Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 873
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Творчестволегендарной группы "Битлз" в зачаточной форме содержала идейные истилевые направления года, которые впоследствии сложились в самостоятельные течения. Их песнистала неофициальным гимном молодежи. День рождения и день трагической гибели ДжонаЛеннона отмечаются молодежью многих стран мира.
Роксвязан с передовыми движениями. Международный рок-фестиваль 1968 приговорил войну во Вьетнаме. С того времени стали популярными фестивале "Рок против? "(расизма, милитаризма, наркомании).
Рок-музыканты проводили экологические и благотворительные акции.
Неоднородность рок-движения позволила бизнеса выхолостить бунтарство многих групп и использовать их в коммерческих целях, вернув рок в лоно массовой культуры.
Рок интегрировался не только с массовой, но и с классической культурой. Знаменательным событием музыкальной жизни стала рок-опера Уэббера и Райса "Иисус Христос -суперзвезда ", которая объединила достижения года с традиционной оперой.
Завоевав мировое признание, рок долгое время оставался англоязычным. Лишь в 70-х годах возникли группы, которые пели на родном языке. Их творчество положила начало национальным рок-движениям.
В Советском Союзе рок-музыка приобрела распространение в 60-х годах. Она клеймилась официальной идеологией как проявление буржуазной культуры. Поэтому рок-музыка существовала полулегально, иногда подпольно. Постепенно рок-музыке удалось выйти на широкую аудиторию. Лидерами советского рока стали группы "Машина времени "," Аквариум "," ДДТ "," Кино "и другие. Со временем рок стал не только музыкой, но и стилем жизни и мышления молодежи. Он характеризуется открытостью, внутренней и внешней свободой, пацифизмом, нетерпением тоталитаризма, презрением к ценностям "сытого"общества.
10. Архитектура
В архитектуре всегда сочетаются два элемента - чисто художественный и прагматичен. Здания призваны украшать города и села, удовлетворять материальные потребности людей. Кроме того, архитектура может использоваться и для достижения каких идеологических целей. Так, после победы над Германией советское руководство увековечила это событие в архитектуре. В конце 40-х -в 50-х годах в Москве были возведены помпезные триумфальные высотные дома. Самый известный из них - Московский университет. По примеру СССР парадные здания сооружались и в других социалистических странах. Их фасады были перенасыщены украшениями
, отчего создавалось впечатление отсутствия в их авторов хорошего вкуса.
Тем время европейские зодчие пошли по пути развития так называемой "новой архитектуры "Для нее характерны рациональность, четкость форм и линий, применение новых технических конструкций, таких материалов, как бетон, металл,стекло. Однако недостатками "новой архитектуры" были универсальность,однотипность, сходство домов. Против такой тенденции выступили представителинациональных архитектурных школ.
Попыткисовместить лучшие мировые достижения с национальными особенностями яркопроявились в творчестве выдающегося бразильского архитектора Оскара Нимейера.
Французские архитекторы осуществили смелые проекты, которые соединили сооружения прошлых времен ссовременными архитектурными возможностями.
Нынешняя индустрия позволяет архитекторам осуществлять самые смелые фантазии. В сооружениях сочетаются прямые и гнутые линии, необычайной формы конструкции. Появляются здания в виде трапеций, шаровидные.
На первом этапе развития "новой архитектуры" почти все подчинялось внешней форме, человек нередко "растворялось" в гигантских помещениях. Постепенно архитекторы начали преодолевать этот недостаток. Возникла цель поставить архитектуру в зависимость от человеческого фактора. Впрочемнекоторые архитекторы восприняли это как призыв отойти от традиционных форм. Возводятся дома, вид которых не соответствует требованиям жилых помещений.
Сейчас архитекторы продолжают искать более совершенные формы, которые бы гармонировали с природой.
Окончание"Холодной войны" и оздоровления международной жизни имели положительный влияние на духовную жизнь общества. Мир, наконец, пришел к пониманию приоритета общечеловеческих ценностей. Открылись перспективы культурного сотрудничества.
Демократические революции в странах с тоталитарными и авторитарными режимами дали толчок не бывалому развития культуры. Начали развиваться различные школы и направления.
