Файл: Образовательная программа Интернатура Шифр и наименование специальности 05В130100 "Общая медицина " направление Врач общей практики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Занятие №5 Дифференциальная диагностика и лечение дегенеративных заболеваний нервной системы (болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона, гепатоцеребральная дистрофия). По окончании занятия студент будет способен: Проводить сбор анамнеза (жалобы, анализ жизни и заболевания) у пациентов с дегенеративными заболеваниями нервной системы (болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона, гепатоцеребральная дегенерация). Проводить физикальное обследование и описание неврологического статуса с выставлением синдромального диагноза у пациентовс дегенеративными заболеваниями нервной системы (болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона, гепатоцеребральная дегенерация). Знать, определять и объяснять неврологические симптомы и синдромы, проводить дифференциальную диагностику. Обосновывать клинический диагноз, определять лечебную тактику. Устанавливать доверительные отношения с пациентами, его родственниками и коллегами Литература, в т.ч. электронные ресурсы: №1, стр 129-134, стр 483-490. Скоромец А.А., Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Нервные болезни. М.: Медпрессинформ, 2007 №3, стр 166-173.Кайшибаев С.К. Неврология. Учебник. II часть, Алматы, 2015 №4, стр 185-225, Федулов С.А., Нургужаев Е.С. Неврология и нейрохирургия. Учебное пособие. Вышейшая школа. – Минск, 2015 Электронные ресурсы Интернет-ресурсы (Web-ресурсы): №2.http://research.nhgri.nih.gov №3.http://www.ncbi.nlm.nih.gov/PubMed/ Вопросы для подготовки к занятию:
9) Клинические протоколы диагностики и лечения РК Формат проведения занятия: Собеседование Обсуждение кейсов Обсуждение ситуационных задач Работа в парах: курация (или кейс), устная презентация пациента Индивидуальная работа: Письменная работа: обоснование топического или клинического диагноза При ДО устный и письменный опрос проводится ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Контроль занятия: Собеседование Оценка умения демонстрации практического навыка Письменные задания (описание неврологического статуса) Письменные задания (написание клинической ситуации) по результатам лабораторных анализов Письменные задания (написание учебной истории болезни или обоснования клинического диагноза) Оценка умения интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования Оценка навыков, комментирования своих заключений и действий Оценка коммуникативных навыков во время курации больного При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM.us и Webex и на платформе Moodledis.kaznmu.kz, Classroom Задания для СРОН: Задания самостоятельной работы по теме, отработать практический навык Курация пациентов с нейродегенеративными заболеваниями Контроль СРОН: Письменные задания (написание учебной истории болезни или обоснования клинического диагноза) Оценка умения интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования Оценка навыков, комментирования своих заключений и действий При ДО проводится на платформеZOOM.usи Webex и на платформе Moodledis.kaznmu.kz, Classroom в дистанционном формате в виде консультаций Задания для СРС: Составить алгоритм обследования пациента с гепатоцеребральной дистрофией Составить задачу « Хорея Гентингтона» Составить алгоритм лечения пациента с болезнью Паркинсона Составить алгоритм план лечения пациента с хореи Гентингтона Приготовить презентацию на тему: «Болезнь Альцгеймера» Составить кейс на тему: «Сенильная дегенерация головного мозга» Контроль СРС: Оценивается на итоговом занятии При ДО устный и письменный опрос проводится ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom |
Занятие №6 Основные положения дифференциальной диагностики и терапии неотложных состояний в неврологии. По окончании занятия студент будет способен: Проводить сбор анамнеза (жалобы, анализ жизни и заболевания) у пациентов с неотложными неврологическими состояниями. Проводить физикальное обследование и описание неврологического статуса с выставлением синдромального диагноза у пациентов с неотложными неврологическими состояниями. Знать, определять и объяснять неврологические симптомы и синдромы, проводить дифференциальную диагностику. Обосновывать клинический диагноз, определять лечебную тактику. Устанавливать доверительные отношения с пациентами, его родственниками и коллегами. Литература, в т.ч. электронные ресурсы: №1, стр 273-289, стр 307-309, стр 458-467. Скоромец А.А., Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Нервные болезни. М.: Медпрессинформ, 2007 №3, стр 349-351. Кайшибаев С.К. Неврология. Учебник. II часть, Алматы, 2015 №4, стр 175-189. Федулов С.А., Нургужаев Е.С. Неврология и нейрохирургия. Учебное пособие. Вышейшая школа. – Минск, 2015 Электронные ресурсы Интернет-ресурсы (Web-ресурсы): №3. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/PubMed/ №4. http://www.medline.comhttp://www.medlit.com Вопросы для подготовки к занятию:
