ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕКРАЩЕНИИ БРАКА Г.И. Абраменко Исследованы проблемные моменты семьи и брака, проанализированы основные направле- ния развития законодательства о прекращении брака в России. Abstract problematic aspects of family and marriage, analyzed the main directions of development of the legislation on termination of marriage in Russia. Ключевые слова: правовое регулирование личных неимущественных отношений в семье, расторжение брака, прекращение брака, исторический аспект прекращения брака от прошло- го к современности. Keywords: legal regulation of personal relations in the family; dissolution of marriage, termination of marriage, the historical aspect of the termination of the marriage from the past to the present. Нравственный союз, потерявший свою нравственную основу, должен быть расторгнут, иначе он может принять форму безнравственного общения. Разлучение супругов (separatio) не достигает цели, потому что оно сохраняет формальную связь там, где нет никакого внутреннего содержания, узаконяет брак без сожительства, составляющего его основную цель, и потому, что оно толкает разлученных, но не разведенных супругов на незаконные союзы [10, 231]. Только прекращение неудачного брака открывает возможность другого, более счастливого. Первоначально возможность расторжения брака носит односторонний характер – как пра- во мужа отпустить от себя жену (repudium), без распространения на нее такого же права уйти от мужа. В таком виде прекращение брака встречается у древних евреев, римлян, германцев. В дальнейшем, с завоеванием женщиной более самостоятельного положения, развод становится правом каждого из супругов. Так, в Риме, по заявлению римского императора Александра Се- вера, «издревле установлено, что браки должны быть свободны, а потому не может иметь силы условие, направленное к воспрещению разводиться» [9, 63]. Против этой свободы разводов выступила христианская церковь. В самой церкви сначала обнаруживаются колебания по этому вопросу, но потом достигается решительное единение в пользу нерасторжимости брачного союза. Пропаганда этой идеи в старом римском обществе имела мало успеха, но зато молодой германский мир легче поддается настояниям церкви. Пол- АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ПРАВА - 117 - ного торжества достигает взгляд католической церкви в XVI веке, в постановлениях Тридент- ского собора, который окончательно устранил идею развода и допустил взамен лишь разлуче- ние от стола и ложа (separatio a mensaetthoro). О том, что церковь имела достаточно серьезное влияние, в том числе и на семейно- брачные отношения свидетельствует и высказывание А.И. Кранихфельда: «…брак прекращает- ся не сам собою, но действием Духовного началства…» [6, 302]. Как свидетельствует его очерк брак расторгался: 1) по разным проступкам против обязанностей супружеских или преступлениям против существа брачного союза; 2) по разным преступлениям, не
касающимся собственно брачного союза, но имеющим следствием лишение всех прав состояния в ссылку на поселение или в каторжную работу; 3) по безвестному удалению или отсутствию одного из супругов в продолжение пяти лет. Во всех этих случаях брак расторгался не частными лицами самовольно, не каким-либо гражданским правительством, ни даже священниками, совершавшими брак, а только главным «Духовным правительством», то есть Святейшим Синодом, а в некоторых случаях Епархиаль- ным начальством. Ведомство брачных дел повсюду первоначально принадлежало церкви и судам церковным. Это правило было, безусловно, высказано в постановлениях Тридентского собора, и церковь всегда упорно охраняла его и отстаивала. Даже после реформы церковь сохранила за собою право суда по делам брачным не только в странах католических, но и в Англии, и в государ- ствах лютеранского закона, где, впрочем, консистории состояли наполовину из духовных лиц, наполовину из светских. Естественно, что в духовных судилищах высказывалось постоянно стремление утвердить неразрывность брачного союза и затруднять по возможности расторже- ние браков даже при таких условиях, в которых светское правительство усматривало достаточ- ные причины к признанию браков недействительными. Но по мере того, как в светском законо- дательстве выяснялась идея о гражданской форме брака, ослабевало и представление о нераз- рывности брачного союза в том смысле, который присвоен был ему церковью. Постановления о законных препятствиях к браку и о законных его условиях стали входить в состав гражданских кодексов во многих государствах, и повсюду, где введен гражданский брак, брачные дела по- ступили в ведомство общих светских судов. В Англии действие церковных судов по брачным делам продолжалось до 1858 года, только в важных случаях решения о разводе подлежали утверждению парламента; но с 1858 года учрежден особый суд разводных и брачных дел (Courtfor Divоrceand matrimonial Causes) [7, 206]. В греческих законах, под влиянием немецкого управления при короле Оттоне, были при- няты некоторые нововведения брачного права, не совсем согласные с церковным духом и устройством: введено по западному образцу отлучение от стола и ложа, и установлен развод от гражданской юрисдикции при церковной форме брака. Церковная власть принимает просьбу о разводе и, если не удастся в течение трех месяцев попытка к примирению, отсылает ее в свет- ский суд, который решает,

