Файл: Практическое задание 25 Беспалова Е. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 25 Беспалова Е.А.
1. Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т.д.).

Методы специальной психологии делят на 3 большие группы:

Методисследования. Он состоит из сбора информации и ее обработки:

-изучение документации на ребенка, в ней содержатся медицинские заключения о развитии ребенка, состоянии его здоровья, развития и работы органов и систем, ответственных за нарушение психического развития.

-изучение продуктов его деятельности и успеваемости дает представление об уровне развития.

-наблюдение, с целью изучить особенности и возможности развития ребенка.

-беседа с ребенком проводится с целью установления с ним контакта и понятия его общего развития. Со взрослыми для выявления отношения взрослого к проблемам ребенка.

-эксперимент, в процессе его проведения исследователь может управлять изучаемым явлением.

-тест для выяснения индивидуальных психических особенностей ребенка.

Метод профилактики. Направлен на предотвращение нарушений психического развития, диагностику, коррекцию и предупреждение рецидивов. Различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

-первичная позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, личностные кризисы и способствует созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение.

-вторичная заключается в выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказании ему помощи, позволяет предупредить тяжелые формы нарушений развития.

-третичная направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития и осуществляется в форме психологической поддержке ребенка и его семьи в обучении и социализации.

Метод воздействия. Специалист решает, что нужно сделать для нормализации психического развития ребенка, проводит работу с самим ребенком и его семьей.
2. Опираясь на лекцию «Нарушенное развитие – дизонтогенез: этимология, параметры и закономерности» заполните таблицу, кратко охарактеризовав закономерности дизонтогенеза:


Закономерности дизонтогенеза

Краткая характеристика

Функциональная локализация нарушения

Два основных дефекта: частный-нарушение отдельных функций гнозиса, праксиса, речи; общий- нарушение регуляторных систем.

Время поражения

1. Хронологический момент поражения;

2. Длительность периода развития в онтогенезе;

3. Неустойчивость психических функций в сензитивные периоды развития.

Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом

Первичный дефект-нарушения биологического характера (ДЦП, поражения органов чувств, корковых зон). Вторичный дефект-нарушения аномального характера (мышление, воображение, моторика).

Нарушения межфункциональных взаимодействий в аномальном развитии

Явления временной независимости функции, ассоциативные и иерархические связи.

Асинхрония развития

Ретардация-незавершенность отдельных периодов развития (ЗПР). Акселерация отдельных функций (изолированное развитие речи при РДА, раннее сексуальное влечение). Ретардация и акселерация (раннее развитие речи и недоразвитие сенсорной и моторной сфера при РДА)


3. Опишите депривационные феномены.

Депривационные феномены представляют собой многообразные измененные состояния здоровья, различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека. Выделяют несколько видов депривации: сенсорно-перцептивная, коммуникативная, эмоциональная. Недостаточность общения, эмоциональной поддержки, самореализации, уважении пагубно сказываются на психическом развитии. При блокировке сенсорной депривации обнаруживается нарушение восприятия в виде иллюзий и галлюцинаций. Коммуникативная депривация протекает чаще в дошкольном возрасте в замкнутом семейном кругу, с ближайшими родственниками, что усугубляет и без того сложную ситуацию развития детской психики.
4. Напишите небольшое эссе на тему сурдопсихологии.

В конце 19 – начале 20 вв. изучение психологии глухих детей и взрослых осуществлялась в рамках общей психологии, науки о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха. В 30-е гг. ХХ в., Выготский Л.С. создан теорию о структуре детского психического развития, отклоняющегося от нормального. Им были введены понятия о первичных и вторичных дефектах.


