Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 885

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Геополитическое пространство подразделяется на геостратегические регионы. Геостратегический регион - образуется вокруг государства или группы государств,

играющих ключевую роль в мировой политике, и представляет собой большое пространство, в которое, помимо территорий регионообразующих стран, входят зоны их контроля и влияния. Геостратегические регионы состоят из геополитических регионов. Геополитический регион - это часть геостратегического региона, отличающаяся более тесными и устойчивыми политическими, экономическими, культурными связями. Геополитический регион более органичен и компактен, чем геостратегический.

Существенную роль в геополитических исследованиях играет категория “граница”. В политическом плане под границей понимают рамки, ограничивающие пространство, на которое распространяется национальный суверенитет. Граница - это не просто линия, механически обозначающая размежевание государственных территорий. Граница является одним из важнейших факторов, обеспечивающих жизнеспособность и безопасность государства. Она определяет ареал формирования национального самосознания и национальной идентичности. Способность государства обеспечивать неприкосновенность и защиту своих границ является показателем его силы и авторитета в международном сообществе. Границы подразделяются на естественные и искусственные. Под естественными границами (моря и океаны, реки и горные цепи) понимают созданные природой рубежи и преграды, которые используются для отделения территорий одного государства от другого или от открытого моря. Искусственные границы обустраиваются людьми с помощью специальных инженерных сооружений. В геополитике отдается предпочтение естественным границам над искусственными. Границы выполняют важные геополитические функции. Они разделяют зоны действия национальных суверенитетов, служат рубежами передовой обороны государств, выступают в качестве пунктов

контроля за миграцией людей и т.д.

Важным элементом геополитического анализа является сила (или мощь) государства. Категория сила отражает чрезвычайно сложное и многофакторное геополитическое явление. С одной стороны, сила государства - это способность одной державы достигать своих целей во внешней политике путем оказания существенного или определяющего воздействия на политику других стран. С другой стороны, сила связана с возможностями государства отстаивать свои интересы, самостоятельно решать жизненно важные задачи своего политического и экономического развития.


Современная геополитическая теория в наши дни ищет ответ на вопрос, связанный с адекватной оценкой силовых соотношений между государствами современного мира. Эта проблема тесно связана с определением баланса сил в международном сообществе, которая является исторической категорией и во многом определяет глобальное развитие человечества и отдельных регионов на нашей планете.

Лекция


Тема: «Международные отношения в современный период»

1.Советско-американский диалог в Женеве. Роспуск ОВД и СЭВ.

2.Конфликты на Балканах, в Среднем и Ближнем Востоке.

3.Интеграционные процессы в мире. Образование Евразийского экономического сообщества «Евр АзЭС». Декларация о создании Единого Экономического Пространства. «Россия, Казахстан, Беларусь». 4.Формирование многополюсной модели мировой цивилизации. Саммит ОБСЕ 2010 г. в Астане.

5.Основные тенденции современных международных отношений.

1).Встреча генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева и президента США Рональда Рейгана в Женеве 19-21 ноября 1985 года — первый из серии советско-американских саммитов 1985-1988 годов, коренным образом изменивших двусторонние отношения и всю международную обстановку: две сверхдержавы перешли от открытой конфронтации "холодной войны" к политике компромиссов и соглашений.

К середине 1980-х годов советско-американские отношения оказались практически "на нуле". С момента встречи генсека Леонида Брежнева и президента Джимми Картера в Вене летом 1979 года, когда был подписан Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), контакты на высшем уровне отсутствовали.

Ввод советских войск в Афганистан в конце 1979 года вызвал беспрецедентно резкую реакцию США, дав администрации Картера политический предлог для продолжения гонки вооружений.

Картер отложил на неопределенный срок ратификацию Договора ОСВ-2. Сменивший Картера Рейган продолжил линию на конфронтацию. В ФРГ и Италии было решено развернуть американские ракеты средней дальности "Першинг-2".

США бойкотировали Олимпиаду-80 в Москве. Прекратилось прямое авиасообщение между странами. В 1983 году Рейган объявил СССР "империей зла" и провозгласил космическую противоракетную программу СОИ ("Стратегическая оборонная инициатива").

Соответственно, СССР развернул в ГДР и Чехословакии новые ракеты СС-20 и бойкотировал Олимпиаду 1984 года в Лос-Анджелесе.

