Файл: Министерство науки и высшего образования рф федеральное государственное образовательное бюджетное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Данная Конвенция представляет собой важную веху в международном сотрудничаете в деле борьбы против транснациональной организованной преступности и несет в себе мощный политический потенциал и свидетельствует о решимости международного сообщества эффективно бороться с этой глобальной угрозой. Консенсус по тексту проекта Конвенции и проектов протоколов был достигнут в беспрецедентно короткие сроки. Эти правовые документы устраняют различия в культурных взглядах на данную проблему, устанавливают общие темы и стандарты и предусматривают структуру и ряд механизмов для совместного действия правительств, и особенно правоохранительных органов. В этих документах защита потерпевших и предупреждение транснациональной организованной преступности рассматриваются так же, как краеугольные камни совместной международной деятельности. Кроме того, они содержат положения, которые способствуют укреплению потенциала, предоставлению технической помощи и обмену информацией между государствами-участниками.

Принятие Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности открыло новые перспективы для деятельности, направленной на оказание помощи государствам-членам в борьбе с транснациональной организованной преступностью, особенно технической помощи в форме предоставления консультативных услуг и осуществления проектов на местах в сочетании со сбором и анализом данных и разработкой соответствующей политики. Смежные мероприятия, в том числе глобальное исследование по транснациональной организованной преступности, которые были начаты ранее, в настоящее время соединены в одну Глобальную программу против транснациональной организованной преступности. Названная Конвенция ООН содержит необходимые нормативные положения и директивные указания для осуществления этой Глобальной программы против транснациональной организованной преступности, которая предусматривает оценку действенности и эффективности современной политики и мер по борьбе с организованной преступностью; оказание помощи в укреплении национального потенциала для сбора, анализа и использования данных, касающихся уголовного правосудия, на основе применения комплексной методики; информирование общественности о существовании, причинах и серьезности угрозы, создаваемой транснациональной организованной преступностью; содействие обмену информацией о характере и тенденциях транснациональной организованной преступности и успешных методах борьбы с ней; и оказание технической помощи в виде предоставления консультативных услуг и осуществления проектов на местах.


Борьба с преступным использованием информационных технологий. Проблема использования информационных технологий в преступных целях на национальном и транснациональном уровнях вызывает растущую обеспокоенность государств – членов мирового сообщества. Распространение использования компьютеров и электронных сетей, других средств телекоммуникационных связей усиливает опасность совершения преступлений с их использованием, а также масштабы того вреда, который такие преступления могут причинить. В мае 2000 г. по оценкам специалистов, только один компьютерный вирус заразил 45 млн. компьютеров и причинил ущерб на сумму 7–10 млрд. долл. США во всем мире.

Озабоченность этими новыми формами преступности отражается в усилиях государств-членов по их пресечению. На национальном уровне многие государства приняли законодательные акты, предусматривающие новые составы преступлений и полномочия по преследованию или же обеспечивающие расширение действующих составов, с тем чтобы они охватывали преступления, совершаемые в новой электронной среде. В рамках ООН компьютерные преступления обсуждались на восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, где была принята резолюция по этому вопросу, на основании которой в 1994 г. было издано Руководство по предупреждению преступлении связанных с применением компьютеров, и борьбе с ними. Следует также напомнить о том, что 4 декабря 2000 г. Генеральная Ассамблея приняла Резолюцию 55/63, в которой констатировалась значимость усилий мирового сообщества по предупреждению преступного использования информационных технологий.

Во исполнение Резолюции 1999/23 Экономического и Социального Совета Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию на ее десятой сессии был представлен доклад о преступлениях, связанных с компьютерными сетями. В постановочном плане проблемы высокотехнологичных и компьютерных преступлений, а также деятельности ООН и других межправительственных организаций по ее решению необходимо рассматривать и как расширяющиеся новые формы транснациональной преступности, и в таком более общем контексте, как социально-экономическое развитие и защита прав человека.


    1.   1   2   3

Проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью в современных международных отношений.

В настоящее время государства, осуществляя совместные действия, направленные на борьбу с международной преступностью, сталкиваются с рядом проблем.

1.Проблема юрисдикции. Уголовная юрисдикция государства определяется его национальным законодательством и нормами международного права. В основу ее определения положен территориальный принцип. В некоторых государствах она определяется на основе принципа гражданства, но это касается некоторых категорий дел (США). Редко, но встречается и принцип пассивного гражданства. В последнее время в МД закладывается принцип универсальной юрисдикции.

Различный подход национальных законодательств к определению юрисдикции ведет к коллизии юрисдикций двух и более государств, которая, как правило, разрешается на договорной основе.

2. Юрисдикция государства жестко привязана к его территории, тогда как преступления такой четкой связи не имеют. В зависимости от воздействия на мировое сообщество все преступления можно разделить на:

- международные преступления государств - это такие международные противоправные деяния, возникшие в результате нарушения государством своих обязательств, которые имеют основополагающее значение для жизненно важных интересов мирового сообщества;

- преступления международного характера, посягающие на национальный правопорядок и затрагивающие интересы мирового сообщества;

- общеуголовные преступления, не затрагивающие международный правопорядок, не оказывающие влияния на международные отношения, но отправление правосудия по ним невозможно при помощи других стран.

