Файл: Монгольские завоевания в Казахстане Исследовательский вопрос Почему войска Чингиз хана не могли захватить город Отрар в течение шести месяцев.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел




ФИО педагога

Хаджиметова Д.И

Дата

18.20.01.2022г

Класс 6 Г,Е

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Монгольские завоевания в Казахстане Исследовательский вопрос: Почему войска Чингиз хана не могли захватить город Отрар в течение шести месяцев?Моногольские завоевания на территории Казахстана

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


6.3.1.6. знать государства XIII-XV вв., используя карту, объяснять политические процессы

6.1.1.2. определять этносоциальную структуру государств на терри-тории Казахстана в

XIII-XV вв.


Цель урока

Используя источники определить административную структуру монгольской империи, определить причины распада государства

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

1.Соотнесение

2) Работа с терминами. На интерактивной доске будут представлены определения 3 терминов. Ученики обсуждают термины вместе с учителеме. 3) Вопросы по видео

Ученики смотрят видеоролик о монгольской империи и отвечает на эти вопросы:

  • Кто был основателем Монгольской империи?..................................

  • Какое значительное событие осталось в истории России связанное с монголами?................................................................

  • В каком году родился Чингиз хан ?...................................................

  • Где была расположена территория монголов ?...................................

  • Какие страны завоевали монголы?...........................................

4) Работа с текстом.

Ученики должны ответить на следующие вопросы:

1. Какую территорию занимали монголы в 12 веке?
2. В каком году Темуджин начал завоевательные походы против найманов?
3. Когда Темуджину присвоили титул «Чингис хан»?
4. Как называется правое крыло Монгольской империи?
5. Как Чингис хан разделил всю армию?

Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем

Интерактивное обучение

Монгольский период в ис-

Изучение нового материала

Основатель первой монгольской империи Чингизхан ( в детстве Темучин) род в 1155 г. в местности Кендитау на берегу реки Оно в Монголии. Отец погиб при схватке с монгольским племенем татар, когда, Темучину было 9 лет. В 1206г. в междуречье Онона и Керулена состоялся курултай кочевой знати---Темучин был провозглашен повелителем монголов. Курултай утвердил за Темучином титул Чингиз-хана, который в дальнейшем совершенно вытеснил его личное имя. Значение титула Чингиз-хана до сих пор точно не установлено. По мнению ряда востоковедов, титул Чингиз происходит от тюркского слова – Тенгиз (море, океан) и словосочетание Чингиз-хан соответственно означает (океан-хан), т.е. владыка океана, всемирный хан.

Чингизхан разделил империю на 95 административных туменов. В каждом из которых было по 10 тысяч воинов. ---тумены из аймаков.

В военном отношении вся Монголия делилась на 3 военно-административных улуса

1. правое крыло (Барунгар)

2. Левое крыло (Жонгар)

3. Центральное крыло (Кул)

Основной закон гос-ва «Яса» состояла из 2 частей- слова назидания(условия управления страной) и законы по военным и гражданским делам. Высший орган гос-ва в Ясе – курултай – учредительное собрание. Созывался раз в год, в котором разрабатывались планы предстоящей войны.

После завоевания Найманского, Керейского и Жалаирского ханства Чингизхан пошел в поход на другие территории.

1207-1209г. – захват Тонгутского гос-ва.

1211-1215гг. поход на Китай---захват метательных орудий

Стремление завоевать Среднюю Азию и Казахстан. Тщательная подготовка

1218г. вторжение монголов в Жетысу ( правитель Жетысу Кучлук хан, нападение войска во главе с Джебе нойоном, который объявил свободу религии, что запрещал Кучлук хан. Местное население не оказало сопротивление монголам т.к. Джебе нойон объявил указ запрещавший грабить имущество местного населения.) Так пользуясь отсутствием единства и слабостью местных правителей т.к. многие города сдавались без боя, монголы вторглись во внутренние районы Казахстана.