Первая встреча лидеров СССР и США Горбачева и Рейгана. Съемки 1985 года

Тем не менее, сразу после избрания Горбачева генсеком в марте 1985 года Рейган пригласил его приехать в США. В немалой степени этому способствовала рекомендация премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, с которой Горбачев встречался в Лондоне в 1984 году.


Летом, после серии консультаций, местом встречи на высшем уровне была избрана Женева, где в марте начались советско-американские переговоры о разоружении.

Саммит открылся 19 ноября 1985 года на вилле Fleur d'Eau в женевском пригороде Версуа.

Новое советское руководство надеялось найти общий язык с США по ключевому вопросу о готовности строить отношения с СССР на равных, не привнося в них идеологические различия, и не пытаясь переделать друг друга. В качестве возможного итога встречи рассматривалась даже просто договоренность о визите в 1986 году Горбачева в Вашингтон, а в дальнейшем Рейгана — в Москву.

На этом фоне лидеры фактически отказались от четкой повестки дня и вели «свободный» разговор. Наиболее сложной оказалась дискуссия о 50-процентном сокращении стратегических ракет: Горбачев увязывал его с отказом США от программы СОИ, на что Рейган согласен не был. Серьезные трения вызвала и тема прав человека. Известна фраза Горбачева, раздраженного нравоучительным тоном Рейгана: «Я не ученик, господин президент, а вы не учитель, за нами огромные миры».

Как и ожидалось, Женевская встреча не принесла практических результатов. Однако в согласованном не без труда итоговом заявлении стороны все же констатировали, что «ядерная война недопустима», поскольку «в ней не может быть победителей», и обещали не стремиться «к военному превосходству друг над другом».

После отчета Горбачева на сессии Верховного Совета СССР 27 ноября было отмечено, что между СССР и США остаются крупные принципиальные разногласия, но итоги Женевы "создают возможности для перехода от состояния опасной конфронтации к конструктивным поискам путей нормализации отношений".

Первый саммит подвел черту под определенным историческим отрезком, когда США отвергали диалог, предпочитая попытки грубого давления на СССР.

Был преодолен психологический барьер (прежде всего, для Рейгана) в том смысле, что с "империей зла" можно вести прямые деловые переговоры.

При этом, несмотря на обозначившееся взаимное расположение двух лидеров, межгосударственные отношения с мертвой точки почти не сдвинулись. Не решила проблем и следующая встреча Горбачева и Рейгана в Рейкьявике в октябре 1986 года.

И только в декабре 1987 года СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), а летом 1988 года начали переговоры уже не об ограничении, а о сокращении стратегических наступательных вооружений.


Точка в прекращении существования "социалистического содружества" была поставлена весной 1991 г., когда был законодательно оформлен роспуск СЭВ и ОВД. Это событие знаменовало действительно глубокие перемены в общемировом развитии. Их суть состояла в прекращении существования биполярного мирового устройства на фоне резкого ослабления внешнеполитических и экономических позиций Советского Союза. В результате глубокого экономического кризиса, в котором оказался Советский Союз в 1990—1991 гг., а также нарушения традиционных "сэвовских" связей Горбачев был вынужден обратиться за финансовой и материальной помощью к странам так называемой "большой семерки" (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония). В июле 1991 г. Горбачев был приглашен на встречу "семерки", в повестке дня которой стоял и вопрос о мерах по оказанию помощи Советскому Союзу. Несмотря на обещания, серьезной материальной помощи Горбачеву Запад не оказал, гуманитарные поставки продовольствия и медикаментов никакого существенного влияния на положение обычных людей не оказали. Хотя в 1990 г. США предоставили СССР режим наибольшего благоприятствования в торговле, ограничения на поставку высокотехнологичного оборудования сняты не были. Распад Советского Союза стал финальным аккордом "нового политического мышления". США остались единственной мировой сверхдержавой, а в декабре 1991 г. американский президент поздравил граждан США с победой в "холодной войне". Во внешнеполитической игре с Советским Союзом по правилам Горбачева Запад исходил из своих долгосрочных стратегических целей.

2) Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Договор о создании ЕврАзЭС подписан 10 октября 2000 г. в Астане и вступил в силу 30 мая 2001 г. после его ратификации всеми государствами-членами.

Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. 25 января 2006 г. подписан протокол о присоединении к организации Узбекистана.

С мая 2002 г. статус наблюдателей в ЕвраАзЭС имеют Украина и Молдавия, с января 2003 г. - Армения. Также статус наблюдателя при ЕврАзЭС имеют Межгосударственный авиационный комитет и Евразийский банк развития.