Файл: Вопрос 1 Предмет гигиены и экологии человека. Основные положения гигиены. Задачи гигиены и экологии. Профилактика, виды профилактики. Главная цель гигиены.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Профессиональные заб-ния:

- специфические – заболевания, вызванные только профессиональными факторами, пример: вибрация вызывает вибрационную болезнь;

- неспецифический – м.б. вызваны и др. факторами,

пример: экзему могут вызвать факторы химич. природы и бытовая химия;

- профессиональные отравления;

- производственные травмы.

Причины: нарушения техники безопасности, несовершенство оборудования, отсутствие средств индивид. защиты

Основные направления профилактических оздоровительных мероприятий.

  1. Гигиеническое нормирование профессиональных вредностей: установление предельно-допустимых концентраций токсических в-в и нетоксических в-в в воздухе рабочих помещений.

  2. Изменение технологии производства

  3. Эффективная местная и общеобменная вентиляция.

  4. Использование индивидуальных средств защиты.

  5. Биологические методы проф-ки — общеоздоровительные и специальные.

  6. Предварительные и периодические медосмотры лиц, работающих в условиях профессиональных вредностей, спо­собных вызвать профессиональные заб-ния.

  7. Санитарно-просветительная работа.

  8. Технологические и организационные мероприятия: усовершенствование оборудования, правильная организация рабочего места.

  9. Санитарно-технические мероприятия: рациональное освящение, правильное устройства отопления и вентиляции,


Вопрос 49.

Производственный травматизм и меры борьбы с ним.

Производственный травматизм — это повреждения различного характера, полученные на производстве. Различают травмы: 1. механические, 2. химические, 3. термические, 4. электрические.

Причинами:

— отсутствие предохранительных устройств у машин и станков, неисправность оборудования и инструментария;

— санитарное неблагоустройство рабочих мест: недостаточное или неисправное освещение рабочего места и помещений цеха, неблагоприятный микроклимат. Например, высокая температура наряду с облучением и высокой относительной влажностью воздуха понижает внимание, быстроту реакций рабочего и повышает опасность травматизма;

— недостаточное обучение рабочих правилам техники безопасности;

— использование рабочими неправильных, опасных приемов работы;

— отсутствие или неисправное состояние индивидуальных защитных приспособлений;

— нерациональный режим труда и отдыха работающих.
Основные мероприятия по борьбе с травматизмом
:

— контроль за исправностью оборудования, инструментария, за достаточным ограждением движущихся частей машин;

— борьба с захламленностью рабочих помещений.

— улучшение естественного и искусственного освещения;

— систематический надзор за выполнением правил техники безопасности и обучение рабочих правильным приемам работы;

— снабжение рабочих средствами индивидуальной защиты и контроль за их использованием;

— проведение мероприятий по борьбе с утомлением: улучшение внешней производственной среды, рационализация режима труда и отдыха

Вопрос 50.

Здоровье детского населения. Группы здоровья. Физическое развитие детей и подростков как критерий здоровья. Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков. Явление акселерации

Группы здоровья

1 группа – это полностью здоровые дети, которые не имеют никаких дефектов.

2 группа – самая распространенной на фоне других, здесь есть небольшие отклонения в здоровье, сопротивляемость к заболеваниям снижена (избыточная m тела, дефицит m, ослабленное зрение, зачастую болеет ОРВИ)

3 группа – есть хронические болезни, в процессе ремиссии, иногда случаются обострения, осложненность основного заболевания отсутствует.

4 группа – дети с хроническими болезнями, которые развиваются на активной стадии или стадии неустойчивой ремиссии, сопровождаются частыми обострениями.

5 группа – является самой тяжелой и трудной группой, сюда относятся дети с тяжелыми хроническими болезнями с крайне редкими ремиссиями и частыми приступами (дети-инвалиды)

Анатомофизиологические особенности ребёнка:

- кожа: более тонкий роговой слой;

- костно- суставная система: больше хрящевой ткани;

- мышечная система: м. созревают неравномерно, сначала крупные, потом мелкие;

- С.С.С.: сердце развивается быстрее, чем сосуды;

- Д.С.: недостаточен объём грудной клетки, более поверхностное дыхание;

- Ц.Н.С.: процессы возбуждения преобладают на процессами торможения.

Оценка физ. развития с целью вовремя выявить нарушения в развитии ребёнка.

