Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 878

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Современные тенденции развития международные отношений.

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.

Первая тенденция развития современных международных отношений рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают

новые центры. На мировую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня является «экономической сверхдержавой». Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые постиндустриальные государства – так называемые «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом будущем в мировой политике сильнее всего заявит о себе Китай.

Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их глобализация (С1оЬе – земной шар), заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национального государств, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований. На этой основе формируется все

более взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его частях, независимо от воли, намерений участников таких процессов.

Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к совместному их решению.

Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на четыре основные группы: политические, экономические, экологические, социальные.

Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, – появление, быстрое накопление и совершенствование оружия массового поражения, которое в корне изменило ситуацию в мире. Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становится международный терроризм, среди различных форм которого наиболее

опасной является государственный терроризм. К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решаемой группе экологических проблем следует отнести проблемы сохранения окружающей среды. Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономическими – с проблемами роста общественного производства, и возрастанием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, научно обоснованный подход к их использованию.


Разнообразны и социальные проблемы. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, СПИД, алкоголизм, наркомания приобрели интернациональный характер и стали одной из глобальных проблем. Следующая проблема различие в уровне жизни народов развитых и развивающихся стран. Слаборазвитые страны нередко посещает голод, в результате которого гибнет большое количество людей. Глобальные проблемы возникли на стыке взаимоотношений человека, общества и природы. Все они органически взаимосвязаны между собой, и поэтому их решение требует комплексного подхода.

Появление глобальных проблем сказалось на всей системе международных отношений.

Четвертой тенденцией современных международных отношений является усиление разделения мира на два полюса – полюса мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет

на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания. На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран: государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия.

В них проживает 15 % населения земного шара, так называемый «золотой миллиард». В этих странах уровень жизни рядового гражданина по историческим меркам весьма высок (от 10 до 30 тысяч долларов ежегодного дохода), продолжительность жизни не менее 74 лет. Такого благосостояния страна может добиться только благодаря наличию высокоразвитой наукоемкой экономики.

На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки и стран Востока. В них более 80 млн. человек.

Пятой тенденцией стало то, что как во внутренней, так и в международной жизни политика все больше опирается на начала сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях. Шестой тенденцией стала демократизация как международных отношений, так и внутриполитических процессов. Она наблюдается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. С окончанием

«холодной войны» даже в условиях самых авторитарных режимов значительно сузились возможности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения государством личной свободы граждан, их естественных и политических прав. Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их решений, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни. Спутниковая связь и кабельное телевидение, телефаксы и электронная почта, глобальная сеть Интернет, делающая возможным почти мгновенное распространение и получение необходимой информации едва ли не по всем интересующим современного человека.



Тема 2.16. Развитие науки и культуры во второй половине XX - в начале XXI века. Развитие общественной мысли. Деятели науки. Развитие экономической мысли - Г. Мюрдаль, Дж. Бьюкенен, Дж. Гэлбрайт. Массовая культура и ее место в современном обществе. Роль средств массовой информации и коммуникации в жизни современного общества. Формирование единого культурно-информационного пространства. Норберт Винер, Джозеф Ликлайдер, Женеве Тим Бернерс-Ли. Новые направления в развитии искусства, художественной культуры: неореализм, социалистический реализм, экзистенциализм, абстрактный экспрессионизм, постмодернизм, поп-музыка, рок-музыка. Литература. Живопись. Кино. Представители новых направлений в мировом искусстве.

1. Условия развития культуры

В годы Второй мировой войны значительное количество деятелейкультуры - Э. Хемингуэй, А. де Сент-Экзюпери, Л. Арагон и другие сооружием в руках воевали против фашистов. Произведения в области литературы, музыки,искусства, кино играли важную роль в закаливании морального духанародов, приближая победу над фашизмом. Осмысление причин и последствий войны,ее жестокости, поведения людей в экстремальных условиях стало важной темоймирового искусства.