3. Уголовно-процессуальные действия властей государства ограничены его территорией, тогда как для нормального отправления правосудия в некоторых случаях требуется проведение процессуальных действий в другой стране. Эта проблема решается на двух и многосторонней основе.

4. Проблема экстрадиции. Экстрадиция - это передача лица государством, на территории которого оно находится, другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение. Она осложняется тем, что затрагивает суверенитет заинтересованных государств и требует соблюдения громоздкой и длительной процедуры. Здесь следует отметить, что Китай против экстрадиции, хотя нельзя упускать из виду возможно единственный случай в истории российско-китайских отношений, когда экстрадиция присутствовала.


«Житель Иркутска российский моряк Николай Шапенков стал первым россиянином, которому удалось избежать смертной казни в Китае. Он будет экстрадирован в Россию. Однако, скорее всего, история обвиняемого в убийстве Шапенкова - лишь исключение из правил».

Первый в истории КНР вердикт об экстрадиции в Россию гражданина РФ, обвиняемого китайскими властями в умышленном убийстве, был вынесен во вторник народным судом высшей инстанции Шанхая. 30-летний житель Иркутска, моряк Николай Шапенков обвиняется в убийстве другого российского моряка в январе 2005 года. Теперь, по решению китайских властей, судить его будут на родине. Решение об экстрадиции стало первым в истории судебной практики КНР, так же впрочем, как и само уголовное дело - оно оказалось прецедентно для Китая, поскольку преступление было совершено, формально, на территории третьей страны.

1 .Передача осужденных лиц регулируется Конвенцией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбытия наказания в государстве, гражданами которого они являются (Берлин , 1978 г.), и Конвенцией о передаче осужденных (Страсбург , 1983 г.).

2. Проблема поведения должностных лиц, обращения с заключенными, защиты жертв преступлений и др.

Основные направления взаимодействия государств в противодействии международной преступности:

1 Пиратство. Правовая основа борьбы с ним заложена в Конвенции об открытом море , 1958 г., и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. ст. 100--107). Суды государства, корабль которого осуществил захват пиратского судна, могут определять наказание пиратам.

2 .Рабство и работорговля. В отношении противоборства с ними действуют Конвенция относительно рабства , 1926 г., Протокол 1953 г. о внесении изменений в Конвенцию 1926 г. и Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством , 1956 г. В них дано определение рабства, работорговли, названы институты, сходные с рабством. Государства обязуются сотрудничать друг с другом в этом вопросе и ввести в национальное законодательство нормы, запрещающие подобные деяния.

3. Торговля людьми. В этой области действует Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами, 1950 г., которая создала международно-правовую базу для наказания организаторов, содержателей и финансистов домов терпимости.

Государства обязаны отметить все акты, предусматривающие регистрацию лиц, занимающихся проституцией или требующих выдачу специального документа, и установить контроль за разного рода конторами по найму на работу, чтобы избежать их использования в целях проституции.


Предусмотрено создание специального международного механизма для координации и обобщения результатов деятельности государств в этой области.

Терроризм. Борьба с терроризмом ведется на основе:

- Межамериканской Конвенции о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма 1971 г.;

- Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г. [6, с. 118]

Европейская Конвенция о борьбе с терроризмом 1976 г. выделила две категории правонарушений:

1. преступные деяния в силу участия государств в Конвенции;

2. деяния, признание преступными которых отдано на усмотрение государств.

В системе ООН создан специальный комитет по международному терроризму, занимающийся подготовкой международного договора о борьбе с терроризмом, предоставляющий рекомендации ГА ООН по данной проблеме.

На региональном уровне проблема терроризма находится в зоне внимания ОБСЕ, ОАГ, СНГ и др.

Нормы международного права обязывают государства выдавать террористов тем государствам, на территории которого совершены террористические акты или судить их по своим законам.

Захват заложников. В 1979 г. принята Конвенция по борьбе с захватом заложников, которая создала правовую основу для сотрудничества государств по пресечению действий, направленных на захват заложников.

Безопасность гражданской авиации и морского судоходства. Борьба с преступлениями в этой области ведется на основе:

- Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио , 1963 г.)

- Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага , 1970 г.)

- Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль , 1971 г.) и Протокола, касающегося незаконных актов в международных аэропортах , 1988 г.; [9, 10]

- Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим , 1988 г.) и Протокола о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе , 1988 г. [11, 12]

Эти Конвенции предусматривают:

  1. универсальную юрисдикцию - если предполагаемый преступник находится на территории одного из государств-участников;

  2. юрисдикцию государства при регистрации воздушного судна или государства флага морского судна;

  3. территориальную юрисдикцию;

  4. юрисдикцию государства гражданства;

  5. юрисдикцию государства, на территории которого совершило посадку воздушное судно и предполагаемый преступник находится на его борту.