Проводится по 3 группам признаков:

- соматометрические: рост, вес, окружность головы, груди;

- физиометрические: жизненная емкость легких, мышечная сила;


- соматоскопические: костяк, осанка, форма грудной клетки, ног, стопы, степень мышечного, полового, жирового развития.

Акселерация – это ускоренное биологическое развитие всех органов и систем, всех показателей физического развития. Причины:

- миграция населения;

- смешанные браки;

- сменившиеся биологические ритмы

- изменение особенностей питания

- сменившийся t –ый режим в жилых помещениях

- достижения цивилизации: элек-ий свет, TV – являются раздражителями для НС, поддерживая возбуждение в ней = стимулируют рост и развитие;

Децелерация – процесс, обратный акселерации, т.е. замедление процессов биологического созревания всех органов и систем организма. Причины:

- экологический фактор;

- генные мутации;

- ухудшение соц. условий жизни, питания;

- снижение физической активности.

- рост информационных технологий, который начал приводить к перевозбуждению нервной системы и к ответному ее торможению;

Вопрос 51.

Гигиенические принципы построения режима дня для различных возрастных групп. Основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса. Гигиена физического воспитания детей и подростков.

Гигиенически обоснованный режим дня – рациональное распределение времени активной деятельности и отдых детей и подростков в течении cуток с учетом возрастных особенностей. Основным элементом режима дня:

– различные виды деятельности, их продолжительность, регулярное чередование.

– достаточный отдых с max. пребыванием на свежем воздухе.

– регулярное питание.

– полноценный сон.

В основе рационального режима лежит условно-рефлекторная деятельность.

При построении режима дня учащихся учитывают особенности функционирования НС. Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъема: в 8-12 ч. и в 16-18 ч. В соответствии с эти временем строиться режим дня школьников.

- Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом.

- Домашние учебные занятия должны проводиться после обеда и продолжительного отдыха и по времени совпадать с повышением работоспособности.

- Учащимся второй смены целесообразно готовить уроки после утреннего завтрака.

Гигиенически допустима следующая продолжительность Д\З: в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 ч; во 2-м классе - до 1,5 ч; в 3 - 4-х классах - до 2 ч. Время перед началом приготовления Д/З, после их выполнения рекомендуется проводить на открытом воздухе.

Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада работоспособности. Продолжительность сна у детей младшего школьного возраста составляет 11-10 часов, подростков 8-10 часов.

В период каникул и в выходные дни следует max. увеличить время пребывания на воздухе, где можно организовать подвижные игры, спортивные игры.

Уроки физ-ры имеют научно обоснованную структуру и продолжительность.

В структуре урока выделяют 3 части – вводную, основную, заключительную.

Вводная часть – активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физ. нагрузке. В этой части урока должны быть построение, разминка, легкий бег (5-10 мин).

Основной часть – тренировка различных мышечных групп, должна входить спортивная игра, что особенно важно для младших школьников (25–30 мин).

Заключительной часть – обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к умеренной, снять двигательное возбуждение: ходьба с выполнением дыхательных упражнений (3 –5 мин).
Вопрос 52

Планировка детских и подростковых учреждений. Требования к участкам, зданиям общеобразовательных школ, дошкольных образовательных учреждений.

Участок общеобразовательных школ:

- уровень шума не более 60ДБ
- территория участка ограждается забором и полосой зеленых насаждений (не менее 5% от земельного участка)
- участок должен иметь искусственное освещени

- должен иметь спортивную, учебно-опытную, хозяйственную, отдыха зоны и зону застройки.

Здание общеобразовательной школ мб вариантов:

- централизованное,

- павильонное,

- блочное.

Гигиенически целесообразное – блочный тип (секции для начальных, средних и старших классов.

Площадь учебных помещений - 2,5м2 на одного учащегося

В настоящее время дошкольные учреждения проектируются в основном как

объединенные учреждения — ясли-сады для детей преддошкольного и дошкольного возраста.

  • Объединение этих учреждений создает единую последовательную систему воспитания детей до 7 лет, улучшает их медицинское обслуживание.

Здания дошкольных учреждений должны иметь, как правило, не более 2 этажей. Основным принципом планировки детских дошкольных учреждений является групповая изоляция. Это необходимо в связи с большой восприимчивостью детей к инфекционным заболеваниям.

  • Групповая изоляция заключается в том, что каждая группа имеет полный набор необходимых помещений, объединенных в групповую ячейку с самостоятельным входом для ясельных групп.

  • Допускаются общий вход и одна лестница для двух ясельных групп, размещенных на втором этаже, общий вход в групповые ячейки не более чем на 4 группы детей дошкольного возраста.