В условиях "холодной войны" идеологический сторонутворчества стал преобладать над художественным. Периодические обострения социально-экономическихпротиворечий, массовые общественные движения обусловили появление различных форм контркультуры("Разгневанные", рокеры и т.д.). Они словно противостояли бездуховностимассовой культуры и классической культуре прошлого. Назревания экологическойкатастрофы, гонка вооружений, острые международные кризисы способствовали росту настроенийпессимизма, предчувствие апокалипсиса.

Распад колониальной системы способствовал повышению роли стран,развивающихся в мировой культуре. Международное признание получили индийскийкинематограф, африканские и латиноамериканские музыкальные ритмы и мелодии.

Однимиз следствий научно-технической революции (НТР) стал ускоренное развитиесредств массовой коммуникации, создало материальную основу для небывалогорасцвета массовой культуры и появления рок-музыки.

2. Образование

После войны изобразительное искусство развивалось двумянаправлениям.

Сторонники реализма продолжали считать, что задачаискусства заключается в создании таких образов, которые бы легко узнавались человеком,были ей доступны и понятны. Они начали искать новых средств воздействия на внутренниймир человека.


В то же время вспыхнул всеобщий интерес к направлению,получивший название абстракционизма. Если в реализме в центре произведения является человек,предметы, окружающие ее, природа, то в абстракционизме художник стремится выразитьсвои чувства, мысли, порывы через образы, которые невозможно встретить вреальном мире. То есть художники абстрагировались (отчуждались, отходили) отмира вещей и жили в своем отдельном мире. Это мог быть мир цветных пятен,геометрических фигур, переплетающихся линий.

Разделение искусства на реализм и абстракционизм является условным.На самом деле существует множество различных направлений, жанров, в которых применяютсяразнообразные приемы изображения.

Подъем после войны демократического движения способствоваловозникновению разновидности критического реализма - неореализма. Его учредителямибыли итальянские кинорежиссеры Р. Росселини, Д.де Сантис, Л. Висконти,М. Антониони. Неореализм поставил целью показать "розгримование жизни ", развернув перед зрителями панораму жизни трущоб, озлобленныхнищетой людей, борьбу за социальную справедливость. Художники не скрывалиблагосклонного отношения к героям, утверждали идеалы доброты и человечности.Особенностью их метода была точная передача деталей, привлечение непрофессиональныхактеров, использование народного языка и местных диалектов. Это сближало художественноекино с документальным.

Принципы неореализма оказали значительное влияние на мировой кинематограф, который творчески был использован в фильмах Стэнли Крамера (США),Акиры Куросавы (Япония), Анджея Вайды (Польша), Алексея Германа (СССР).

Неореализм проник в изобразительном искусстве (Р. Гуттузо,А. Фужерон, Э. Уайет) и в литературе (Э. де Филиппо, М. Миллер, Д. Олдридж).

 

3. Развитие литературы

Вехами художественного осмысления фронтовой войны сталипослевоенные романы немецких авторов А. Зегерс, В. Бределя, Э.-М.Ремарка,Б. Апиций. Судьбы обманутых нацистской пропагандой, мораль физически искалеченногопоколения были главной темой произведений писателя Г. Белля и скульптора ФрицаКремера. Последний создал немало скульптурных композиций, передавая чувства исилу духа узников концлагерей.

Бурные события ХХ века дали многим писателямповод к историческим параллелям. Роли насилия в истории, выдающейся личности инарода, судьбы творческой интеллигенции в переломные эпохи посвящен произведения ЛионаФейхтвангера (1884-1958) "Лисы в винограднике", "Мудростьчудака "," Гойя ". Латиноамериканский роман, яркопредставлен произведениями Ж. Амаду (Бразилия), М. Асуела (Мексика), Г. Маркеса(Колумбия). Творчески переработав достижения мировой литературы, они рассказалио трагической судьбе коренного населения,