Файл: 1. Предмет и методы возрастной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развивающее обучение должно уделять особое внимание формированию у детей ориентировочных действий и максимально использовать характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности.
48. Зарождение учебной и трудовой деятельности в дошкольном возрасте
Учебная деятельность – общественно-значимая и общественно-оцениваемая деят-ть, ставящая ребенка в новую соц. позицию – школьник, которая включает в себя: развитие познавательных интересов, усвоение учебных действий.
Цель учебной деятельности: усвоение новых ЗУН, а не получение внешнего результата.
Для развития познавательных интересов необходимо: создание условий ребенку для его актив. Действий, вовлекать ребенка в процессе самостоятельного поиска, ставить вопросы проблемного хар-ра, разнообразить учебную деятельность, показ нужности учебного материала, предлагать задания трудные, но посильные, планировать достижения результата, положит оценивать.

Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину:
1. Мотивация.
2. Учебная задача – система знаний, при выполнении которых, ребенок осваивает наиб общие способы действия.
3. Учебные действия.
4. Контроль.
Оценка – ребенок, контролируя свою работу должен научиться адекватно оценивать её (страдает у дошкольников).

В ДВ только зарождается элементы учебной деятельности т.к. учебная деятельность имеет сложное строение и предъявляет высокие требования к психике человека.

Трудовая деятельность – деятельность, направленная на создание общественно-полезных продуктов материальных и духовных ценностей. Дети ДВ не отличают трудовые задания от игры, предметных и бытовые действий. Такие действия приобретают смысл трудовых, когда дети осознают значение их выполнения для других людей и обязательность получения заданного результата (организация совместной деятельности).

Организация условий для выполнения трудовых заданий:
- Обучение необходимым способам работы;
- Выработать у детей соответствующие навыки и умения;
- Разъяснение работы этого значения для других людей;
- Помощь детям в планировании и согласии действий.

Наиболее эффективна трудовая деятельность, когда общее задание разделено на более мелкие, связанные между собой, каждое из которых выполняют 1–3 участников. Данная форма работы создает предпосылки для осознания совместных хар-р своих действий, научились рассматривать индивид действия как звенья общего дела, предъявление требования к себе и результатам сверстников.


Сознательное участие производит труде требует психологические качества: понимание значения труда, умение действ совместно, сообща добиваться намеченного результата, умение преодолевать трудности. Эти кач-ва превышают возможность ребенка ДВ, хотя и начинают складываться.
49. Бытовая деятельность в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст - это период освоения норм, связанных с правилами поведения в быту.
Дошкольник 3-4 лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятельности. Очень важным является мотив своей внешней привлекательности. Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания - мыло, полотенце и вода. Малыша привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.
У детей 4-5 лет понимание необходимости бытовых процедур становится более обобщенным, приобретая перспективную направленность. Дети могут описать в речи последовательность действий при выполнении бытового процесса и назвать необходимые для его выполнения предметы. Они контролируют поведение друг друга в бытовой деятельности, делают сверстникам замечания, хотя сами нередко правила не соблюдают.
В 5-7 лет ребенок начинает понимать объективность требований взрослых. Старший дошкольник осознает, что для установления взаимоотношений с другими детьми следует подчиняться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим. Для старших дошкольников важное значение имеет качественное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вымыть чисто.
В ДВ расширяется круг культурно-гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура. Дети хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в быт процессах. Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.


Дети 6- 7 лет могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.
Особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:
- Формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их;
- Происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;
- Изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы поведения в быту; складываются первые бытовые привычки;
- Ребёнок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе.
50. Темперамент дошкольника
Темперамент - совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей. Различия в темпераменте - это различия а по своеобразию проявлений психики. Темперамент проявляется в психической активности и эмоциональности. Общая активность личности складывается в интенсивности и объеме взаимодействия со средой; моторная - в темпе реакций, быстроте, ритме и общем количестве движений; речевая - в темпе речи и силе голоса; эмоциональность - в особенностях возникновения, протекания и разрешения эмоциональных состояний, а также в преобладающем знаке эмоций. Физиологической основой темперамента - ВНД, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы. К ним относятся сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Различают четыре типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик.

САНГВИНИК. Преобладание хорошего настроения, жизнерадостны. На положительные стимулы - громкий смех, на отрицательные - громкий плач. Внутренние переживания проявляются внешне. С удовольствием берутся за новое дело, испытывая яркие положит эмоции. Движения выразительны, живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко бросают начатое дело, берутся за новое. Высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью.
Навыки формирования быстро и легко перестраиваются, легко дисциплинировать. Отвлекаются на внешние стимулы больше, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям понижена, поэтому не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь громкая, энергичная, быстрая.
ХОЛЕРИКИ. Часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления, бурно реагируют на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Активны, предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формирования долго и с трудом перестраиваются. Движения прерывисты.
Трудности в переключении и концентрации внимания, трудно дисциплинировать, часто нарушают известные им правила поведения.
На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.
ФЛЕГМАТИКИ. Низкая эмоциональность, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания. Любую деятельность выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что от них требуют. Навыки и привычки формируются медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно-печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, плохо сходятся с другими детьми. Легко засыпают, много спят. Медленная, негромкая, с длительными паузами речь.
МЕЛАНХОЛИКИ. Ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам, повышенная чувствительность. Увидев нахмуренное лицо взрослого, может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика вялые. Нервная система быстро истощается, при нарушении режима дня, в новой обстановке, работоспособность снижается. Нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь очень тихая, невыразительная.

51. Особенности изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

- изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;

- формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;

- развивается умение создавать и воплощать замыслы;

- осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.

Для ребенка получение результата изо-деятельности имеет второстепенное значение, а на первый план выступает сам процесс создания рису
В детский рисунок внедряются разные формы опыта, который ребенок получает в процессе действий с предметом, не зрительного восприятия.

Детским рисункам присуща тенденция к закреплению традиционных графических образов, которые быстро превращаются в шаблоны (дерево, домик). Закрепление графических образов и превращений их в шаблоны представляет опасность, т.к. ребенок может так и не научиться рисовать, кроме шаблонов.
52. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Создается взрослый в воспитательных целях -подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, в то же время она - важнейшее средств психического развития дошкольника.
Первые игрушки малышей - погремушки. Взрослый привлекает к ним внимание, старается вызывать интерес. Действия с погремушкой обычно подкрепляются словами, мимикой. С помощью погремушки взрослый общается с младенцем. Он рассматривает их, улыбается человеку, в руках которого находится игрушка, а затем погремушка становится привлекательной сама по себе, как предмет, с которым можно действовать. На пятом месяце жизни у малыша развивается реакция хватания, формируется зрительно-двигательная координация, и младенец начинает совершать с погремушкой неспецифические манипуляции. Ребенок прислушивается к звуку, сосредоточивает взгляд на игрушке. Очень важно создать благоприятный эмоциональный фон, помочь ребенку сосредоточить внимание на игрушке, познакомить его с игрушками, разными по цвету и форме.