Одновременно в современной культуре прослеживаются тревожные тенденции. Национальные культуры безгосударственной поддержки не выдерживают конкуренции с массовой культурой.
Интересно знать
Основные направления и стили искусства ХХ века.
Название | Основные идеи |
Модерн (в поэзии - символизм) | Обращение к мистических, персонифицированных образов природы, символов. Освобождение предыдущих культурных традиций. |
Дадаизм | Отрицание ценностей цивилизации, изображения антиэстетических, отталкивающие стороны жизни. |
Экспрессионизм | Повышенная эмоциональность, буйство звука, цвета, отрицание бытового жизненного опыта. |
Примитивизм | Взгляд на мир глазами ребенка. |
Кубизм | Изображение действительности в виде взаимосвязанных, геометрически правильных фигур, отражения не предмета, а его конструкции |
Футуризм | Передача динамики, движения, изменения. |
Абстракционизм | Отказ от реального изображения, выражение внутреннего мира художника. |
Сюрреализм | Создание собственного мира надреальности, которая иррациональна, символическая, фантастическаяпровозгласила основным источником творчества подсознательное, а методом - разрыв логических связей. |
Конструктивизм | Сближение искусства с инженерной творчеством, рациональная организация творчества. |
Поп-арт | Преобразование любого предмета повседневной жизни в объект искусства. Попытка раскрыть в вещах внутреннюю суть |
Постмодернизм | Сочетание различных стилей прошлого и настоящего. Западе и Востока, элементов фольклора, массовой культуры, поп-арта |
Монументализм | Сочетание национальных реалистических традиций с показом эпических картин истории, революционной борьбы |
Антиутопия | Произведения, содержащие предупреждения о предстоящих катастрофы |
Кинетическое искусство | Создание сложных устройств, движущихся |
Гипперреализм | Искусство, стремящееся фотографической иллюзорности изображения |
Оп-арт | Использование оптических эффектов |
Концептуализм | Отрицание визуальной информации, рассмотрение искусства как сообщения (основная форма - концепт перфоманс) |
Итоги
Вопросы изадачи:
1. Определите основные направления изменений в культуре XX в.
2. Определите условия, факторы, которые влияли на развитие культуры во второйполовине ХХ в.
Условия, факторы | Влияние |
| |
3. Согласны ли вы с тем, что массовая культура не должна доминировать надтрадиционной. Свое мнение обоснуйте.
За последние сто лет промышленное производство планеты возросло более чем в 50 раз, при этом 4/5 всего прироста получено с 1950 г Сегодня мировая экономика создает валовой продукции на сумму около 13 трлн долларов и может в ближайшие полвека увеличиться в 5-10 раз Если следовать принципу \"бытие определяет сознание\", то можно было бы ожидать и такого же уровня развития культуры в XX в Конечно, дать более-менее объективную оценку культурной жизни второй половины всего века-это дело будущего Однако специалисты уже сейчас делают некоторые выводы по поводу состояния культуры, в котором в оказалось человечество в новом тысячелетии своей истори своєї історії.
Разнообразие современной культуры с точки зрения расовой, этнической, религиозной, языковой, социально-экономической разнообразии современных народов вовсе не противоречит применению категории \"мировая культура\" Речь я о становлении единой общечеловеческой культуры, которая развивается через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм.
Каковы основные тенденции развития современной культуры?
Прежде растущая интернационализация народнохозяйственных связей привела к тому, что на долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного производства, более половины торговли ли, почти 80% новой техники и технологий Таким образом, во все уголки земного шара передаются передовые методы производственной культуры О росте интернационализации жизни современности свидетельствуют всеобъемлющий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникаций.
Равенство, братство, свобода, единение всех людей является прежде всего не нравственно-культурным требованием, а жизненной потребностью, естественным фактором Возникает общечеловеческая культура
Современные средства передвижения и передачи информации сближают людей, а научная и техническая мысль все больше интернационализируется.
