Файл: Лекция 12 Тема Предмет государственного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неделя 1. Лекция 1-2

Тема 1. Предмет государственного управления

1.1. Теоретические аспекты государственного управления

Традиционное и наиболее распространенное определение: «Государство - универсальная общественно-политическая организация, имеющая публичную власть и специализированный аппарат для управления социальными процессами на определенных участках территории, который распределяется по собственному суверенитету».

У государства есть все чертежи организации, есть иерархическая структура, административный аппарат, т.е. госаппарат, не имеющий единой организации. Он специализируется на ветвях власти, наделенных публичными и правовыми функциями, выступает в качестве необходимого механизма для обеспечения реализации публичных функций государства внутри страны и на международной арене.

В книге «Государственное управление (Том 1) под редакцией В.А. Козбаненко имеет следующие представления о происхождении государства:

теологический (божественное происхождение государства);

патерналистский (состояние в результате объединения семьи);

общественный договор (государство - результат договора между правящей элитой и обществом);

класс (марксизм - государство - результат разделения общества на классы).

Форма государства - это структура жизни и организации жизни людей, способ организации и существования государственной власти, имеющая три выражения:

1. Форма правления (монархия, республика).

2. Форма политической и административной системы (принципы унитаризма ; федерализм; суверенитет; конфедерация).

3. Политический режим .

Знание основ государственного управления - обязательный элемент фундаментального и широкого профильного образования. Подготовка специалистов в области государственного управления на одном из первых мест способствует изучению вопросов теории государственного управления.

С момента образования государства существовали разные способы и методы управления ими.

В истории человека были разные периоды управления:

- аграрный период - взять власть и управлять ею.

- по Платону - удержание власти или обладание властью, подавление соперников и экспроприация средств на ее содержание (государство рассматривало себя как организацию насилия, обеспечивающую господство одного и угнетение других).


- в период промышленной революции (перехода к индустриальному обществу) - управлять государством.

Есть шесть типов контроля:

- государственное управление;

- местное самоуправление;

- менеджмент (управление собственностью);

- Государственное управление;

- коллективное саморегулирование;

- целенаправленное поведение или действие одного человека .

Среди видов управления особое место занимает государственное управление, только государственное управление имеет три свойства:

1) при определении характера воздействия на характер целевых, организующих и регулирующих действий, существующих у данного вида управления, указывается его предмет - государство;

2) государственное управление распространяется на все общество;

3) Государство, будучи сложным (по элементному составу) и многогранным (по функциям) как общественное явление и выступая в качестве субъекта управления, придает государственному управлению, а также системные свойства.

Согласно Веберу, управление - это социальное явление. Социальное действие становится только тогда, во-первых , оно происходит сознательно, рационально, во-вторых , когда оно сосредоточено на поведении и реакции других людей, на взаимодействии, на взаимодействии.

В полном смысле « социальное » включает взаимодействие людей по горизонтали (в равных социальных статусах) и по вертикали (лидер-исполнитель, начальник-подчиненный, лидер-преемник). 

Каждый человек представляет собой систему, целостность, завершенность или частично включенный в другие (другие) большие системы, где они реализуют себя, оказывает на них соответствующее влияние. Жизнь убеждает, что влияние отдельных людей не всегда бывает конструктивным и доброжелательным, включая тех, кто призван «держать бразды правления в руках». Это явление уже наблюдали мыслители древности. В частности, Платон, который много и плодотворно работал над проблемами государственного управления , был очень обеспокоен необходимостью разработки таких законов, которые могли бы застраховать общество от ошибок, неправомерного поведения и слабых правителей.

Система - это упорядоченное множество элементов, связанных между собой и неким целостным целым.

В.В. Гончарев выделяет три типа систем управления (рисунок 3):

- легковые автомобили;

- человек-машина;

- социальные (системы «человек - человек»).



От людей, занимающихся управленческой работой, требуются навыки, культура системного видения и мышления.

Адекватное представление системы предполагает:

- видение элементов, компонентов системы;

- система элементов;

- взаимодействие элементов системы между собой и системой с внешней средой;

- возникновение взаимодействия новых явлений и процессов;

- состояние и свойства системы в результате действия элементов и окружающей среды;

- относительная изоляция систем от окружающей среды.

Любая система функционирования и выживания является самоорганизующейся, самоуправляемой. В рамках системы управленческий труд органично сочетается с трудом других социальных, профессионально-квалификационных, демографических и иных групп. Система в целом не может функционировать без труда менеджеров, равно как и без труда разных групп исполнителей.

Эффективное управление - ключ ко всем странам. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев сказал: «Эффективное управление непонятно без научных знаний, накопленной отечественной и зарубежной науки, без комплексной программы совершенствования всех составляющих процесса управления на всех уровнях».

