Файл: Теоретические аспекты 1 Определение понятий "боевые искусства" и "здоровье".pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Определение понятий "боевые искусства" и "здоровье"
1.2 Исторический анализ развития боевых искусств и их связь со здоровьем
1.3 Влияние занятий боевыми искусствами на физическое и психологическое здоровье человека
1.4 Факторы, влияющие на уровень здоровья при занятиях боевыми искусствами
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
2.1 Описание выборки и методов сбора данных
2.2 Анализ результатов исследования уровня здоровья у людей, занимающихся боевыми искусствами
2.3 Интерпретация результатов исследования
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
3.1 Рекомендации по улучшению здоровья при занятиях боевыми искусствами
3.2 Разработка программы поддержания и улучшения здоровья людей, занимающихся боевыми искусствами
3.3 Оценка эффективности рекомендаций и программы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
В последние годы все большее количество людей интересуется занятиями боевыми искусствами, и это не удивительно. Эти виды спорта не только помогают сохранять физическую форму и развивать навыки самозащиты, но и улучшают психологическое состояние и повышают уверенность в себе. Однако, как и при занятиях любым видом спорта, у занимающихся боевыми искусствами может возникать определенный риск для здоровья.
Любая физическая активность может иметь свои риски для здоровья, и занятия боевыми искусствами не исключение.
Во-первых, многие техники, используемые в боевых искусствах, требуют значительной физической нагрузки на определенные части тела. Это может привести к травмам, связанным с перенапряжением мышц и суставов.
Большинство этих травм могут быть легкими и быстро вылечимыми, однако некоторые могут привести к более серьезным проблемам, таким как растяжения, вывихи и даже переломы.
Во-вторых, существует риск получения травм во время практики самой боевой техники. Это может произойти, если неправильно выполнить удар или блокирование, или если вы не были достаточно осторожны во время практики.
Такие травмы могут быть болезненными и требовать длительного лечения.
В-третьих, занимаясь боевыми искусствами, можно столкнуться с травмами, связанными с падением и ударом о твердую поверхность. Некоторые виды боевых искусств, такие как дзюдо или самбо, основаны на том, чтобы бросать оппонента на землю. Это может быть опасным, если вы не умеете падать правильно.
Наконец, есть риск получения травм, связанных с контактной силой.
Многие виды боевых искусств включают контактные удары, которые могут привести к травмам головы, лица и тела. Эти травмы могут быть серьезными и даже опасными. [1]
Несмотря на эти риски, занятия боевыми искусствами могут быть безопасными и полезными для здоровья, если соблюдать определенные меры предосторожности. Необходимо следить за техникой, выполнять упражнения правильно, использовать правильное снаряжение и тренироваться под присмотром опытного инструктора.
Цель данного исследования - определить уровень здоровья людей, занимающихся боевыми искусствами, и выявить основные факторы, которые могут оказывать влияние на их здоровье. Для этого был проведен анализ литературы и опрос более 500 человек, занимающихся различными видами боевых искусств.
Для достижения поставленной цели, будут выполнены ряд задач: изучить понятие боевых искусств, историю зарождения и отличие от других видов физической активности; изучить существующие исследования о пользе боевых искусств на здоровье человека; используя результаты опроса людней занимающихся боевыми искусствами провести анализ их здоровья; создать программу рекомендаций по развитию боевых искусств для улучшения уровня здоровья.
Объектом исследования выступает группа людей опрошенных с целью изучения влияния боевых искусств на здоровье людей. Результаты исследования могут быть полезны для определения мер безопасности при занятиях боевыми искусствами, а также для разработки индивидуальных программ тренировок, которые помогут сохранять здоровье занимающихся и предотвращать возможные травмы. [2]
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТ
1. 1 Определение понятий "боевые искусства" и «здоровье"
Боевые искусства – это древнейшее явление в мире спорта, которое прошло через множество исторических эпох и культурных традиций. В различных уголках мира первобытные люди уже занимались единоборством, имея свои техники и тактики. Таким образом, искусство единоборств развивалось параллельно с развитием человечества на протяжении многих тысячелетий.
Египтяне, иранцы, индийцы, китайцы, африканцы, европейцы и южноамериканцы – все они внесли свой вклад в историю боевых искусств.
