Файл: Литература по теме Практические задания Тема Информационные технологии Вопрос Этапы развития информационных технологий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 394
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны создаёт и поддерживает эталонный банк правовых актов высших органов государственной власти, а также издает и распространяет официальные издания:
«Собрание законодательства РФ».
«Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
Доступ к информации возможен с сайта http://www1.systema.ru/ (рис. 27). Свободный доступ предоставлен к текстам Конституции и кодексов РФ, федеральных и конституционных законов РФ, текстам доктрин РФ, законов РСФСР и СССР.
Рис. 27. Стартовая страница сайта НГЦ «Система»
Информационно-правовая система «Законодательство России».
Информационно-правовая система «Законодательство России» является элементом государственной системы правовой информации, созданной в рамках реализации государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации.
Тексты федеральных законов и правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, а также тексты правовых актов органов государственной власти, опубликованные в Собрании законодательства РФ и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и распространяемые с использованием информационно-правовой системы «Законодательство России», являются официальными в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 года № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов» и от 23 мая 1996 года № 763 (ред. от 29.05.2017) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Система предназначена для:
ведения государственных информационно-правовых фондов (федеральное, региональное законодательство, судебная практика, международные договоры, Свод законов Российской империи);
обеспечения доступа к государственному информационно-правовому фонду;
формирования, обработки, хранения и доступа к текстам правовых документов;
автоматизированной поддержки юридической обработки правовой информации.
Доступ к информации, хранящейся в системе, возможен с официального интернет-портала правовой информации www.pravo.gov.ru. Вид главного окна портала показан на рис. 28.
Рис. 28. Главное окно портала «Законодательство России»
Вопрос 3. Коммерческие справочные правовые системы.
Динамика изменений российского законодательства и большой объем документов требуют от специалистов, заинтересованных в достоверной и своевременной правовой информации, использования современных инструментов для работы с юридической информацией. К числу таких инструментов относятся справочные правовые системы (СПС).
СПС служат для хранения в электронном виде, поиска и анализа нормативной правовой информации. Потребность в такой информации возникает не только у юристов, но и у бухгалтеров, налоговиков, предпринимателей в ходе их профессиональной деятельности, а также у отдельных граждан.
Компьютерная справочная правовая система (СПС) – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации: производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.
Использование компьютерных технологий для работы с законодательной информацией началось еще во второй половине 1960-х гг. Сначала справочные системы создавались в основном в виде электронных картотек («электронных каталогов»). Так, бельгийская система CREDOC, появившаяся в 1967 г., стала первой в Европе электронной картотекой для компьютерного поиска юридической информации.
Некоторые юридические электронные картотеки в процессе развития начали работать в диалоговом режиме благодаря сети терминалов в библиотеках и стали широко доступны для всех желающих. Примером такой системы может служить FINLEX, созданная в 1982 г. министерством юстиции Финляндии. Она предназначена для предоставления информации о судебных решениях и судебной практике.
При всех достоинствах электронные картотеки не позволяют знакомиться с полным текстом документов, поэтому более удобны полнотекстовые системы, дающие возможность не только практически моментально находить в громадных информационных массивах необходимый документ, но и работать с текстом найденного документа. В 1967 г. началась разработка одной из самых известных полнотекстовых справочных правовых систем США – LEXIS. С 1980 г.
система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. – Австралии. Ежедневно она отвечает на более чем 20 тыс. запросов, в ее информационной базе собраны нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст Конституции США, а также все судебные прецеденты США.
В России разработка компьютерных справочных правовых баз началась в июле 1975 г., когда руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был создан Научный центр правовой информации (рассмотрен в вопросе 2). Основной задачей Центра стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов. В то время пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные министерства, ведомства и государственные научные организации, широкий же доступ к информации был исключен.
Быстрое развитие и распространение СПС в России началось в конце 1980-х – начале 1990-х гг., когда и появились первые негосударственные СПС: в 1989 г. – «ЮСИС», в 1991 г. – «Гарант», в 1992 г. – «Консультант Плюс».
Основу правовых систем составляют электронные базы и банки правовой информации.
Базы данных информационного обеспечения включают в себя самые разнообразные документы: от координационных планов разработки нормативных актов до актов зарубежного законодательства. В настоящее время в России уже создан ряд компьютерных центров и сетей правовой информации.
Вступившие в строй сети охватывают большую часть территории России и предоставляют свои услуги сотням тысяч пользователей. В задачи этих центров входят сбор, аккумулирование, систематизация, хранение и предоставление потребителям различных сведений правового характера. Наиболее известны в России следующие продукты:
«Консультант Плюс» (компания «Консультант Плюс»).
«Гарант» (НПП «Гарант-Сервис»).
«Кодекс» (Центр компьютерных разработок).
Кроме того, на российском рынке в настоящее время представлены и другие системы, доступные через сеть Интернет, например: «Референт» (www.referent.ru) или «Право.ru» (http://docs.pravo.ru).
