Файл: Вопрос 1 Предмет гигиены и экологии человека. Основные положения гигиены. Задачи гигиены и экологии. Профилактика, виды профилактики. Главная цель гигиены.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Профессиональные заб-ния:
- специфические – заболевания, вызванные только профессиональными факторами, пример: вибрация вызывает вибрационную болезнь;
- неспецифический – м.б. вызваны и др. факторами,
пример: экзему могут вызвать факторы химич. природы и бытовая химия;
- профессиональные отравления;
- производственные травмы.
Причины: нарушения техники безопасности, несовершенство оборудования, отсутствие средств индивид. защиты
Основные направления профилактических оздоровительных мероприятий.
-
Гигиеническое нормирование профессиональных вредностей: установление предельно-допустимых концентраций токсических в-в и нетоксических в-в в воздухе рабочих помещений. -
Изменение технологии производства -
Эффективная местная и общеобменная вентиляция. -
Использование индивидуальных средств защиты. -
Биологические методы проф-ки — общеоздоровительные и специальные. -
Предварительные и периодические медосмотры лиц, работающих в условиях профессиональных вредностей, способных вызвать профессиональные заб-ния. -
Санитарно-просветительная работа. -
Технологические и организационные мероприятия: усовершенствование оборудования, правильная организация рабочего места. -
Санитарно-технические мероприятия: рациональное освящение, правильное устройства отопления и вентиляции,
Вопрос 49.
Производственный травматизм и меры борьбы с ним.
Производственный травматизм — это повреждения различного характера, полученные на производстве. Различают травмы: 1. механические, 2. химические, 3. термические, 4. электрические.
Причинами:
— отсутствие предохранительных устройств у машин и станков, неисправность оборудования и инструментария;
— санитарное неблагоустройство рабочих мест: недостаточное или неисправное освещение рабочего места и помещений цеха, неблагоприятный микроклимат. Например, высокая температура наряду с облучением и высокой относительной влажностью воздуха понижает внимание, быстроту реакций рабочего и повышает опасность травматизма;
— недостаточное обучение рабочих правилам техники безопасности;
— использование рабочими неправильных, опасных приемов работы;
— отсутствие или неисправное состояние индивидуальных защитных приспособлений;
— нерациональный режим труда и отдыха работающих.
Основные мероприятия по борьбе с травматизмом
:
— контроль за исправностью оборудования, инструментария, за достаточным ограждением движущихся частей машин;
— борьба с захламленностью рабочих помещений.
— улучшение естественного и искусственного освещения;
— систематический надзор за выполнением правил техники безопасности и обучение рабочих правильным приемам работы;
— снабжение рабочих средствами индивидуальной защиты и контроль за их использованием;
— проведение мероприятий по борьбе с утомлением: улучшение внешней производственной среды, рационализация режима труда и отдыха
Вопрос 50.
Здоровье детского населения. Группы здоровья. Физическое развитие детей и подростков как критерий здоровья. Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков. Явление акселерации
Группы здоровья
1 группа – это полностью здоровые дети, которые не имеют никаких дефектов.
2 группа – самая распространенной на фоне других, здесь есть небольшие отклонения в здоровье, сопротивляемость к заболеваниям снижена (избыточная m тела, дефицит m, ослабленное зрение, зачастую болеет ОРВИ)
3 группа – есть хронические болезни, в процессе ремиссии, иногда случаются обострения, осложненность основного заболевания отсутствует.
4 группа – дети с хроническими болезнями, которые развиваются на активной стадии или стадии неустойчивой ремиссии, сопровождаются частыми обострениями.
5 группа – является самой тяжелой и трудной группой, сюда относятся дети с тяжелыми хроническими болезнями с крайне редкими ремиссиями и частыми приступами (дети-инвалиды)
Анатомофизиологические особенности ребёнка:
- кожа: более тонкий роговой слой;
- костно- суставная система: больше хрящевой ткани;
- мышечная система: м. созревают неравномерно, сначала крупные, потом мелкие;
- С.С.С.: сердце развивается быстрее, чем сосуды;
- Д.С.: недостаточен объём грудной клетки, более поверхностное дыхание;
- Ц.Н.С.: процессы возбуждения преобладают на процессами торможения.
Оценка физ. развития с целью вовремя выявить нарушения в развитии ребёнка.
Проводится по 3 группам признаков:
- соматометрические: рост, вес, окружность головы, груди;
- физиометрические: жизненная емкость легких, мышечная сила;
- соматоскопические: костяк, осанка, форма грудной клетки, ног, стопы, степень мышечного, полового, жирового развития.
