Файл: 1. Предмет и методы возрастной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Возрастной кризис - такой период, который обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, который приводит к разрушению одной социальной ситуации, развития и возникновению другой, адекватной новому психическому облику ребенка.

Ведущий вид деятельности - такая деятельность, развитие которой обуславливает

- развития отдельных психических процессов

- развития личности ребенка в целом

- именно в ней зарождаются новые формы деятельности ребенка

Возрастные новообразования - новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определенные преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те, позитивные преобразования, которые позволяют перейти к новой стадии развития.
6. Кризис рождения
Кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому обмену ребёнка. (Выготский)

Кризис новорождённости (рождения) - кризис, связанный с переходом от пренатального к постнатальному развитию.

В момент родов ребёнок физически отделяется от матери, но не отделяется биологически из-за ряда причин. Ребёнок ещё долгое время остаётся неспособным выполнять основные жизненные функции и является биологически несамостоятельным существом. Существование ребёнка в период новорождённости занимает как бы среднее положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства. Это звено представляет собой в истинном смысле переходный этап от одного типа развития к другому.
7. Понятие «ведущий вид деятельности»
Ведущий вид деятельности — это такая деятельность, развитие которой обуславливает:
- Развитие отдельных психических процессов
- Развитие личности ребенка в целом
- Именно в ней зарождаются новые формы деятельности ребенка

0-1 младенчество непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми

1-3 ранний возраст предметно-манипулятивное общение
3-6,7 дошкольный возраст ролевая игра
6,7-10,11 младший школьный возраст учебная деятельность
10-15 подростковый возраст интимно-личностная деятельность
15 и тд юношеский возраст учебно-профессиональная деятельность
8. Ведущий вид деятельности младенца
В младенческом периоде ведущей деятельностью является непосредственно эмоциональное общение со взрослыми, заключающееся в обмене позитивными эмоциями, выражающими отношение младенца и взрослого друг к другу. У ребенка есть потребность в доброжелательном внимании взрослого, которое проявляется в его ласковых словах, нежных прикосновениях, улыбке. Ребенок очень быстро включается в эмоциональное общение и использует для него разнообразные экспрессивно-мимические проявления. В течение первого года жизни общение интенсивно развивается, возникает ряд существенных изменений. Младенец быстро овладевает различными средствами общения. Он все увереннее отыскивает взрослого взглядом, поворачивается на звук его голоса, замечает его на расстоянии. Примерно с третьего месяца жизни младенец начинает сам воздействовать на близких взрослых, побуждая их к контактам. С этой целью ребенок использует доступные для него средства: взгляды, улыбку, движения и т.д. Эти проявления объединены в целостную структуру "комплекса оживления"(картина радостного поведения младенца, включающая в себя: гуление, вокализацию (вскрики, громкие отрывистые звуки, гуканье), двигательное оживление головой, ручками, ножками, прогибание спинки и тд, улыбка, замирание и зрительное сосредоточение), который характерен для детей на первом полугодии жизни.
9.Познание младенца
Процесс познавательного развития происходит в контексте предметной деятельности и проходит ряд этапов.
До 3 месяцев у ребенка возникает ориентировочная реакция на слуховые, зрительные, тактильные и другие раздражители.
До 6 месяцев ребенок начинает обследовать игрушки, выборочно контактировать с предметами (удерживать их, хватать, переворачивать, рассматривать и прислушиваться к тому, что находится от него на расстоянии; появляется попытка раздвинуть пальцы так, чтобы было удобнее схватить игрушки различной формы и величины; возникают первые результативные действия с предметам направленные на получение приятного впечатления (звука, движения); ребенок узнает близких людей, знакомые предметы; он пытается найти спрятанную игрушку, у него развивается память. Овладение различными позами расширяет его возможности ориентироваться в окружающем пространстве.


