Файл: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение саратовской области.docx
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ВОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Ф. И. ПАНФЕРОВА»
Очное отделение
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Обучение грамоте в начальной школе на основе деятельностного подхода»
Автор работы:
студентка очного отделения
Специальности: 44.02.02
группы
группы 4Н1
Шаронова А.В
Научный руководитель:
Чубарых Т.Е
Вольск, 2023
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1. Теоретические основы дифференцированного подхода в начальной школе ……………………………………………………………………………….
-
Деятельностный подход как методологическая основа ФГОС НОО………………………………………………………………………………… -
Особенности конструирования урока обучения грамоте на основе деятельностного подхода………………………………………………………….. -
Методы и приемы реализации деятельностного подхода…………. Глава 2. Практика дифференцированного подхода к учащимся на уроках чтения в период обучения грамоте.……………………………………………….
2.1 Констатирующий эксперимент.………………………………………..
2.2 Программа, содержание и организация обучения на основе деятельностного подхода………………………………………………………….
2.3 Заключительный эксперимент.………………………………………...
Заключение……………………………………………………………….................
Список использованной литературы………………………………………….......
Приложение…………………………………………………………………………
Введение
Сегодня традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран.
Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях.
Основная идея технологии деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.
Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий.
Разработкой теоретических положений деятельностного подхода занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин. Главная идея подхода заключается не в отдельных знаниях, умениях или навыках, а в готовности человека к продуктивной деятельности.
Системно-деятельностный подход обеспечивает реализацию непрерывного образования только при условии сформированности у учащихся универсальных учебных действий.
Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС НОО. В основу ФГОС НОО положен системно- деятельностный подход к обучению читательской грамотности на уроках русского языка и литературного чтения. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Именно на уроках русского языка происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Поэтому данная тема является актуальной на сегодняшний день.
Объект исследования – процесс формирования видоизменить первоначального навыка конкретного чтения у младших школьников в период основе обучения грамоте.
Предмет исследования – обучение грамоте в начальной школе на основе деятельностного подхода.
Цель ВКР работы: педагогически обосновать использование деятельностного подхода на уроках обучения грамоте.
Задачи работы:
- рассмотреть деятельностный подход как методологическую основу ФГОС второго поколения;
- выявить особенности конструирования урока обучения грамоте на основе системно-деятельностного подхода;
- раскрыть методы и приемы реализации деятельностного подхода;
- отобрать дидактический материал для каждой группы первоклассников, осуществляя программу дифференцированного обучения первоклассников полноценному навыку чтения;
- провести опытно-экспериментальное обучение.
Теоретико-методологическая основа исследования: основы дифференцированного подхода были заложены в работах Блонского П.П., Резвицкого И.И., Теплова Б.М., Якиманской И.С. В настоящее время ученые: Алексеев Н.Н., Бондаревская Е.В., Белухин Д.А., Демакова И.Д., Кушнир А.М. и многие другие исследуют и разрабатывают концепции, модели технологии дифференцированного подхода в обучении. Данный подход в педагогических и методических исследованиях продолжает активно развиваться.
Для решения намеченных задать использовались следующие методы исследования:
Теоретические: анализ учебной и научно-методической литературы, обоснование собственных подходов и программы дифференцированного обучения первоклассников полноценному навыку чтения;
Практические: опытное обучение с целью проверки эффективности разработанной методики обучения, анализ результатов, полученных в ходе эксперимента.
Теоретическая значимость исследования:
а) определена исходная теоретическая основа реализации дифференцированного подхода в обучении первоклассников первоначальному чтению;
б) описан механизм осуществления взаимосвязи действий первоначального чтения и дифференцированного подхода в обучении;
в) доказана эффективность дифференцированного подхода в процессе обучения первоклассников первоначальному чтению;
г) результаты проведенного исследования существенно дополняют современные концепции обучения чтению новыми положениями в вопросах применения дифференцированного подхода в обучении.
Практическая значимость:
а) подобрана система упражнений, дидактического материала по дифференцированному обучению первоклассников первоначальному чтению, которую можно использовать и при традиционной программе;
б) выводы и результаты могут быть использованы в учебном процессе при обучении первоначальному чтению.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы дифференцированного подхода в начальной школе
-
Деятельностный подход как методологическая основа ФГОС НОО
В условиях внедрения стандартов нового поколения необходимо выделить главенствующую роль развивающего обучения на основе деятельностного подхода. В связи с этим учителю при отборе содержания учебного материала, конструирования учебного занятия необходимо ориентироваться на организацию продуктивной деятельности школьников[18].
Идеология ФГОС НОО базируется на деятельностном подходе, разработанном в трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова в рамках которого учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем. Все сказанное придает особую актуальность вопросу реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников[3,4].
По убеждению Паниной Н. А., деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней познавательной деятельности школьника [10]. Использование которого в практике позволяет грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания. Особенность метода – самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является использование метода проектов в начальной школе. При данном подходе к обучению основным элементом работы, обучающихся становится освоения деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае знания становятся следствием усвоения способов деятельности. Из пассивного потребителя знаний обучающийся становится субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей. Использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что системно-деятельностный подход – это новый способ развития личности школьника, самостоятельного, готового к жизни в современном мире, умеющего принимать различные условия, созданные обществом, принимающего участие в решении социальных, экологических, творческих и других проблем.
Согласно мнению Наумовой Н. С., системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов, создавая основу для учебного процесса, который должен ориентироваться на формирование и развитие личности школьников на основе овладения ими способов деятельности, а также на основе освоения обобщённых способов учебной деятельности при изучении учебного материала[9].
Василенко Т.В. определяет деятельность как средство достижения ребёнком определённых результатов, которые являются системообразующим компонентом Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения [2].
Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Инструментом учителя, позволяющим решить задачу по смене парадигмы образования с формирующей на развивающую, может стать деятельностный метод обучения. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках деятельностного подхода.
Румянцева А.Е. отмечает, что реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).