Файл: Практическое занятие 2.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие №2

Цель занятия: закрепление знаний о родной литературе с момента зарождения по 21-й в., совершенствование навыков ее практического применения.

Оглавление

Практическое занятие №2Цель занятия: закрепление знаний о родной литературе с момента зарождения по 21-й в., совершенствование навыков ее практического применения. Задание 1Максимальное количество баллов – 4. Раскройте способы изображения человека

Практическое занятие №2

Цель занятия: закрепление знаний о родной литературе с момента зарождения по 21-й в., совершенствование навыков ее практического применения.

Задание 1

Максимальное количество баллов – 4.

Раскройте способы изображения человека и особенности жанрового канона (одно произведение на выбор студента):

а) Житие и хождение Даниила, Русской земли игумена;

б) Житие Сергия Радонежского;

в) Житие Александра Невского.

Определите композицию и сюжет произведений, выделив традиционные мотивы и новаторство.

Задание 2

Максимальное количество баллов – 4.

Проанализируйте эпиграмму (одну на выбор студента) из предложенных по плану:

1. Какие чувства выражает поэт в эпиграммах? Определите тему и идею.

2. Опишите цель создания эпиграммы.

3. Поясните актуальность этого жанра в современной поэзии. Свой ответ аргументируйте.

4. Попробуйте сочинить эпиграмму, по одной из предложенных тем:

- О книге, самостоятельно мной прочитанной.

- О новом фильме.

- О взаимоотношениях наших одноклассников.

- Об отношениях между моими братьями и сёстрами.

Перечень эпиграмм для анализа по установленному плану:

- В. К. Тредиаковский «На человека, который, вышел в честь, так начал бы гордится, что прежних своих равных другов пренебрегал бы»;

- П. Сумароков «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...»;

- И. Ф. Богданович «Вкус возраста»;

- В. В. Капнист «Ты под ручной заклад...»;

- И. И. Дмитриев «Он врал — теперь не врет».

Задание 3

Максимальное количество баллов – 3.

Проанализируйте одну главу из предложенного перечня произведений (на выбор студента) по следующему плану:

1. Укажите жанровое определение повести. Обоснуйте свой ответ.

2. Определите датировку произведения и «приметы времени» в нём.


3. Опишите содержание и проблематику, особенности изображения традиционных для отечественной словесности тем (тема воспитания, тема «отцов и детей», тема любви и др.).

4. Раскройте специфику композиционной структуры произведения.

5. Определите ключевые (главные) эпизоды.

6. Охарактеризуйте образ главного героя.

7. Место произведения в истории русской литературы.

8. Опишите чем выражена авторская позиция (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме).

9. Поясните, чем определено видение автора в решении поставленных в произведении проблем.

Перечень произведений для анализа:

- Ф. В. Булгарин «Димитрий Самозванец»;

- М. Н. Загоскин «Рославлёв, или Русские в 1812 году»;

- И. И. Лажечников «Последний Новик или Завоевание Лифляндии».

Задание 4

Максимальное количество баллов – 3.

Напишите эссе на тему «Мой любимый автор-земляк» на примере произведений X – XXI вв. Эссе необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа. Работа должна быть авторская, проверяется преподавателем на оригинальность текста.

Задание 5

Максимальное количество баллов – 3.

Прочитайте фрагмент произведения А. Г. Битова «Пушкинский дом»:

«Мы склонны в этой повести, под сводами Пушкинского дома, следовать освященным, музейным традициям, не опасаясь перекличек и повторений, — наоборот, всячески приветствуя их, как бы даже радуясь нашей внутренней несамостоятельности. Ибо и она, так сказать, «в ключе» и может быть истолкована в смысле тех явлений, что и послужили для нас здесь темой и материалом, — а именно: явлений, окончательно не существующих в реальности. Так что необходимость воспользоваться даже тарой, созданной до нас и не нами, тоже, как бы ужалив самое себя, служит нашей цели.

