Файл: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение саратовской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, изучив сущность и структуру уроков, мы делаем вывод, что главная цель преподавания – это необходимые условия для того, чтобы учащиеся могли реализовывать полученные знания не только в рамках урока, но и в жизни. Деятельностная технология обучения обеспечивает активное включение детей в учебно-познавательную деятельность. В результате, ребёнок не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе своей деятельности.


    1. Методы и приёмы реализации деятельностного подхода


По убеждению Аксеновой Н. И., системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности [1].

Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, методами и приемами, с помощью которых можно реализовать новые требования. В процессе такой систематической работы на уроках учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации.

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся. Например, на уроке изучения главных членов предложения ребята в форме таблицы оформляют, что они знали о подлежащем, что хотят узнать, в конце урока после ряда заданий они записывают, что узнали на уроке.

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания приёмы «Верные–неверные утверждения». Используя прием «Верные-неверные утверждения», можно предложить ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Например, в начале изучения новой темы ребятам предлагаются вопросы. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.


Рогатова М.В. различает следующие активные формы обучения для формирования компетентной личности: групповая работа, работа в парах, ролевые и деловые игры, языковые игры и разновидности рефлексии, которые помогают учащимся высказаться [13].

В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся данного возраста. Использование игровых приемов работы на различных этапах урока позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. Учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры.

При формулировке цели урока необходимо осознавать не только то, чего обучаемый хочет достичь, но и каким образом он может это сделать. Использование разнообразных приемов целеполагания способствует положительной мотивации учения, создает такую атмосферу, где уважается любое мнение, развивается критическое отношение к различной информации, превращая учащихся в активных субъектов процесса обучения.

На этапе закрепления изученного материала, отработки отдельных навыков при работе в группе применяются различные упражнения с использованием пословиц «Сочинение историй по пословице», «Перепутанные пословицы». Повторение пройденного на уроке тоже можно сделать активным и развивающим. Можно предложить ученикам парные задания (методика взаимного тренажа), где ученики в парах повторяют и теорию, и практику на одну тему, в ходе чего развивается умение слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать друг друга.

Для реализации приёма «Повторяем с контролем» ученики составляют серию контрольных вопросов по изученному материалу. Затем одни ученики задают свои контрольные вопросы, другие на них отвечают в парах. Постепенно можно приучить учеников к тому, чтобы система контрольных вопросов перекрывала учебный материал, включала и проблемные вопросы.



Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Текст включает языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание, – а это предмет изучения на уроках литературы. Поэтому перед учителем стоит задача интегрирования двух предметов – русского языка и литературы.

В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

Например, задание: подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером».

Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста, причём здесь важен и момент творческого подхода к пониманию текста.

С точки зрения Петерсона Л.Г., формирование УУД с успехом идет при правильном использовании игровых технологий [13]. Уроки в форме деловой игры по различным темам языкознания: уроки-путешествия, КВНы, урок в форме игры «Корректор», где в игровой форме отрабатываются орфографические навыки, урок-лабораторная работа в научно-исследовательском институте, уроки-исследования, уроки-концерты, уроки-конкурсы являются помощниками в обучении. На уроках русского языка используются различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы.

Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки, интересные ассоциативные разминки, повторение теоретических сведений в форме загадок, игры «Аукцион», «Переводчик», «По щучьему велению», игры, развивающие словотворчество: словесная гимнастика, доскажи словечко.

В своих работах Дедова О.В. подчёркивает, что нестандартные уроки, необычные задания, применение игровых технологий способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.  В настоящее время большое значение приобретают приемы самостоятельной работы учащихся [17].

Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. В школьной практике используются различные виды самостоятельной работы, которые требуют от ученика знаний русского языка проявления элементов творчества,
способствуют развитию у учащихся внимания, воображения.

В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды.

Кубышева М.А. выделяет, что учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД [12].

В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс – минус – интересно», упражнением «Чемодан». Дифференциация домашнего задания даёт обучающимся право выбора согласно своим способностям и потребностям. Возможен вариант выполнения группового домашнего задания в игровой форме. Для этого ребята выбирают творческие задания: «Учимся задавать вопросы», «Сочиняем рассказ», «Салат из букв».

Таким образом, применение различных методов и приёмов в организации обучения грамоте на основе системно-деятельностного подхода помогает стимулировать познавательную деятельность, творческую инициативу, активную позицию учащихся по отношению к себе и к своему образованию. Применение системно-деятельностного подхода на уроках русского языка позволит обучающимся правильно формулировать учебные цели и решать поставленные перед ними проблемы, стать деятельностными и инициативными людьми. Интеграция выше названных средств позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и, в конечном счете, повысить качество знаний по предмету.  


Глава 2. Практика дифференцированного подхода к учащимся на уроках чтения в период обучения грамоте


2.1 Констатирующий эксперимент

Список использованных источников


  1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы Международной научной конференции. СПб.: Реноме. - 2015. - 142 с. [Электронный ресурс]. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1656/9(дата обращения 15.02.2022)

  2. Василенко Т.В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. Пособие для работников школ/ Т.В. Василенко. – М.: «Грамотей». 2016-332 с.

  3. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики \ Л.С. Выготский. Москва. Издательский дом «Шалвы Амонашвили». - 2015. - 305 c.

  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения\ В.В. Давыдов  – М.: 2015. –544 с.

  5. Даутова О.Б. Новая идеология ФГОС: реализация системно-деятельностного подхода в образовании [Т / О.Б. Даутова, И.В. Муштавинская.-М.: ООО «Русское слово – учебник». - 2015. – 216 с.

  6. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА.- 2017.-431.

  7. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. [Электронный ресурс]. – URL:http://slovo.yaxy.ru/87.html. (дата обращения 18.12.2021).

  8. Методическое пособие «Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива» (в помощь учителю). – М.: ОАО «Издательство «Просвещение».– 2018.- 335с.

  9. Наумова Н. С. Системно-деятельностный подход в образовании [Электрон. ресурс] / Н. С. Наумова. – Москва, - 2014[Электронный ресурс]. – URL:http://mougn2.ucoz.ru/uchili/Naumova/v_pomoshh_uchitelju_sistemno (дата обращения 29.12.2021).

  10. Панина Н. А. Технология деятельностного метода обучения в начальной школе // Молодой ученый. — 2017. — №2. — 517 с.[Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/ (дата обращения 17.02.2022).

  11. Румянцева А.Е. Реализация технологии деятельностного подхода как эффективное условие повышения качества образования [Электронный ресурс]. – URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%(дата обращения 15.11.2021).

  12. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. // Как системно и надежно сформировать умение учиться. – Вестник образования. – № 3. – 2016. – 478 с.

  13. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Рогатова М.В. // Типология уроков деятельностной направленности. – МАНПО – 2016. - 359 с.

  14. Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе: - М.: Сборник материалов. / сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина, А.В. Ильина под ред. М. И. Солодковой. – Челябинск. [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения 19.12.2021).

  15. Ромашкина М.Н. Типология уроков. [Электронный ресурс]. – URL:http://www.atet.su/IMUZ/tipy_urokov.htm. (дата обращения 07.11.2021).

  16. Системно-деятельностный подход к обучению как наиболее эффективный путь формирования УУД. Сообщество учителей-предметников «Учительский портал». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-5813.(дата обращения 13.10.2020).

  17. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие/ И.И. Бондарева, О.Ю. Дедова, Н.Н Демнева [и др.]. – М.: АРКТИ. - 2015. – 552 с.

  18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Посвещение. - 2015. – 293 с.

  19. Фещенко Т.С. Новые стандарты – новое качество работы учителя. Практико-ориентированное учебно-методичекое пособие/ Т.С. Фещенко. – М.: УЦ «Перспектива». - 2016. – 224 с.