Сурдопсихология- это раздел специальной психологии, которая анализирует особенности формирования психики человека, имеющего серьезные дефекты слуха, вплоть до полной глухоты.
Предмет- изучения психического развития с недостатками слуховой функции и установление возможностей и путей компенсации нарушений различной сложности.
Методы. К основным методам относятся наблюдение и психологический эксперимент. Наблюдение применяется к большому кругу явлений. Главное целенаправленность и планомерность, необходимо проводить длительные и систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности. Активное вмешательство со стороны исследователя – эксперимент. Главное это постановка цели, планирование, анализ полученных результатов.
Педагогическая классификация направлена на обучение детей с нарушениями слуха. В нашей стране наиболее распространена классификация Р.М. Боскис. Ее основу составляют теории Л.С. Выготского, а именно положение о сложной структуре нарушения. Критерии классификации Боскис: 1) степень потери слуха; 2) время потери слуха; 3) уровень развития речи. Глухие (ранооглохшие) дети, родившиеся с нарушенным слухом, не могут воспринимать речь естественным путем и не могут самостоятельно ею овладеть. Они обучаются речи зрительно (чтение с губ) и при помощи слухозрительной аппаратуры. Позднооглохшие – те, кто потерял слух, когда речь уже была сформирована. Для них важно освоение зрительного или слухозрительного восприятия речи. Слабослышащие (тугоухие) дети с частичной потерей слуха. Такие дети в какой-то степени могут самостоятельно овладевать речью.
Для правильного понимания особенностей психического развития детей с нарушением слуха, необходимо разобраться в общих и специфических особенностях развития у них общения, усвоения различных средств общения. Речь – это процесс использования языка для общения, а язык – это система знаков и правил их преобразования.
5. Опираясь на лекцию «Психологические особенности детей с нарушениями зрения и речи» заполните таблицу, кратко охарактеризовав нарушения зрения и речи.

Нарушения речи и зрения

Краткая характеристика

Нарушения зрения

Снижена скорость восприятия и переработки информации, ослаблена познавательная деятельность, окружающего мира. Снижена двигательная активность, рассеянность, утомляемость, медленное развитие речи, несоответствие слов и образов

Нарушения устной речи

Дефекты произношения, трудности в различии звуков, ограниченный словарный запас и сложность в построении предложений. Низкая самооценка, неуверенность, тревожность, страх речи.

Нарушения письменной речи

Дислексия- частичное (полное) нарушение процесса чтения. Трудность в распознавании букв, слияние букв в слоги, а слогов в слова, искажение понимания прочитанного. Дисграфия - частичное (полное) нарушение процессов письма. Смешение или пропуск букв, искажение звукослогового состава слова и структуры предложения.



6. Дайте характеристику нарушениям интеллектуального развития.

Нарушение интеллекта у детей характеризуется как умственная отсталость, которая вызвана различным органическим поражением ЦНС. Одна из основных характеристик является уменьшение деятельности, направленное на познание мира. Основные синдромы нарушения интеллекта – слабоумие и малоумие. Слабоумие (деменция) – вызванная паталогическим процессом стойкая, трудно восполнимая утрата интеллектуальных способностей. Снижение памяти, ослабление познавательных способностей, оскуднение эмоциональной сферы и изменение поведения. Малоумие (олигофрения) – врожденное состояние умственной недостаточности различной степени.
Умственную отсталость подразделяют на:
- идиотию: тяжелые нарушения координации движения, моторики и ориентировки в пространстве. Трудно формируются навыки самообслуживания, недоступно осмысление окружающего мира, речь не развивается или развита слабо.
- имбецильность: более легкое нарушение интеллекта по сравнению с идиотией. Такие дети имеют больше шансов овладеть речью, освоить навыки самообслуживания и трудовой деятельности.
- дебильность: наиболее легкая форма течения болезни. Трудности воспитания и обучения связаны с неразвитостью аналитико-синтетических функций ЦНС. Могут работать и выполнять простейшие виды деятельности, но по шаблону.
Дети с задержкой психического развития, таких детей нельзя отнести с умственно отсталым, т.к. они способны к общению, но возникают трудности при изучении школьной программы.
7. Дайте характеристику психологическим особенностям детей с комбинированными нарушениями.

Органическое нарушение ЦНС иногда приводит к возникновению сложных дефектов, представляющих собой сочетание двух и более нарушений развития.
- дети с умственной отсталостью и нарушением слуха. Сложность изучения этой группы детей в том, что отсутствие или снижение слуха вторично вызывает снижение интеллекта.
- дети с умственной отсталостью и нарушением зрения. Слепые дети при правильном обучении успешно овладевают точечно-рельефным шрифтом, чтением, письмом. У умственно отсталых слепых этот процесс обучения занимает значительно больше времени, т.к. из-за поражения ЦНС компенсаторные возможности снижены и механизмы тактильного и слухового анализатора не включаются в работу.

- слепоглухонемые. Они почти полностью лишены возможности получать информацию об окружающем мире, но обладают возможностью к полноценному интеллектуальному развитию. Некоторые полностью осваивают школьную программу и получают высшее образование.
- дети с ЗПР и дефектами зрения и слуха
- глухие и слепые дети с нарушением соматического характера
- дети с множественными дефектами. Нарушены: интеллект, речь, коммуникация, моторика, поведение.