Формат проведения занятия: Собеседование Обсуждение кейсов Обсуждение ситуационных задач Работа в парах: курация (или кейс), устная презентация пациента Индивидуальная работа: Письменная работа: обоснование топического или клинического диагноза При ДО устный и письменный опрос проводится ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Контроль занятия: Собеседование Оценка умения демонстрации практического навыка Письменные задания (описание неврологического статуса) Письменные задания (написание клинической ситуации) по результатам лабораторных анализов Письменные задания (написание учебной истории болезни или обоснования клинического диагноза) Оценка умения интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования Оценка навыков, комментирования своих заключений и действий Оценка коммуникативных навыков во время курации больного При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM.us и Webex и на платформе Moodledis.kaznmu.kz, Classroom Задания для СРОН: Курация пациентов с нарушениями мозгового кровообращения (сбор жалоб и анамнеза заболевания, проведение физикального и неврологического обследования, составление плана и интерпретация лабораторно-инструментальных исследований, формулировка диагноза, составление плана лечения, оформление медицинской документации). Контроль СРОН: Письменные задания (написание учебной истории болезни или обоснования клинического диагноза) Оценка умения интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования Оценка навыков, комментирования своих заключений и действий При ДО проводится на платформеZOOM.usи Webex и на платформе Moodledis.kaznmu.kz, Classroom в дистанционном формате в виде консультаций Задания для СРС: Приготовить презентацию на тему: «Шкала комы Глазго» Составить кейс на тему: миастенический и холинергический криз Составить алгоритм лечения при пароксизмальной миоплегии Составить алгоритм обследования пациента с субарахноидальным кровоизлиянием Контроль СРС: Оценивается на итоговом занятии При ДО проводится на платформеZOOM.usи Webex и на платформе Moodledis.kaznmu.kz, Classroom в дистанционном формате в виде презентаций |
Занятие №7 Принципы дифференциальной диагностики и лечения заболеваний периферической нервной системы. По окончании занятия студент будет способен: Проводить сбор анамнеза (жалобы, анализ жизни и заболевания) у пациентов с заболеваниями периферической нервной системы и неврологическими проявлениями остеохондроза позвоночника. Проводить физикальное обследование и описание неврологического статуса с выставлением синдромального диагноза у пациентовс заболеваниями периферической нервной системы и неврологическими проявлениями остеохондроза позвоночника. Знать, определять и объяснять неврологические симптомы и синдромы, проводить дифференциальную диагностику. Обосновывать клинический диагноз, определять лечебную тактику. Устанавливать доверительные отношения с пациентами, его родственниками и коллегами. Литература, в т.ч. электронные ресурсы: №1, стр 367-387.Скоромец А.А., Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Нервные болезни. М.: Медпрессинформ, 2007 №3, стр 183-222 Кайшибаев С.К. Неврология. Учебник. II часть, Алматы, 2015 №4, стр 165-176 Федулов С.А., Нургужаев Е.С. Неврология и нейрохирургия. Учебное пособие. Вышейшая школа. – Минск, 2015 Электронные ресурсы Интернет-ресурсы (Web-ресурсы): №2.http://research.nhgri.nih.gov №3. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/PubMed/ Вопросы для подготовки к занятию:
нейропатии лицевого нерва
Формат проведения занятия: Собеседование Обсуждение кейсов Обсуждение ситуационных задач Работа в парах: курация (или кейс), устная презентация пациента Индивидуальная работа: Письменная работа: обоснование топического или клинического диагноза При ДО устный и письменный опрос проводится ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Контроль занятия: Собеседование Оценка умения демонстрации практического навыка Письменные задания (описание неврологического статуса) Письменные задания (написание клинической ситуации) по результатам лабораторных анализов Письменные задания (написание учебной истории болезни или обоснования клинического диагноза) Оценка умения интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования Оценка навыков комментирования своих заключений и действий Оценка коммуникативных навыков во время курации больного При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM.us и Webex и на платформе Moodledis.kaznmu.kz, Classroom Итоговый контроль. Устный экзамен. CbD (обсуждение клинического случая) Задания для СРОН: Задания самостоятельной работы по теме, отработать практический навык Курация пациентов с патологией периферической нервной системы (сбор жалоб и анамнеза заболевания, проведение физикального и неврологического обследования, составление плана и интерпретация лабораторно-инструментальных исследований, формулировка диагноза, составление плана лечения, оформление медицинской документации) Контроль СРОН: Письменные задания (написание учебной истории болезни или обоснования клинического диагноза) Оценка умения интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования Оценка навыков комментирования своих заключений и действий При ДО устный и письменный опрос проводится ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Задания для СРС: Подготовить алгоритм обследования пациента с нейропатией лицевого нерва Разработать план обследования пациента с поражением седалищного нерва Составить алгоритм лечения пациента с полирадикулонейропатией Гийена-Барре Приготовить презентацию на тему: «Дифференциальная диагностика полинейропатии беременных» Приготовить презентацию на тему: «Дифференциальная диагностика синдрома позвоночной артерии» Написать эссе на тему: «Дифференциальная диагностика цервикальной миелопатии» Подготовить презентацию на тему: «Показания к хирургическому лечению дискогенной пояснично- крестцовой радикулопатии» Контроль СРС: Оценивается на итоговом занятии При ДО устный и письменный опрос проводится ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom |
Перечень заданий для достижения конечных результатов обучения: по дисциплине: «Психиатрия взрослая, детская (в т.ч. программа ВОЗ для ВОП)»
Занятие №1 Тема 1. Об утверждении стандарта организации оказания медико-социальной помощи в области психического здоровья населению Республики Казахстан (приказ МЗ РК от 30 ноября 2020 года № ҚР ДСМ-224/2020). Принципы оказания психиатрической помощи в пределах ПМСП (приказ МЗ РК № 95 от 08.02.2016г). Основные психопатологические синдромокомплексы наиболее часто встречающиеся у пациентов ПМСП (тревога, депрессия, астения и т.д.) По окончании занятия студент будет способен: Проводить сбор анамнеза (жалобы, анализ жизни и заболевания) у пациентов с психическими расстройствами Проводить психиатрическое интервью с выставлением синдромального диагноза. Знать, определять и объяснять нормативно-правовую базу при оказании психиатрической помощи в условиях ПМСП, знать, определять и объяснять психические симптомы и синдромы, проводить дифференциальную диагностику. Обосновывать клинический диагноз, определять лечебную тактику. Устанавливать доверительные отношения с пациентами, его родственниками и коллегами Литература, в т.ч. электронные ресурсы: № 1 стр. 14-32 № 2 стр. 54-102 Электронные ресурсы Интернет-ресурсы (Web-ресурсы): 13-56 Вопросы для подготовки к занятию: 1)Принципы оказания психиатрической помощи в условиях ПМСП в соответствии со стандартом (приказ МЗ РК № 95 от 08.02.2016г). 2) Основные психопатологические синдромокмоплексы наиболее часто встречающиеся у пациентов ПМСП (тревога, депрессия, астения и т.д.) Формат проведения занятия: Собеседование Работа в парах: курация (или кейс), устная презентация пациента Индивидуальная работа: Письменная работа/устная работа: обоснование синдромального и/или клинического диагноза При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Контроль занятия: Собеседование При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Задания для СРОН: Курация пациента Контроль СРОН: Письменные задания (обоснования клинического диагноза) Оценка умения интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования Оценка навыков, комментирования своих заключений и действий При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Задания для СРС: Приготовить презентацию или написать эссе на тему: «Нормативно-правовая база при оказании психиатрической помощи в РК» Оценивается на итоговом занятии При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom |
Занятие №2 Тема 2 Основные клинические проявления экзогенно-органических заболеваний. Психические заболевания позднего возраста. Психические расстройства при атрофических процессах головного мозга. Диагностика и дифференциальная диагностика экзогенно-органических заболеваний в общесоматической практике. Лечебные подходы По окончании занятия студент будет способен: Проводить сбор анамнеза (жалобы, анализ жизни и заболевания) у пациентов с психическими расстройствами Проводить психиатрическое интервью с выставлением синдромального диагноза и нозологического диагноза. Знать, определять и объяснять симптомы и синдромы при экзогенно органических заболеваниях, при заболеваниях позднего возраста, проводить диф.диагностику и обосновывать клинический диагноз, определять лечебную тактику. Устанавливать доверительные отношения с пациентами, его родственниками и коллегами Литература, в т.ч. электронные ресурсы: №1, стр. 610-627 №2, стр. 295-413 Электронные ресурсы Интернет-ресурсы (Web-ресурсы): 23-56 Вопросы для подготовки к занятию: 1) Дайте определение экзогенным органическим расстройствам. 2) Психические заболевания позднего возраста. 3) Атрофические заболевания головного мозга (болезнь Альцгеймера, Пика, Паркинсона, Деменция с тельцами Леви), клиника, диагностика, диф.диагностика и лечение Формат проведения занятия: Собеседование Обсуждение кейсов Обсуждение ситуационных задач Работа в парах: курация (или кейс), устная презентация пациента Индивидуальная работа: Письменная работа/устная работа: обоснование синдромального и/или клинического диагноза При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM.us и Webex и на платформе Moodledis.kaznmu.kz, Classroom Контроль занятия: Собеседование Оценка умения интерпретировать и обосновывать психический статус с выставлением синдромологического и нозологического диагноза. Оценка навыков комментирования своих заключений и действий Оценка коммуникативных навыков во время курации больного При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Задания для СРСП: Курация пациента под контролем преподавателя. Письменные задания (обоснования клинического диагноза) Оценка умения интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования Оценка навыков, комментирования своих заключений и действий При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Задания для СРС: Приготовить презентацию или написать эссе на тему: «Особенности диагностики и лечения экзогенно-органической патологии в соответствии с возрастными особенностями» Оценивается на итоговом занятии При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom |
Занятие №3 Тема 3 Основные клинические признаки шизофрении, параноидных и шизоаффективных и аффективных расстройств в разные возрастные периоды. Расстройства личности и поведения (акцентуации характера, психопатии). Сравнительно-возрастные особенности Дифференциальная диагностика. Лечебные подходы. По окончании занятия студент будет способен: Проводить сбор анамнеза (жалобы, анализ жизни и заболевания) у пациентов с психическими расстройствами Проводить психиатрическое интервью с выставлением синдромального диагноза и нозологического диагноза. Знать, определять и объяснять симптомы и синдромы при эндогенных психических заболеваниях (при шизофрении, при хронических бредовых психозах, при шизоаффективных и аффективных расстройствах), проводить диф.диагностику и обосновывать клинический диагноз, определять лечебную тактику. Устанавливать доверительные отношения с пациентами, его родственниками и коллегами Литература, в т.ч. электронные ресурсы: №1, стр 205-229 №2, стр 610-627 Электронные ресурсы Интернет-ресурсы (Web-ресурсы): 85-99 Вопросы для подготовки к занятию: 1) Дайте определение эндогенным психическим расстройствам. 2) Шизофрения, клиника, диагностика и лечение. 3) Шизотипическое расстройство, клиника, диагностика и лечение. 3) Хронические бредовые психозы, клиника, диагностика и лечение. 4) Шизоаффективное расстройство, клиника, диагностика и лечение. 3) Биполярное аффективное расстройство (маниакально-депрессивный психоз) клиника, диагностика и лечение. 4) Другие расстройства настроения, клиника, диагностика и лечение. Формат проведения занятия: Собеседование Обсуждение кейсов Обсуждение ситуационных задач Работа в парах: курация (или кейс), устная презентация пациента Индивидуальная работа: Письменная работа/устная работа: обоснование синдромального и/или клинического диагноза При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Контроль занятия: Собеседование Оценка умения интерпретировать и обосновывать психический статус с выставлением синдромологического и нозологического диагноза. Оценка навыков комментирования своих заключений и действий Оценка коммуникативных навыков во время курации больного При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Задания для СРСП: Курация пациента под контролем преподавателя. Письменные и устные задания (обоснования клинического диагноза) Оценка умения интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования Оценка навыков, комментирования своих заключений и действий При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Задания для СРС: Приготовить презентацию/написать эссе/творческое задание на тему: «Особенности диагностики и лечения эндогенных психических расстройств в зависимости от возраста». Оценивается на итоговом занятии При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom |
Занятие №4 Тема 4 Этиологические факторы и механизмы формирования психогенных заболеваний. Общие критерии диагностики и систематика психогенных заболеваний, клиническая картина.. Клиника, диагностика и лечений органического эмоционально лабильного (астенического) расстройства(F06.6), депрессивного эпизода легкого (F 32.0), расстройства адаптации (F 43.2), смешанного тревожного и депрессивного расстройства (F 41.2) Клиника, диагностика и лечение соматоформных расстройств (F 45), а также психологических и поведенческих факторов, связанных с нарушениями или болезнями классифицированными в других рубриках (F54, , а также при злоупотреблении веществами, не вызывающими зависимость (F 55), а также при пагубном употреблении табака (F 17.1). Вопросы психопрофилактики и реабилитации психически расстройств в практике врача ПМСП. Терапия психических расстройств в условиях ПМСП. Основы психотерапии По окончании занятия студент будет способен: Проводить сбор анамнеза (жалобы, анализ жизни и заболевания) у пациентов с психическими расстройствами Проводить психиатрическое интервью с выставлением синдромального диагноза и нозологического диагноза. Знать, определять и объяснять симптомы и синдромы при психогенных психических заболеваниях, при расстройствах личности, проводить диф.диагностику и обосновывать клинический диагноз, определять лечебную тактику. Также умеет диагностировать, лечить и знает тактику ведения пациентов с органическим эмоционально лабильным (астеническим) расстройством (F06.6), при депрессивном эпизоде легком (F 32.0), при расстройствах адаптации (F 43.2), при смешанном тревожном и депрессивном расстройстве (F 41.2). Знать, определять и объяснять симптомы и синдромы при соматоформных психических расстройствах, при психологических и поведенческих расстройствах, квалифицированных в других рубриках и при злоупотреблении веществами, не вызывающими зависимость и при пагубном употреблении табака проводить диф.диагностику и обосновывать клинический диагноз, определять лечебную тактику. А также знать вопросы профилактики и реабилитации психических расстройств в ПМСП, уметь назначать психофармакотерапию в условиях ПМСП. Иметь представление о психотерапии и уметь применять ее основы. Устанавливать доверительные отношения с пациентами, его родственниками и коллегами. Литература, в т.