Изначально, боевые искусства были разнообразными и многообразными, но со временем, цивилизации индии и Китая сохранили их традиции в первоначальном виде. Например, философия Китая такая же, как и тысячи лет назад.
Китайское воинское искусство развивалось на общей традиционной основе. Уже в III веке до нашей эры легендарный желтый император Хуанди подчеркивал единство воинского искусства и медицины. В те времена в боевых искусствах уделяли особое внимание умственной сосредоточенности и согласно учению достоинств, занятие отдельными физическими упражнениями способствовало ее развитию. Именно таким образом возникли первые шаги ушу.
Конфуций и Лао-цзи в эпоху VI века до нашей эры выделяли благородные виды воинского искусства, которые включали в себя стрельбу из лука, конный спорт и бокс. Этим занимались дворянская каста и монахи с целью самозащиты во время путешествий, а также для развития умственной сосредоточенности.
В средние века в Китае произошло массовое восстание крестьян
«Желтые повязки», после чего правительство ввело указ о сдаче населением оружия, чтобы предотвратить подобные выступления в будущем. Но в то же
время крестьяне и монахи начали разрабатывать различные способы самообороны без оружия, и с VI века начался быстрый рост техники такой гимнастики, как ушу. Эта гимнастика включала в себя захваты руками, удары кулаком и ладонью, а также удары ногами. В эпоху правления династии Мин
(XIV-XVI вв.) ушу достигла высокого развития и включала не только упражнения без оружия, но и множество упражнений с пикой, секиров, палкой, цепями и т. д. [3]
Со временем боевое значение ушу уменьшилось, но увеличилась ее оздоровительная направленность. Однако, если вернуться к более древней истории, в конце VI века в монастыре Шаолинь нашел приют Великий монах
Бодхидхарма, прошедший четыре тысячи километров из Индии в Китай.
Согласно легендам, он проводил большую часть времени возле белой стены пещеры, достигая гармонии психологических и физических упражнений.
Даже сегодня монахи показывают «тень», которую оставил Бодхидхарма на стене от длительного сидения.
Бодхидхарма создал свой знаменитый трактат «Ицзиньцзин», в котором изложил восемнадцать упражнений, на основе которых были созданы основные боевые направления «шаолинь». Вначале в монастыре культивировалась форма под названием «шу», затем она была заменена на
«цуан-фа» («путь кулака»). Со временем возникли стили «чань-цюань» и «нан- цюань». Бодхидхарма также основал Чань-буддизм («медитация в сидячей позе»).
Учение ушу, традиционное искусство китайского единоборства, имеет три главных направления: конфуцианское, даосское и буддийское. Буддийская школа имеет свои корни в монастыре Шаолинь, который был известен в течение многих веков во всем Восточном мире и во всем мире. В результате, искусство ушу распространилось на многие страны, и были созданы монастыри Солин в Корее, Тхеулам во Вьетнаме и Серин на Окинаве.
(XIV-XVI вв.) ушу достигла высокого развития и включала не только упражнения без оружия, но и множество упражнений с пикой, секиров, палкой, цепями и т. д. [3]
Со временем боевое значение ушу уменьшилось, но увеличилась ее оздоровительная направленность. Однако, если вернуться к более древней истории, в конце VI века в монастыре Шаолинь нашел приют Великий монах
Бодхидхарма, прошедший четыре тысячи километров из Индии в Китай.
Согласно легендам, он проводил большую часть времени возле белой стены пещеры, достигая гармонии психологических и физических упражнений.
Даже сегодня монахи показывают «тень», которую оставил Бодхидхарма на стене от длительного сидения.
Бодхидхарма создал свой знаменитый трактат «Ицзиньцзин», в котором изложил восемнадцать упражнений, на основе которых были созданы основные боевые направления «шаолинь». Вначале в монастыре культивировалась форма под названием «шу», затем она была заменена на
«цуан-фа» («путь кулака»). Со временем возникли стили «чань-цюань» и «нан- цюань». Бодхидхарма также основал Чань-буддизм («медитация в сидячей позе»).
Учение ушу, традиционное искусство китайского единоборства, имеет три главных направления: конфуцианское, даосское и буддийское. Буддийская школа имеет свои корни в монастыре Шаолинь, который был известен в течение многих веков во всем Восточном мире и во всем мире. В результате, искусство ушу распространилось на многие страны, и были созданы монастыри Солин в Корее, Тхеулам во Вьетнаме и Серин на Окинаве.
