Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 982

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

566
верке груза и подписанию акта могут быть привлечены и другие работ- ники станции (дистанции погрузочно-разгрузочных работ) в случае от- сутствия в штатном расписании станции (дистанции погрузочно-разгру- зочных работ) указанных лиц. В этом случае в коммерческом акте дела- ется запись: «В штатном расписании должность _________ отсутству- ет». Лица, составляющие или подписывающие коммерческий акт, со- держащий недостоверную информацию, несут ответственность, установ- ленную законодательством Российской Федерации.
Коммерческий акт составляется станциями в трех экземплярах. В
случае обнаружения обстоятельств, изложенных в статьях 98 и 102
Устава (искажение наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, перегруз вагона, контейнера), составляется надлежаще заполненная копия коммерческого акта, которая направля- ется на железную дорогу отправления для решения вопросов, связан- ных с возмещением грузоотправителем убытков и взыскания штра- фов. Первый экземпляр коммерческого акта используется перевозчи- ком для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Если коммерческий акт составляют на станции отправления или на попутной станции, то второй экземпляр прилагается к накладной и следу- ет с ней до станции назначения. При этом станциями на оборотной стороне накладной в графе 5 «Отметки перевозчика» указывается номер акта, дата его составления и о чем составлен акт (например, «о недостаче … мест»,
«о недостаче массы … кг» и т.п.). Эта запись удостоверяется подписью работника, на которого возложена эта работа и штемпелем станции.
Если коммерческий акт составлен на станции назначения, то второй экземпляр выдается грузополучателю по его требованию в течение трех дней. Выдача коммерческого акта грузополучателю производится при предъявлении доверенности на получение груза, а для физических лиц —
паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица под под- писью на экземпляре коммерческого акта, оставшегося в делах стан- ции. Третий экземпляр коммерческого акта хранится в делах станции,
составившей коммерческий акт.
В случае отказа железнодорожной станции от составления коммер- ческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением уста- новленных требований грузополучатель имеет право подать заявление в письменной форме об отказе или о нарушении начальнику (заместителю

567
начальника) отделения железной дороги, а при отсутствия отделения в составе дороги — начальнику (заместителю начальника) службы грузо- вой и коммерческой работы управления железной дороги.
На заявление об отказе в составлении коммерческого акта или об оформлении его с нарушением установленных требований должен быть дан мотивированный ответ по существу заявления в течение трех дней,
а в отношении скоропортящихся грузов — в течение одного дня. В
случае, если на станции работы, связанные с приемом и выдачей груза в местах общего пользования, находятся в ведении механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций,
то коммерческие акты составляются дистанцией. При перевозках гру- зов с использованием электронной накладной коммерческие акты мо- гут составляться в электронном виде. Коммерческий акт в электрон- ном виде передается в ИВЦ дороги, в состав которой входит станция,
составившая его.
Порядок составления коммерческих актов и описание в них резуль- татов проверки груза регулируется Инструкцией по актово-претензион- ной работе на железных дорогах и Правилами составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте.
55.2. Приложения к коммерческому акту
К первому экземпляру коммерческого акта, высылаемому на рас- следование, должны быть приложены (в зависимости от типа применяе- мых ЗПУ): контрольная шайба ЗПУ «Спрут-Универсал» с нанесенной на ней информацией, головка ЗПУ «Лавр» с нанесенными контрольными знаками, контрольная пломба ЗПУ «Лавр-Гарант М» с нанесенной на ней информацией, втулка ЗПУ «Клещ-60 СЦ» с нанесенной на ней ин- формацией, корпус ЗПУ «Скат» с нанесенной на него информацией. Для закрепления используются имеющиеся в этих частях ЗПУ отверстия.
Кроме того, к коммерческому акту прилагаются: подлинный вагонный лист; акт о техническом состоянии вагона (контейнера), если несохран- ность произошла или могла произойти в связи с неисправностью вагона
(контейнера); копия коммерческого акта попутной станции, копия серти- фиката качества или удостоверения о качестве при перевозке скоропор- тящихся грузов, копия ветеринарного свидетельства при перевозке жи- вотных и грузов, подконтрольных Госветнадзору, копия сертификата,
удостоверяющая отсутствие в грузах карантинных организмов, и другие документы, требуемые Инструкцией по актово-претензионной работе.


