Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1157
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
581
В случае утраты груза к претензии прилагается квитанция о приеме груза, а в случае утраты грузобагажа — грузобагажная квитанция о при- еме грузобагажа с отметкой станции назначения о неприбытии груза,
грузобагажа, а также документ, подтверждающий факт и размер причи- ненного заявителю претензии ущерба, удостоверяющий количество и действительную стоимость груза.
Претензия о недостаче, повреждении (порче) груза должна быть обо- снована железнодорожной накладной и коммерческим актом (докумен- том об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта), а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба,
удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающих поврежденных грузов, деталей, запчастей.
Претензии в случае уплаты штрафов за задержку подачи и уборки вагонов, возврата провозных платежей, платы за пользование вагонами,
сборов за подачу и уборку вагонов, платы за пользование контейнерами должны быть обоснованы документами в зависимости от оснований, по которым они взысканы (ведомости подачи и уборки вагонов, наклад- ные, квитанции о приеме груза, акты общей формы и др.).
В случае просрочки доставки груза к претензии прилагается подлин- ная железнодорожная накладная, а в случае задержки выдачи груза —
дополнительно акт общей формы. Претензия о возврате штрафа за невы- полнение принятой заявки на перевозку грузов или за неподачу вагонов
(контейнеров) для ее выполнения обосновывается учетной карточкой,
выданной станцией, документами, подтверждающими внесение плате- жей, актом общей формы, составленным при отказе одной из сторон подписать учетную карточку. К претензии об уплате штрафа за занятие перевозчиком вагонов, контейнеров без согласия их владельцев долж- ны быть приложены документы, подтверждающие этот факт. Ими, в ча- стности, являются подлинные накладные или грузовые квитанции; акт общей формы, заявления о розыске и другие доказательства; расчет суммы штрафа. Претензию к перевозчику в случае взыскания штрафа и убытков, утраты или повреждения вагонов, контейнеров следует обо- сновать выданным перевозчиком актом общей формы, актом о повреж- дении вагонов, контейнеров, техническим актом, расчетом убытка, до- кументом, подтверждающим принадлежность вагона (контейнера) и его остаточную стоимость.
582
57.3. Предъявление и рассмотрение претензий
Порядок предъявления претензий к перевозчику предусмотрен Пра- вилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с Правилами претензии о возмещении за утрату, не- достачу, повреждение (порчу) груза должны предъявляться по каждой отправке в отдельности. Однако по однородным грузам, погруженным на одной станции одним грузоотправителем на одну станцию в адрес одного грузополучателя, допускается предъявление претензии по этому основанию на группу отправок, по которым был составлен один ком- мерческий акт. Если коммерческий акт составлен на маршрутную или групповую отправку, то претензию можно предъявить на количество ва- гонов, указанных в акте.
В претензии следует указывать: наименование заявителя, а для юриди- ческих лиц данные свидетельства о регистрации в качестве юридического лица, юридический адрес и банковские реквизиты заявителя; основание для предъявления претензии (полная или частичная утрата груза, недоста- ча, повреждение, просрочка в доставке и другие причины); сумму пре- тензии; перечень документов, прилагаемых к претензии. Для физических лиц указываются данные документа, удостоверяющего личность и адрес,
по которому следует направлять ответ на претензию. Претензии подписы- ваются грузоотправителем или уполномоченными ими лицами.
В претензии на перевозку грузов, оформленных электронной наклад- ной, кроме вышеуказанных сведений (если грузоотправителю была от- дана квитанция в электронном виде) указываются номер отправки, код электронного сообщения, подтверждающий прием (с нулевым кодом приема), регистрационный номер и дата приема электронного сообще- ния. И дополнительно (в случае выдачи грузоотправителю электронной накладной) электронное сообщение о раскредитовании электронной на- кладной.
В соответствии со статьей 122 Устава претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов или грузобагажа, предъявляются к перевозчику.
Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются:
– к перевозчику, если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция;
583
– к соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится данный пункт.
Статьей 123 Устава установлено, что претензии к перевозчику мо- гут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней — в течение 45 дней. Для соблюдения сроков предъяв- ления претензий необходимо правильно определить момент, с которого начинается исчисление этих сроков. В статье 123 Устава в зависимости от основания, по которому предъявляется претензия, установлен поря- док исчисления этих сроков.
Так, например, по претензиям о возмещении за повреждение (пор- чу) либо недостачу груза, багажа и грузобагажа указанный срок ис- числяется со дня их выдачи, о возмещении за утрату груза — по исте- чении 30 дней со дня окончания срока его доставки, взыскания штра- фа за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов по истече- нии 5 дней с момента взыскания штрафа и т.д.