ч. электронные ресурсы: №1, стр 387-433 №2, стр 416-456 Электронные ресурсы Интернет-ресурсы (Web-ресурсы): 102-125 Вопросы для подготовки к занятию: 1)Психогенные психические расстройства, клиника, диагностика и лечение. 2) Расстройства личности и поведения (акцентуации характера, психопатии), клиника, диагностика и лечение. 3) Клиника, диагностика и лечение органического эмоционально лабильного (астенического) расстройства(F06.6), 4) Клиника, диагностика и лечение депрессивного эпизода легкого (F 32.0), 5)Клиника, диагностика и лечение расстройства адаптации (F 43.2), 6)Клиника, диагностика и лечение смешанного тревожного и депрессивного расстройства (F 41.2). 7) Клиника, диагностика и лечение соматоформных расстройств (F 45). 8) Клиника, диагностика и лечение психологических и поведенческих расстройств, связанных с нарушениями или болезнями классифицированными в других рубриках (F54) 9) Клиника, диагностика и лечение при злоупотреблении веществами, не вызывающими зависимость (F 55). 10) Клиника, диагностика и лечение пагубного употребления табака (F 17.1). 11) Вопросы психопрофилактики и реабилитации психически расстройств в практике врача ПМСП. 12) Терапия психических расстройств в условиях ПМСП. 13) Основы психотерапии Формат проведения занятия: Собеседование Обсуждение кейсов Обсуждение ситуационных задач Работа в парах: курация (или кейс), устная презентация пациента Индивидуальная работа: Письменная работа/устная работа: обоснование синдромального и/или клинического диагноза При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Контроль занятия: Собеседование Оценка умения интерпретировать и обосновывать психический статус с выставлением синдромологического и нозологического диагноза. Оценка навыков комментирования своих заключений и действий Оценка коммуникативных навыков во время курации больного При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Задания для СРСП: Курация пациента под контролем преподавателя. Письменные и устные задания (обоснования клинического диагноза) Оценка умения интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования Оценка навыков, комментирования своих заключений и действий При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Задания для СРС: Приготовить презентацию/написать эссе/творческое задание на тему: «Психогенные заболевания клиника, диагностика и лечение в период эпидемий и пандемий». Оценивается на итоговом занятии При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom |
Занятие №5 Тема 5. Психические и поведенческие расстройства в детском и подростковом возрасте (обучение программе MhGAP). Депрессии. Самоповреждение/ самоубийство (обучение программе MhGAP) По окончании занятия студент будет способен: Проводить сбор анамнеза (жалобы, анализ жизни и заболевания) у пациентов с психическими расстройствами Проводить психиатрическое интервью с выставлением синдромального диагноза и нозологического диагноза. Знать, определять и объяснять симптомы и синдромы психических расстройств в детско-подростковом возрасте, проводить диф.диагностику и обосновывать клинический диагноз, определять лечебную тактику. Устанавливать доверительные отношения с пациентами, его родственниками и коллегами. Знать, определять и объяснять симптомы депрессии. Знать, определять самоповреждение/суицид. Факторы риска и защиты. Суицидальный процесс. Управлять самоповреждением / суицидом. Оценивать намерения самоповреждения/ суицида. Литература, в т.ч. электронные ресурсы: №1, стр 658-676 №2, стр 54-102 Электронные ресурсы Интернет-ресурсы (Web-ресурсы): 102-186 Вопросы для подготовки к занятию: 1) Психическое здоровье детей и подростков как проблема общественного здравоохранения. 2) Раннее выявление лиц с ППР. Стигматизация и дискриминация и их социальные последствия. Руководство mh-GAP. 3) Групповая работа: распространенные жалобы. 4) Клиника, диагностика и лечение умственной отсталости. 5) Клиника, диагностика и лечение расстройств аутистического спектра. 6) Расстройство поведения, связанное с дефицитом внимания и гиперактивностью. Рекомендации mhGAP. 7) Демонстрационная ролевая игра (кондуктивное расстройство). 8) Введение в депрессию. 9) Введение в самоповреждение/суицид. Факторы риска и защиты. Суицидальный процесс. 10) Управление самоповреждением / суицидом. Руководство mhGAP. Вопросы о самоповреждении/ суицида. 11) Оценка намерения самоповреждения/ суицида. Формат проведения занятия: Собеседование Обсуждение кейсов Обсуждение ситуационных задач Работа в парах: курация (или кейс), устная презентация пациента, ролевая игра обоснование синдромального и/или клинического диагноза При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Контроль занятия: Собеседование Оценка умения интерпретировать и обосновывать психический статус с выставлением синдромологического и нозологического диагноза. Оценка навыков комментирования своих заключений и действий Оценка коммуникативных навыков во время курации больного При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Задания для СРСП: Курация пациента под контролем преподавателя. Письменные и устные задания (обоснования клинического диагноза) Оценка умения интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования Оценка навыков, комментирования своих заключений и действий При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Задания для СРС: Приготовить презентацию/написать эссе/творческое задание на тему: «Психические заболевания детско-подросткового возраста, клиника, диагностика и принципы терапии». Оценивается на итоговом занятии При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom |
Занятие №6 Тема 6 Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ (обучение программе MhGAP). Прием, оценка, скриниг клиента/пациента, планирование лечения и документация согласно универсальной учебной программе (UTC SUD) по лечению расстройств связанных с употреблением ПАВ. По окончании занятия студент будет способен: Проводить сбор анамнеза, наркоанамнеза у пациентов с наркологическими расстройствами. Проводить интервью с выставлением синдромального диагноза и нозологического диагноза аддиктивных состояний. Знать предмет и задачи наркологии. Знать классификацию наркологических заболеваний. Знать большой наркоманический синдром, виды и степени алкогольного опьянения. Знать клинику, диагностику, терапию алкоголизма. Знать металкогольные психозы. Проводить прием, оценку, скриниг клиента/пациента, планирование лечения, заполнять документацию согласно UTC SUD по лечению расстройств связанных с употреблением ПАВ. Литература, в т.ч. электронные ресурсы: №1, стр 719-757 №2, стр 93-102 Электронные ресурсы Интернет-ресурсы (Web-ресурсы): 256-285 Вопросы для подготовки к занятию: 1) Предмет и задачи наркологии. 2) Классификация наркологических заболеваний. 3) Большой наркоманический синдром. 4) Виды и степени алкогольного опьянения. 5) Клиника, диагностика, терапия алкоголизма. 6) Металкогольные психозы. 7) Прием, оценка, скриниг клиента/пациента, планирование лечения, заполнять документацию согласно UTC SUD по лечению расстройств связанных с употреблением ПАВ. 8) Скрининг ASSIST ролевая игра. 9) Краткосрочное вмешательство на основе ASSIST ролевая игра. Формат проведения занятия: Собеседование Обсуждение кейсов Обсуждение ситуационных задач Работа в парах: курация (или кейс), устная презентация пациента, ролевая игра При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Контроль занятия: Собеседование Оценка умения интерпретировать и обосновывать психический статус с выставлением синдромологического и нозологического диагноза. Оценка навыков комментирования своих заключений и действий Оценка коммуникативных навыков во время курации больного При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Задания для СРСП: Курация пациента под контролем преподавателя. Письменные и устные задания (обоснования клинического диагноза) Оценка умения интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования Оценка навыков, комментирования своих заключений и действий При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Задания для СРС: Приготовить презентацию/написать эссе/творческое задание на тему: «Особенности клинических проявлений алкоголизма в соответствии с возрастными особенностями» Оценивается на итоговом занятии При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom |
Занятие № 7 Тема 7 Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ (обучение программе MhGAP). Кейс-менеджмент для ВОП в области зависимости от ПАВ согласно UTC SUD. По окончании занятия студент будет способен: Проводить сбор анамнеза (жалобы, анализ жизни и заболевания) у пациентов с наркологическими расстройствами Проводить интервью с выставлением синдромального диагноза и нозологического диагноза. Знать клинику, диагностику, лечение и лечение наиболее распространенных типов наркомании (F11, F12, F 13, F14, F15, F16 F17, F 19) и токсикомании (F18) согласно руководству Mh-gap. Уметь проводить мотивационное интервью. Алгоритм ведения пациентов с зависимостью от ПАВ согласно программе MhGap. Освоит навыки посреднической/универсальной модели для определения потребности клиентов/пациентов. Научится помогать и получать доступ к необходимым ресурсам по программе UTC SUD. Литература, в т.ч. электронные ресурсы: №1, стр. 748-757 №2, стр. 54-102 Электронные ресурсы Интернет-ресурсы (Web-ресурсы): 100-115 Вопросы для подготовки к занятию: 1) Руководство mhGAP. Зависимость от ПАВ. 2) Классификация наркотиков. 3) ППР, вызванные употреблением опиоидов F 11. 4) ППР, вызванные употреблением каннабиноидов F 12. 5) ППР, вызванные употреблением седативных и снотворных средств F 13. 6) ППР, вызванные употреблением кокаина F 14. 7) ППР, вызванные употреблением стимуляторов F 15. 8) ППР, вызванные употреблением галлюциногенов F 16. 9) ППР, вызванные употреблением летучих растворителей F 18. 10) ППР, вызванные одновременным употреблением нескольких наркотических средств F 19. 10) Принципы кейс-менеджмента. 11) Посредническая/универсальная модель кейс менеджмента. Формат проведения занятия: Собеседование Обсуждение кейсов Обсуждение ситуационных задач Работа в парах: курация (или кейс) и/или устная презентация пациента и/или ролевая игра, Индивидуальная работа: Письменная работа: обоснование топического или клинического диагноза При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Контроль занятия: Собеседование Оценка умения интерпретировать и обосновывать наркологический статус с выставлением синдромологического и нозологического диагноза. Оценка навыков комментирования своих заключений и действий Оценка коммуникативных навыков во время курации больного При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Задания для СРСП: Курация пациента под контролем преподавателя. Письменные и устные задания (обоснование синдромального и клинического диагноза) Оценка умения интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования Оценка навыков, комментирования своих заключений и действий При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom Задания для СРС: Приготовить презентацию/написать эссе/творческое задание на тему: «Кризисное вмешательство для ВОП в области зависимости от ПАВ согласно UTC SUD» Оценивается на итоговом занятии При ДО устный и письменный опрос проводится в ZOOM/MSTeams/Webex и на платформе Moodle (dis.kaznmu.kz), Classroom |