Вопрос 53

Гигиенические требования к оборудованию детских и подростковых учреждений, предметам детского обихода. Мебель дошкольных образовательных учреждений. Школьная мебель. Гигиенические требования к учебным пособиям, детским игрушкам.

Условия обучения детей должны соответствовать СанПиН 2.4.2.1178 - 02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"
Учебные занятия - серьезный труд для детей, т.к. они испытывают статическое напряжение. В случае неправильного устройства мебели, несоответствие размеров росту учащегося статическая нагрузка резко возрастает

Размеры школьных парт.  Главный параметрами парты, которые обеспечивают правильную, менее утомительную позу учеников

  • Дистанция сиденья - расстояние (по горизонтали) между задним краем стола парты (ближнем к ученику) и передним краем скамьи для сидения.

Оптимальная – отрицательную дистанцию, то есть край скамьи должен заходить за край стола на 4-5 см.

Требования к расположению парт

  • Д.б не менее 3-х размеров для возможности подбора в зависимости от антропометрических размеров школьников, расставляются в 3 ряда.

  • В первых трех рядах необходимо размещать парты меньших размеров, в последнем ряду - крупнейшие для данного класса размеры парт.

  • расстояние от первого ряда парт к школьной доски должна составлять 2,4-2,6 м,

  • разрыв между рядами парт 0,6-0,8 м,

Гигиенические требования к учебным пособиям.

  1. Достаточно крупный, отчетливый, контрастный шрифт.

  2. Достаточно широкие промежутки между строчками (в 2 раза больше высоты букв) и между словами (не меньше высоты буквы)

  3. Бумага должна быть белого цвета, с гладкой поверхностью, не просвечивать.

Требования к игрушкам

Органолептические показатели:

  • Не допускаются трещины, сколы, заусеницы. Нефункциональные острые углы деталей должны быть притупленны или скрыты

  • Детали игрушек для детей до 3 лет, изготовленные из металла, дерева и других материалов, должны быть закреплены.

  • Набивочные материалы не должны содержать твёрдые/инородные тела (осколки стекла пластика)

  • Наконечники снарядов метательных игрушек (ружьё, пистолет, лук) должны быть защищены мягкой резиной или присоской d= не менее 20 мм

  • Игрушки, имитирующие холодное оружие (шпак, нож ), не должны иметь острых концов и режущих кромок

  • Определение стойкости покрытия игрушек к действию слюны и пота.

Санитарно-химические показатели:

  • В зависимости от материалов, применяемых для изготовления игрушек, составляет перечень химических веществ, мигрирующих из игрушек

Физико - гигиенические показатели:

  • Уровень радиации определяют в игрушках, изготовленных из природных материалов или включающих природные материалы (древесины,лесоматериалы)

Вопрос 54.

Факторы, влияющие на здоровье человека: образ жизни (50-55%), окружающая среда (20-25%), генетический фактор (15-20%), медицинское обслуживание (8-10%). Гигиенические принципы организации здорового образа жизни.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и соц-ного благополучия.

К медико- биологические факторы.

Они бывают:

– врожденные = наследственность, иммунитет, темперамент, костяк.

– приобретённым = иммунитет, кот. мы приобретаем в течение жизни, закалённостью, тренированность (все эти факторы мы можем развить сами).

Образ жизни, в него входит: соблюдение режима дня, правильное питание, закаливание, занятие спортом, личная гигиена, отсутствие вредных привычек.

Гигиенические принципы организации здорового образа жизни(ЗОЖ).

Вкл. в себя:

Личная гигиена – это уход за кожей, гигиена одежды, обуви, закаливание, режим сна. Особенно важно соблюдать личную гигиену занимающимся физкультурой и спортом.

Рациональное питание – обеспечивает правильный рост и формирование орг-зма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

При неправильном и некачественном питании наступает истощение всего орг-зма, что в последствии приводит к серьёзным отклонениям.

Вопрос 55

Образ жизни и его влияние на здоровье человека. Основные составляющие здорового образа жизни: режим труда и отдыха, правильное питание, физическая активность, психологический комфорт, отсутствие вредных привычек, личная гигиена, экологическая грамотности.
1   2   3   4   5   6   7   8


Режим труда и отдыха. В течение жизни 1/3 общего времени человек участвует в трудовой деятельности. Важно, чтобы под влиянием труда не наступило ухудшения здоровья. С этой целью необходимо устранять или ограничивать до минимума неблагоприятные производственные факторы; совершенствовать оборудование, технику; улучшать организацию рабочего места; снижать долю физического труда, уменьшать нервно-психическое напряжение.