В соответствии со статьей 124 Устава перевозчик обязан рассмотреть претензию и о результатах рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня ее получения. Дата получения претен- зии подтверждается календарным почтовым штемпелем на конверте (при пересылке по почте) или распиской получателя (при сдаче непосред- ственно подразделению перевозчика). Перевозчик может удовлетворить претензию полностью или частично либо отклонить ее. При отклонении претензии или ее частичном удовлетворении перевозчик в письменном уведомлении должен указать основания принятого им решения со ссыл- кой на соответствующую статью Устава. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.
Уведомление перевозчика подписывается уполномоченным им лицом.
Перевозчик, удовлетворяя претензию полностью или частично, дол- жен перечислить заявителю признанную сумму.
Если при рассмотрении претензии будет установлено, что страховая компания частично возместила ущерб от несохранной перевозки грузов заявителю претензии, то перевозчик возмещает ущерб в размере дей- ствительной стоимости утраченного, недостающего, поврежденного (ис- порченного) груза с учетом суммы, полученной заявителем претензии от страховой компании.
584
57.4. Предъявление и рассмотрение исков
Иск — обращение в суд, арбитраж или третейский суд за защи- той своего нарушенного, оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
В соответствии со статьей 125 Устава иски к перевозчику, возник- шие в связи с осуществлением перевозки грузов багажа и грузобагажа,
могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа пере- возчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения от пере- возчика ответа в течение 30 дней со дня получения претензии. Иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, в течение одного года со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензий. Таким образом, исчисление начального момента истечения срока исковой давности совпадает с начальным моментом исчисления претензионного срока. Граждане должны предъявлять иски к перевоз- чику в суды общей юрисдикции. Согласно статье 22 Арбитражного про- цессуального кодекса РФ юридические лица и граждане, осуществляю- щие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретен- ный в установленном законом порядке, обращаются с исками к пере- возчику в арбитражный суд. На основании статьи 23 ГК Российской
Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществля- ющий свою деятельность без образования юридического лица, с момен- та регистрации указанного хозяйства должен обращаться с иском к пе- ревозчику в арбитражный суд.
В случае рассмотрения претензии в установленный срок или ранее установленного срока заявитель вправе обратиться с иском сразу же после получения письменного уведомления перевозчика. Если уведом- ление от перевозчика не получено в течение 30 дней со дня получения претензии, заявитель может обратиться с иском по истечении установ- ленного на уведомлении срока.
В соответствии со статьей 126 Устава иски перевозчика к пассажи- рам, грузоотправителям, грузополучателям, другим организациям, воз- никшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, ба- гажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установ- ленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение одного года со дня наступления событий, послуживших осно-
585
ваниями для предъявления таких исков. Перевозчик предъявляет иск в арбитражный суд по месту нахождения ответчика, если последний явля- ется юридическим лицом или гражданином, осуществляющим предпри- нимательскую деятельность без образования юридического лица и име- ющим статус индивидуального предпринимателя.
Глава 58. Контрольно-ревизионная работа
58.1. Общие положения
Для осуществления контроля за состоянием грузовой и коммерчес- кой работы железнодорожной станции и других предприятий перевозчи- ка назначается старший коммерческий ревизор и участковые коммер- ческие ревизоры.
Границы ревизорских участков на отделении устанавливаются прика- зом начальника отделения исходя из норм проведения ревизий и прове- рок, а также объемов грузовой работы станций.
Коммерческие ревизоры обязаны проводить ревизии и проверки по выполнению работниками станций, дистанций погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций, контейнерных пунктов, городских то- варных станций, грузоотправителями и грузополучателями требований
Устава, Правил перевозок грузов, Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, приказов и указаний МПС
России, подразделений перевозчика по перевозкам грузов, применению грузовых тарифов, соблюдению порядка выполнения грузовых и коммер- ческих операций, ведению технической и отчетной документации, а также контролировать правильность оформления перевозочных документов.
Коммерческие ревизоры осуществляют контроль за обеспечением безопасности движения поездов, сохранностью перевозимых грузов,
вагонов, контейнеров, повышением доходности перевозчика от грузо- вых перевозок, полнотой взыскания сборов, штрафов, договорных та- рифов, платежей и сборов.
Коммерческие ревизоры систематически проверяют состояние тех- нической учебы коммерческих работников, участвуют в проведении тех- нических занятий с работниками станций, участвуют в работе комиссии по периодической проверке знаний работников железнодорожного транс- порта, а также принимают экзамены по знанию Технических условий работниками предприятий-грузоотправителей, ответственных за погруз-
586
ку и крепление грузов в открытом подвижном составе. Материалы ре- визий и проверок обобщаются, и на основе их анализа разрабатываются конкретные предложения и указания по устранению и предупреждению выявленных недостатков. Ревизионная работа на станциях и предприятиях,
на которых производятся операции по перевозкам грузов, осуществляется путем проведения полных и частичных ревизий и внезапных проверок в соответствии с планом работы. Станции с большим объемом работы под- вергаются комплексным ревизиям с привлечением представителей соот- ветствующих отделов отделения дороги.
Старший коммерческий ревизор, коммерческие ревизоры, ревизоры хладотранспорта, ревизоры-мастера весового хозяйства проводят ревизии и целевые проверки конкретных вопросов по годовому плану (с разбивкой по месяцам), который утверждается начальником отделения дороги.
Месячные планы целевых и внезапных проверок составляются стар- шим коммерческим ревизором и утверждаются начальником отдела гру- зовой и коммерческой работы отделения дороги.
Планы ревизионной работы разрабатываются с таким расчетом, что- бы в течение года были подвергнуты проверке все станции, открытые для грузовых операций.
Станции с большим объемом работы по отдельным вопросам грузо- вой и коммерческой работы должны проверяться ежеквартально.
58.2. Проведение и оформление результатов ревизий
Для проведения ревизий крупных станций старший коммерческий ревизор и старший ревизор по контролю доходов организуют бригаду, в состав которой включаются работники отдела грузовой и коммерческой работы, при необходимости других отделов, а также ревизоры: коммер- ческие, хладотранспорта, весового хозяйства. При ревизии проверяют- ся все операции, связанные с выполнением принятых заявок на перевоз- ку грузов, с переработкой, хранением, взвешиванием, выдачей, пере- возкой грузов, оформлением документов, ведением грузовой, коммер- ческой, отчетной и другой документации.
Ревизия или проверка могут быть начаты в любое время суток. Перед началом ревизии или проверки ставятся в известность начальник стан- ции (предприятия) или заместитель. О проведении внезапных проверок ревизор может ставить в известность указанных лиц в процессе провер- ки. Присутствие руководителя при ревизии необязательно, но постоянно
587
должен присутствовать опытный работник станции (предприятия), кото- рый может давать необходимые пояснения по ходу работы бригады. На- чальник станции (предприятия) или его заместитель приглашаются по мере надобности для выяснения отдельных вопросов, а также при обна- ружении серьезных недостатков, злоупотреблений.
Результат ревизии (проверки) оформляется актом или справкой. Акт
(справка) должен быть объективным и кратким с указанием обнаружен- ных недостатков, нарушений. Цифровые данные излагаются в приложе- нии. При изложении фактов неудовлетворительной организации работы,
нарушений, злоупотреблений указывается точное наименование прове- ряемых объектов, документов, операций, фамилии и должности винов- ных. В акте должны быть даны предложения по устранению вскрытых ревизией или проверкой недостатков с указанием сроков их устранения и конкретных исполнителей. В конце акта отмечается выполнение (невы- полнение) предложений и указаний, зафиксированных в актах предыду- щих ревизий и проверок. Акт должен быть подписан ревизором, началь- ником станции (проверяемого предприятия) или его заместителем и дру- гими должностными лицами, присутствующими при проверке. Резуль- таты ревизий и проверок сообщаются причастным работникам проверя- емой станции (предприятия).
При необходимости ревизор обязан по материалам ревизии потребовать письменные объяснения от руководителей и виновных лиц.
Акт (справка) составляется в четырех экземплярах, из которых пер- вый с заключением ревизора, объяснениями виновных и всеми прило- жениями представляется начальнику отдела грузовой и коммерческой работы, второй вручается начальнику станции (руководителю предприя- тия) под расписку в первом экземпляре, третий вручается финансовому отделу, а четвертый хранится в делах коммерческого ревизора. Началь- нику станции (предприятия), кроме того, вручаются предложения реви- зора по улучшению работы, изложенные в виде конкретных практичес- ких мероприятий.
По каждому акту ревизор представляет начальнику отдела грузовой и коммерческой работы заключение, в котором указывается, улучши- лась ли работа с момента предыдущей ревизии при проверке, в чем выражаются основные недостатки, причины их возникновения, кто виновен в том, что эти недостатки не устранены.
