ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методологические основы игры
Выполнил:
Ребенок является субъектом, а не объектом процесса воспитания и образования, этот факт общеизвестен. На данный момент в педагогике становятся очень популярны формы и методики, которые активизируют внимание, имеют творческий, а не репродуктивный характер.
Большой интерес как для самих детей, так и для педагогов и учителей представляет такой способ организации образовательного и воспитательного процесса, как игровая деятельность. Этот метод в равной степени и творческий, и необычный.
Цель работы – проанализировать методологические основы игры.
Исходя из поставленной цели исследовательской работы, необходимо выполнить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть сущность игр.
2. Раскрыть виды игр.
3. Описать систему работы по использованию игр.
Объект исследования – основы игры.
Предмет исследования – изучение методологических основ игры и их роли в развитии детей.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ
Методологические основы игры
Раскрыты в работах Г.В. Плеханова, К.Д. Ушинского:
- исторический общественный характер игры
- связь игры с трудом, искусством
СУЩНОСТЬ ИГРЫ
- характеристика игры как деятельности
В теории игра – ведущий вид деятельности
- Количество времени, которое ребенок ей посвящает
- Удовлетворяет основные потребности ребенка: стремление к самостоятельности, активности; потребности в общении, в познании окружающего
3. В игре зарождаются и развиваются другие виды деятельности: труд, учение
4. Игра способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов: воображения
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР 1. ТРАДИЦИОННАЯ: ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ЭЛЕМЕНТУ СТРУКТУРЫ
ТВОРЧЕСКИЕ
- СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ
- СТРОИТЕЛЬНЫЕ
- ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ РЕЖИССЕРСКИЕ
СТРУКТУРА:
РОЛЬ
СЮЖЕТ
ЗАМЫСЕЛ
ИГРУШКА
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ
- ПОДВИЖНЫЕ
СТРУКТУРА:
ИГРОВАЯ ЗАДАЧА
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ПРАВИЛА
РЕЗУЛЬТАТ
03.05.09
03.05.09
2-я КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР. Автор Новоселова С.Л.
Критерий: по инициативности адресата
3 класса игр:
1 класс: по инициативе детей
- игры-экспериментирования:
- сюжетные самодеятельные:
- обучающие: - автодидактические предметные, - сюжетно-дидактические, - подвижные, - музыкальные
- досуговые: - забавы, - развлечения, - театральные, - интеллектуальные, - компьютерные др.
- обрядовые (культовые, семейные, сезонные)
- треннинговые (сенсомоторные, адаптивные)
- досуговые (игрища, забавляющие, развлекающие)
- общение с людьми, животными,
- природными объектами, игрушками и др.
- сюжетно-отобразительные, - сюжетно-ролевые,
- режиссерские, - театрализованные
2 класс: по инициативе взрослых
3 класс: по инициативе детей или взрослых
3 классификаця игр: по типу организации - по количеству детей: индивидуальные, групповые - по месту проведения: в помещении, на свежем воздухе - по режиму: игры в первую и вторую половины дня
4 классификация: по содержанию, отражающие:
- повседневную реальность: бытовые (в семью), производственные (почта, больница, магазин и др.) общественные (праздники)
- вымышленные события: героические, фантастические, приключенческие, романтические и др.
5 классификация: по направлениям образования:
- физическое
- познавательное, умственное
- социально-личностное
- художественно-эстетическое
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИГРЫ
Концепция Д.Б. Эльконина: развитие игры по изменению роли в игре
Концепция С.Л Новоселовой: развитие игры по типу игрового действия
Концепция Е.Е.Кравцовой : периодизация развития игры по наличию мнимой
(воображаемой) ситуации
КОНЦЕПЦИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИГРЫ
По критерию: изменения роли в игре
1-й этап Подступ к роли
ПРЕДМЕТНАЯ ИГРА (до 3-х лет)
Основное содержание – действия с предметами
2-й этап Расцвет роли
РОЛЕВАЯ ИГРА (от 3-х до 7 лет)
Основное содержание – отражение взаимоотношений между людьми
3-й этап Вырождение роли до чистого правила
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ (6 - 7 лет)
Основное содержание – Подчинение правилам общественного поведения и отношений между людьми
03.05.09
КОНЦЕПЦИЯ С.Л. НОВОСЕЛОВОЙ
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ
по критерию: изменение типа игрового действия
1-й этап (до 5-6 мес.) ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ИГРА
Основное содержание: действия-манипуляции: обследование игрушек совместно со взрослым
2-й этап (1- 2 года) ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА
Основное содержание: действия на выявление специфики свойств предмета, его целевого назначения (переносит в игру)
3-й этап (2-3 года) СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ
Основное содержание: действия имитируют в условной форме использование предмета по назначению
4-й этап (3-7 лет) СОБСТВЕННО-РОЛЕВАЯ ИГРА
3-4 года – начальная; с 5 лет – развитая игра
Основное содержание: моделирование знакомых трудовых и общественных отношений между людьми
03.05.09
КОНЦЕПЦИЯ Е.Е. КРАВЦОВОЙ
Периодизация развития игры по критерию
Л.С.Выготского: наличие мнимой (воображаемой) ситуации
1эт. Режиссерская игра
- самостоятельное придумывание сюжета
- управление игрушками
- перенос функций с одного предмета на другой
2 эт. Образная игра
- выделение основного действия с предметом,
характерных признаков поведения людей (животных)
- принятие образа ,роли
3 эт. Сюжетно-ролевая игра
- Принятие роли, создание, развитие сюжета
- ОСОБАЯ ФОРМА РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЫ: одновременное исполнение роли и руководство ролевыми отношениями
4 эт. Игра с правилами Наличие определенной внутренней позиции и образа, оговоренного правилами
5эт. Режиссерская игра. Качественное обогащение сюжета
Игровые технологии - это
- определенная последовательность действий педагога по разработке этапов и осуществлению игровой деятельности:
- отбор, разработка и подготовка игры
- включение детей в игру
- осуществление самой игры
- подведение итогов и результатов