Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 968

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопросы:

1. Какое значение для укрепления безопасности в мире имело создание ООН?

2. Назовите политические итоги Второй мировой войны.

3.Объясните понятия “холодная война” и биполярный мир.

4.Какие военно-политические блоки были созданы в конце 40-х — начале 50-х годов ХХ в.?

5.Какую роль играл Афро-Азиатский регион в послевоенной системе между-народных отношений?

6.Когда возникло движение неприсоединения? В чем его сущность?
Тема 2.4. Международные отношения в 60-х - первой половине 80-х годов.

Карибский кризис 1962 г. и его урегулирование. Проблемы разоружения и запрещения ядерного оружия в 60-х годах. Советско-Китайские отношения. Усиление пацифистких настроений в мире.

Карибский кризис 1962 г. и его урегулирование. Победа 1 января 1959 г. Кубинской революции обострила напряженность в бассейне Карибского моря. США неприязненно относились к политическому режиму на Кубе. Обе стороны подвергали друг друга жесткой критике. Высшей точкой противостояния двух стран стали события января 1961 г., когда из Гаваны были высланы американские дипломаты, а США в ответ на это разорвали с Кубой дипломатические отношения.

США стали разрабатывать планы вторжения на кубинскую территорию. Одной из таких акций был организованный американскими спецслужбами десант кубинских эмигрантов в апреле 1961 г. на побережье Кубы в местечке Плая-Хирон. Интервенция закончилась провалом. После этого кубинское руководство обратилось за помощью к СССР. Советский Союз смог незаметно, под видом промышленного оборудования доставить на территорию Кубы 42 ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками. Но американский самолет-разведчик обнаружил их. Разразился международный кризис. 22 октября американский президент Дж. Кеннеди выступил по Национальному телевидению и заявил, что США вводят против Кубы морскую блокаду. Были приведены в полную боевую готовность соединения флота, армии и авиации.

Генеральный секретарь ООН У Тан приступил к интенсивным переговорам со всеми сторонами, участвовавшими в конфликте. Однако ситуация продолжала оставаться напряженной. 23 октября брат

президента Дж. Кеннеди Роберт Кеннеди, занимавший пост министра юстиции, нанес неофициальный визит советскому послу в США А.Ф. Добрынину. Посол изложил позицию руководства СССР, объяснив, что советские ракеты размещены на Кубе как ответная мера на угрозу США правительству Ф. Кастро и размещение американских ракет в Турции. В конечном итоге удалось найти компромиссное решение. Советское правительство дало обязательство вывезти ракеты с Кубы, а правительство США обещало не совершать интервенцию в отношении Кубы и убрать из Турции свои ракеты.


20 ноября правительство Соединенных Штатов отменило блокаду Кубы. Карибский кризис был разрешен мирным путем.

Проблемы разоружения и запрещения ядерного оружия в 60-х годах. Наличие биполярного мира и обострение противостояния двух сверхдержав привели к развязыванию небывалой гонки ядерного

и иных видов вооружения. На вооружение шли средства, которые можно было бы направить на решение назревших социально-экономических проблем человечества. Поэтому одним из главных направлений международной политики в 60-х годах являлась борьба миролюбивых сил за всеобщее разоружение.

В 1959 г. на XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН СССР выступил с Декларацией о всеобщем и полном разоружении всех государств. Однако была принята лишь общая резолюция, одобрявшая идею всеобщего и полного разоружения без принятия конкретного плана.

На сессии Генеральной Ассамблеи ООН 1960 г. СССР внес на рассмотрение документ “Основные положения Договора о всеобщем и полном разоружении”, которое должно было проходить под строгим международным контролем. Однако западные страны не поддержали эту инициативу.

Сильное влияние на пересмотр США и НАТО их прежней политики и стратегии оказали запуск в космос первого советского спутника в 1957 г. и полет Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. Эти факты, а также активная позиция миролюбивых сил заставили США и Велико-британию подписать вместе с Советским Союзом в 1963 г. Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Этот документ стал победой всех миролюбивых сил, которые неустанно боролись против ядерной угрозы.

