Файл: Литература по теме Практические задания Тема Информационные технологии Вопрос Этапы развития информационных технологий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 342

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных:

     оценка планируемого состояния объекта управления;

     оценка отклонений от планируемого состояния;

     выявление причин отклонений;

     анализ возможных решений и действий.

 

ИТ управления направлена на создание различных видов отчетов. Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком, определяющим время их создания, например, месячный анализ продаж компании.

Специальные отчеты создаются по запросам управленцев или когда в компании произошло что-то незапланированное. Они могут иметь форму суммирующих, сравнительных и чрезвычайных отчетов.

В суммирующих отчетах данные объединены в отдельные группы, отсортированы и представлены в виде промежуточных и окончательных итогов по отдельным полям.

Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам и используемые для целей сравнения.

Чрезвычайные отчеты отражают данные исключительного (чрезвычайного) характера.

Использование отчетов для поддержки управления особенно эффективно при реализации так называемого управления по отклонениям.

Управление по отклонениям предполагает, что главным содержанием получаемых менеджером данных должны являться отклонения состояния хозяйственной деятельности фирмы от некоторых установленных стандартов (например, от ее запланированного состояния). При использовании на фирме принципов управления по отклонениям к создаваемым отчетам предъявляются следующие требования:

     отчет должен создаваться только тогда, когда отклонение произошло;

     сведения в отчете должны быть отсортированы по значению критического для данного отклонения показателя;

     все отклонения желательно показать вместе, чтобы менеджер мог уловить существующую между ними связь;

     в отчете необходимо показать количественное отклонение от нормы.

 

Основные компоненты информационной технологии управления показаны на рис.4.


 



 

Рис. 4. Основные компоненты ИТ управления

 

Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная информация формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия решения виде.

Содержимое базы данных при помощи соответствующего программного обеспечения преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, участвующим в принятии решений в организации.

База данных, используемая для получения указанной информации, должна состоять из двух элементов:

1)      данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;

2)      планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).

 

Вопрос 4. Информационные технологии поддержки принятия решений.

 

Интеллектуальная деятельность специалиста состоит в принятии решения об оптимальном способе достижения поставленной цели. Лицо, принимающее решение (ЛПР), делает свой выбор на основе познания.

Познание – философская категория, описывающая процесс интеллектуальной деятельности, т.е. процесс получения субъектом нового знания о мире. Познание состоит из двух этапов: анализа и синтеза.

Анализ связан с разделением поставленной задачи на элементы и изучением элементов обособленно.

Синтез – соединение изученных элементов в систему для получения конечного результата.

Интеллектуальные и аналитические АИС позволяют частично автоматизировать интеллектуальную деятельность специалиста. Такие системы относят к классу систем поддержки принятия решений (СППР). СППР, в отличие от вычислительных комплексов, используются в задачах с неполными, противоречивыми данными или когда количественные данные описываются качественно (малый, очень большой, похож/непохож), т.е. когда не удается просто подставить значения в математическую модель.

Как и сам процесс принятия решения, СППР можно разделить на две группы: информационно-аналитические и консультационные системы.

Надо понимать, что СППР не могут полностью автоматизировать работу руководителя или менеджера – они дают советы в довольно узких предметных областях. За специалистом остается выбор: принять или не принять предложенное решение.



Итак, система поддержки принятия решений – диалоговая автоматизированная информационная система, использующая правила решений и соответствующие модели с базами данных, а также интерактивный компьютерный процесс моделирования, поддерживающий принятие самостоятельных и неструктурированных решений отдельными менеджерами и личным опытом лица, принимающего решения, для получения конкретных, реализуемых решений проблем, не поддающихся решению обычными методами.

Главной особенностью ИТ поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения происходит в результате итерационного процесса (рис. 5), в котором участвуют:

     система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;

     человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.

 



 

Рис. 5. Информационная технология поддержки принятия решений как итерационный процесс

 

Окончание итерационного процесса происходит по воле человека. В этом случае можно говорить о способности информационной системы совместно с пользователем создавать новую информацию для принятия решений.

Ещё отличительные характеристики ИТ поддержки принятия решений:

     ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;

     сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;

     направленность на непрофессионального пользователя компьютера;

     высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.

 

ИТ поддержки принятия решений может использоваться на любом уровне управления. Кроме того, решения, принимаемые на различных уровнях управления, часто должны координироваться. Поэтому важной функцией и систем, и технологий является координация лиц, принимающих решения как на разных уровнях управления, так и на одном уровне.


 

Вопросы для самопроверки:

1.      Перечислите основные виды функциональных ИТ.

2.      В чем состоит основное назначение ИТ управления?

3.      В чем суть ИТ обработки данных?

4.      В чем состоит основное различие ИТ обработки данных и ИТ управления?

5.      В чем состоит ИТ поддержки принятия решений?

6.      Какие основные виды отчетов формируются в ИТ управления?

7.      Как происходит выработка решения при использовании ИТ поддержки принятия решений?

8.      Могут ли СППР полностью автоматизировать работу менеджера или руководителя?

9.      Перечислите основные компоненты ИТ обработки данных.

10.  Перечислите основные компоненты ИТ управления.

 

Литература по теме:

 

1.  Информатика для юристов и экономистов / Симонович С.В. и др. – СПб.: Питер, 2014. – 688 с.

2.  Логинов В.Н. Информационные технологии управления: учеб. пособ. – М.: Кнорус, 2012.

3.  Хлебников А.А. Информационные технологии: учебник. – М.: Кнорус, 2014. – 472 с.

 

Практические задания:

 

1.  Укажите виды информационных технологий в соответствии с задачами, заполнив таблицу по образцу.

 

Технология'>Задачи

Технология

Расчет зарплаты

ИТ обработки данных

Оценка отклонений от планируемого состояния и выявление причин отклонений

 

Распределение работ среди исполнителей, исходя из их квалификации и опыта

 

 

2.  Укажите виды информационных технологий в соответствии со степенью структурированности задачи, заполнив таблицу по образцу.

 

Степень структурированности задачи

Технология

Хорошо структурированные

ИТ обработки данных

Слабо структурированные

 

Неформализуемые

 

 

3.  Укажите результат выполнения в зависимости от вида ИТ, заполнив таблицу по образцу.


 

Технология

Результаты

ИТ обработки данных

Точное значение решения

ИТ управления

 

ИТ поддержки принятия решений