588
Независимо от содержания акта все нарушения, отмеченные при ревизии или проверке, должны быть кратко записаны в Книгу реви- зорских указаний (форма ГУ-75).
Результаты ревизий в течение 20 дней должны быть рассмотрены на- чальником отделения дороги или его заместителем. Результаты проверок должны быть рассмотрены в течение 10 дней на станциях, а при необхо- димости, в отделении дороги.
58.3. Вопросы, подлежащие обязательной проверке
при проведении ревизий
Перечень вопросов, подлежащих обязательной проверке при проведе- нии ревизий содержится в Инструкции коммерческому ревизору желез- ной дороги РФ, но в зависимости от местных условий он может быть расширен. Всего при проведении ревизии необходимо обязательно прове- рить более 100 вопросов по семи направлениям деятельности станции (пред- приятия) в области грузовой и коммерческой работы. К таким направле- ниям относятся:
– обеспечение безопасности движения поездов в грузовом хозяйстве
(наличие профилактических мероприятий по обеспечению безопасности движения, графиков проверок, их выполнение, соблюдение схем и рас- четов при погрузке, наличие списка лиц, сдавших испытания в комис- сии отделения дороги по техническим условиям, наличие штемпелей об опасности грузов и др.;
– обеспечение сохранности грузов, состояние актового делопроизвод- ства (выполнение приказов, указаний, мероприятий по грузовой и ком- мерческой работе, состояние трудовой дисциплины, состояние охраны грузов, розыск грузов, делопроизводство по коммерческим актам и др.);
– технология работы грузового района, сортировочной платформы и контейнерной площадки (соблюдение правил приема, переработки, скла- дирования, хранения, выдачи грузов, соблюдение правил перевозок, тех- нических условий и др.);
– соблюдение условий и технологии перевозок живности, продоволь- ственных грузов (правильность оформления перевозочных документов,
наличие сертификатов, ветеринарного свидетельства, правильность исчис- ления сроков доставки и транспортабельности, соблюдение Правил пере- возок скоропортящихся и продовольственных грузов и т.п.);
589
– работа товарной конторы;
– работа СТЦ, пункта коммерческого осмотра поездов и вагонов;
– выполнение грузовых и коммерческих операций на путях необще- го пользования (состояние договоров, правильность оформления памя- ток, ведомостей подачи и уборки вагонов, выполнение ветвладельцем
Устава, Правил перевозок, Технических условий и др.).
Вопросы, подлежащие обязательной проверке при проведении ре- визии, старший коммерческий ревизор распределяет для проверки среди членов бригады. При проведении полной или комплексной ре- визии проверяются все вопросы по всем направлениям, а при прове- дении частичных ревизий — отдельные вопросы по одному-двум на- правлениям.
590
Литература
1. Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Рос- сийской Федерации» № 17 – ФЗ от 10.01.2003 г.
2. Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Россий- ской Федерации № 18–ФЗ от 10.01.2003 г.
3. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. М.: Большая Рос- сийская Энциклопедия, 1994.
4. Типовой технологический процесс работы грузовой станции. М.:
Транспорт, 1991.
5. Типовой технологический процесс работы грузовой станции в ус- ловиях функционирования автоматизированной системы управления. М.:
ИПЦ «Глобус», 1998.
6. Технология работы механизированной дистанции погрузочно-раз- грузочных работ и коммерческих операций. М.: МПС России, 2000.
7. Типовой технологический процесс работы технологических цент- ров по обработке перевозочных документов. М.: МПС России, 1997.
8. Сборник правил перевозок грузов железнодорожным транспор- том. М.: Издательский дом «Право и государство», 2003.
9. Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам. М.:
Транспорт, 1995.
10. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуа- ций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. М.:
МПС России, 1997.
11. Технические условия погрузки и крепления грузов. М.: Транс- порт, 1990.
12. Инструкция по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвийской республики,
Литовской республики, Эстонской республики. М., 2001.
13. Основные положения Системы фирменного транспортного об- служивания при перевозках по железным дорогам. М.: МПС, 1995.
14. Тарифное руководство № 1, часть 1. М.: ЗАО «Бизнес-Проект», 2003.
15. Тарифное руководство № 1. часть 2. М.: ЗАО «Бизнес-Проект», 2003.
16. Тарифное руководство № 2. М., 2001.
17. Тарифное руководство № 3. М., 2002.
18. Тарифное руководство № 4, книга 1, 2, 3. М.: Транспорт, 2001.
19. Международный железнодорожный транзитный тариф. М.: Транс- порт, 1996.