Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 876

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
засилье монополий, злоупотреблениедиктаторских режимов, борьбу крестьян за землю. Латиноамериканская прозаотличается эпическим характером повествования. В центре внимания зачастую не лицо,а коллектив - село, город, народ. Самостоятельным персонажем нередко является природа.

В 50-х годах в литературе появляются "разгневанные молодые люди "- английские писатели К. Эмис, Д. Уэйт, Д. Осборн и др.Их произведения отличались антифашистской направленностью, переживанием за судьбумолодежи, презрением к респектабельности и фальши. Они отстаивали свободулица и его право на самовыражение. "Разгневанные" и американские"Битники" стали идейными предшественниками рок-движения.

Реализм стал важным орудием в освещении злободневныхпроблем современности. Так, в творчестве американского художника и писателяРокуэлла Кента (1882-1971), романе Д. Олдриджа "Охотник" показанонеразрывную связь человека с природой, гибель которой ведет к вырождению личности иобщества в целом.

Горькая правда о войне в Индокитае и Алжире представленав романах П. Курдата и А. Стиля, в киноленте А. Стоуна "Взвод".Преступная деятельность спецслужб отражена в романах Грэма Грина (1904-1990)"Тихий американец", "Наш человек в Гаване", в кинолентахД. Дамиани и С. Поллака.

 

4. Социалистический реализм

Наибольшее распространение реализм приобрел в СССР(Социалистический реализм), где он считался частью официальной идеологии.

Революции 40-х годов в Восточной Европе и некоторых странахАзии, рост коммунистического и рабочего движения привели к распространению социалистического реализма. Основными его чертами принято считать: присутствиенового героя - революционера-пролетария, коммуниста; воспеваниекоммунистических идеалов; отображение и оценка жизненных ситуаций с точки зрениямарксизма-ленинизма; многогранность художественных форм и проявлений. Некоторые исследователи отрицают существование социалистического реализма, утверждая, что это разновидностькритического реализма.

В искусстве стран, которые называли себя социалистическими,доминировали темы Второй мировой войны, классовой борьбы, революции, пафосапреобразований. Начиная с 60-х годов, в официальном искусстве и массовой культуреусилились парадность, эйфорическое захвата действительностью, гигантомания.

В 50-60-х годах развернулась кампания противабстракционизма, борьба с инакомыслием, а в действительности против всех авангардныхтечений. Она привела к игнорированию творчестве художников, которые не вписывались врамки соцреализма. Решающее значение имела партийная принадлежность. Поэтомуавангардисты-коммунисты - П. Пикассо, Р. Гуттузо, П. Элюар и другие -остались без серьезной критикой.


После событий в Венгрии (1956 г.) и Чехословакии(1968 г.) усилились гонения против политического и художественного инакомыслия,расширилась сфера закрытых для искусства тем, что привело к массовой эмиграциидеятелей искусства из "социалистического рая". Такова была судьба поэта,прозаика Бориса Пастернака. В 1958 г. он за роман "ДокторЖеваго "был удостоен Нобелевской премии. В СССР он был подвергнутнравственном гонению. Его заставили отказаться от премии, обвинили впродажности.

В 1970 г. другой русский писатель А. Солженицын былудостоен Нобелевской премии. После публикации первого тома книги"Архипелаг ГУЛАГ", в которой он раскрыл правду о системе советскихконцлагерей, А. Солженицын был выслан из страны и лишен советскогогражданства (1974 г.).

Не имел возможности печататься в СССР поэт Иосиф Бродский. Онбыл даже осужден за "тунеядство". В 1972 г. выехал заграницу, а в 1987 г. получил Нобелевскую премию за поэтические произведения.

В противовес официальному искусству начало развиватьсянелегальное искусство "андеграунд", которое стремилось к творческой свободы,независимости от государственных и партийных структур. Проявлением этого был самиздат,подпольные рок-группы, неформальные художественные объединения. Творческая интеллигенция сталаодной из влиятельных сил в демократических революциях 1989-1991 гг

В искусстве социалистического реализма есть немало достижений.В СССР кинорежиссер С. Герасимов, писатель А. Платонов, художник Д. Шмариновсоздали ряд талантливых произведений. Признание получила творчество французскогописателя Л. Арагона (1897-1980). Его роман "Страстная неделя"(1958) исторически и психологически правдиво изображает художника во время "стадней "Наполеона, неделю тяжелых раздумий и колебаний, принципиальных решений осущность своей жизни как офицера, гражданина, человека, художника. В литературеСоветского Союза популярностью пользовались произведения М. Шолохова, А. Гончара,Ч. Айтматова.

Продолжал свои поиски испанский художник СальвадорДальше. В егопроизведениях отражаются сокровенные уголки человеческого разума. Большинство его образов напоминают химер с человеческими чертами. Реальные люди на картинах изображались нам в вымышленном среде. Его картины возбуждают мысль и заставляют задуматься над философскими проблемами человечества.

Чилийское поэт Пабло Неруда (1904-1973) стал известным благодаря сборнике стихов "Испания в сердце ", напечатанной во время его дипломатической работы в Испании в годы гражданской войны. Главным его произведением стала эпическая поэма "Общая песня ", посвященная судьбе Латинской Америки с древнейших времен до середины ХХ в. Это произведение является одним из шедевров мировой литературы и памятником самосознания латиноамериканцев.



Глубокий след в искусстве оставили художники-коммунисты Ренато Гуттузо и Андре Фужерон,воплотивших в живописи принципы неореализма. Всемирно известными стали рисунки Херлуфа Бидструпа и Жана Еффеля, работавших в жанре комикса, предоставив ему гуманистического и политическую окраску.

Поиски новых форм в реализме привели к распространению в 60-х годах гиперреализма. В произведениях гиперреализма сюжет не имеет никакого значения. Используя искусную технику, художники пытаются документально передать цвет и форму предмета, имитируя фотографию.

 

5. Театральное искусство

В второй половине ХХ в. общей чертой театрального искусства стало захват социальной и политической проблематикой.

Этапом развития театрального искусства стал эпический театр Бертольда Брехта(1898-1956). В своем творчестве он заставлял зрителя анализировать то, что происходит на сцене. Внимание привлекалось не к развязке, а к ходу событий. Для этого применялся эффект "отчуждения": рассмотрение общеизвестных истинс нетрадиционной точки зрения, обращение к залу, исполнение песен, не связанных с сюжетом, чередование стихов и прозы, диалогов и песен, замена декорации приоткрытой занавесе, использование масок. Пьесы Брехта были понятны людям во всех уголках мира. Возглавляемый Брехтом Берлинский Ансамбль стал одним из выдающихся театральных коллективов.

В Англии "литература разгневанных" прямо вошла в театр через творчество Дж.Осборна, Шийлы Дилэни, Брендана Биэн и др. Театр этого направления отмечался непримиримостью к общественному лицемерия, двойной морали, крайнего индивидуализма.

В Западной Европе пропагандировал критический направление так называемый "театра бсурда "(Сэмюэль Беккет, ирландский драматург, Эжен Ионеско, французский драматург). Главная идея произведений - бессмыслица окружающего мира, который может лишь порождать хаос, страх, неразумные поступки людей - от отчаяния к бунта.

В послевоенные годы развивалась "документальная драма", которая сосредоточилавнимание на событиях германской истории периода зарождения нацизма.

Американскийтеатр увлекался психологическим анализом поступков людей (Теннесси Уильямс иАртур Миллер).

Яркозаявил о себе молодежный театр - французский, английский.

Выдающимсяявлением стали "интеллектуальные драмы" Макса Фриша и ФридрихаДюрренматта (Швейцария).

НЕНесмотря на идеологическое давление, развивалось театральное искусство в СССР."Театр на Таганке" стал одним из центров духовной диссидентства.


 

6. Массовая культура

Развитие средств массовой коммуникации - Прессы, радио, телевидение, кино, звуко-и видеозаписи, книгоиздания, их доходность и способность влиять на общественное мнение и вкусы стимулировалиневиданный развитие массовой культуры. Ее главная цель – получение максимальной прибыли, а главные качества - доступность и развлекательность. Массовая культура породила специфические жанры - шоу, триллер, боевик, шлягер, комикс. Общей их свойством является пропаганда индивидуализма, физической силы и насилия, а нередко - идеологическая и шовинистическая направленность. Чертой массовой культуры является культ "звезды" - нередко искусственное создание популярности писателей, художников, певцов, актеров, спортсменов, а также"Приручения" разнообразными способами талантливых людей с целью их коммерческой и идеологической эксплуатации.

В социалистических странах, где массовая культура была монополизирована государством, его коммерческий характер был заменен организацией пропаганды официального политического курса, формированием культа вождей. Развлекательность проявлялась в организации различных идеологических шоу, романтизации классовой борьбы и революции, подвигов разведывательных и правоохранительных органов.

В изобразительном искусстве проявлением массовой культуры стал поп-арт (популярное искусство), который пришел на смену непонятном большинству абстракционизма. Произведения поп-арта строятся на сочетании фотографии, муляжей, репродукций с консервными банками, деталями машин и т.д. Бездуховность и популяризация дурного вкуса представители поп-арта пытаются компенсировать доступностью своих произведений любому зрителю.

Театральная и телевизионная разновидность поп-арта - хеппенинг - основывается на устроенных режиссером экстремальных ситуациях. Попадая в них, зрители становятся активными участниками событий.

Появилась "Массовая литература", рассчитанная на неприхотливые вкусы. Создавалась она в доступной форме, подавая сложные явления в упрощенном, иногда примитивном виде. "Массовая литература" призвана развлекать читателя. Основными ее темами являются приключения, описание ужасов, преступность и т.д. Некоторые герои "массовой литературы ", как например агент 007 Джеймс Бонд, стали всемирно известными персонажами. Типичный герой этой литературы - супермен, благородный юноша, который выходит на бой со злом, полагаясь на мужество и физическую силу.

В своих проявлениях массовая культура существует как средство для развлечений. Ориентируясь на специфические потребности и вкусы, она иногда порождает настоящие таланты. Созданный ею сверхприбыль частично вкладывается в развитие других видов культуры.


 

7. Экзистенциализм

После Второй мировой войны получила распространение философия экзистенциализма (существование) и искусство абсурда. Их идеологами были французские писатели и философы Жан Поль Сартр (1905-1980) и Альбер Камю(1913-1960). По их мнению, экзистенцию (бытие) понять невозможно, егоможно лишь почувствовать. Поэтому основу своей философии они выложили не в научных трудах, а в художественных произведениях. В центре их внимания - личность, ее отношения с миром, обществом, Богом. По их убеждениям, история ХХ в. свидетельствует, что "Бог умер", и поэтому бытие не имеет смысла.Жизнь человека состоит в интуитивном гонении за маревом-политикой, моралью ,свободой, представление о которых изменяется с изменением обстоятельств. Любые человеческие ценности - абсурд. Единственной силой, способной ему противостоять, является искусство - постоянный творческий бунт.

Пессимистическая философия экзистенциализма, распространилась в литературе, драматургии, кино,породила "антитеатр" (Э. Ионеску - театр парадоксов) и "Антироман" (А.Роб-Грийе, Н. Саррот, Ф. Саган). Произведения отличаются отсутствием сюжета, аморфным характером персонажей, спонтанностью их поведения,которую невозможно объяснить, непонятностью диалогов. Жизнь персонажей -трагический фарс, а идеалы, как правило, отсутствуют.

 

8. Музыка

Как и в изобразительном искусстве, в музыке существуют два главных направления -классический и модернистский. В СССР и социалистических странах преобладал классическийнаправление. Это с одной стороны, было положительным, потому что формировались музыкальные вкусы,распространялась классическая музыка. С другой стороны, это вызвало протест и нигилизм,особенно у молодежи.

В послевоенные годы сформировалось созвездие выдающихся композиторов, исполнителей, певцов.Среди них русские композиторы Сергей Прокофьев, Родион Щедрин, Артур Шнитке,американские Леонард Бернстайн, Джан Карло Менотти.

Вершин искусства достигли пианисты Давид Горовиц и Ван Клиберн (США), Святослав Рихтер(Россия), скрипачи Павел Коган, Давид Ойстрах и его сын Игорь (Россия), Иегуди Менухин (США), певцы Лучано Паваротти (Италия), Марио Ланца (США), Евгения Мирошниченко, Анатолий Соловьяненко (Украина) и многие другие.

 

9. Рок-движение

Феноменом художественной жизни 60-х годов стал рок-движение, сформировавшееся в Англии и США, а впоследствии охватил весь мир. Выйдя из недр массовой культуры, создатели года -Элвис Пресли, группы "Битлз", "Роллинг Стоунз" и другие исполнители - порвали с ней, выразив стихийный протест молодежи социальной неустроенности, войнам, милитаризма, расовой дискриминации. Тексты песен были откровенны, их образ подчеркнуто демократичным, а их поведение бросала вызов нормам морали. Музыкальное дарование исполнителей, повышенные звуки, ритмичные мелодии вызывали восхищение, превращались в силу, способную объединить молодежь.