ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18. Понятие «психика» отличается от понятия «душа» следующими характеристиками
психика - это совокупность мыслительных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память)
Тест 12
Контрольный тест
1. В чем отличие понятий «душа» и «психика»
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи (нервной системы, мозга), форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Душа есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела, но соединенная с ним нераздельно, но неслиянно. Имеет особую способность к познанию Бога, называемую духом, что отличает душевную жизнь человека от психической жизни, свойственной животному миру.
2. Восприятие – это
1. Восприятие – чувственное отображение предмета или явления объективной действительности, непосредственно воздействующего на органы чувств.
2. Восприятие – чувственный образ.
3. Восприятие – осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета.
4. Восприятие – целостное и обобщенное представление объекта, результат синтеза многих отдельных ощущений, которое уже способно регулировать целесообразное поведение.
3. Психические процессы – это…
а) одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики, наиболее кратковременные и быстропротекающие по сравнению с другими психическими явлениями
б) существенные, более или менее устойчивые, постоянные качества личности
в) процессы биологической адаптации организма к среде
4. Осознаваемый результат непосредственного воздействия на человека отдельных физических раздражителей (цветовых, звуковых, механических и т.д.) называется:
а) восприятием
б) перцепцией
в) ощущением
г) апперцепцией
5. Иконическая память – это сенсорный регистратор зрительных стимулов, особенность этой памяти заключается в фиксации информации в целостной
, портретной форме. Время хранения 0,1-0,5 сек.
6. Перечислите особенности эгоцентрического детского мышления и коротко раскройте их содержание
Феноменом эгоцентризма объясняются следующие характерные черты логики ребёнка: трудность осознания, неспособность к логике отношений, неспособность к синтезу (соположению), синкретизм, предпричинность, узость поля наблюдения, трансдукция, нечувствительность к противоречию, интеллектуальный реализм.
7. Каковы особенности стадий «конкретных операций» и «формальных операций» развития мышления у детей по Пиаже?
3 стадия развития ребенка: период конкретных операций (дети в возрасте от 7 до 11 лет)
В этом предпоследнем периоде теории Пиаже дети начинают использовать логическое мышление в определенных ситуациях. В этот период они могут выполнять задачи более сложного уровня, успешно используя логические и математические операции. Тем не менее, несмотря на то, что они совершают значительный прорыв в отношении предыдущего периода, на данной стадии когнитивного развития они могут применять логику пока еще с определенными ограничениями: здесь и сейчас, что на данном этапе им кажется намного легче. Они все еще не используют абстрактное мышление. То есть, в этом возрасте детям стоит большого труда применять имеющиеся знания в отношении новой, пока еще неизвестной или недостаточно изученной темы.
-
4 стадия развития ребенка: период формальных операций (дети и подростки с 11 лет) -
Этот последний период характеризуется применением логического мышления при любых обстоятельствах, в том числе когда требуется мыслить абстрактно. -
Новизна этой стадии в отношении развития интеллекта ребенка, по мнению Пиаже, заключается в том, что дети уже могут делать предположения или строить гипотезы о мало знакомых предметах и явлениях. -
Начиная с этой стадии, ребенок воспринимает процесс обучения и полученные знания как единое целое, а не в виде списка конкретных тем, как это было на предыдущем этапе.
8. Что такое высшие и низшие психические функции по Л.С. Выготскому?
Выготский выделял два уровня психических функций. Низший уровень – натуральные психические функции, обусловленные генотипом и формирующиеся под воздействием наследственных факторов. Культурные (высшие) психические функции формируются при жизни человека на основе натуральных под влиянием социокультурной среды.
9. В чем состоит этический принцип социальной ответственности?
Состоит в том ,что для реализации общественного долга в процессе принятия решений необходим учёт не только интересов индивидов или организаций, принимающих эти решения, но и интересов, ценностей и целей широких социальных групп и общества в целом.
10. Психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта по памяти, называется:
а) творческое воображение
б) первичный образ
в) представление
г) вторичный образ
11. Эксперимент отличает от других эмпирических методов (таких как наблюдение, психодиагностическое тестирование, беседа, интервью, анкетирование и др.) следующие характеристики:
а) целенаправленное моделирование исследуемой психологической реальности
б) выявление и доказательство существования причинно-следственных связей между группами явлений
в) непосредственный контакт испытуемого и исследователя
г) обязательная регистрация реакций (ответов) испытуемого
12. В чем заключается отличие эмоции от чувства?
Эмоции – это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. Эмоции, в отличие от аффектов, протекают дольше. Они – реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Эмоции носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки. Эмоции еще называют – душевное волнение.
Чувство – устойчивое отношение человека к миру, к конкретным людям и объектам (реальным и воображаемым), к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Более устойчивые, чем эмоции переживания, имеющие четко выраженный предметный характер. Конкретная отнесенность чувства проявляется в том, что человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь.
13. Понятия, суждения и умозаключения – это основные формы:
а) памяти
б) мышления
в) восприятия
г) воображения
14. Сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, захватывающая человека целиком – это:
а) чувство
б) настроение
в) эмоция
г) аффект
15. Какие характеристики по И.П. Павлову характеризуют меланхолический тип темперамента?
слабость, с повышенной сенсивностью и невысокой реактивностью.
16. Характером называют:
а) устойчивые черты личности, сложившиеся в процессе жизни, которые определяют отношение человека к людям, к самому себе, к выполняемой работе
б) совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания всех психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение
в) генетически обусловленное явление
17. Переменная, изменяемая экспериментатором называется:
А) основной
Б) независимой
В) латентной
Г) зависимой
Д) дополнительной
18. Переменная, изменяющаяся под влиянием изменения независимой переменной называется:
А) субъектной
Б) функциональной
Г) зависимой
Д) внешней
19. Внешняя валидность – это……
а) достоверность выводов относительно зависимости между независимой и зависимой переменными, сформулированной в гипотезе эксперимента
б) правомерность распространения закономерностей, полученных в эксперименте на более широкие выборки людей
в) соответствие эксперимента тем условиям, которые существуют в жизни
20. В чем состоит этический принцип компетентности?
Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт.
Принцип компетентности включает:
-
Знание профессиональной этики -
Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. В своей работе Психолог должен руководствоваться этическими принципами. -
Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в проведении психодиагностических процедур, Психолог должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям. -
Психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса. -
В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь. -
Ограничения профессиональной компетентности -
Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте. -
Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом. -
Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с Психологом. -
Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента. -
Ограничения применяемых средств -
Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых. -
Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен определяться научными пристрастиями Психолога, его общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам определенного типа, социального положения или профессиональной деятельности. -
Психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений. -
Профессиональное развитие -
Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования). -
Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях -
Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом. -
Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.