Файл: Цель занятия закрепление знаний об основах философского учения о бытии, формирование умений применять их. Задания для самостоятельной работы Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 2.1
Цель занятия: закрепление знаний об основах философского учения о бытии, формирование умений применять их.
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1.Во "Введении в философию" Фридриха Паульсена предлагается отличить следующие основные формы бытия:
-бытие вещей (тел), процессов;
-бытие человека;
-бытие духовного (идеального);
-бытие социального.
Является ли эта классификация полной?
Найдется ли в ней место для явления, обозначенного в следующем фрагменте:
"Всякое "что" - или это "дух", "мышление", "сознание", или "воля", или "сила", или "материя", или что-нибудь другое - мыслится именно только как содержание некоего "нечто", которое само по себе вообще не есть полное и определенное "что-то"... Но это "оно" или это там-, которое "имеет" или "дает" нам что-нибудь (в конечном результате, все вообще), совсем не есть пустое слово, лишенное смысла; все, что мы знаем или констатируем, в конечном результате вытекает из того, что мы стоим в какой-то связи с "оно" или с "тем"; и это "оно" или там" в самом деле "имеет" и "дает" нам все отдельное "это" и "то", оно обогащает нас бесконечными дарами - всем, что в нем "имеется" .Ответ:
эта классификация не является полной. Люди владеют сравнительно малой информацией о реальности, и потому классификация форм бытия не может быть полной.
И она не содержит того, о чём там говорится. Некое "нечто" — это "бытие неопределённостей", которое не было перечислено.
Задание 2 Бытие есть то, что может быть определено (определить – установить предел, ограничить какими-то рамками) научно-рациональным знанием и предметно-практической деятельностью человека.
Какие еще представления о бытии известны вам из истории философии?Представления о бытии начали формироваться уже в самых древних философских учениях. В античной философии большое внимание этой категории уделил Парменид (V в. до н.э.). Он считал, что: а) бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает, т. е. оно вечно; б) бытие неподвижно и неизменно; в) бытие -- это замкнутый шар (сфера), что означает его ограниченность и завершенность; г) знания о бытии мы получаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблуждение.
В философии Платона бытие подразделяется на три уровня: а) умопостигаемое бытие вечных, бестелесных идей, которые первичны; б) чувственно постигаемое бытие вещей, которые производны от идей; в) бытие предметов искусства.
В средневековой философии бытие чаще всего отождествлялось с Богом («Бог есть само бытие»), от которого, как полагали, происходит бытие отдельных вещей.
В эпоху Возрождения и в Новое время (XVI--XVIII вв.) формируются натуралистические представления о бытии как природе, Материалисты этого периода фактически отождествляли бытие с материей во всех ее проявлениях («телесная субстанция»). Д. Беркли обосновывал субъективно-идеалистическую концепцию бытия: «Существовать -- значит быть в восприятии».
Важное место категория бытия заняла в немецкой классической философии. Гегель, противопоставляя свой диалектико-идеалистический подход в понимании бытия парменидовскому метафизическому, подчеркивает, что «становление есть данность бытия-. Категория бытия стала исходной при построении его «науки логики» как системы категорий.
Величайшая заслуга Гегеля состояла в том, что, во-первых, он категорию бытия наполнил глубоким диалектическим содержанием, связанным с идеей развития. Во-вторых, философ придал категории бытия полярный характер, связав ее со «своим другим» -- категорией «ничто». Единство (противоречие) этих категорий есть становление, единство возникновения и уничтожения. В-третьих, противоречие «бытие-ничто» Гегель сделал «мотором восхождения» в своей логике как последовательно развертывающейся системе категорий (качество, количество, мера, сущность и явление и др.). В-четвертых, Гегель выделил две формы объективного процесса -- природу (бытие природы) и целесообразную деятельность людей (общественное бытие). Однако немецкий философ представил бытие как «инобытие духа», т. е. растворил бытие в мышлении (панлогизм).