568
55.3. Акты общей формы и иные акты, являющиеся основанием
для ответственности участников железнодорожной перевозки
Акты общей формы (форма ГУ-23) также служат основанием для ответственности участников железнодорожной перевозки. В отличие от коммерческих актов, оформляемых только в определенных случаях, пе- речень которых является исчерпывающим, акты общей формы удостове- ряют обстоятельства, не связанные с изменением количества и качествен- ного состояния груза и не требующие составления коммерческого акта.
Например, утрата документов, приложенных грузоотправителем к наклад- ной, задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку, неочистка вагонов, контейнеров после выгрузки средствами грузополучателя.
Акт общей формы должен быть подписан не менее чем двумя лица- ми, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших ос- нованиями для его составления. При перевозке груза в сопровождении акт общей формы подписывается также и лицом, сопровождающим груз
(проводником грузоотправителя, грузополучателя, работником ведом- ственной охраны МПС России). Лица, указанные в акте общей формы,
должны подписать акт и при несогласии с его содержанием изложить свое мнение. В случае отказа или уклонения от подписания акта общей формы представителем грузоотправителя, грузополучателя акт подпи- сывается удостоверяющими в его составлении лицами и в нем дополни- тельно делается отметка о предъявлении акта общей формы на подпись представителю и его отказе или уклонении от подписания этого акта. Эта отметка вторично заверяется подписями лиц, участвующих в составле- нии акта общей формы. Акт составляется на бланке утвержденной фор- мы, где необходимо дать ответы на вопросы соответствующих граф.
Особенно тщательно нужно описать обстоятельства, вызвавшие состав- ление акта. Эти акты (или заверенные копии) должны выдаваться грузо- получателю по его требованию. Отказ в составлении акта общей формы грузоотправитель или грузополучатель вправе обжаловать вышестоящему транспортному руководителю.
В Правилах составления актов при перевозках грузов на железнодо- рожном транспорте приведен полный перечень обстоятельств, для удос- товерения которых составляются акты общей формы. Большинство из них рассмотрены в соответствующих главах учебника. Этими же Пра-


569
вилами устанавливается количество экземпляров актов общей формы,
составляемых станциями отправления, назначения и в пути следования,
в зависимости от удостоверяемых обстоятельств, их назначения, а также составление актов общей формы в электронном виде.
Статьей 119 Устава предусмотрено составление иных актов в поряд- ке, установленном Правилами перевозок грузов.
В случае обнаружения течи, порчи или подмочки груза, происшедших по причине технической неисправности вагона, контейнера, кроме коммер- ческого акта составляется акт о техническом состоянии вагона, контейнера формы ГУ-106 в двух экземплярах.
Акт о техническом состоянии вагона (контейнера) составляет- ся, как правило, в день обнаружения неисправности вагона (контейнера)
и не позднее дня составления коммерческого акта.
Особое внимание при оформлении акта следует уделять описанию выявленной неисправности вагона, контейнера и причин ее возникнове- ния. В акте дается заключение о возможности утраты или порчи груза вследствие выявленной неисправности. Акт о техническом состоянии вагона должен быть подписан работниками, принимавшими участие в осмотре вагона: от вагонного депо — мастером вагонного депо или по его поручению осмотрщиком вагонов, от станции — по поручению на- чальника станции работником станции.
Акт о техническом состоянии контейнера подписывается: от дистанции погрузочно-разгрузочных работ — мастером или по его поручению при- емосдатчиком дистанции, от станции — заведующим контейнерной пло- щадкой или по его поручению работником станции.
Если контейнерная площадка входит в состав дистанции, то акт под- писывает от станции заместитель начальника станции.
Вскрытие на станциях вагонов, контейнеров, автомобилей, тракторов и других самоходных машин на открытом подвижном составе для проведе- ния пограничного, таможенного, санитарного, фитопатологического и других видов контроля и проверок удостоверяется актом вскрытия ваго-
на, контейнера, автомобиля, трактора или другой самоходной маши-
ны для проведения пограничного, таможенного, санитарного, фито-
патологического и других видов контроля и проверок.
Акт вскрытия составляется станцией в трех экземплярах при пере- возке импортных грузов, в четырех экземплярах — при перевозке гру- зов на экспорт.


570
При обнаружении в пунктах налива или на промывочно-пропароч- ных станциях цистерн и бункерных полувагонов с остатком более нор- мы, установленной правилами очистки и промывки вагонов и контейне- ров, после выгрузки составляется акт о недосливе цистерн(бункер- ных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промы-
вочно-пропарочной станции, формы ГУ-7а в четырех экземплярах.
Акт подписывает приемосдатчик станции и осмотрщик цистерн. На обо- ротной стороне акта о недосливе цистерн (бункерных полувагонов) ука- зывается количество часов, в течение которых цистерна находилась под сливом. Эти данные подтверждаются подписями начальника пункта на- лива или начальника промывочно-пропарочной станции и бригадира с наложением печати или штемпеля.
Для определения причин недостачи, порчи или повреждения груза и раз- мера причиненного ущерба начальник станции по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов либо соответствующих специалистов. Грузополучатель имеет право принять участие в экспертизе прибывшего в его адрес груза. Экспертиза, проведенная без участия упол- номоченного представителя станции, считается недействительной. При экс- пертизе составляется акт экспертизы, который подписывается экспертом,
а также другими специалистами, которые были привлечены к проведению экспертизы, начальником станции и представителем грузополучателя, если он принимал участие в экспертизе прибывшего в его адрес груза.
О проведенной экспертизе должна быть сделана отметка в разделе
«Е» коммерческого акта.
О повреждении вагона составляется акт о повреждении вагона
формы ВУ-25, а о повреждении контейнера — акт о повреждении кон-
тейнера формы ВУ-25к.
Правила составления всех перечисленных выше актов установлены
Правилами составления актов при перевозках грузов на железнодорож- ном транспорте (см. главы II, III, IV, V, VI, VII, VIII).
55.4. Порядок и сроки служебного расследования случаев
несохранности грузов и разъединения грузов от документов
По несохранным перевозкам, подлежащим оформлению коммерчес- кими актами, начальник станции дает по телеграфу оперативное донесе- ние в соответствии с порядком, установленным МПС России и Инст- рукцией по актово-претензионной работе.


