Файл: 1. Предмет и методы возрастной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К концу первого года жизни младенец, действуя с погремушками, устанавливает первые причинно-следственные связи (потряси – звук). Музыкальные игрушки привлекают ребенка на протяжении всего дошкольного детства. По мере взросления игровые действия с такими игрушками усложняются. Дошкольника уже привлекают не звуки сами по себе, он стремится извлечь какую-нибудь мелодию, включает «музыкальное сопровождение» в сюжетно-ролевые игры. Ребенок подчиняет ритму свои движения, у него совершенствуется музыкальный слух, чувство ритма.

С дидактическими игрушками (сборно-разборные игрушки, бирюльки, предметы для нанизывания) знакомятся на первом году жизни. Эти игрушки специально сконструированы в обучающих целях и заключают в себе способ их использования. Взрослый открывает для малыша способ действия с дидактическими игрушками, показывает, как можно получить результат. Обычно это приведение частей и деталей в соответствие по признакам цвета, величины, формы и т. д. Поэтому особое значение использование дидактических игрушек имеет в РВ, так как именно предметная деятельность в этом возрасте является ведущей. Ребенок совершенствует умение действовать, осваивает сенсорные эталоны. Создаются условия для проявления самостоятельности малыша, осознания им результатов своих усилий. Действия ребенка приобретают результативность и целенаправленность. Вызывают у малыша эстетические переживания.

Образные игрушки. У младенца вызывают приятные переживания и положительные эмоции. В раннем дошкольном возрасте включаются в разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, режиссерские, драматизации. Они расширяют сферу применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации. Кукла - участник игр и идеальным партнером по общению, поделиться заботами, огорчениями, радостями. В зависимости от своего настроения наделяет куклу мыслями, чувствами. Кукла в руках ребенка действует так, как он этого хочет в данный момент. Он заботится о ней, воспитывает, учит, передавая ей свои знания. То есть выполняет в отношении к кукле те же функции, которые взрослый выполняет в отношении его самого. Оценивая поведение куклы
, ребенок передает ей свой эмоциональный и нравственный опыт, тем самым осознавая и закрепляя его. Возникает эмоциональная и нравственная идентификация, складываются моральные оценки, развивается гамма эмоциональных переживаний, формируются нравственные качества. Образные игрушки способствуют усвоению половой роли, что сказывается в выборе игрушек и действиях с ними. Однако и девочкам, и мальчикам нравятся куклы и пушистые зверюшки, они совершают с ними различные действия.

Игрушки-орудия (лопатки, формочки, ведерки и прочее) - это уменьшенные копии орудий труда взрослых. В раннем детстве с их помощью у детей развивают предметные действия, включают их в игры с природным материалом. В дошкольном детстве игрушки-орудия используются в других видах игр: в строительных и в труд деятельности.

Технические игрушки (машины, самолеты, луноходы) открывают для ребенка область техники и знакомят с ее использованием. Они подталкивают к экспериментированию, пробуждают познавательные вопросы, стимулируют развитие технического мышления, формируют представление о профессиональной деятельности взрослых.

Театрализованные игрушки используются при постановке спектаклей, в развлечениях. Дети наделяют их чертами в соотвествии с их внешним видом. Формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей

Спортивно-моторные игрушки способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.

Игрушки-самоделки - это своеобразный способ самовыражения и предмет гордости. многофункциональны, поэтому интересны малышу.

Игрушки-забавы вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции. Поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность. Побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний. Для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие в соответствии с возрастом малыша и ситуацией их использования. Главная задача взрослых -научить ребенка действовать с игрушками.


Выделим особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте:
- Игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;
- Ребенок осваивает разные виды игры;
- С помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя возможности познания этих сфер.
53. Трудовая деятельность в дошкольном возрасте
Трудовая деятельность – деятельность, направленная на создание общественно-полезных продуктов материальных и духовных ценностей. Дети ДВ не отличают трудовые задания от игры, предметных и бытовые действий. Такие действия приобретают смысл трудовых, когда дети осознают значение их выполнения для других людей и обязательность получения заданного результата (организация совместной деятельности).

Организация условий для выполнения трудовых заданий:
- Обучение необходимым способам работы;
- Выработать у детей соответствующие навыки и умения;
- Разъяснение работы этого значения для других людей;
- Помощь детям в планировании и согласии действий.

Наиболее эффективна трудовая деятельность, когда общее задание разделено на более мелкие, связанные между собой, каждое из которых выполняют 1–3 участников. Данная форма работы создает предпосылки для осознания совместных хар-р своих действий, научились рассматривать индивид действия как звенья общего дела, предъявление требования к себе и результатам сверстников.

Сознательное участие производит труде требует психологические качества: понимание значения труда, умение действ совместно, сообща добиваться намеченного результата, умение преодолевать трудности. Эти кач-ва превышают возможность ребенка ДВ, хотя и начинают складываться.
54. Особенности конструктивной деятельности дошкольника

В процессе конструирования ребенок учится соотносить размер и форму различных деталей, выявляя их конструктивные свойства.

Виды конструктивной деятельности:

- Конструирование по образцу

- Конструирование по условию

- Конструирование по замыслу

Особенности развития конструктивной деятельности:


- Дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций

- Познают конструктивные свойства деталей и материалов

- Расширяется область творческих проявлений

Младший возраст:

- Возникает в игре желание конструировать

- Нет учета всех усилий для создания постройки

- Часто не добиваются результатов

- Часто перестраивают постройки

- Может быть потеря интереса

Старший возраст:

- Стремление к созданию совместных построек

- Сложная тематика построек

- Предварительность, обсуждение построек

-Стремление достигнуть результат
55. Понятие «Социальная ситуация развития»

Социальная ситуация развития – это соотношение внешних и внутренних условий развития психики, она определяет отношение ребёнка к другим людям, предметам, вещам созданным человеком и к самому себе.
56. Понятие «Психические новообразования»

Психические новообразования – это новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознание ребенка, его внутреннюю жизнь; это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.