Управление движется «самой природой общественного процесса труда, обусловленной необходимостью организации трудового взаимодействия рабочих», - писал К. Маркс. Этот тезис с достаточной ясностью приводит нас к выводу, что где есть объединение людей, всегда есть управление.

Управление имеет место во всех системах материального мира. Государственное управление - это лишь одно из разнообразия социального управления. Все различные подходы к определению понятия «менеджмент» обусловлены универсальностью и сложностью этого уникального явления, которое на современном этапе развития науки об управлении очень сложно выразить единым определением.

Поэтому разные авторы по-разному видят это явление и по-своему формулируют определение социального менеджмента, делая акцент на тех или иных аспектах. Эта:

- настройка людей на работу;

- особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целевую и продуктивную группу;

- балансирование в пространстве антиномии;

- сложные субъектно-объектные отношения;

- деятельность по созданию лучшего варианта будущего;

- доминирующая форма укрепления социальных отношений людей;

- достижение целей с помощью знаний, полученных в результате анализа и др.


При всем разнообразии видов управления можно отметить отсутствие общих черт управления:

- наличность в социальной системе механизмов самоуправления и самоорганизации;

- целеполагание;

- органическое соединение;

- взаимозависимость субъекта и объекта управления;

- денежные средства в организации социальной базы управления тех исполнителей, которые воплощают в жизнь цель, концепцию, принципы, стратегию управления;

- результаты, управленческие последствия.

Чтобы организационное поведение людей в большей степени соответствовало ожиданиям системы, оно конструирует и воспроизводит нормы, правила, культурные модели поведения, которые также считаются важными чертами управления.

В то же время нам нужно смотреть на управление как на процесс.

Среди всех типов управления государственное управление занимает особое место, поскольку характеризуется только присущими ему свойствами и, соответственно, имеет ряд отличий от «менеджмента». Концепции государственного управления посвящена обширная литература, в которой высказывается широкий спектр мнений и суждений, вводятся различные теоретические концепции. Однако, несмотря на это, этот ранее существовавший вопрос остается спорным и не разрешается полностью. Для правильного понимания существующей сегодня системы государственного управления, ее методов, форм, средств, необходимо проанализировать подходы к этому вопросу, которые, собственно, и сформировали это явление.

Особенно важно подчеркнуть те особые свойства, которые отличают государственное управление от всех этих типов социального управления:

1. Практически все авторы в качестве одного из важнейших элементов выделяют полномочия государственного управления. Немецкий социолог М. Вебер писал: «Государство - это отношение народа к людям, опирающееся на законное насилие как средство». Суждение о государственном управлении как об  учреждении, формирующем линию поведения людей на основе принуждения, долгое время носило классический характер. Государственное управление изначально имеет правовое условие (легитимность), а при реализации - силу государственного аппарата, у которого есть средства для обеспечения соблюдения. Это сила давления, которая приводит к тому, что цели, поставленные в управлении, содержащиеся в нем цели, организационные моменты и установленные для них нормы должны быть выполнены.

2. Еще одна важная черта государственного управления, которая
отличается от других типов социального управления, - это его распространенность во всем обществе. Отсюда следует, что было бы неправильно представлять его как достояние государственного управления как вмешательство государства во все сферы человеческой деятельности и общества. Такая политика характерна только для тоталитарных типов государств. Далее в речи говорится, что для истинного обретения личной свободы в обществе и государстве необходимо определить границы этой свободы, которая осуществляется и осуществляется государством в среднесрочной перспективе.

3. Другой отличительной чертой государственного управления является его системный характер. Атаманчук Г.В. пишет, что «в отличие от других видов управления, государственное управление без этой собственности просто не может существовать». Учитывая, что в нем задействовано большое количество людей, материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов, необходимо принятие управленческих решений и организационных действий, бесхозяйственность государства. Только при его наличии возможны согласие, согласованность, целеустремленность и эффективность.

4. Первоначальное определение социально значимых целей и границ государственного управления.

5. Государственное управление всегда носит целенаправленный, плановый, постоянный характер.

Это основные отличительные черты государственного управления как многообразия социального управления.

Государственное управление как одно из многообразия имеет такие отличия.

Формирование теории государственного управления началось в 20-х годах ХХ века.

По мнению Г.В. Атаманчук, государственное управление - это целенаправленное организационно-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

В.Н. Уваров рассматривает государственное управление как многообразие социального управления, но его характер и специфика определяются только этим типом управления.

Государственное управление включает в себя политические, экономические, социологические, правовые, психологические, этические и другие аспекты.

Соответственно, государственное управление выступает предметом исследования во многих науках и дисциплинах:

- философия (сущность, роль и место государства в политической структуре общества);