Файл: Литература по теме Практическое задание Тема Безопасность производственной деятельности Вопрос Нормализация микроклимата рабочих мест.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 381

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 °С градуса от оптимальных значений, если в помещении поддерживаются оптимальные параметры климата. В противном случае места должны быть удалены от этих конструкций более чем на 1 м.

При невозможности поддерживания на постоянных рабочих местах допустимых параметров микроклимата должна быть обеспечена защита работающих от возможного перегрева или охлаждения.

Основными параметрами микроклимата на рабочем месте являютсятемпература и влажность воздуха, его подвижность; температура окружающих поверхностей и их тепловое излучение.

Температура воздуха на рабочем месте может колебаться от + 45°С и выше (в горячих цехах) до – 30°С и ниже на открытом воздухе зимой. Как высокая, так и низкая температура окружающего воздуха отрицательно сказывается на самочувствии и надёжности трудовой деятельности человека. В первом случае дело может дойти до теплового удара, во втором — до обморожения.

Влажность воздуха тоже может колебаться в широких пределах — от 20 до 80 – 100 %. Крайние пределы влажности воздуха негативно отражаются на самочувствии и надёжности работника. Наиболее благоприятным является диапазон значений относительной влажности 40–60 %.

Подвижность воздухана рабочем месте вызывается либо естественной конвекцией, либо искусственной рабочей вентиляцией. При повышении температуры воздуха его подвижность может расширить зону оптимального микроклимата, а при понижении — сузить.

Помимо параметров микроклимата, на состояние здоровья, надёжность, производительность труда человека, на уровень травматизма и профессиональных заболеваний в данной технической системе влияют и другие, перечисленные выше факторы окружающей производственной среды. Оптимальные и приемлемые значения этих параметров и факторов определены действующими в РФ «Санитарными правилами организации технологических процессов и гигиеническими требованиями к производственному оборудованию». Надзор и контроль за соблюдением таких правил и норм осуществляют специально уполномоченные государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов.

Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности достигается рациональной организацией рабочего места с учётом требований эргономики, технической эстетики и инженерной психологии.

Немаловажное значение имеет рационализация режима труда и отдыха. В РФ продолжительность работы в неделю установлена 40 часов для взрослых работников, 36 часов для рабочих 16–18 лет, 24 часа для работников 15–16 лет, при вредных условиях труда не более 36 часов в неделю.


Начало и продолжительность перерывов устанавливают с учётом динамики работоспособности, под которой понимаются закономерности изменения качества деятельности и функционального состояния работников в процессе непрерывной работы.

В соответствии с усреднёнными результатами специальных исследований высокая работоспособность в течение смены сохраняется при организации нескольких кратковременных перерывов через каждые 1,5 ч и одного длительного перерыва (на обед) в середине смены. В течение суток наивысшая работоспособность отмечена с 8 до 12 ч и с 14 до 17 ч, а в течение недели — во вторник, в среду и четверг. В остальные часы суток и дни недели работоспособность человека понижена

 

Вопросы для самопроверки:

1.  Почему определение термина «экологическая безопасность» как состояние защищённости от негативного воздействия неблагоприятных экологических факторов является неполным?

2.  В каких случаях пересматриваются численные значения ПДК?

3.  Почему численные значения ПДК загрязнителей для водоёмов рыбохозяйственного назначения меньше чем значения ПДК этих же загрязнителей для водоёмов культурно-бытового и хозяйственно-питьевого назначения?

4.  Почему с увеличением площади поверхности тела человека, облучаемой источником тепла уменьшается допустимой значений интенсивности теплового облучения?

5.  Какими способами можно обеспечить защиту работающих от возможного перегрева или охлаждения?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): Учебник для вузов. 2‑е изд., — М.: Юрайт, 2011.

 

Дополнительная литература:

1.  Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / кол. авторов; под ред. д-ра техн. Наук, проф. А.И. Сидорова — М.: КНОРУС, 2007.

2.  Графкина М.В., Михайлов В.А., Нюнин Б.Н. Безопасность жизнедеятельности: учебник / под общ. ред. Б.Н. Нюнина. — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.

3.  Кармазинов Ф.В., Русак О.Н., Гребенников С.Ф., Осенков В.Н. Безопасность жизнедеятельности: Словарь-справочник / Под общей редакцией С.Ф. Гребенникова. — СПб.: Издательство «Лань», 2001.

4.  Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / В.Ю. Микрюков — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

 

Практическое задание:

 

Оценить напряжённость труда студента при проведении семинара.

 

Методика проведения расчётов.

Учитываются все 23 показателя, перечисленные в таблице классов условий труда по показателям напряжённости трудового процесса. По каждому из них в отдельности определяется свой класс условий труда. Не допускается выборочный учёт каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряжённости труда, в том случае, если какой-либо показатель не представлен, то по нему ставится 1 класс (оптимальный) — напряжённость труда лёгкой степени.



 

Окончательная оценка напряжённости труда

 

Класс

Количество показателей

1

2

3.1

3.2

Оптимальный (1 класс)

 17

остальные





Допустимый (2 класс)

остальные

 6





остальные

1–5

Вредный (3 класс)

остальные

 6 (обязательно)

3.1

остальные

 6

 

остальные

3–5

1–3

3.2

остальные

6

остальные

 6



остальные

1–5

4–5

остальные

6

1–5

 

 

Классы условий труда по показателям напряжённости трудового процесса

 

Показатели напряжённости трудового процесса

Классы условий труда

Оптимальный (напряжённость труда лёгкой степени)

Допустимый (напряжённость труда средней степени)

Вредный (напряжённый труд)

1-й степени

2-й степени

1. Интеллектуальные нагрузки

1. Содержание работы.