Перечень практических навыков по дисциплине «неврология взрослая, детская»
-
Использовать стандартную схему опроса и физического осмотра неврологического больного разного возраста -
Осуществлять самостоятельно исследование моторных качеств (поза, мышечный тонус, контрактура, атрофия мышц, сила мышц) -
Осуществлять самостоятельно оценку чувствительности (поверхностной, глубокой, сложных видов чувствительности) -
Осуществлять самостоятельно оценку координации (проба на асинергию Бабинского, исследование походки, проба на дисметрию, усложненная проба Ромберга) -
Осуществлять самостоятельно оценку рефлексов (сухожильных, периостальных, кожных и со слизистых оболочек) -
Выполнить исследование слуха, шепотной и разговорной речи -
Оценить ментальный статус (уровень сознания, внимание, понимание и суждение, ориентация, память, речь, понимание, называние предметов, повторение, чтение, письмо) счет, оценка лево-правосторонней ориентированности, агнозия пальцев, аграфия, апраксия, интеллект, последовательность задач и признаки лобной психики) -
Оценить память, тест «рисование часов», краткая шкала оценки психического статуса (MiniMentalStateExam) -
Оказывать первую помощь при неотложных неврологических состояниях, угрожающих жизни пациента (эпилептический статус, миастенический криз, пароксизмальная миоплегия) -
Коментировать результаты методов визуализации при неврологических заболеваниях (рентген, МРТ, КТ)
Перечень практических навыков по дисциплине «Психиатрия взрослая, детская (в т.ч. программа ВОЗ для ВОП)»
-
Проведение психиатрического интервью, осмотр и наблюдение. -
Выявление психопатологических симптомов и синдромов нарушения психических функций. -
Диагностировать и знать тактику лечения экзогенных психических расстройств. -
Диагностировать и знать тактику лечения эндогенных психических расстройств. -
Диагностировать наличие эндогенных психических расстройств. -
Самостоятельно диагностировать и лечить органическое эмоционально лабильного (астенического) расстройства(F06.6) -
Самостоятельно диагностировать и лечить депрессивный эпизод легкий (F 32.0), -
Самостоятельно диагностировать и лечить расстройства адаптации (F 43.2), -
Самостоятельно диагностировать и лечить смешанное тревожно- депрессивное расстройство (F 41.2) -
Самостоятельно диагностировать и лечить соматоформные расстройства (F 45), -
Самостоятельно диагностировать и лечить психологических и поведенческих расстройства, связанных с нарушениями или болезнями классифицированными в других рубриках (F54). -
Самостоятельно диагностировать и лечить злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость (F 55). -
Самостоятельно диагностировать и лечить пагубное употребление табака (F 17.1). -
Самостоятельно диагностировать и уметь применять маршрут пациента в соответствии с руководством mh-GAP с умственной отсталостью. -
Самостоятельно диагностировать и уметь применять маршрут пациента, в том числе лечебные протокола, в соответствии с руководством mh-GAP с аутизмом. -
Самостоятельно диагностировать и уметь применять маршрут пациента, в том числе лечебные протокола, в соответствии с руководством mh-GAP при расстройствах поведения, связанных с дефицитом внимания и гиперактивностью. -
Самостоятельно диагностировать и уметь применять маршрут пациента, в том числе лечебные протокола, в соответствии с руководством mh-GAP у пациентов с депрессией в детско-подростковом возрасте. -
Выявлять факторы риска и защиты при суициде. -
Знать суицидальный процесс и уметь управлять самоповреждением/суицидом в соответствии с руководством mhGAP. -
Оценить намерения самоповреждения/ суицида. -
Выявлять и диагностировать большой наркоманический синдром -
Выявлять и даигностировать виды алкогольного опьянения -
Выявлять и диагностировать алкоголизм -
Выявлять и диагностировать наиболее распространенные формы наркомании -
Выявлять и диагностировать наиболее распространенные формы токсикоманий. -
Самостоятельно проводить прием, оценку клиента/пациента, скриниг, планирование лечения, заполнять документацию согласно UTC SUD по лечению расстройств связанных с употреблением ПАВ. -
Самостоятельно применять навыки посреднической/универсальной модели согласно UTC SUD для определения потребности клиентов/пациентов и помогать им получить доступ к необходимым ресурсам. -
Самостоятельно управлять кризисом согласно UTC SUD клиента/пациента, проводить мероприятия при возникновении угрозы суицида, проводить профилактику суицида. -
Самостоятельно работать с трудными или враждебно настроенными клиентами, соблюдая безопасность специалиста и клиента согласно UTC SUD.