В 9 месяцев ребенок начинает перекладывать предметы из одной руки в другую, овладевает умением действовать одновременно двумя руками и двумя предметами.
В конце первого года жизни ребенок достает предмет с помощью другого, возникают первые целенаправленные действия.
В течение первого года у ребенка формируются элементарные представления об окружающем мире и самом себе, он начинает ориентироваться в свойствах предметов (возникает сенсорный опыт, развиваются первичные формы мышления, зарождаются интеллектуальные способности, закладываются предпосылки развития креативности как базового качества личности, совершенствуется умение ориентироваться в пространстве, возрастает познавательная активность, закладываются предпосылки логико-математического развития.
10. Действия и движения младенца
На протяжении Первого года жизни, Я ребёнок достигает больших успехов, овладевает передвижениями в пространстве и простейшими действиями с предметами.

Движения

Он учится держать голову, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках, принимать вертикальное положение и делать первые шаги.

Действия

Тянется к предметам, схватывает и удерживает их, манипулирует ими размахивает, бросает, простукивает и т.д.- это прогрессивные движения.

При неблагоприятных условиях воспитания могут складываться и закрепляться тупиковые виды движения, которые не способствуют дальнейшему развитию, а наоборот тормозят его.

- сосание пальцев.

- рассматривание руки поднесенной к лицу

- ощупывание рук

- раскачивание на четвереньках

Прогрессивные движения и действия способствуют получению новых впечатлений, ознакомление с предметами их свойствами, а вторые оттарживают ребенка от внешнего мира (сосание пальцев вызывает полное длительное торможение остальных реакций)

Развитие хватания:

1 этап: 3-4 мес. Ребенок начинает сам тянуться к висящим игрушкам, часто промахивается, захватить еще не может

2 этап: 4,5-5 мес. Свободно достает, захватывает и удерживает висящую игрушку

3 этап: 6 мес. Достает игрушку одной рукой


4 этап: 7-8 мес. Схватывает и удерживает предметы пальцами, большой палец противопоставляет всем остальным.

Как только ребенок оказывается в состоянии удерживать в руке предмет. он начинает им манипулировать.

11. Манипулирование в период младенчества
1 Стадия: манипуляции направлены на предмет, которые привлекают ребенка. эти действия не зависят от свойств предметов и их назначения, их называют неспецифическими. Примитивность и однообразие этих действий не позволяют ребенку раскрыть всех свойств предметов, поэтому его интерес к конкретной вещи быстро иссякает и переключается на новую.
2 Стадия: ребенок начинает замечать результат манипуляции и активно его воспроизводить. Ярко проявляется направленность на результат, на те изменения, которые возникают при действиях ребенка с предметом. (приближение или удаление игрушки, бренчание погремушки, писк резиновых пупсиков)
3 Стадия: младенец начинает действовать не с одним предметом, а одновременно с двумя предметами. постукивание двумя погремушками. Малыш стремится приблизить один предмет к другому, всунуть или вложить один предмет в другой, положить, поставить или нанизать один на другой.
4 Стадия: ребенок повторяет знакомые действия на всех возможных предметах.
5 Стадия: дети начинают замечать не только прямые, но и косвенные результаты своих действий и пытаются повторить действия, снова их воспроизвести. Они понимают, что, потянув за веревочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, нажав на кнопку, можно включить или выключить свет, сняв трубку телефона — услышать гудок.

Взрослые показывают, что мячик можно катать, кольцо пирамидки надевать на стержень, волчок крутить и пр. Подражая взрослым, малыш переходит к специфическим действиям с предметами, которые он осваивает к концу года. Появление специфических действий в репертуаре ребенка свидетельствует о начале новой, предметной деятельности, характерной для следующего периода.
12. Кризис первого года жизни
К концу 1-го года жизни самостоятельность ребенка резко возрастает. Малыш из спокойного и покорного превращается в капризного и неуправляемого - это и есть кризис 1-го года жизни. Переход от младенчества к раннему возрасту.

Признаки (проявления) кризиса:
- "Трудновоспитуемость ребенка" - упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания
- Резкое увеличение новых форм поведения (отрицательных и положительных). Попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания. Отказ от выполнения необходимых режимных процедур.