Акселерация – это ускоренное биологическое развитие всех органов и систем, всех показателей физического развития. Причины:
- миграция населения;
- смешанные браки;
- сменившиеся биологические ритмы
- изменение особенностей питания
- сменившийся t –ый режим в жилых помещениях
- достижения цивилизации: элек-ий свет, TV – являются раздражителями для НС, поддерживая возбуждение в ней = стимулируют рост и развитие;
Децелерация – процесс, обратный акселерации, т.е. замедление процессов биологического созревания всех органов и систем организма. Причины:
- экологический фактор;
- генные мутации;
- ухудшение соц. условий жизни, питания;
- снижение физической активности.
- рост информационных технологий, который начал приводить к перевозбуждению нервной системы и к ответному ее торможению;
Вопрос 51.
Гигиенические принципы построения режима дня для различных возрастных групп. Основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса. Гигиена физического воспитания детей и подростков.
Гигиенически обоснованный режим дня – рациональное распределение времени активной деятельности и отдых детей и подростков в течении cуток с учетом возрастных особенностей. Основным элементом режима дня:
– различные виды деятельности, их продолжительность, регулярное чередование.
– достаточный отдых с max. пребыванием на свежем воздухе.
– регулярное питание.
– полноценный сон.
В основе рационального режима лежит условно-рефлекторная деятельность.
При построении режима дня учащихся учитывают особенности функционирования НС. Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъема: в 8-12 ч. и в 16-18 ч. В соответствии с эти временем строиться режим дня школьников.
- Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом.
- Домашние учебные занятия должны проводиться после обеда и продолжительного отдыха и по времени совпадать с повышением работоспособности.
- Учащимся второй смены целесообразно готовить уроки после утреннего завтрака.
Гигиенически допустима следующая продолжительность Д\З: в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 ч; во 2-м классе - до 1,5 ч; в 3 - 4-х классах - до 2 ч. Время перед началом приготовления Д/З, после их выполнения рекомендуется проводить на открытом воздухе.
Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада работоспособности. Продолжительность сна у детей младшего школьного возраста составляет 11-10 часов, подростков 8-10 часов.
В период каникул и в выходные дни следует max. увеличить время пребывания на воздухе, где можно организовать подвижные игры, спортивные игры.
Уроки физ-ры имеют научно обоснованную структуру и продолжительность.
В структуре урока выделяют 3 части – вводную, основную, заключительную.
Вводная часть – активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физ. нагрузке. В этой части урока должны быть построение, разминка, легкий бег (5-10 мин).
Основной часть – тренировка различных мышечных групп, должна входить спортивная игра, что особенно важно для младших школьников (25–30 мин).
Заключительной часть – обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к умеренной, снять двигательное возбуждение: ходьба с выполнением дыхательных упражнений (3 –5 мин).
Вопрос 52
Планировка детских и подростковых учреждений. Требования к участкам, зданиям общеобразовательных школ, дошкольных образовательных учреждений.
Участок общеобразовательных школ:
- уровень шума не более 60ДБ
- территория участка ограждается забором и полосой зеленых насаждений (не менее 5% от земельного участка)
- участок должен иметь искусственное освещени
- должен иметь спортивную, учебно-опытную, хозяйственную, отдыха зоны и зону застройки.
Здание общеобразовательной школ мб вариантов:
- централизованное,
- павильонное,
- блочное.
Гигиенически целесообразное – блочный тип (секции для начальных, средних и старших классов.
Площадь учебных помещений - 2,5м2 на одного учащегося
В настоящее время дошкольные учреждения проектируются в основном как
объединенные учреждения — ясли-сады для детей преддошкольного и дошкольного возраста.
-
Объединение этих учреждений создает единую последовательную систему воспитания детей до 7 лет, улучшает их медицинское обслуживание.
Здания дошкольных учреждений должны иметь, как правило, не более 2 этажей. Основным принципом планировки детских дошкольных учреждений является групповая изоляция. Это необходимо в связи с большой восприимчивостью детей к инфекционным заболеваниям.
-
Групповая изоляция заключается в том, что каждая группа имеет полный набор необходимых помещений, объединенных в групповую ячейку с самостоятельным входом для ясельных групп. -
Допускаются общий вход и одна лестница для двух ясельных групп, размещенных на втором этаже, общий вход в групповые ячейки не более чем на 4 группы детей дошкольного возраста.