Итак, мы воссоздаем современное несуществование героя, этот неуловимый эфир, который почти соответствует ныне самой тайне материи, тайне, в которую уперлось современное естествознание: когда материя, дробясь, членясь и сводясь ко все более элементарным частицам, вдруг и вовсе перестает существовать от попытки разделить ее дальше: частица, волна, квант, — и то, и другое, и третье, и ничто из них, и не все три вместе… и выплывает бабушкино милое слово «эфир», чуть ли не напоминая нам о том, что и до нас

такая тайна была известна, с той лишь разницей, что никто в нее не упирался с тупым удивлением тех, кто считает мир постижимым, а — просто знали, что тут тайна, и полагали ее таковой.

И мы разливаем этот несуществующий эфир в несохранившиеся бабушкины склянки, удивляясь, что тогда каждому уксусу соответствовала своя непраздная форма; мы с удовольствием отмываем слово «флакон» в тепловатой воде, любуясь идеей грани, пока из нее не сверкнет, мыльно и хрустально, луч детства и не осветит радужно желтоватую скатерку, связанную в чьём-то далёком и немыслимом рукодельном детстве, анисовые капли и градусник со старинным цветом ртути, не изменившимся до сих пор лишь в силу преданности таблице элементов и химической верности… И этот радужный луч осветит чью-то тонкую замотанную шею, мамин поцелуй в темя и великий роман «Три мушкетера». И как удивляемся мы внезапной, такой непривычной неспешности и любовности собственных движений, подсказанной всего лишь формой и гранью этих склянок, таинственно прорывающей и останавливающей нашу суету…»

Вопросы:

1. Поясните смысл этих размышлений героя.

2. Опишите взаимосвязь размышлений героя и философской темы (существование человека) в произведении «Пушкинский дом».

Задание 6

Максимальное количество баллов – 4.

В 2003 году на экраны вышел художественный фильм «Прощание в июне» по одноименной пьесе А. В. Вампилова, режиссёр С. Ломкин.

Представьте, что вы режиссёр, который снимает ремейк к кинофильму «Прощание в июне». Укажите основной актёрский состав, опишите характер двух главных героев. Ваш ответ представьте в виде таблицы 1.

Таблица 1 – Актёрский состав к фильму «...» (придумайте и впишите название фильма)

№ п/п

Исполнитель роли (актёр)

Особенности характера актёра, внешности, манеры игры

Задание 7

Максимальное количество баллов – 4.

Литературная премия — поощрение достижений в области литературного творчества, которое регулярно и по определенным правилам, сформулированным в уставе премии, назначает круг экспертов, выбирая одного или нескольких призёров из списка кандидатов.

Представьте, что вы учредитель литературной премии «Брависсимо!». Лауреатами премии в разных номинациях стали:


- Б. А. Ахмадулина

- И. А. Бродский

- А. А. Вознесенский

- В. С. Высоцкий

- Е. А. Евтушенко

- Н. А. Заболоцкий

- Б. Ш. Окуджава

- Н. М. Рубцов

- А. А. Галич

Вопросы:

1. Опишите литературные достижения, за которые присуждается данная литературная премия.

2. Составьте текст одной номинации (название номинации указать самостоятельно). Объём печатного текста составляет не более 2 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

Список литературы

Практическое занятие №2

Цель занятия: закрепление знаний о родной литературе с момента зарождения по 21-й в., совершенствование навыков ее практического применения.

Задание 1

Максимальное количество баллов – 4.

Раскройте способы изображения человека и особенности жанрового канона (одно произведение на выбор студента):

а) Житие и хождение Даниила, Русской земли игумена;

б) Житие Сергия Радонежского;

в) Житие Александра Невского.

Определите композицию и сюжет произведений, выделив традиционные мотивы и новаторство.

Задание 2

Максимальное количество баллов – 4.

Проанализируйте эпиграмму (одну на выбор студента) из предложенных по плану:

1. Какие чувства выражает поэт в эпиграммах? Определите тему и идею.

2. Опишите цель создания эпиграммы.

3. Поясните актуальность этого жанра в современной поэзии. Свой ответ аргументируйте.

4. Попробуйте сочинить эпиграмму, по одной из предложенных тем:

- О книге, самостоятельно мной прочитанной.

