Файл: Свободное время молодёжи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М инистерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

Пермский национальный исследовательский политехнический университет


Факультет

Гуманитарный

Кафедра

Социологии и политологии

Направление подготовки:

39.03.01 «Социология»

Квалификация:

бакалавр

Дисциплина:

Методология и методы социологического исследования



Курсовая работа на тему
«Свободное время молодёжи»


Выполнил студент группы СОЦ-20-1Б

Минасян Г. А. (___________)

подпись
Преподаватель:

доц. Лазукова Е. А. (___________)

должность, ФИО подпись
Оценка ____________

Дата «___»_____________ 20___ г.

Пермь, 2022

Содержание


Введение 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЕЖИ 5

1.1.Свободное время: понятие и виды 5

1.2.Специфика молодежи как социальной группы 9

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ СРЕДИ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ МОЛОДЕЖИ 11

2.1.Свободное время учащейся молодежи 11

2.2.Свободное время работающей молодежи 14

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА ПЕРМИ 17

Заключение 47

Список используемой литературы: 49



Введение

В первую очередь, данная тема привлекла меня по причине моей принадлежности к такой социально-демографической группе, как молодёжь. В сравнении с другими социальными группами, молодёжь – более динамичный и подверженный внешней среде объект исследования, более восприимчивый к различным инновациям и трендам, т. к. состоит она из ещё формирующихся и недавно сформированных личностей. Досуг и выбираемые в свободное время виды занятий, как средство развития и проявления личностных качеств и удовлетворения духовных потребностей играет в этом формировании важную роль. Тем более в наши дни, когда человек способен организовать свой досуг в мельчайших деталях: его вид, место, время проведения и компания. Свобода передвижения и открытый доступ к бесконечному множеству интернет-ресурсов ставят молодого человека перед множественным выбором. Эта свобода выбора, несомненно, положительный момент, когда речь заходит об обучение различным видам деятельности и выборе отдыха и развлечения на любой вкус, однако, свобода порождает и сложности. Большое разнообразие мешает сосредоточению на чем-то одном, совершенствованию в какой-либо одной стезе. Нынешняя молодежь – первые поколения за историю, имеющие возможность обучиться практически чему угодно самостоятельно, поэтому остро встаёт проблема сложности рационального распределения свободного времени и выборе его характера в современных условиях, а также трудности с заполнением культурного пространства.


Кроме того, интересен в этой теме такой момент, что молодые люди в процессе организации досуга объединяются в различные группы по интересам, формируя молодёжные субкультуры, влияющие на становление личности. Этим, в свою очередь объясняется интерес социологов, проявляемый к молодёжной социально-демографической группе: на молодёжь и её проблемы обращали внимание такие социологи, как Э. Дюркгейм, А. Сперанский, А. А. Кауфман, К. Харельман, В. Т. Лисовский и т. д.

Говоря о проблеме молодежного досуга, стоит отметить, цитируя Эйзенштадта, неопределенный статус молодёжи. А молодёжная культура как форма проявления досуговой активности, в свою очередь ослабляет беспокойство, опасения и сомнения молодых людей по поводу их статуса. Также, говоря о понятии свободного времени и досуга, Стеббинс пишет о делении досуга на «серьёзный» и «несерьёзный» по критерию возможности самореализации и духовного роста, и отмечает, что лишь для малой части молодых людей характерен серьёзный досуг.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты будут полезны для органов местного самоуправления при организации социальной работы с молодёжью.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЕЖИ

    1. Свободное время: понятие и виды

Время - это ключевой организационный элемент деятельности на всех уровнях: индивидуальном, групповом и институциональном. Время каждого человека можно условно разделить на рабочее, или занятое и свободное. Оба типа являются неотъемлемыми частями нормального функционирования человека в обществе.

Время определяет нормативные рамки межличностного общения и позволяет синхронизировать поведение в разных частях общества. До сих пор среди исследователей нет единого мнения, что именно понимать под «свободным временем». Очевидно, что свободное время - это социальный феномен, часть культуры и продукт социальной системы. Свободное время и предпочтения его проведения отражают взгляды и ценности, которые подвержены постоянным изменениям. Общество, поставившее сегодня на первый план материальное обогащение и благополучие, формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодежи. Электронные средства массовой информации наполняют существенную часть свободного времени и выступают важным инструментом образования духовного мира, культурных ценностей и установок для современной молодежи.



В этом смысле, свободное время, точнее, его использование является своеобразным показателем культуры. Кросс-культурные различия в проведении свободного времени, возможно, определяют различия в процессах социализации. Это значит, что через описание особенностей проведения свободного времени в различных обществах, можно получить информацию о поведенческих паттернах, моделях потребления, что в свою очередь поможет пониманию различных обществ и культур.

Самыми насущными вопросами в интерпретации понятия «свободное время» является определение подхода к его изучению, выявление видов жизнедеятельности, которые входят в его состав, и соотношение понятий «свободное время» и «досуг», воспринимаемых некоторыми учеными как тождественные.

Социологический подход к изучению свободного времени, согласно Б. А. Трегубову, характеризуется выяснением его социальной сущности, структуры и основных функций в процессе развития личности. Социологический аспект включает в себя анализ всей совокупности объективных и субъективных факторов, воздействующих на характер и содержание свободного времени. Особую роль для социолога играет выяснение основных типов времяпрепровождения и «механизма» социального регулирования свободного времени в ходе формирования личности.