Однако культура XX в полностью выявила ограниченность, односторонность технологической цивилизации Культура этой цивилизации складывалась на основе особых отношений человека и природы Человек пытался вырваться я из зависимости от природы и высшими ее ценностями признавалось господство над природой, прогресс, наращивание технологических и научных знаний Природа становится объектом человеческой деятельности, эксплуатации, к т ого же неограниченной Цель деятельности человека заключалась в том, чтобы накапливать все больше материальных благ и богатств и на этой основе решать все проблемы.
Техногенной цивилизации присуще представление, что природа для эксплуатации является неисчерпаемой Однако такой психологии наступает конец. Идейные и научно-технические движения последних десятилетий имеют целью создание новой экологической культуры. Экологический кризис очерчивает границы имеющегося типа экономического развития Речь идет о новых отношения с природой и между людьми.
Прежде, Земля, как и человек, как показали последние знания о Вселенной, не является его центром Человечество лишь пылинка в мире бытия. Радикально меняется представление о постепенности и необратимость общественного прогресса. С появлением атомной, химической, биологической оружия массового уничтожения ценность науки и научно-технического прогресса поставлена под сомнение. Человечество ощутило бессилие перед неуправляемыми силами научно-технического прогресса.
В XX перед человеком появились проблемы, от решения которых зависит будущее цивилизации Эти проблемы получили название глобальных (фр global - всеобщий, от лат globus - шар) К ним относятся: угроза войны с применением оружия массового поражения, борьба с загрязнением окружающей среды; преодоление голода, нищеты; поиски новых источников сырья Человечество надеется на решение этих глобальных проблем. Хотя есть пессимистические модели будущего. Получили распространение исследования футурологов (от лат futurum - будущее), некоторые из которых считают, что суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического индустриального общества систем, внешне детерминирующих жизнь личности. По их мнению, возникает новая ситуация, когда человек, а не производство, его интеллектуальные и творческие способности становятся главным фактором общественного прогресса.
Развитие личных качеств, творческих способностей и возможностей, воспитание высококвалифицированной рабочей силы становится наиболее выгодным вложением капитала.
В современных условиях очень распространена массовая культура основном она распространяется с помощью современных средств коммуникативной техники (телевидение, видео-и звукозаписей, кино, прессы, книгопечатания). Индустриализация культуры является одной из закономерностей современности Однако этот процесс имеет две стороны С одной стороны, индустриализация культуры делает ее доступной для широкой аудитории, с другой - общедоступность искусства, облегченность и упрощенность восприятия резко снижает положительное влияние искусства на развитие личности. Если высокая, элитарная культура ориентируется на интеллектуальную, думая в публику, то массовая культура - на \"усредненную\" аудиторию Человек теряет свою индивидуальность и потребность в духовном самосовершенствовании посредством культуры Человек-конформист, приспособленец в основном потребляет культуру.
Углубление отчуждения в обществе и кризис традиционных религиозных и моральных ценностей на рубеже 50-60-х годов привели рок-культуры Рок выразил мировосприятие послевоенного поколения, где муз физика - это не все, что составляет его содержание Главное в рок-культуре - нравственная позиция Молодые послевоенное поколение было разочаровано в ценностях довоенной эпохи, на которых спекулировали все тоталитарные режимы что развязали Вторую мировую войну и ядерное противостояние Свой протест молодежь стремилась выразить политически и идеологически нейтральной поведением, предоставить искусству и нравственности простой, человеческий смысл освободить их из-под диктата государства, церкви, политических партий Сторонники рок-культуры внешним видом, манерами поведения, музыкой и пением подчеркивали свою связь с массами, ощущение свободы человеческой солидарности.
Эволюция рок-культуры происходила в сторону потери им социальной ориентации (\"панк\", \"металл\" *) Современный рок имеет большое количество стилевых форм В целом сложность и противоречивость рок-культуры свидетельствует не просто о значительной фазе мировой культуры, а именно о кризисе.
Итак, современная культура, объединяющая человечество, основывается на общечеловеческих ценностях, защите прав человека, гуманизме, распространении научных знаний и передовых технологий, взаимообогащении национальных культур, экологическом отношении к жизни и окружающей среды Несмотря на все противоречия и конфликты, кризисные явления, деятельность представителей различных художественных течений и направлений, различных национальных культур формируется многолика, противоречива, однако единственная общечеловеческая культура на основе целостности миру.