есть или нет причина к разводу; затем отсылает дело в церковный суд, который и дает развод по церковным определениям. В Сербии и у австрийских славян брачные дела производились в церковном суде. «Судопроизводство по сим делам повсюду отличается некоторыми особенностями, зави- сящими от особого их свойства. Присяга обыкновенно не считается в сих делах доказатель- ством, и собственное признание не имеет решительной силы; допускаются свидетели из числа близких родственников той и другой стороны» [7, 202], - отмечал К.П. Победоносцев. В самом начале процесса суд мог принять особые меры к ограждению личности тяжущейся с мужем жены (ей дозволялось жить особо от мужа до решения дела), к доставлению ей средств на со- держание, к охранению ее имущества в общей массе супружеского хозяйства, к обеспечению участи детей на время тяжбы между родителями и т. п. Закон благоприятствовал примирению - 118 - Актуальные проблемы современной науки. Выпуск 5. Том I супругов, многие законодательства устанавливали до суда предварительное производство, с целью склонить стороны к примирению через официального посредника. Так, например, в Пруссии законом 1844 года был установлен предварительный четырехмесячный срок, в тече- ние которого, прежде заявления формального иска, приходский пастор должен склонять супру- гов к примирению. В проекте Положения о поводах к разводу, выработанных особым совещанием, которое было образовано Святейшим Синодом в 1907г., во-первых, предполагались некоторые измене- ния и дополнения к тем поводам, которые уже были известны действующему праву, и, во- вторых, были предложены новые поводы к расторжению брака, что породило заслуженную критику со стороны современных юристов. Так, доктор церковного права Николай Семенович Суворов считал незаслуженным не отнесение к таковым двоебрачие, установление последствий обоюдного прелюбодеяния [8, 31] (где оба супруга должны были быть подвергнуты церковной епитимии так, как будто они подают два иска о разводе). Также им было отмечено, что подсуд- ность бракоразводных дел очень тесно была связана с установлением материальных поводов к расторжению брака. История показывает, что в первоначальное время расторжимость брака находилась в связи со способом приобретения жены и порядком заключения брака. Когда жена приобреталась пу- тем насильственного захвата, развода быть не могло: о каком разводе можно говорить, если речь шла о распоряжении добытой собственность. Смягчение нравов способствовало возникновению и укреплению мирных способов приоб- ретения жен посредством соглашений купли. Купля была естественным переходом от жено- крадства к договорному способу приобретения жены: укравший жену и преследуемый ее родом должен был откупиться. Впоследствии вошла в обычай нормальная купля без предварительно- го захвата. Как ни
низко ставили женщину, купля все же не делала ее совершенно бесправной. Продавая ее, родственники могли уговориться, чтобы проданная не была слишком угнетаема. Муж, таким образом, не оставался совершенно безнаказанным, если мучил ее или совершенно произвольно прогонял купленную жену. Мало того, при этом способе заключения брака, за же- ной признавалось право на развод, вследствие вины мужа, а также право жены на приданное совместно с куплей, что тоже указывает на не бесправное положение жены в доме мужа. Далее по пути развития его заключение осуществлялось посредством соглашения между родственниками жениха и невесты в браке последних. Этот порядок бракозаключения, имев- ший в начале характер сделки об отчуждении жены мужу, а впоследствии потерявший его, и постепенно, так сказать, облагораживающийся долго бытовал среди многих народов [5, 127]. Брак мог быть расторгнут только формальным духовным судом по просьбе одного из су- пругов на следующих основаниях: а) в случае доказанного прелюбодеяния другого супруга или неспособности его к брачно- му сожительству; б) в случае, когда один из супругов приговорен к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния, или сослан на житье в Сибирь с лишением особенных прав или преиму- ществ; в) в случае безвестного отсутствия другого супруга. Допускался развод в случае добровольного согласия обоих супругов поступить в монаше- ство, если только они достигли указанного для того возраста и не имели малолетних детей, требующих родительского попечения. Когда в числе брачных лиц одно принадлежит к православному вероисповеданию, то опреде- ление уважительности причин к его расторжению, во всяком случае, подлежало разрешению ду- ховным судом православной церкви [7, 98]. Решение являлось обязательным для обоих супругов. Браки православных с иностранцами, вследствие иска супругов, расторгались не иначе как по определению епархиального суда с утверждения Святейшего Синода. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ПРАВА - 119 - Дела о расторжении брака, совершенных по обряду «инославного» вероисповедания, в случае присоединения впоследствии одного из супругов или обоих к православию, также были подсудны духовному суду православной церкви [3, 190]. Дела о расторжении брака подлежали ведомству судов духовных и начинались не иначе, как подачей просьбы тем из супругов, который требовал его расторжения. Они не могли быть возбуждены в случае смерти одного из супругов, а тем более – обоих. Также дела о расторже- нии брака подлежали прекращению, если во время производства по ним имела место смерть одного из супругов. Главным поводом являлось прелюбодеяние одного из супругов. Допуская развод по пре- любодеянию, православная церковь основывалась на тексте Евангелия от Матфея, XIX, 9: «Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует» [3, 192]. Под именем прелюбодеяния следует понимать только половое сношение одного из супругов с посторонним лицом, все равно, состоящим в браке или свобод- ным, все равно, в виде постоянного сожительства или единичного факта. Право требовать раз- вода принадлежало одинаково как мужу, так и жене. Просьба о расторжении брака по прелюбодеянию не могла быть удовлетворена: a) если тот же факт послужил основанием для потерпевшего супруга возбудить против ви- новного супруга уголовное преследование за нарушение супружеской верности (Уложение о наказаниях, ст.1585 и Устав уголовный, ст.1016); б) если ищущий развода супруг сам будет уличен в нарушении супружеской верности, хо- тя этот вывод, принятый в практике наших духовных судов, не имел под собой ни юридическо- го, ни нравственного основания [6, 54]. Брак мог быть расторгнут вследствие неспособности к брачному сожитию в его физиче- ском моменте. Неспособность следует понимать в смысле неспособности к совокуплению, а не в смысле неспособности иметь детей. Неспособность должна быть природной, во всяком слу- чае, возникшей до брака, а не наступившей уже в браке. Неспособность может быть или орга- нической, или искусственной (скопцы), физической или психической, но неспособностью с точки зрения нашего закона нельзя признать опасность совокупления для одного из супругов вследствие болезни другого, например при сифилисе. Развод на этом основании мог быть воз- бужден не ранее как через три года по совершении брака. Неспособность должна была быть подтверждена освидетельствованием во врачебном отделении губернского правления, заклю- чение которого нуждалось еще в отзыве медицинского совета Министерства внутренних дел. Последствием развода на этом основании является запрещение больному супругу вступать в новый брак, однако
препятствие это не могло считаться безусловным, потому что оно являлось не наказанием, а лишь предупредительной мерой, и удостоверенное в установленном порядке выздоровление открывало возможность вступления в брак. Лишение прав состояния одного из супругов по приговору уголовного суда создавало ос- нование просить о расторжении брака для вступления в новый. Не судебный приговор сам по себе прекращал брак, а совершенный в установленном порядке развод, который возбуждался просьбой, основанной на приговоре. Если оставшийся супруг не просил о разводе, а виновный вернулся по отбытии наказания или вследствие помилования, то терялось основание к разводу. Точно так же утрачивалась возможность развода, если другой супруг добровольно последовал за осужденным. Поводом к разводу служило безвестное отсутствие одного из супругов, продолжающееся не менее пяти лет. Просьба о разводе на этом основании предполагала удостоверение в без- вестном отсутствии. Просьба о расторжении брака по случаю безвестного отсутствия, подавае- мая духовной консисторией, должна была содержать в себе обстоятельные указания по тем многочисленным вопросам, которые поставлены самим законом. Проситель мог представить всякие имеющиеся в его распоряжении письменные доказательства, удостоверяющие безвест- - 120 - Актуальные проблемы современной науки. Выпуск 5. Том I ное, не менее пяти лет, отсутствие супруга, а также указать лиц, могущих подтвердить обстоя- тельства, приводимые им в подкрепление своего иска. Поводом к расторжению брака могло послужить пострижение в монашество, состоявшееся по взаимному согласию обоих супругов. Условием для такого одновременного пострижения являлось отсутствие детей малолетних и требующих родительского попечения [8, 39]. Таковы основания к разводу для лиц православных. Те же основания могли служить пово- дом к расторжению браков между старообрядцами, с той только разницей, что расторжение производилось не духовной, а гражданской властью, судом. Браки между католиками в России не подлежали расторжению, потому что они находились под действием исключительно кано- нических правил, а по учению католической церкви брак нерасторжим с момента физического общения. Следовательно, он мог быть признан только недействительным. Поэтому при неспо- собности одного из супругов