В диалектическом материализме бытие разделяется на бытие идеального (духовное бытие) и материальное бытие. Последнее считается первичным, определяющим, а первое -- вторичным, зависимым от него. Эта зависимость раскрывается через понятие «отражение»: идеальное есть активное творческое воспроизведение материального бытия.
В философии XX в. проблема бытия активно обсуждалась в экзистенциализме применительно к человеческому существованию (Хайдеггер, Ясперс, Сартр и др.). Основное понятие данного философского направления -- «экзистенция». Оно выражает способ бытия человеческой личности как конкретной, неповторимой, уникальной, которая не может быть доступна рационалистическому языку понятий. Тем самым бытие -- это, прежде всего человеческое существование: бытие есть наша жизнь.
Задание 3. Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы
Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы.
3.1
Прочитайте фрагмент из произведения древнегреческого философа Парменида "О природе".
"...Остается только один разумный путь, который говорит: "ЕСТЬ" На нем – очень много знаков что сущее непорожденное, оно и не может погибнуть, целостное, однородное, непоколебимое и законченное. Оно не "было" и не "будет", так как она "есть" теперь – все вместе, одно, непрерывное. Ибо какое рождение будем взыскивать с него? Как и откуда оно выросло? Из не сущего? Этого я не позволяю тебе высказывать или думать, ибо нельзя ни высказывать, ни подумать: "не есть"... Так же как из сущего сила вероятности никогда не позволит рождаться чему-нибудь, кроме него самого...".
В чем особенность такой постановки проблемы бытия? Какие характерные оценки бытия установил Парменид? Тождественны ли "бытие" и "сущее" в его понимании? Есть ли (являются ли бытием), с точки зрения Парменида, отдельные предметы, явления? Если нет, то можно ли о них подумать? Ответ:
Парменида, жившего в Греции в V-IV веках до н. э., считают первым философом, обратившим внимание на осмысление бытия самого по себе. Если об изменяющемся, становящемся и исчезающем у нас есть только мнение, то о неподвижном, неделимом, лежащем в основе всего сущего, мы имеем истинное знание. Подлинное бытие, которое постигается умом, всегда есть. Оно целостно, недвижно, неделимо. От него ни отнять ничего нельзя, ни прибавить. Чего нет, нельзя ни познать, ни изъяснить. Говорить и мыслить можно лишь то, что есть. Сверх-бытия ничего нет и не будет. Поэтому Парменид писал: «Остается только один разумный путь, который говорит: «ЕСТЬ». На нем – очень много знаков что сущее непорожденное, оно и не может погибнуть, целостное, однородное, непоколебимое и законченное. Оно не «было» и не «будет», так как она «есть» теперь – все вместе, одно, непрерывное. Ибо какое рождение будем взыскивать с него? Как и откуда оно выросло? Из не-сущего? Этого я не позволяю тебе высказывать или думать, ибо нельзя ни высказать, ни подумать: «не есть»…Так же как и из сущего сила вероятности никогда не позволит рождаться чему-нибудь, кроме него самого…»
3.2
"Историческая ошибка сознания заключалась в выведении небытия. Собственно говоря, философия начинается с абсолютизации бытия, с выдумывания некоего вневременного, сущего начала, субстанциональной подоплеки, которая если и изменяется, то только в своих внешних свойствах... Впрочем, многие философы понимали, что небытие существует. Но и они думали, что небытие существует постольку, поскольку существует бытие. Я же утверждаю, что небытие не только существует, но что оно первичное и абсолютное. Бытие же относительное и вторичное в отношениях к небытию".
Кто из известных Вам философов также признавал существование небытия? Как это ("Существование небытия") понимать? Что значит "первичность" и "абсолютность" небытия? Разве существует (и в качестве чего) при признании абсолютности небытия бытие? Философия небытия (The philosophy of nonbeing) – это новая область исследования в философии, заявившая себя в России на рубеже XX
и XXI веков. Ее разработкой занялись два автора: Арсений Николаевич
Чанышев и Натан Моисеевич Солодухо. В 1990 году в российском журнале «Вопросы философии» была издана статья А.Н. Чанышева, посвя-
щенная философии небытия. Не лишенная эмоциональности, она напоминает гимн, возданный небытию в форме, скорее, художественной, нежели научного систематизированного труда [1]. В 2002 году вышла в свет
книга Н.М. Солодухо, где и были изложены основные принципы и посту-
латы философии небытия, ее структура, примеры аналогичного видения
мира (в рамках философии небытия) в истории философской мысли [2].