Советско-китайские отношения. На рубеже 60-х годов произошло резкое ухудшение отношений между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой. Формальным поводом для этого послужила критика Н.С. Хрущевым культа личности И. В. Сталина. Лидеры Коммунистической партии Китая (КПК) принципиально с ней не согласились. Новый виток обострения отношений между двумя странами произошел после ХХII съезда КПСС, который китайское руководство охарактеризовало как “ревизионистский”. В китайских средствах массовой информации началась открытая антисоветская пропаганда.

Усиление напряженности между двумя державами было вызвано также проблемой национальных меньшинств. Прежде всего это касалось жителей Синьцзяна. На территории Синьцзян-Уйгурского автономного района проживали достаточно многочисленные диаспоры казахов, уйгуров, узбеков. В начале 60-х годов из этого региона начался массовый переход населения в СССР. Только с 22 апреля до начала июня 1962 г. нелегально перешли границу 67 тыс. человек. Китайское руководство стало преподносить начавшуюся миграцию как “подрывную деятельность советских ревизионистов”, которые якобы насильственно удерживают китайских граждан на территории СССР.



В середине 1960 г. происходит усиление напряженности между двумя государствами и по территориальному вопросу. Наблюдались случаи систематического нарушения советско-китайской границы гражданами КНР. В 1962 г. было зарегистрировано более 5 тыс. нарушений советской границы с китайской стороны.

По инициативе СССР в июле 1963 г. состоялась встреча делегаций КПК и КПСС в Москве. Однако она закончилась безрезультатно. Стороны обвиняли друг друга в отходе от принципов марксизма-ленинизма. В действительности же это была борьба двух стран за гегемонию в мировом коммунистическом движении.

Пекин продолжал свои территориальные притязания. 10 июля 1964 г. председатель ЦК КПК Мао Цзэдун высказал серьезные территориальные претензии Китая к СССР и заключил: “Мы еще не представляли счета по этому реестру”. Территориальное противостояние двух стран в конечном итоге вылилось в вооруженный конфликт. В ночь на 2 марта 1969 г. специально подготовленное подразделение китайской армии численностью около 300 человек, нарушив советско-китайскую границу на р. Уссури, вышло на остров Даманский. Когда советские пограничники подошли к нарушителям с намерением заявить протест и потребовать удалиться с советской территории, те открыли огонь, в упор расстреляв стражей границы. Срочно вызванный резерв советских погранвойск вступил в боевые действия с нарушителями границы и изгнал их за пределы своей территории. В результате этого конфликта погибли 31 советский пограничник, 14 человек получили ранения.

14 марта была предпринята новая попытка вторжения китайских отрядов на остров Даманский, которая тоже закончилась провалом. Советское руководство направило правительству КНР ноты протеста, требуя немедленного прекращения подобных провокаций.

11 сентября 1969 г. по инициативе СССР в Пекине состоялась встреча Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина с премьер-министром Госсовета КНР Чжоу Эньлаем. Были обсуждены вопросы улучшения обстановки на границе и дальнейшего развития торговых и экономических связей. 20 октября 1969 г. в Пекине возобновились переговоры по пограничным вопросам. В конце 1970 г.

СССР и КНР обменялись послами и подписали торговый протокол.

Однако отношения между двумя странами продолжали оставаться напряженными.

Поворот к разрядке международной напряженности. С начала 70-х годов международные отношения вступили в новый виток своего развития — этап перехода от конфронтации двух миров к разрядке напряженности. Начало ему положил договор между СССР и ФРГ 1970 г. Он базировался на отказе западногерманской стороны от претензий на пересмотр послевоенных европейских границ.


Важное значение для укрепления мира в Европе и дальнейшего развития разрядки международной напряженности имели договоры: 1970 г. (между ПНР и ФРГ); 1971 г. (четырехстороннее соглашение по Западному Берлину); 1972 г. (между ГДР и ФРГ); 1973 г. (между Чехословакией и ФРГ).

Борьба за международную безопасность становится важным фактором международных отношений в этот период. В 1972 г. участники совещания Политического консультативного комитета стран — участниц Варшавского договора выступили с инициативой создания системы европейской безопасности, которая получила поддержку многих стран мира.

30 июля — 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Руководители 33 европейских государств, а также США и Канады подписали Заключительный акт, в котором были зафиксированы согласованные принципы взаимоотношений стран — участниц совещания, определены меры по снижению опасности возникновения вооруженных конфликтов, содержание и формы сотруд-ничества между европейскими государствами.

Участники Совещания взяли на себя обязательства руководство-ваться следующими принципами: 1) суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; 2) неприменение силы или угрозы силой; 3) нерушимость границ; 4) территориальная целостность государств; 5) мирное урегулирование споров; 6) невмешательство во внутренние дела; 7) уважение прав человека и основных свобод, включая свободу слова, совести, религии и убеждений; 8) равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; 9) сотрудничество между государствами; 10) добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Итоги Совещания отразили заинтересованность народов в мире, разоружении, развитии сотрудничества. Процесс, начатый в Хельсинки, показал реальную возможность достижения взаимовыгодных договоренностей, идущих на пользу всем государствам.

Встречи представителей государств — членов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) стали проводиться периодически, и в 1995 г. СБСЕ было переименовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Советско-американские отношения в 60—70-х годах. Начало 60-х годов ознаменовалось наметившимся улучшением советско-американских отношений.

После визита Н.С. Хрущева в США в 1959 г. намечался ответный визит в СССР американского президента Д. Эйзенхауэра. Однако полет американского самолета-разведчика, сбитого в мае 1960 г. под Свердловском, привел к срыву визита и ухудшил отношения между двумя странами.


Приход к власти в США в январе 1961 г. демократической администрации и изменение внешнеполитической доктрины создавали условия для улучшения отношений. В период президентства Дж. Кеннеди был подписан ряд советско-американских документов, способствовавших ослаблению угрозы ядерной войны.

Вторая половина 60-х годов характеризуется усилением напряженности в советско-американских отношениях. Это было вызвано прежде всего усилением военной эскалации США во Вьетнаме. Приход к власти в Соединенных Штатах республиканского правительства во главе с Р. Никсоном вселял надежду на потепление отношений между двумя странами. В 1972 г. состоялся визит президента США в Москву. Советско-американские переговоры 1972—1974 гг. внесли определенный вклад в оздоровление международной обстановки. Были подписаны важные документы, в которых признавалось, что в современных условиях нет иной альтернативы кроме мирного сосуществования. Большое значение имело подписание Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временного соглашения о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Было подписано также советско-американское Соглашение о предотвращении ядерной войны.

После продолжительных переговоров в 1979 г. СССР и США заключили Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), основанный, как и ранее подписанные документы, на принципе равенства и одинаковой безопасности сторон. Эти договорно-правовые акты создавали предпосылки для развития двустороннего сотрудничества на долговременной основе в соответствии с принципом мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Однако договор ОСВ-2 не был ратифицирован США. Причиной тому послужило ухудшение советско-американских отношений.

Обострение отношений между Востоком и Западом. Срыв

разрядки и курс США на победу в “холодной войне”. На рубеже 70—80-х годов международная обстановка вновь обострилась. Это было обусловлено целым рядом причин. В 1974—1975 гг. практически все развитые страны Запада охватили экономический и энергетический кризисы. Это привело к нарушению традиционных связей на мировом рынке, осложнило нормальный ход экспортно-импортных операций, дестабилизировало всю сферу финансово-кредитных отношений. Создавшиеся условия требовали новых подходов и решений. Пришедшие к власти в ряде стран Западной Европы, США и Канаде консерваторы отстаивали идею проведения жесткого курса на международной арене.