготовка автотракторной техники к перевозке осуществляется в соответствии с ГОСТ 26653-90 «Подготовка генеральных грузов к транс- портированию».
Порядок подготовки и приема к перевозке в универсальных и специ- ализированных вагонах автотракторной техники определен в Правилах перевозок железнодорожным транспортом автотракторной техники.
Грузоотправитель демонтирует и упаковывает легкоснимаемые комп- лектующие детали и узлы и защищает с помощью упаковочного матери- ала все бьющиеся детали. Список снятых комплектующих деталей и уз- лов указывается грузоотправителем в накладной в графе «Особые заяв- ления и отметки отправителя» (графа 4).
Демонтированные комплектующие детали и узлы автотракторной техники, размещенные на время перевозки в кабине, салоне, багажни- ке, крытом кузове, а также узлы, установленные на своих штатных местах в кабине, салоне, багажнике, крытом кузове допускается пере- возить без упаковки.
При перевозке автотракторной техники отправительскими маршру- тами или группами вагонов комплектующие детали и узлы, запчасти,
инструмент перевозятся в крытых вагонах, универсальных контейне- рах в соответствующей упаковке и следуют вместе со всей партией
328
автотранспортной техники. В этом случае в графе 4 накладной грузо- отправитель указывает «Инструмент, комплектующие детали и узлы не вкладывались».
При перевозке автотракторной техники в специализированных ваго- нах демонтаж легкоснимаемых комплектующих деталей и узлов и защи- та бьющихся деталей не требуется. При перевозке автотранспортной тех- ники с разными видами технологической некомплектности в графе 4
накладной указывается перечень недостающих узлов и деталей по каж- дой единице автотранспортной техники.
Грузоотправитель перед предъявлением груза к перевозке закрывает двери кабин, салонов, кузовов, капоты, багажники, отсеки и т.п. на за- щелки, замки и при необходимости оборудует их дополнительными за- порными устройствами и пломбирует.
Грузоотправителем составляется информационный листок, при- крепляемый на внутренней стороне лобового стекла кабины, в кото- ром указывается название и марка содержащегося в топливном баке количества топлива, число пломб, ящиков с запасными частями и инструментами, места их нахождения, список снятых комплектую- щих деталей и узлов, перечень недостающих деталей при некомп- лектной поставке, а также отметка «Инструмент, комплектующие детали и узлы не вкладывались» при перевозке отправительскими маршрутами и группами вагонов. На лобовое стекло кабины также прикрепляется схема строповки для погрузки автотранспортной тех- ники грузоподъемными устройствами. Количество топлива для ав- тотранспортной техники грузоподъемностью до 5 т не должно пре- вышать в баках 10 л, грузоподъемностью свыше 5 т — 15 л. Поря- док подготовки автотракторной техники к перевозке разрабатывает- ся грузоотправителем по каждой марке такой техники и согласовы- вается с перевозчиком.
Копия порядка подготовки автотранспортной техники находится на станции погрузки.
Все подвижные и поворотные части (стрелы, рабочее оборудование)
экскаваторов, кранов, автопогрузчиков и других машин грузоотправи- тель должен застопорить фиксаторами и закрепить способом, исключа- ющим перемещение их в продольном и поперечном направлениях и раз- ворот. У колесных, гусеничных и других машин, оборудованных тормо- зами, проверяется надежность тормозной системы.