В 1219г. Чингизхан с берегов Иртыша направился к Сырдарье. Тумены под руководством Чагатая и Угэдея осадили Отрар(поводом послужило то, что Чингизхан отправил сюда караван, правитель Отрара Каир хан заподозрил в шпионаже и разграбил караван). Население Отрара 6 месяцев осаждали город. Однако из-за предательства хорезмского военачальника Караджа – Хажиба, присланного из Хорезма на помощь открыл ворота города монголам, Отрар пал. Джучи в это время пошел осаждать другие города около Сырдарьи. Чингизхан с Тулуем пошел в Бухару. Монголы жестоко расправлялись с горожанами и грабили их имущество.

1219-1220г. все присырдарьинские города оказались под властью монголов. К маю 1220 года весь Мавераннарх (междуречье Сырдарьи и Амударьи) был в руках завоевателей.

Монгольское нашествие явилось величайшим военно-политическим и моральным потрясением средневековья в целом. Оно явилось величайшим бедствием для Казахстана, так же как и для других завоеванных стран. Монгольское завоевание отрицательно сказалось на состоянии оседлого и кочевого хозяйства Казахстана. Захват лучших пастбищ неизбежно вел к вытеснению коренного населения, а раздел монгольской знатью захваченной территории на улусы, после распада империи Чингиз-хана, на ставшие независимые друг от друга государства – Золотую Орду и империю Чингизитов – нередко разобщал этнически родственные группы.

Чингиз-хан, еще при жизни выделил особые земли (уделы или улусы) своим сыновьям. Степень отдаленности уделов соответствовало при этом возрасту сыновей. Младший сын Тулуй получил коренной Улус Чингиз-хана, собственно Монголию. Обширные территории, завоеванные к западу от Монголии, были поделены между старшими сыновьями. Удел третьего сына Угедея входили земли Западной Монголии. Владения Чагатая – второго сына, простирались от Южного Алтая до Амударьи и от области уйгуров до Самарканда и Бухары, т.е. включали Восточный Туркестан, большую часть Семиречья и Маверанахр.

Удел старшего сына Джучи, занимал обширные земли к западу от Иртыша и от границ Каялыка (в Семиречье) и Хорезма вплоть до тех пределов, куда доходили копыта монгольских коней.

Уделы должны были служить для них только источником дохода и оставаться подчиненными главе империи. Но положение постепенно менялось.

То есть территория Казахстана вошла в состав трех монгольских улусов: большая часть – это степные просторы с севера страны и вся местность от верховьев Иртыша к озеру Алакуль и дальше на запад к Или и Сырдарье, входила в состав улуса Джучи; южный и юго-восточный Казахстан входил в улус Чагатая, а северо-восточные земли – в улус Угедея. Для нашей темы наибольший интерес представляют улус Джучи, поскольку именно на этой территории складывалась и развивалась собственно казахская государственность.

Джучи неожиданно умер в феврале 1227 года, за шесть месяцев до смерти Чингиз-хана, похоронен на верхнем Иртыше или в Центральном Казахстане в бассейне Сырдарьи. У Джучи было много жен и наложниц, он имел около сорока сыновей, и несметное количество внуков. Первые шесть сыновей: Орда, Бату, Берке, Беркечар, Шибан, Тангут и др.

На курултае, в 1228 году или 1229 году великим ханом провозглашен Угедей. На курултае в 1235 году было принято решение о новом походе в западные страны, Бату назначается начальником объединенного монгольского войска.

Групповая работа

  • 1 группа: причины возникновения государства?

  • 2 группа: Повлиял ли свод законов «Яса» на внутреннюю политику государства?

  • 3 группа: В чем заключается особенность военного устройства страны?

  • 4 группа: Чем закончились завоевательные походы монголов?

5) Работа с картой. Ученики смотрят изменения на карте и узнают о политических событиях.



6)Темүджин. (Чингис хан) исторический портрет. Дается краткая информация

7) Мозайка. С помощью мозайки составть предложение.


Анализируют правило 1-3

Ознакамливаются с методами решения

Разбирают совместно с учителем понятие ОДЗ

Словесная оценка учителя

. Взаимооценивание

Стратегия «Стикер

Критическое мышление.

Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).

Рефлексия

Рефлексия « Незаконченное предложение»

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…


Домашнее задание

Написать эссе

Как завоеванные народы и монголы изменили друг – друга (50-100 слов)


Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.