571
К расследованию каждого случая несохранности груза и разъедине- ния груза от документов приступают немедленно по выявлению факта несохранности или разъединения на станции, а также по получении опе- ративного донесения или коммерческого акта других станций. Рассле- дование несохранных перевозок проводится в соответствии с Порядком служебного расследования, установленным МПС России.
Основная задача расследования случаев несохранности грузов — вы- явление причин, вызвавших ее или способствующих ей, установление и при необходимости наказание виновных, а также проведение профилак- тических мероприятий, предупреждающих несохранные перевозки.
Расследование хищения и других видов несохранности перевозок, а также рассмотрение их на оперативных совещаниях осуществляются в контакте с органами внутренних дел на транспорте и ведомственной охра- ной МПС России.
Начальники станций рассматривают случаи разъединения вагонов и грузов от документов и принимают исчерпывающие меры к немедлен- ному их объединению, направлению на станцию назначения и предуп- реждению подобного в дальнейшем. Начальник станции (или его замес- титель по грузовой и коммерческой работе) ежедневно лично рассмат- ривает поступившие для расследования оперативные донесения и ком- мерческие акты, проводит по ним расследование и принимает меры.
На актово-розыскную группу станции возлагается оформление ком- мерческих актов, подготовка начальнику станции материала для рассмот- рения случаев несохранности грузов по коммерческим актам и опера- тивным донесениям, розыск грузов, ведение учета и отчетности по акто- во-розыскному делу и анализ несохранных перевозок. На станциях, где нет актово-розыскных групп, эти обязанности должен выполнять специ- ально выделенный работник под непосредственным руководством на- чальника станции.
По каждому коммерческому акту или оперативному донесению под- бирают материалы, необходимые для полного и исчерпывающего опре- деления всех обстоятельств, при которых была допущена станцией не- сохранность груза: выписки из Книги приема груза к отправлению, Книги выгрузки и Книги учета контрольных перевесок вагонов, Книги предъяв- ления вагонов к техническому осмотру; наряды на прием и сдачу кон- тейнеров; копии вагонных листов, натурных листов, отвесов и т.д. Кро-

572
ме того, отбираются объяснения от работников, непосредственно выпол- няющих операции с вагонами, грузами и документами, при которых была допущена несохранность, и от других лиц, причастность которых уста- навливается из содержания актов, оперативных донесений или материа- лов расследования. В объяснениях этих лиц должны быть подробно опи- саны все обстоятельства, при которых производились операции с гру- зом, документами или вагонами, а также указаны причины допущенных данными работниками нарушений Устава, Правил перевозок грузов, Тех- нических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах и должностных инструкций.
Тщательно рассмотрев все относящиеся к делу материалы, лич- но опросив работников, осмотрев груз и подлинные документы, про- верив склады, начальник станции (или его заместитель) выявляет нарушения, вследствие которых была допущена несохранность гру- за; причины, вызвавшие несохранность; виновников хищения, по- вреждения груза, неправильного взвешивания, разъединения доку- ментов и др.; работников, которые своими неправильными действи- ями и нарушением должностных обязанностей способствовали воз- никновению несохранности.
Порядок расследования различных видов несохранных перевозок изло- жен в Инструкции по актово-претензионной работе на железных дорогах.
По результатам расследования случаев несохранных перевозок лицо,
производившее расследование, дает письменное заключение. В нем ука- зывается краткое описание обстоятельств и причин несохранности, сте- пень виновности каждого из причастных работников и делаются соот- ветствующие выводы и предложения.
Все случаи несохранных перевозок рассматриваются на админист- ративной комиссии.
Все материалы расследования по коммерческим актам установлен- ным порядком, в зависимости от группы несохранности, направляют- ся в службу грузовой и коммерческой работы своей дороги или в от- деление дороги.
Если в процессе расследования установлено, что несохранность груза явилась следствием злоупотреблений отдельных работников или нару- шения ими своих должностных обязанностей, то начальник дороги, на- чальник отделения или начальник станции материалы передает органам прокуратуры и органам внутренних дел на транспорте для привлечения к