Виды оцениваемых коммуникативных навыков по интегрированному модулю «психиатрия, неврология взрослая, детская»
-
Налаживание первоначального контакта с пациентом/родственниками и дальнейшее установление отношений для эффективного процесса лечения -
Вовлечение пациента в процесс диагностики и лечения, формирование комплаентности пациента -
Владение профессиональным отношением к пациенту – ассертивность, гуманность, справедливость, эмпатия, альтруизм, ответственность, честность и соблюдение принципов конфиденциальности -
Владение профессиональным отношением с коллегами и медперсоналом – ассертивность, справедливость, надежность, продуктивность. Умение налаживать рабочие взаимоотношения с позиций взаимоуважения и достоинства -
Профессиональное поведение – надежность, ответственность. Самооценка, конструктивная реакция на критику -
Ответ на критику, рефлексия и саморефлексия -
Четко и эффективно общаться с пациентами, родственниками пациентов, людьми с ограниченными возможностями и коллегами -
Поддерживание конфиденциальности -
Применение этических принципов и анализа к клиническому уходу -
Получение и регистрирование информированного согласия -
Руководство национальными законами для осуществления ухода за пациентом
Список литературы по дисциплине «Основы неврологиив т.ч. детской
Основная литература
1. Кайшибаев С.К. Неврология. Учебник. I часть, Алматы, 2015
2. Кайшибаев С.К. Неврология. Учебник. II часть, Алматы, 2015
3. Федулов С.А., Нургужаев Е.С. Неврология и нейрохирургия. Учебное пособие. Вышейшая школа. – Минск, 2015
Литература на казахском языке:
-
Кайшибаев С.К.. Неврология. 1, 2 бөлім, (каз) - Алматы, 2018. -
Жумабаев У.Ж., Мусагалиева Г.М. "Ми нервтерің функциональдык анатомиясы". - Алматы, 1992.
Электронные ресурсы:
1. http://www.medscape.com
2.http://research.nhgri.nih.gov
3. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/PubMed/
4. http://www.medline.comhttp://www.medlit.com
5. Клинические протоколы МЗ РК
Список литературы по дисциплине «Основы психиатрии и наркологии в т.ч. детской»
Основная литература (Психиатрия и наркология на русском языке)
-
Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник. – М., Медицина, 2007. -532с. -
Психиатрия. Под ред. Р.Шейдера. Перевод с англ. Москва, 1998-485с. -
Жариков М.Н. Основы психиатрии для врачей общего профиля. М., Медицина, 2001-255с. -
Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. - В 2-х т., /Пер. с англ. - М.: Медицина, 2002. -
Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., И.И. Сергеев. Психиатрия: Учебник для студентов медвузов. – М., МЕДресс-информ, 2004. -576с. -
Джарбусынова Б.Б. Психиатрия для врачей общей практики. Алматы, 2011-284с. -
Психические расстройства и расстройства поведения. (Классификация МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации) /Под ред. Б.А.Казаковцева, В.Б.Голланда. - М.: Минздрав России, 1998. -
Учебная программа 5 UTC SUD: Прием, скрининг, оценка, планирование лечения и ведение документации. -
Учебная программа 6 UTC SUD: Кейс-менеджмент для специалистов в области зависимости от психоактивных веществ. -
Учебная программа 7: Кризисное Вмешательство для специалистов в области зависимости от психоактивных веществ.
Электронные источники:
1. http://www.EBM.ru, (http://www.mama.ru, http://www.EBM.ru, www.pediatriy.ruets. http:// (WWW.MEDINFO.RU) ets.).
2. http://www.medscape.com
3. http://research.nhgri.nih.gov
4. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/PubMed/
5. http://www.medline.comhttp://www.medlit.com
Дополнительная:
-
Топоплянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства.М., Медицина, 1986-384с. -
Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия и наркология: учебник. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 832с. -
Обухов С.Г. Психиатрия: учебное пособие. /Под ред. Ю.А. Александровского. – М., ГЭОТАР-Медиа., 2007. -
Сарсембаев К.Т. Психиатрия в форме тестовых заданий. Учебник. Алматы.-Эверо, 2012-408с. -
Гиндикин В.Я. Справочник «Соматогенные и соматоформные психические расстройства» М., «Триада-Х», 2000. 256с. -
Руководство по психиатрии под ред.А.С. Тиганова. М:Медицина.1999.1т.-710с.2т.-83с. -
Кудьярова Г.М., Зальцман Г.И. Психиатрия для семейных врачей. Алматы, 2000. -
Коркина М.В. Практикум по психиатрии. - М.: Медпресс-информ, 2009. -
Снежневский А.В. Общая психопатология. - М.: Медицина, 2001. -
Минутко В.Л. Депрессия. М. ГЭОТАР-Медиа, 2006- 319с. -
Рустанович А.В., Шамрей В.К. Клиническая психиатрия в схемах, таблицах и рисунках. – СПб.: «ЭЛБИ-СПБ», 2006.Санкт-Петербург -
Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2006 -
Р.А. Евстегнеев: Психиатрия в общей медицинской практике: Руководство для врачей, 2010.