Данная книга и служит основным систематизированным источником по
изучению и дальнейшей разработке философии небытия.
Основные идеи философии небытия таковы: изначально существовало небытие, бытие (здесь не является важным, какова была форма этого
первоначального бытия) появилось после небытия; если небытие первоначально, значит, все виды бытия, которые мы можем чувствовать вокруг
себя, когда-нибудь вновь обратятся в небытие; небытие абсолютно и вечно, бытие же относительно и временно. В этой связи бытие выступает
только как временное образование, которому вновь суждено исчезнуть.
Небытие же вечно, оно объемлет бытие, давая возможность временно существовать.
Стоит определиться с самими понятиями бытия и небытия. Бытие
– категория, схватывающая и сцепляющая воедино все существующее.
Это одна из самых объемных категорий, поэтому, исходя из логического
закона обратной пропорции между объемом и содержанием понятия, она
остается почти полностью лишенной содержательных характеристик. Бытие – то, что указывает на свойство существования предметов. В этом
смысле мир становится единым с точки зрения того, что сам мир и то, что
его наполняет, просто есть. В данном ракурсе нас не будут интересовать
конкретные признаки предметов, которые отличают данные предметы от
всего разнообразия форм существования. Здесь важно только одно – что
это есть. Важный пункт в данном контексте – «почему вообще нечто существует?» Данная постановка вопроса может показаться нефилософу
абсурдным, чудаковатым или излишним. Но если попробовать объять в
мысли все ныне существующее, абстрагироваться от всех временных
форм бытия, которые рождаются и умирают, становится интересным и
проблемным сам факт существования, раскрывается осознание великолепности наличия самой возможности быть. Наверное, мысль Парменида
– автора категорий «бытие» и «небытие» – могла следовать именно таким
путем. Характеристики бытия у него следующие: оно абсолютно, то есть
не зависит ни от чего; неизменно; находится вне пространства и времени,
то есть вечно и неподвижно; имеет форму шара (идеальную, с точки зре-ния древнего грека, форму). Его бытие окружает, объемлет все существующее, не дает ему распасться, превратиться из порядка в хаос. Поэтому
само бытие как основа существования вообще само должно остаться стабильным, стойким, неизменным.
Парменид отрицает существование небытия, ему нет места в мироздании. Если бы было небытие, то бытие могло бы измениться, занять место небытия. А этого нельзя было допустить. Как кажется, присутствие
небытия поставило бы под угрозу абсолютность бытия, значит – само существование. Парменид задал тон всей онтологической традиции западной философии, которая принципиально реформировалась лишь на некоторых этапах ее истории.
Далее можно отметить Платона – настоящего гения древней Греции, создавшего знаменитую школу в полисе Афинах, подарившему миру
первый опыт демократии. Платон, продолживший традицию Парменида,
создал мир идеальных сущностей, прототипов материальных предметов,
названных идеями. Идеи, по сути своей, обладали теми же характеристиками, что и бытие Парменида. Но их было множество. Так мир был разделен (еще задолго до Средних веков, где царствовала христианская традиция) на две части: идеальную, неизменную, которая дает право на существование другой части мира – смертной, постоянно находящейся в
движении и изменении. Бытие здесь имеет другую трактовку (теперь бытие – это более конкретные идеи Платона), но ее мировоззренческий «багаж», ее позиционирование общей структуры мира как некого незыблемого извечного порядка остался тем же. Бытие здесь, обладающее идеальной природой, в отличие от нашего материального мира, неуничтожимо. Это было в духе древнегреческой космологической культуры того времени.