Говоря о видах жизнедеятельности, которые должны быть включены в понятие «свободное время», мы сталкиваемся с соотношением понятий свободного времени и других типов времени в общем делении временного фонда человека.

Подобным делением по большей части занимались зарубежные ученые. Так, норвежский исследователь Д. Ас предложил в своей работе четыре типа времени, которые он расположил в зависимости от свободы выбора действий в каждом из них.

1. Необходимое время (Necessary Time). Оно относится к времени, затрачиваемому на удовлетворение физиологических потребностей (сон, еда, гигиена и т.д.).

2. Рабочее время (Contracted Time). Относится к оплачиваемому труду или учебной деятельности. Автор причисляет к этой категории также время передвижения до места работы и время ожидания транспорта.

3. Обязательное время (Committed Time). Включает в себя обязанности, которые человек сам на себя возложил, т. е. затраты на домашние дела, забота о детях, покупки и пр. Следует отметить, что почти вся деятельность, относящаяся к этой категории, носит характер труда, но он не оплачивается. Подобная деятельность формирует сферу услуг (к примеру, уборка дома выполняется горничной).


4. Свободное время (Free Time). Для определения деятельности в эту категорию, она должна обладать следующими характеристиками: свобода выбора (делать или не делать), эмоциональный аспект (некоторые авторы противопоставляют свободное время скуке, т. е. оно должно нести в себе немедленное удовлетворение некой эмоциональной потребности). Оно появляется, когда затраты на другие типы времени выполнены. Следовательно, в данной классификации понятия свободное время и досуг синонимичны.

В американской социологии представлена следующая классификация типов времени.

1. Рабочее время (Work Time).

2. Надпрофессиональное время (Extra-professional Time). Включает в себя обязанности по дому, уход за детьми и т. д.

3. Свободное время (Free Time). Главным отличием свободного времени от досуга является вовлеченность в организованную активность, гражданские акции и т. д.

4. Досуг (Leisure). Представляет собой освобождение от других трат времени. В этом типе индивидуальные желания превалируют над коллективными. Это время для отдыха, развлечений и развития личности.

Участниками международного исследования свободного времени была принята следующая классификация фонда времени.

1. Рабочее время.

2. Время на передвижения между домом и работой.

3. Время на перерывы на работе.

4. Дополнительная работа (подработка).

5. Время на персональные потребности.

6. Время, посвященное семье, и траты на пара-профессиональные и гражданские обязанности (профсоюзы и пр.).

7. Свободное время.

8. Полусвободное время (semi-leisure).

Что касается отечественных исследователей, то Г. А. Пруденский стал первым послевоенным ученым, который предложил новое деление общего фонда времени. Его классификация является самой распространенной как в России, так и за рубежом.

1. Время, связанное с работой на производстве.

2. Время на домашний труд и другие бытовые потребности.

3. Время на удовлетворение естественных физиологических потребностей.

4. Свободное время.

Причем свободное время Г. А. Пруденский определял, как «ту часть внерабочего времени, которая используется трудящимися для повышения своего культурно-технического уровня, для занятий физкультурой и спортом, отдыха, товарищеского общения, общественных дел». Г. Пруденский отождествляет понятия «свободное время» и «досуг», но включает общественные дела в структуру свободного времени.


Из приведенных классификаций видно, что свободное время всегда выделяется учеными как отдельная категория, определенно не связанная с рабочим временем и удовлетворением физиологических потребностей. Однако мнения исследователей разнятся по вопросам трат времени на организованную активность и трат на бытовые потребности. Для некоторых данные категории входят в состав свободного времени, для других - нет. Но больше всего противоречий вызывает понятие «досуг», которое одними учеными выделяется отдельно, а другими представляется тождественной категорией свободному времени.

Б. А. Трегубов предлагает деление свободного времени на досуг и «более возвышенную деятельность». Досуг - это совокупность видов деятельности, связанных, главным образом, с удовлетворением культурных потребностей восстанавливающего характера (различные виды отдыха и развлечений). Более возвышенная деятельность - совокупность занятий, интенсивнее всего влияющих на процесс всестороннего развития личности (самодеятельное художественное и научно-техническое творчество, учеба, общественная работа и т. д.). Досуг несет в себе, главным образом, функцию восстановления, т. е. это -часть свободного времени [5].

С.Г. Струмилин, исследуя время как социологическую категорию,

отмечает свободное время как «нераспределенное». Л.А. Гордон и Э.В. Клопов заявляли, что «свободное время в качестве классификационной категории ничем не отличается от некоторых других функциональных группировок: домашнего труда, рабочего времени, - и потому может быть прямо с ним сопоставлено».

Г.Т. Журавлев отмечал: «Под свободным временем мы понимаем

время, свободное от работы на производстве, от перемещения к месту работы и обратно, от домашней работы и удовлетворения физиологических потребностей»". Э.А. Елизарьев отказался от понятий рабочего и внерабочего времени, положив в основу своей классификации понятия «необходимое и свободное время»: «Затраты времени, необходимые для получения того минимума знаний и культурных навыков, которые в данный момент определяются уровнем общественного развития, имеют характер такой же необходимости, как и время, расходуемое обществом на производство материальных благ, и никак не могут быть отнесены к свободному времени общества».

Импонирует автору трактовка Н.В. Котельниковой: «Под свободным временем следует понимать не все внерабочее время, а только ту его часть, которая расходуется на учебу (кроме обязательного обучения), самообразование, на творческие поиски, досуг, общественную работу, т.е. то время, которое используется человеком по своему усмотрению».