Монахи ушу посвящали свою жизнь изучению человеческого организма и его тайн, надеясь достичь бессмертия. Это привело к развитию сложной системы психофизического тренинга, которая позволяла мобилизовать внутренние резервы организма, волю и жизненную энергию. Эта система стала основой гимнастики ушу, которая имеет пять основных направлений, каждое из которых подразделяется на несколько школ. В настоящее время ушу имеет два стиля: внешний и внутренний.
Внешний стиль ушу наиболее распространен в современном Китае и занимаются им молодые люди с крепким скелетом и отменным здоровьем, так как в этом возрасте люди обладают большей силой, гибкостью и резкостью.
Внутренний стиль ушу, с другой стороны, предназначен для людей старше 40 лет, когда организм уже не такой сильный и требуется мягкость, медлительность и спокойствие. Китайцы сравнивают человеческую жизнь с рекой: ее начало бурное и стремительное, а конец – медленный и спокойный.
[4]
1.2 Исторический анализ развития боевых искусств и их связь со
здоровьем
Один из самых трудных этапов в онтогенезе - это подростковый возраст.
В это время происходит перестройка психологических структур, но также формируются новые образования и устанавливаются принципы социального поведения. Подростковый период является переходом от детства к взрослости, где происходят противоречивые тенденции развития. С одной стороны, это трудный период, характеризующийся отрицательными проявлениями и дисгармонией в формировании личности. Подростки могут свернуть прежде заложенные интересы и проявлять сопротивление по отношению к старшим.
С другой стороны, данный возраст имеет много позитивных факторов: подростки становятся более независимыми, развиваются отношения с другими подростками и старшими, расширяются сферы их деятельности, а также формируется ответственное отношение к себе и другим людям.
Половое формирование и прочие изменения, связанные с развитием организма, играют важную роль в определении подросткового возраста, который часто называют пубертатным периодом. Во время подросткового возраста могут возникать волнительные моменты, такие как повышенная враждебность, агрессивность и жестокость, которые, как правило, проявляются в процессе стихийного массового общения, состоящего из различных компаний.
У 14,5% молодых людей есть потребность в стихийно-массовом общении, в то время как у 56% 11-15-летних людей данная форма общения является необходимой. Согласно Д. И. Фельдштейну (Фельдштейн Д.И., 1988, с. 33), это связано с тем, что в случае, если молодые люди не имеют возможности общаться интимно и лично, то они ищут социально- неправленную форму общения, что приводит к преимуществу стихийно- массового общения.
Любая форма физической активности имеет благотворное воздействие на организм. Однако единоборства, в частности, обладают рядом непревзойденных преимуществ.
Во-первых, это комплексная тренировка всего тела, при которой задействуются множество мышц, улучшающих выносливость, гибкость суставов и тонус мышц.
Во-вторых, занятия единоборствами позволяют сжигать большое количество калорий, благотворно влияя на фигуру.
В-третьих, тренировки такого типа улучшают состояние сердечно- сосудистой системы, способствуя профилактике гипертонии и помогая организму более эффективно справляться со стрессами.
В-четвертых, при овладении конкретным видом единоборства у человека возрастает уверенность в себе и своих силах, что делает его более спокойным и уверенным в себе, что в свою очередь ведет к улучшению настроения. [5]
В-пятых, регулярные тренировки способствуют выработке эндорфинов, что также помогает повысить настроение и уменьшить стресс.
Кроме того, существует и альтернативный взгляд на это. Некоторые исследования свидетельствуют о том, что занятия единоборствами в детском и подростковом возрасте могут привести к развитию агрессивного поведения.
Однако последние исследования показали, что у детей, занимающихся единоборствами, наблюдается снижение агрессивности. Кроме того, многие восточные виды единоборств направлены на развитие хладнокровия, что исключает наличие агрессии. Необходимо учитывать, что причины агрессивного поведения детей не всегда связаны с занятием единоборствами, а зависят от их психического состояния.