Вопрос 53
Гигиенические требования к оборудованию детских и подростковых учреждений, предметам детского обихода. Мебель дошкольных образовательных учреждений. Школьная мебель. Гигиенические требования к учебным пособиям, детским игрушкам.
Условия обучения детей должны соответствовать СанПиН 2.4.2.1178 - 02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"
Учебные занятия - серьезный труд для детей, т.к. они испытывают статическое напряжение. В случае неправильного устройства мебели, несоответствие размеров росту учащегося статическая нагрузка резко возрастает
Размеры школьных парт. Главный параметрами парты, которые обеспечивают правильную, менее утомительную позу учеников
-
Дистанция сиденья - расстояние (по горизонтали) между задним краем стола парты (ближнем к ученику) и передним краем скамьи для сидения.
Оптимальная – отрицательную дистанцию, то есть край скамьи должен заходить за край стола на 4-5 см.
Требования к расположению парт
-
Д.б не менее 3-х размеров для возможности подбора в зависимости от антропометрических размеров школьников, расставляются в 3 ряда. -
В первых трех рядах необходимо размещать парты меньших размеров, в последнем ряду - крупнейшие для данного класса размеры парт.
-
расстояние от первого ряда парт к школьной доски должна составлять 2,4-2,6 м, -
разрыв между рядами парт 0,6-0,8 м,
Гигиенические требования к учебным пособиям.
-
Достаточно крупный, отчетливый, контрастный шрифт. -
Достаточно широкие промежутки между строчками (в 2 раза больше высоты букв) и между словами (не меньше высоты буквы) -
Бумага должна быть белого цвета, с гладкой поверхностью, не просвечивать.
Требования к игрушкам
Органолептические показатели:
-
Не допускаются трещины, сколы, заусеницы. Нефункциональные острые углы деталей должны быть притупленны или скрыты -
Детали игрушек для детей до 3 лет, изготовленные из металла, дерева и других материалов, должны быть закреплены. -
Набивочные материалы не должны содержать твёрдые/инородные тела (осколки стекла пластика) -
Наконечники снарядов метательных игрушек (ружьё, пистолет, лук) должны быть защищены мягкой резиной или присоской d= не менее 20 мм -
Игрушки, имитирующие холодное оружие (шпак, нож ), не должны иметь острых концов и режущих кромок -
Определение стойкости покрытия игрушек к действию слюны и пота.
Санитарно-химические показатели:
-
В зависимости от материалов, применяемых для изготовления игрушек, составляет перечень химических веществ, мигрирующих из игрушек
Физико - гигиенические показатели:
-
Уровень радиации определяют в игрушках, изготовленных из природных материалов или включающих природные материалы (древесины,лесоматериалы)
Вопрос 54.
Факторы, влияющие на здоровье человека: образ жизни (50-55%), окружающая среда (20-25%), генетический фактор (15-20%), медицинское обслуживание (8-10%). Гигиенические принципы организации здорового образа жизни.
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и соц-ного благополучия.
К медико- биологические факторы.
Они бывают:
– врожденные = наследственность, иммунитет, темперамент, костяк.
– приобретённым = иммунитет, кот. мы приобретаем в течение жизни, закалённостью, тренированность (все эти факторы мы можем развить сами).
Образ жизни, в него входит: соблюдение режима дня, правильное питание, закаливание, занятие спортом, личная гигиена, отсутствие вредных привычек.
Гигиенические принципы организации здорового образа жизни(ЗОЖ).
Вкл. в себя:
Личная гигиена – это уход за кожей, гигиена одежды, обуви, закаливание, режим сна. Особенно важно соблюдать личную гигиену занимающимся физкультурой и спортом.
Рациональное питание – обеспечивает правильный рост и формирование орг-зма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.
При неправильном и некачественном питании наступает истощение всего орг-зма, что в последствии приводит к серьёзным отклонениям.
Вопрос 55
Образ жизни и его влияние на здоровье человека. Основные составляющие здорового образа жизни: режим труда и отдыха, правильное питание, физическая активность, психологический комфорт, отсутствие вредных привычек, личная гигиена, экологическая грамотности.
1 2 3 4 5 6 7 8
Режим труда и отдыха. В течение жизни 1/3 общего времени человек участвует в трудовой деятельности. Важно, чтобы под влиянием труда не наступило ухудшения здоровья. С этой целью необходимо устранять или ограничивать до минимума неблагоприятные производственные факторы; совершенствовать оборудование, технику; улучшать организацию рабочего места; снижать долю физического труда, уменьшать нервно-психическое напряжение.