Отсутствует необходимость принятия решения.

Решение простых задач по инструкции.

Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций).

Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях.

2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка.

Восприятие сигналов, но без коррекции действий.

Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций.

Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров.

Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности.

3. Распределение функций по степени сложности задания.

Обработка и выполнение задания.

Обработка, выполнение задания и его проверка.

Обработка, проверка и контроль за выполнением задания.

Контроль по распределению заданий между другими лицами.

4. Характер выполняемой работы.

Работа по индивидуальному плану

Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности.

Работа в условиях дефицита времени.

Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат.

2. Сенсорные нагрузки

1. Длительность сосредоточенного наблюдения (% времени смены).

< 25

26–50

51–75

> 75

2. Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы.

< 75

76–175

176–300

> 300

3. Число производственных объектов одновременного наблюдения.

< 5

6-10

11-25

> 25

4. Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены).

> 5 мм (100 %)

5–1,1 мм (> 50 %);

1–0,3 мм (до 50 %);

< 0,3 мм (до 25 %)

0,3–1 мм (> 50 %);

< 0,3 мм (26–50 %)

< 0,3 мм (> 50 %)

5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены).

< 25

26–50

51–75

> 75

6. Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену):

 

при буквенно-цифровом типе отображения информации.

< 2

< 3

< 4

> 4

при графическом типе отображения информации.

< 3

< 5

< 6

> 6

7. Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов).

Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90 %. Помехи отсутствуют.

Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м.

Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м.

Разборчивость слов и сигналов менее 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м.

8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю).

< 16

< 20

< 25

< 25

3. Эмоциональные нагрузки

1. Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки.

Ответственность за выполнение отдельных эле ментов задании, влечёт за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника.

Ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (задании); влечёт за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства.

Ответственность за функциональное качество основной работы (задания); влечёт за собой исправления за счёт дополнительных усилий всего коллектива.

Ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания, влечёт за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса. Может возникнуть опасность для жизни.

2. Степень риска для собственной жизни.

Исключена

 

 

Вероятна

3. Степень ответственности за безопасность других лиц.

Исключена

 

 

Возможна

4. Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену.

Отсутствуют

1–3

4–8

> 8

4. Монотонность нагрузок

1. Число элементов (приёмов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях.

> 10

9–6

5–3

< 3

2. Продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций.

> 100

100–25

24–10

< 10

3. Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время — наблюдение за ходом производственного процесса.

> 20

19–10

9–5

< 5

4. Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены).

> 75

76–80

81–90

> 90

5. Режим работы

1. Фактическая продолжительность рабочего дня.

6–7 ч

8–9 ч

10–12 ч

> 12 ч

2. Сменность работы.

Односменная работа (без ночной смены).

Двухсменная работа (без ночной смены).

Трёхсменная работа (работа в ночную смену).

Нерегулярная сменность с работой в ночное время.

3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность.

Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: 7 % и более рабочего времени.

Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности: от 3 до 7 % рабочего времени.

Перерывы не регламентированы и недостаточной продолжительности: до 3 % рабочего времени.

Перерывы отсутствуют.


 

 

 


Тема 2. Безопасность производственной деятельности

 

Вопросы темы:

1.  Нормализация микроклимата рабочих мест.

2.  Освещение рабочей зоны.

3.  Вредные вещества в рабочей зоне.

4.  Шум и вибрация в рабочей зоне.

5.  Электромагнитные поля в рабочей зоне.

6.  Основы электробезопасности.

7.  Основные санитарные требования и нормы при работе с видеодисплейными терминалами и ПЭВМ.

 

Цели и задачи:

Цели и задачи изученияданной темы — получение общетеоретических знаний об основах безопасности производственной деятельности. Серьёзное и целенаправленное изучение второй темы познакомит студентов с основными негативными факторами, воздействующими на человека в процессе трудовой деятельности, основами электробезопасности, а также продолжит знакомство с основами понятийного аппарата дисциплины.

 

В результате успешного изучения темы Вы:

Узнаете:

     как нормализуется микроклимат рабочих мест;

     какие требования предъявляются к освещению рабочих мест;

     какими показателями характеризуется освещение рабочих мест;

     как классифицируются вредные вещества, присутствующие в воздухе рабочей зоны;

     какими показателями характеризуется шум и вибрация на рабочих местах;

     как нормируются электромагнитные поля на рабочих местах;

     как зависит степень воздействия на человека электрического тока от его параметров;

     какие санитарные требования предъявляются к рабочим местам с видеодисплейными терминалами и ПЭВМ.

 

Приобретёте следующие профессиональные компетенции:

     умение определять основные показатели освещения и шума на рабочих местах.

 

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:

     Опасные производственные факторы— факторы, воздействие которых при определённых условиях может привести к травме или острому ухудшению здоровья.

     Вредные производственные факторы — факторы, воздействие которых приводит к профессиональному или профессионально обусловленному заболеванию.

     Световой поток — часть лучистого потока, воспринимаемая человеком как свет.