1.3 Влияние занятий боевыми искусствами на физическое и
психологическое здоровье человека
Занятия боевыми искусствами - это не только способ обучения самообороне и техникам боя, но и эффективный способ поддержания физической и психологической формы.
Среди положительных влияний занятий боевыми искусствами на физическое здоровье можно отметить улучшение выносливости, гибкости суставов и тонуса мышц. При тренировках задействуется большое количество мышц организма, что способствует сжиганию калорий и улучшению фигуры.
Занятия боевыми искусствами также улучшают состояние сердечно- сосудистой системы, помогают организму лучше справляться со стрессами, а также делают человека более уверенным в себе.
Кроме того, занятия боевыми искусствами оказывают положительное влияние на психологическое здоровье. Тренировки способствуют улучшению настроения и снятию стресса. Боевые искусства также помогают развивать у детей и взрослых чувство дисциплины, целеустремленности и уважения к другим людям. Это особенно важно для детей, так как занятия боевыми искусствами могут помочь им научиться контролировать свои эмоции и поведение.
Некоторые ученые высказывают опасения относительно занятий боевыми искусствами, особенно в раннем и подростковом возрасте. Они утверждают, что такие занятия могут привести к развитию повышенной агрессии у детей. Однако, существует мнение, что это зависит от того, как проводятся занятия. Если они включают элементы контроля над эмоциями и уважения к другим людям, то они могут быть безопасными и эффективными для развития физического и психологического здоровья.
Занятия боевыми искусствами предоставляют занимающемуся множество положительных эффектов на физическое и психологическое здоровье. Вот некоторые из них:
1. Улучшение общей физической подготовки. В зависимости от типа боевого искусства, занятия могут способствовать увеличению силы, выносливости, стойкости, ловкости, координации движений, гибкости суставов и баланса сил в организме.
2. Физическая форма. Боевые искусства способствуют увеличению мышечной массы и сжиганию большого количества калорий, что благоприятно влияет на фигуру занимающегося.
3. Улучшение функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Как и другие формы физической активности, занятия боевыми искусствами способствуют улучшению функционирования органов чувств, снижению риска возникновения гипертонии и помогают организму лучше справляться со стрессом.
4. Улучшение настроения. Регулярные тренировки высвобождают эндорфины, которые оставляют положительный эффект на организм в течение нескольких часов и благотворно влияют на настроение занимающегося.
5. Улучшение реакции и внимательности. Занятия боевыми искусствами способствуют улучшению реакции и внимательности занимающегося, что является полезным в повседневной жизни.
6. Повышение уверенности в себе. Человек, занимающийся боевыми искусствами, становится более уверенным в своих силах. В случае опасности боец знает, как защититься и ответить на удар.
7. Повышение самоконтроля. Научившись правильно контролировать свои эмоции, занимающийся боевыми искусствами может сдерживать себя и не поддаваться на провокации со стороны оппонента. [6]
1.4 Факторы, влияющие на уровень здоровья при занятиях боевыми
искусствами
В человеческом теле находится более 200 костей и 600 мышц, которые необходимы для движения и выполнения разнообразных действий. Борцы используют почти все эти элементы опорно-двигательного аппарата (ОДА) во время борьбы, которая проходит в условиях сопротивления оппонента.
Руки борцов осуществляют захваты за куртку и контролируют передвижение противника, участвуя в каждом техническом действии. Верхние конечности выполняют выведение противника из равновесия. Кроме того, способность самбиста выполнить захваты на проведение бросков через спину с захватом руки на плечо, захваты на заднюю подножку и другие приёмы зависят от силы и гибкости мышц рук.
Нижние конечности участвуют в подворотах и выполнении таких приёмов, как подсечки, подножки, подсады, подхваты и т.д. Туловище участвует в удержании равновесия, выполнении бросков прогибом, наклоном, скручиванием и т.д. В тренировочных условиях все эти действия выполняются с отягощением веса и сопротивлением соперника, что оказывает значительное воздействие на опорно-двигательный аппарат и требует дополнительных усилий для подготовки.
Исследования специалистов в области спортивной медицины показывают, что травмы, связанные с борьбой, являются наиболее распространенными среди всех видов спорта. Особенно часто повреждаются суставы и связки, особенно коленные суставы. Это может привести к снижению результатов и даже к уходу из спорта. По данным Д.А. Завьялова,