Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 880

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В настоящее время идет работа по гармонизации законодательства трех стран, что приведет к внесению изменений и дополнений во многие законодательные акты стран ЕЭП, которые не должны быть оставлены адвокатами без внимания при оказании юридической помощи.

4)Одной из значимых вех в истории современного Казахстана стало председательство в 2010 году в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - крупнейшей региональной структуры, объединяющей 56 стран Европы, Центральной Азии и Северной Америки.

Казахстан первым среди стран постсоветского пространства председательствовал в Организации. Это историческое решение, свидетельствующее о приверженности ОБСЕ принципу равноправия государств-участников и доктрине «общего дома от Ванкувера до Владивостока», послужило признанием возрастающей роли республики в международной политике.

Девизом председательства нашей страны в ОБСЕ стали четыре «T»: доверие (trust), традиция (tradition), прозрачность (transparency) и терпимость (tolerance). Доверие – это ключевой ресурс международных отношений. Именно доверительные отношения между странами и постоянный диалог служат каркасом архитектуры современной системы коллективной безопасности. Традиция подчеркивает приверженность Казахстана фундаментальным принципам и ценностями ОБСЕ. Прозрачность означает предельную открытость, отсутствие «двойных стандартов» и «разделительных линий». Терпимость – это осознание возрастающей важности межкультурного и межцивилизационного диалога.

Итоговым событием председательства Казахстана стал Астанинский Саммит ОБСЕ, проведенный 1-2 декабря 2010 года после более чем десяти лет перерыва – предыдущая встреча на высшем уровне состоялась в Стамбуле в 1999 году.

В Саммите приняли участие 38 глав государств и правительств, высокопоставленные чиновники государств-участников ОБСЕ, представители других международных и региональных организаций. Среди них – Генеральный Секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо, Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, государственный секретарь США Хиллари Клинтон, Федеральный Канцлер Германии Ангела Меркель, Премьер-министр Италии Cильвио Берлускони и др.

Астанинский Саммит продемонстрировал политическую волю глав государств-членов ОБСЕ к преодолению растущей поляризации в международной политике и взаимного отчуждения между странами-участницами Организации.

Основными темами Саммита стали вопросы устойчивой безопасности на Евроатлантическом и Евразийском пространствах, проблема Афганистана, решение «замороженных» конфликтов.


Выступая перед участниками форума, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости перехода к новой парадигме обеспечения безопасности - формированию единого пространства сотрудничества в границах четырех океанов, от Атлантического до Тихого и от Северного Ледовитого до Индийского.

По окончании встречи на высшем уровне была принята Астанинская декларация. В ней участники Саммита подтвердили обязательства, принципы и ценности ОБСЕ, закрепленные в Хельсинкском акте и Парижской хартии для Новой Европы, других документах Организации. Кроме того, представители стран-участниц обязались продолжить работу во всех трех измерениях ОБСЕ, наращивать усилия по урегулированию конфликтов и очагов нестабильности, защите прав человека, вдохнуть новую жизнь в Организацию в ответ на новые вызовы безопасности.

Саммит в Астане получил высокую оценку со стороны глав делегаций. Так, Генеральный Секретарь Организации Марк Перрен де Бришамбо отметил, что решения, которые приняты в столице Казахстана, способствуют выработке единой стратегии противодействия общим вызовам и угрозам. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал казахстанское председательство в ОБСЕ максимально успешным. А Госсекретарь США Хиллари Клинтон подчеркнула, что Саммит ОБСЕ является свидетельством большой роли Казахстана в международном сообществе.

Глава государства Нурсултан Назарбаев охарактеризовал двухдневный Саммит как «историческое событие для всего сообщества ОБСЕ», отличительным признаком которого стал особый «дух Астаны».

5) Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня – мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений.

Международные отношения – это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном,многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные,экономические, политические, общественные и интеллектуальные.



Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества.

Международная или мировая политика является ядром международных отношений.

Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.

В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.

Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на:

• межгосударственные или межправительственные;

• неправительственные организации.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные.

В качестве примера различных международных организаций можно привести:

– региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;

– организации экономического характера, охватывающие сферу финансов,торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и

Развития (МБРР);

– организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти

(ОПЕК) и т. д.;

– политико-экономические организации, например: Организация Африканского Единства (ОАЕ);

– профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ); Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

– демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);

– организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);


– военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора(НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);

– профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);

– различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Международный Институт Мира;

– религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК);

– Международный Красный Крест (МКК) – организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;

– экологические организации: Гринпис и др.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:

– ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

– МОТ (Международная Ассоциация Труда);

– МВФ (Международный Валютный Фонд);

– ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);

– МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);

– ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

– Международный суд.

Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации.

2. Внешняя политика.

Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с такой категорией, как «внешняя политика». В конечном итоге международные отношения складываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются основными участниками международных отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены каких-

либо организаций.

Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определенные методы и способы их реализации.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами:


• политическими,

• экономическими,

• военными,

• информационно-пропагандистскими.

К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия – это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных

конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Действенными экономическими средствами являются эмбарго,или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

К военным средствам внешней политики относятся военная мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения,моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. К косвенным военным средствам относится гонка вооружений, включающая испытание новых видов оружия, учения, маневры, угрозу применения силы. Например, военные расходы всего мира в последнее время составляли 1000 млрд. долларов в год, более

половины ученых мира работали над созданием новых видов оружия массового поражения.

К военным средствам внешней политики следует отнести разведку и шпионаж. Сегодня здесь применяются новейшие достижения науки и техники, от многотонных космических кораблей до микроаппаратов. Особое развитие в последние десятилетия получил промышленный шпионаж. Пропагандистские средства включают в себя средства массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со

стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости – антипатии и осуждения по отношению к другим государствам.