Физическая активность. Недостаток физических упражнений (гиподинамия) — характерная черта нашего времени.

Формирование здорового образа жизни предполагает регулярные занятия физкультурой и спортом. Она поддерживает на необходимом уровне функциональное состояние всех систем организма (НС,ССС, ДС, иммунная). Ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика поддерживает в течение дня высокую работоспособность, повышает интеллектуальные возможности,

Правильное питание. Продукты питания должны обеспечивать организм достаточным количеством энергии, питательных веществ, витаминов и микроэлементов. Питание не должно быть избыточным, поскольку избыток откладывается про запас. Питание не должно быть недостаточным, иначе ухудшатся самочувствие, мышление, работоспособность, снижается иммунитет.

Правильный режим приема пищи соответствует фазам суточных биоритмов и легко вписывается в распорядок дня.

Цель экологической грамотности состоит в том, чтобы сформировать ответственное отношение к окружающей нас среде. Каждый человек должен осознавать, что изменить экологическую ситуацию в стране и мире должны не только чиновники, общественные деятели, но и каждый отдельный человек. Осознание этой простой истины – важный элемент экологической грамотности.

Вопрос 56

Цели, задачи, основные принципы гигиенического обучения и воспитания населения.

Цель: профилактика заболеваний и укрепления здоровья, снижение распространенности негативных факторов риска и уменьшение их влияния на человека.

Задачи:

- снижение распространенности табакокурения;

- увеличение физической активности;

- улучшение качества питания;

- соблюдение населением мер личной и общественной профилактики;

- смягчение влияния повреждающих психо-социальных факторов и повышение качества жизни;

- снижение потребления алкоголя;

- профилактика употребления наркотиков и наркотических средств.

Принципы санитарного просвещения :

- принцип актуальности;

- принцип научности - основывается на научно обоснованных данных;

- принцип доступности

- принцип положительного ориентирования, предлагающий формирование типов поведения и стилей жизни, ориентированные на положительные образцы, одобряемые в обществе;

- принцип единства и практики - возможность использования полученных знаний на практике;

- принцип дифференцированности - этот принцип предусматривает дифференцированный подход, с учетом характерных особенностей групп населения

- принцип индивидуальности - учитываются индивидуальные особенности человека

- принцип иллюстрированности - использование натуральных и искусственных примеров, планшетов, рисунков, фотографий.

Вопрос 57

Методы гигиенического обучения и воспитания населения: устный, печатный, изобразительный (наглядный), комбинированный. Особенности методов.

Метод устной пропаганды является наиболее эффективным.

  • Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод.

  • Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.


Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения.

  • Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.

Наглядный метод - самый многообразный по числу входящих в него средств.

  • Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).

Комбинированный метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

Вопрос 58.

Основные средства санитарного просвещения: лекции, беседы, агитационно информационные сообщения, викторины, санитарные бюллетени, листовки, памятки, лозунги, брошюры, буклеты, слайды, плакаты, схемы. Методические требования, предъявляемые к ним.

Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — сов-сть образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование


-ЗОЖ,

-профилактику заб-ваний,

-сохр-ние и укрепление здоровья,

-повышение трудоспособности людей.

Гигиеническое воспитание осуществляют методами: 

  • устным (лекция, беседа, час вопросов и ответов)

  • печатным (памятки, брошюры)

  • наглядным (телевидение, кино, видеофильмы, слайды, санитарн. бюллетени), 

  • смешанным (всеми средствами одновременно).

Формы гигиенического воспитания: 1.индивидуальные, 2.групповые, 3.массовые.

Лекция проводится врачами МО или фельдшерами на объектах (вне МО). Состав аудитории от 10 до 25 ч-к.

В лекционном материале ИСК мед. термины и рекомендации по применению конкретных ЛП.

Беседы проводятся всеми медработниками (врачи, фельдшера, акушерки).

Состав аудитории от 1 чел-ка (индивид-ная) до 5-7 чел-к (групповая).

Задача ведущего беседы сост. в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.

Лозунг — призыв выполнять те или иные советы.

Памятка дается пац-ту с целью напомнить советы по укреплению и сохр-ю здоровья.

Настенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) - наглядно, красочно и содержит конкретную информацию.

Санбюллетень — посвященная только одной теме, сост. из 2-х частей—текстовой и иллюстрированной.