Таким образом, справочные правовые системы дают возможность получать и использовать полную, достоверную информацию по правовым проблемам, но имеют статус именно справочных. Поэтому при обращении, скажем, в суд (или иную инстанцию) необходимо ссылаться не на правовую базу, а на официальный источник публикации.
Вопрос 4. Справочно-правовая система Консультант плюс.
Самой распространенной СПС (по исследованию ВЦИОМ 2016 г.) является СПС «Консультант Плюс». На январь 2018 г. она содержала свыше 145 млн. документов. Общероссийская Сеть распространения правовой информации Консультант Плюс состоит из 300 региональных информационных центров, расположенных в крупных городах, и более 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах.
Консультант Плюс имеет крупнейшую сеть партнеров, обеспечивает доступ к различным типам правовой информации: от нормативных актов, материалов судебной практики, комментариев, законопроектов, финансовых консультаций, схем отражения операций в бухучете до бланков отчетности и узкоспециальных документов.
Назначение и состав СПС «Консультант плюс».
Разнообразные виды документов физически содержатся в едином информационном массиве (ЕИМ), представляющем собой совокупность разделов и информационных банков, входящих в СПС «Консультант Плюс». Документы каждого типа имеют специфические особенности, с учетом которых они объединяются в разделы информационного массива (табл. 1). Названия разделов сформулированы таким образом, чтобы можно было быстро сориентироваться и понять, какие документы в каком разделенаходятся.
Таблица 1.
Разделы информационного массива СПС «Консультант Плюс»
Раздел | Содержание |
Законодательство | Нормативные и иные официальные акты федеральных и региональных органов государственной власти |
Судебная практика | Судебные акты. Материалы по вопросам правоприменительной практики |
Финансовые консультации | Консультационные материалы по бухгалтерскому учету, налогообложению, банковской, внешнеэкономической деятельности, вопросам валютного регулирования. Схемы отражения в бухучете финансово-хозяйственных операций (проводки), а также материалы бухгалтерских печатных изданий |
Комментарии законодательства | Комментарии к нормативным актам федерального законодательства |
Формы документов | Типовые формы, бланки, образцы деловой документации |
Законопроекты | Проекты федеральных законов, находящиеся на рассмотрении в Федеральном Собрании РФ |
Международные правовые акты | Многосторонние и двусторонние международные договоры Российской Федерации, документы международных организаций, документы о ратификации |
Правовые акты по здравоохранению | Нормативные документы по медицине и фармацевтике, консультации по медицинской и фармацевтической деятельности |
Программное обеспечение СПС «Консультант Плюс» устанавливается на компьютеры пользователей на основе договорных отношений с Компанией «Консультант Плюс». Компания осуществляет гарантированное регулярное обновление информации и документов, хранящихся в банках данных системы.
Кроме того, любой пользователь сети Интернет может получить доступ к web-версии системы через официальный сайт: https://www.consultant.ru/ (рис. 29).
Рис. 29. Стартовое окно web-версии СПС «Консультант Плюс»
Возможности использования web-версии системы по получению найденных полнотекстовых документов ограничены вследствие того, что доступ к системе через Интернет является бесплатным для любых пользователей. Однако существуют формы договорных отношений с Компанией «Консультант плюс», расширяющие эти возможности.
Механизмы поиска документов.
Структурной единицей информационного банка системы является документ. Любой документ, кроме непосредственно текста, имеет определенные идентификационные характеристики (реквизиты), которые отличают данный документ от других. Поэтому, чтобы найти необходимые документы из системы, нужно заполнить «Карточку поиска» (рис. 30).
Рис. 30. Вид окна «Карточки поиска» СПС Консультант Плюс
«Карточка поиска» – основное средство поиска документов в информационном банке системы. Она представляет собой таблицу с некоторым количеством поисковых полей. Система ищет документы, одновременно удовлетворяющие всем заполненным полям карточки поиска. Однако не обязательно заполнять все поисковые поля. Для поиска любого документа достаточно правильно заполнить лишь два–три поля. При заполнении полей следует обращать внимание на информационную строку внизу карточки поиска. В ней содержится информация о количестве документов, удовлетворяющих запросу. Если сформированный таким образом список документов будет слишком большим, следует уточнить запрос. Желательно, чтобы количество найденных документов не превышало 30–50.
Если же при поиске документа реквизиты его неизвестны или известны приблизительно, то основным средством поиска по конкретному правовому вопросу является поле «Текст документа», где следует задать слова или фразы, которые должны встречаться в тексте этого документа (рис. 30). Если запросу с использованием только данного поля удовлетворяет много документов, то следует его уточнить, используя, в зависимости от имеющейся информации, другие поля карточки поиска. В системе «Консультант Плюс» предусмотрена возможность уточнять полученные списки несколько раз по разным полям.