- О новом фильме.

- О взаимоотношениях наших одноклассников.

- Об отношениях между моими братьями и сёстрами.

Перечень эпиграмм для анализа по установленному плану:

- В. К. Тредиаковский «На человека, который, вышел в честь, так начал бы гордится, что прежних своих равных другов пренебрегал бы»;

- П. Сумароков «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...»;

- И. Ф. Богданович «Вкус возраста»;

- В. В. Капнист «Ты под ручной заклад...»;

- И. И. Дмитриев «Он врал — теперь не врет».

Задание 3

Максимальное количество баллов – 3.

Проанализируйте одну главу из предложенного перечня произведений (на выбор студента) по следующему плану:

1. Укажите жанровое определение повести. Обоснуйте свой ответ.

2. Определите датировку произведения и «приметы времени» в нём.

3. Опишите содержание и проблематику, особенности изображения традиционных для отечественной словесности тем (тема воспитания, тема «отцов и детей», тема любви и др.).


4. Раскройте специфику композиционной структуры произведения.

5. Определите ключевые (главные) эпизоды.

6. Охарактеризуйте образ главного героя.

7. Место произведения в истории русской литературы.

8. Опишите чем выражена авторская позиция (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме).

9. Поясните, чем определено видение автора в решении поставленных в произведении проблем.

Перечень произведений для анализа:

- Ф. В. Булгарин «Димитрий Самозванец»;

- М. Н. Загоскин «Рославлёв, или Русские в 1812 году»;

- И. И. Лажечников «Последний Новик или Завоевание Лифляндии».

Задание 4

Максимальное количество баллов – 3.

Напишите эссе на тему «Мой любимый автор-земляк» на примере произведений X – XXI вв. Эссе необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа. Работа должна быть авторская, проверяется преподавателем на оригинальность текста.

Задание 5

Максимальное количество баллов – 3.

Прочитайте фрагмент произведения А. Г. Битова «Пушкинский дом»:

«Мы склонны в этой повести, под сводами Пушкинского дома, следовать освященным, музейным традициям, не опасаясь перекличек и повторений, — наоборот, всячески приветствуя их, как бы даже радуясь нашей внутренней несамостоятельности. Ибо и она, так сказать, «в ключе» и может быть истолкована в смысле тех явлений, что и послужили для нас здесь темой и материалом, — а именно: явлений, окончательно не существующих в реальности. Так что необходимость воспользоваться даже тарой, созданной до нас и не нами, тоже, как бы ужалив самое себя, служит нашей цели.

Итак, мы воссоздаем современное несуществование героя, этот неуловимый эфир, который почти соответствует ныне самой тайне материи, тайне, в которую уперлось современное естествознание: когда материя, дробясь, членясь и сводясь ко все более элементарным частицам, вдруг и вовсе перестает существовать от попытки разделить ее дальше: частица, волна, квант, — и то, и другое, и третье, и ничто из них, и не все три вместе… и выплывает бабушкино милое слово «эфир», чуть ли не напоминая нам о том, что и до нас такая тайна была известна, с той лишь разницей, что никто в нее не упирался с тупым удивлением тех, кто считает мир постижимым, а — просто знали, что тут тайна, и полагали ее таковой.

И мы разливаем этот несуществующий эфир в несохранившиеся бабушкины склянки, удивляясь, что тогда каждому уксусу соответствовала своя непраздная форма; мы с удовольствием отмываем слово «флакон» в тепловатой воде, любуясь идеей грани, пока из нее не сверкнет, мыльно и хрустально, луч детства и не осветит радужно желтоватую скатерку, связанную в чьём-то далёком и немыслимом рукодельном детстве, анисовые капли и градусник со старинным цветом ртути, не изменившимся до сих пор лишь в силу преданности таблице элементов и химической верности… И этот радужный луч осветит чью-то тонкую замотанную шею, мамин поцелуй в темя и великий роман «Три мушкетера». И как удивляемся мы внезапной, такой непривычной неспешности и любовности собственных движений, подсказанной всего лишь формой и гранью этих склянок, таинственно прорывающей и останавливающей нашу суету…»