Файл: Литература по теме Практические задания Тема Информационные технологии Вопрос Этапы развития информационных технологий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


7.      Что предусматривает защита от несанкционированного доступа?

8.      Что такое криптография и криптоанализ?

9.      Перечислите виды компьютерных вирусов.

10.  Назовите отечественные и зарубежные антивирусные программы.

 

Литература по теме:

 

1.  Хлебников А.А. Информационные технологии: учебник. – М.: Кнорус, 2014. – 472 с.

2.  Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. – М.: Форум, 2012. – 432 с.

3.  Официальный сайт Лаборатории Касперского. – Режим доступа: https://www.kaspersky.ru

 

Практические задания:

 

1.  Заполните таблицу, следуя образцу.

 

Свойство информации

Содержание

Конфиденциальность

Конфиденциальность – это обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.

Целостность

 

Доступность

 

Безопасность

 

 

2.  Дайте определения свойствам антивирусных программ, заполнив таблицу по образцу.

 

Тип антивируса

Свойство

Детектор

Обеспечивает поиск вирусов в оперативной памяти, на внешних носителях путем подсчета и сравнения с эталоном некоторых контрольных данных.

Доктор

 

Ревизор

 

Сторож

 

 

3.  Дайте определения типам компьютерных вирусов, заполнив таблицу по образцу.

 

Тип вирусов

Определение

Программные (файловые)

Программные (файловые) – это блоки программного кода, целенаправленно внедренные внутрь других прикладных программ и других исполняемых файлов.

Загрузочные

 

Макровирусы

 

 


Тема 4. Функциональные информационные технологии

 

Цель и задачи: рассмотреть основные виды функциональных информационных технологий, их назначение и возможности.

 

Вопросы темы:

1.  Обзор основных видов функциональных информационных технологий.

2.  Информационные технологии обработки данных.

3.  Информационные технологии управления.

4.  Информационные технологии поддержки принятия решений.

 

Вопрос 1. Обзор основных видов функциональных информационных технологий.

 

Основные виды функциональных информационных технологий предназначены для создания и использования информационных систем сферы управления. По степени охвата задач управления выделяют следующие виды информационных технологий:

     информационные технологии обработки данных;

     информационные технологии управления;

     информационные технологии поддержки принятия решений.

 

Информационные технологии обработки данных предназначены для решения функциональных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы, а также стандартные процедуры их обработки. Эти технологии применяются в целях автоматизации постоянно повторяющихся операций управленческой деятельности, что позволяет существенно повысить производительность труда персонала.

Информационные технологии управления в профессиональной деятельности предназначены для удовлетворения информационных потребностей сотрудников, участвующих в процессе принятия решений. Эти технологии ориентированы на комплексное решение функциональных задач, формирование регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений. При этом решаются такие задачи обработки информации, как оценка планируемого состояния объекта управления и его отклонений от планируемых состояний; выявление причин отклонений, а также анализ возможных решений и действий.

Эти технологии предусматривают наличие интегрированных пакетов прикладных программ: процессоры текстовый и табличный, электронная почта, телеконференции, специализированные программы реализации электронного документооборота и т.д.



Информационные технологии поддержки принятия решений предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей и пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления планов и обоснованных выводов по изучаемым процессам и явлениям профессиональной деятельности. С помощью систем поддержки принятия решений (СППР) лица, принимающие решения (ЛПР), имеют возможность анализировать ситуации, формулировать задачи, производить, контролировать и оценивать варианты решений, которые обеспечивают достижение поставленной цели.

Сфера использования таких систем практически не ограниченная. Они имеют не только чисто экономическое применение, но и предназначаются для правоохранительных органов, судебного производства, органов исполнения наказаний, национальной безопасности, службы охраны, военной разведки, таможни, налоговой полиции, миграционной службы и многих других.

 

Вопрос 2. Информационные технологии обработки данных.

 

Как уже отмечалось, информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда. Поэтому внедрение ИТ и систем на этом уровне существенно повышает производительность труда персонала, освобождает его от рутинных операций, и даже приводит к необходимости сокращения численности работников.

На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:

     обработка данных об операциях, производимых организацией или её подразделением;

     создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в организации;

     получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.

 

Например, обработка данных о посещении клиентами юридической консультации и ведение статистики по тематике обращений и заключению договоров на обслуживание юридических и физических лиц. Или
запрос к базе данных по кадрам, который позволит получить данные о требованиях, предъявляемых к кандидатам на занятие определенной должности в организации. Другой пример – создание годового отчета о результатах деятельности предприятия в той или иной сфере.

Существует несколько особенностей, связанных с обработкой данных, отличающих данную технологию от всех прочих:

     выполнение необходимых организации задач по обработке данных. Каждой организации предписано законом иметь и хранить данные о своей деятельности, которые можно использовать как средство обеспечения и поддержания контроля. Поэтому в любой организации обязательно должна быть информационная система обработки данных и разработана соответствующая информационная технология;

     решение только хорошо структурированных задач, для которых можно разработать алгоритм;

     выполнение стандартных процедур обработки. Существующие стандарты определяют типовые процедуры обработки данных и предписывают их соблюдение организациями всех видов;

     выполнение основного объема работ в автоматизированном режиме с минимальным участием человека;

     использование детализированных данных.

 

Записи о деятельности организации имеют детальный (подробный) характер, допускающий проведение ревизий. В процессе ревизии деятельность организации проверяется хронологически от начала периода к его концу и от конца к началу:

     акцент на хронологию событий;

     требование минимальной помощи в решении проблем со стороны специалистов других уровней.

 

Основные компоненты ИТ.

Представим основные компоненты информационной технологии обработки данных (рис. 3) и приведем их характеристики.

Сбор данных. По мере того как фирма производит продукцию или услуги, каждое ее действие сопровождается соответствующими записями данных. Обычно действия фирмы, затрагивающие внешнее окружение, выделяются особо как операции, производимые фирмой.

 



 

Рис. 3. Основные компоненты информационной технологии обработки данных


 

Обработка данных. Для создания из поступающих данных информации, отражающей деятельность фирмы, используются следующие типовые операции:

     классификация или группировка;

     сортировка, с помощью которой упорядочивается последовательность записей;

     вычисления, включающие арифметические и логические операции. Эти операции, выполняемые над данными, дают возможность получать новые данные;

     укрупнение или агрегирование, служащее для уменьшения количества данных и реализуемое в форме расчетов итоговых или средних значений.

 

Хранение данных. Многие данные на уровне операционной деятельности необходимо сохранять для последующего использования либо здесь же, либо на другом уровне. Для их хранения создаются базы данных.

Создание отчетов (документов). В ИТ обработки данных необходимо создавать документы для руководства и работников фирмы, а также для внешних партнеров. При этом документы создаются в связи с проведенной фирмой операцией, а также периодически в конце каждого месяца, квартала или года.

Пример. Для оценки эффективности работы сервисного центра и его сотрудников собираются данные о количестве обращений клиентов, количестве заключенных договоров на ремонт и регулярное обслуживание, суммы полученных средств от клиентов и затрат на проведение работ. Затем эти данные обрабатываются по известным алгоритмам для начисления зарплаты и премии сотрудникам, а также для статистической обработки информации по заданным формам отчетности.

 

Вопрос 3. Информационные технологии управления.

 

Целью ИТ управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.

Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью ИТ обработки данных.

Информационная система управления идеально подходит для удовлетворения сходных информационных потребностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов.