ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исследования Т. И. Юферевой показывают, что практически единственной сферой жизнедеятельности, в которой формируются представления подростков об образах мужественности и женственности, являются взаимоотношения с противоположным полом. Оказалось, что эти представления в каждом возрасте отражают особые аспекты общения: в 7-м классе — семейно-бытовые отношения, в 8-м и, особенно, в 9-м — более близкие эмоционально-личностные отношения между юношами и девушками, причем прежние отношения с возрастом не углубляются, а просто замещаются другими.
Представления подростков об идеальных для взаимоотношений полов качествах мужчин и женщин преимущественно связаны с понятием товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому идеальные представления и реальное поведение не совпадают, поскольку идеал не выполняет регулятивной функции. Печально также и то, что понятие женственности юноши связывали исключительно с материнством, а в раскрытии понятия мужественности забывают о таком качестве, как ответственность .
С. В. Ковалев утверждает, что половое воспитание должно не сглаживать, а, наоборот, всячески поддерживать половые различия мужчин и женщин. Эти различия проявляются уже в первые дни после рождения, становясь с взрослением ребенка все более яркими и отчетливыми. Активность сильного пола носит своеобразный предметно-инструментальный характер, тогда как слабый пол по своей природе эмоционально-экспрессивен, что в достаточной степени проявляется и в области полового поведения и влечений.
Трудно переоценить роль полового воспитания и в формировании качеств семьянина. Здесь огромную роль играет добрачный опыт юности, в котором особенно важно познание как можно большего количества реальных семей, царящих в них взаимоотношений и укладов. В настоящее время не принято знакомство домами, которое крайне необходимо юношам и девушкам по двум причинам: во-первых, привычно встречаясь вне семейного круга в местах проведения досуга, юноши и девушки не имеют возможности составить полноценное впечатление друг о друге, поскольку оно невозможно без знания о том, каким их избранник бывает среди родных и близких. Во-вторых, только при таком «домашнем» знакомстве молодые люди могут составить достаточно точное впечатление не только об особенностях семейного микроклимата и уклада, но и об их приемлемости с точки зрения принятых в их собственном доме представлений о правах и обязанностях членов семьи, о том, как можно и должно поступать в семейной общности. Основываясь на этом, молодые люди могли бы принять более точное решение о возможности будущей совместной жизни. В. А. Сысенко (1985) так формулирует основные направления деятельности по подготовке к семейной жизни:
1) нравственная (осознание ценности брака, детей и т.д.);
2) психологическая (сумма психологических знаний, необходимых в супружеской жизни);
3) педагогическая (навыки и способности к воспитанию детей);
4) санитарно-гигиеническая (гигиена брака и быта);
5) экономическая и хозяйственно-бытовая.
Таким образом, делая выводы из вышесказанного, можно сказать что отпечаток гендерных различий, начиная с физиологических и кончая психологическими различиями , накладывается на отношение молодых людей к семейным отношениям ,создавая своеобразные особенности картины восприятия семьи и брака у обоих полов.
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий в отношении к семье и браку у студенческой молодежи
2.1. Организация и методики исследования
Исследование включило в себя следующиеэтапы:
1 Подбор методик для исследования предмета анализа, гипотез, вопросов методического инструментария;
2 тиражирование методического инструментария: Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф.Юнда) ,«Незаконченные предложения» авторы Сакс и Леви (сокращенный вариант),анкета по изучению различных аспектов семейной жизни;
3. Проведение тестирования испытуемых, обработка данных эмпирического исследования;
4. Анализ итогов, формулировка выводов и разработка рекомендаций.
Объект исследования: юноши и девушки 18-25 лет
Предмет исследования: гендерные различия психологической готовности к семейной жизни молодых людей
Данное исследование проводилось среди 10 юношей и 10девушек
Методики исследования:
1. Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф.Юнда) (Приложение 1)
2. Тест«Незаконченные предложения» авторы Сакс и Леви (сокращенный вариант) (Приложение 2)
3. Анкета «Отношение к семье и браку» (Приложение 3)
2.2 Описание методического инструментария
Тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда позволяет определить перспективы благополучия семейных отношений и готовности будущих супругов выполнять семейные функции, создание положительного семейного фона, поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспитание детей, налаживание здорового семейно-бытового режима и т.д. Методика содержит несколько типичных ситуаций, возникающие в семье. Исследуемым необходимо выбрать в каждой из предложенных 10 ситуаций по одному из трех вариантов ответа и оценить варианты поведения, отметив в тест-карте: «правильно» – П; «возможно» – В; «неверно» – Н. Оценка результатов теста происходит путём подсчёта количества набранных баллов в соответствии со шкалой оценок вариантов. В соответствии с ключом к данному тестированию можно определить степень готовности студентов к семейной жизни: «повышенная готовность», «высокая готовность», «низкая готовность», как в целом, так и по отдельным вопросам, в частности.
Цель теста«Незаконченные предложения» авторы Сакс и Леви (сокращенный вариант): выявить отношение девушек и парней к семье и противоположному полу, сексуальные отношение.
Тест включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 шкал, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
При исследовании были выбраны определенные шкалы, относящиеся к теме данной работы: сексуальное отношение(1 вопрос),отношение к лицам противоположного пола (3 вопроса),отношение к семье(4 вопроса).
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную-«+1», отрицательную-«-1» или безразличную «0». Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений. Исследованию методом “незаконченные предложения” должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.
Анкета «Отношение к семье и браку» была разработана на основе теста Т.Н.Тычковой. Анкета состоит из 20 вопросов и имеет различные варианты ответа: закрытого типа, полуоткрытого и открытого типа.
Ответы анкеты можно классифицировать в зависимости от компонентов психологической готовности:
1) когнитивный компонент, который включает в себя знания о семье, ролевых позициях в браке;
2) эмоциональный компонент, подразумевает отношение к браку, мотивацию и побуждение к вступлению в брак.
Перед проведением анкетного опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается. После анкетирования все анкеты (в данном случае анкеты 20 человек) обрабатываются следующим образом: подсчитываются проценты ответов на каждый вопрос и заносятся в общую таблицу, где можно легко просмотреть различия в процентах у юношей и девушек на каждый вопрос.
2.3 Анализ полученных данных
Анализируя результаты выполнения методики «Тест-карты оценки готовности к семейной жизни» И.Ф. Юнда, мы смотрели отдельно готовность каждого респондента к созданию семьи.
№1Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф.Юнда)
№ | Ф.И. испытумых | Баллы |
1 | Влада Д. | 80 б |
2 | Валерий В. | 27 б |
3 | Лилия Д. | 115 б |
4 | Анна П. | 110 б |
5 | Олег К. | 75 б |
6 | Дмитрий А. | 50 б |
7 | Михаил М. | 85 б |
8 | Евгения М. | 100 б |
9 | Анна Д. | 105 б |
10 | Наталья К. | 110 б |
11 | Ольга Т. | 115 б |
12 | Ярослав А. | 108 б |
13 | Николай Ц. | 45 б |
14 | Анастасия Щ. | 108 б |
15 | Диана Р. | 28 б |
16 | Юлия К. | 21 б |
17 | Сергей К. | 80 |
18 | Юрий Г. | 50 |
19 | Роман Г. | 55 |
20 | Александр М. | 21 |