Физическая активность. Недостаток физических упражнений (гиподинамия) — характерная черта нашего времени.
Формирование здорового образа жизни предполагает регулярные занятия физкультурой и спортом. Она поддерживает на необходимом уровне функциональное состояние всех систем организма (НС,ССС, ДС, иммунная). Ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика поддерживает в течение дня высокую работоспособность, повышает интеллектуальные возможности,
Правильное питание. Продукты питания должны обеспечивать организм достаточным количеством энергии, питательных веществ, витаминов и микроэлементов. Питание не должно быть избыточным, поскольку избыток откладывается про запас. Питание не должно быть недостаточным, иначе ухудшатся самочувствие, мышление, работоспособность, снижается иммунитет.
Правильный режим приема пищи соответствует фазам суточных биоритмов и легко вписывается в распорядок дня.
Цель экологической грамотности состоит в том, чтобы сформировать ответственное отношение к окружающей нас среде. Каждый человек должен осознавать, что изменить экологическую ситуацию в стране и мире должны не только чиновники, общественные деятели, но и каждый отдельный человек. Осознание этой простой истины – важный элемент экологической грамотности.
Вопрос 56
Цели, задачи, основные принципы гигиенического обучения и воспитания населения.
Цель: профилактика заболеваний и укрепления здоровья, снижение распространенности негативных факторов риска и уменьшение их влияния на человека.
Задачи:
- снижение распространенности табакокурения;
- увеличение физической активности;
- улучшение качества питания;
- соблюдение населением мер личной и общественной профилактики;
- смягчение влияния повреждающих психо-социальных факторов и повышение качества жизни;
- снижение потребления алкоголя;
- профилактика употребления наркотиков и наркотических средств.
Принципы санитарного просвещения :
- принцип актуальности;
- принцип научности - основывается на научно обоснованных данных;
- принцип доступности
- принцип положительного ориентирования, предлагающий формирование типов поведения и стилей жизни, ориентированные на положительные образцы, одобряемые в обществе;
- принцип единства и практики - возможность использования полученных знаний на практике;
- принцип дифференцированности - этот принцип предусматривает дифференцированный подход, с учетом характерных особенностей групп населения
- принцип индивидуальности - учитываются индивидуальные особенности человека
- принцип иллюстрированности - использование натуральных и искусственных примеров, планшетов, рисунков, фотографий.
Вопрос 57
Методы гигиенического обучения и воспитания населения: устный, печатный, изобразительный (наглядный), комбинированный. Особенности методов.
Метод устной пропаганды является наиболее эффективным.
-
Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. -
Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.
Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения.
-
Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.
Наглядный метод - самый многообразный по числу входящих в него средств.
-
Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).
Комбинированный метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.
Вопрос 58.
Основные средства санитарного просвещения: лекции, беседы, агитационно информационные сообщения, викторины, санитарные бюллетени, листовки, памятки, лозунги, брошюры, буклеты, слайды, плакаты, схемы. Методические требования, предъявляемые к ним.
Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — сов-сть образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование
-ЗОЖ,
-профилактику заб-ваний,
-сохр-ние и укрепление здоровья,
-повышение трудоспособности людей.
Гигиеническое воспитание осуществляют методами:
-
устным (лекция, беседа, час вопросов и ответов) -
печатным (памятки, брошюры) -
наглядным (телевидение, кино, видеофильмы, слайды, санитарн. бюллетени), -
смешанным (всеми средствами одновременно).
Формы гигиенического воспитания: 1.индивидуальные, 2.групповые, 3.массовые.
Лекция проводится врачами МО или фельдшерами на объектах (вне МО). Состав аудитории от 10 до 25 ч-к.
В лекционном материале ИСК мед. термины и рекомендации по применению конкретных ЛП.
Беседы проводятся всеми медработниками (врачи, фельдшера, акушерки).
Состав аудитории от 1 чел-ка (индивид-ная) до 5-7 чел-к (групповая).
Задача ведущего беседы сост. в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.
Лозунг — призыв выполнять те или иные советы.
Памятка дается пац-ту с целью напомнить советы по укреплению и сохр-ю здоровья.
Настенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) - наглядно, красочно и содержит конкретную информацию.
Санбюллетень — посвященная только одной теме, сост. из 2-х частей—текстовой и иллюстрированной.