Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 963
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Администрация Д. Эйзенхауэра решила пойти навстречу афроамериканскому населению. В 1954 г. Верховный суд США отменил раздельное обучение чернокожих и белых детей. В 1955 г. 40-тысячное негритянское население Монтгомери выступило против сегрегации на транcпорте. Негры потребовали, чтобы они могли занимать места в автобусах вместе с белыми. В 1956 г. Верховный суд США принял постановление, согласно которому сегрегация в автобусах нарушает Конституцию США и поэтому отменяется. Однако власти южных штатов отказывались выполнять это решение суда. Эйзенхауэру так и не удалось до конца разрешить и расовую проблему.
Внешняя политика республиканцев определялась прежде всего характером отношений с Советским Союзом. Эти взаимоотношения носили крайне переменчивый характер. Будучи прагматиком, Д. Эйзенхауэр понимал, что США не в состоянии установить глобальный контроль во всех точках земного шара. Поэтому он допускал возможность сотрудничества между СССР и США в научной и куль-этого его политическая карьера закончилась. В 1957 г. Маккарти умер. Однако его идеи долгое время имели распространение среди определенной части американского общества.
Приход к власти республиканцев. Политика Г. Трумэна завела страну в тупик. На президентских выборах 1952 г. победу одержали республиканцы во главе с участником Второй мировой войны генералом Дуайтом Эйзенхауэром. Д. Эйзенхауэр столкнулся с тремя важными проблемами: война в Корее, расовые противоречия и положение американских фермеров. В своей предвыборной платформе генерал прежде всего обещал закончить корейскую войну, которая вызывала массовое недовольство в обществе. Став президентом, он выполнил свое обещание. 27 июля 1953 г. было заключено соглашение о перемирии в Корее.
Сложнее обстояло дело с фермерской и расовой проблемами. Американские фермеры находились в затруднительном положении, так как имелись проблемы по сбыту произведенной продукции. Правительство Эйзенхауэра попыталось разрешить эту проблему, приняв Закон о гибком паритете. Смысл его сводился к правитель турных областях, вследствие чего наметилось некоторое сближение между двумя странами. По приглашению Д. Эйзенхауэра осенью 1959 г. США посетил Председатель Совета Министров СССР
Н. С. Хрущев. Летом 1960 г. должно было состояться ответное посещение Эйзенхауэром Советского Союза. Однако инцидент с американским самолетом-разведчиком “У-2” вновь обострил конфронтацию. Встреча в верхах была сорвана, начался новый виток противостояния между двумя мировыми державами.
Из закона о внутренней безопасности (1950 г.)
§ 22. ... Не разрешается въезд в США любому иностранцу, подпадающему под любую из следующих категорий:
(1) иностранцы, стремящиеся въехать в Соединенные Штаты с целью исклю-чительно, главным образом или время от времени заниматься деятельностью, наносящей ущерб общественным интересам или подвергающей опасности благосостояние или безопасность Соединенных Штатов.
1.Охарактеризуйте экономическое и политическое положение США после Второй мировой войны.
2.Чем определяется роль США как ведущей мировой державы?
3.Какие факты свидетельствуют о правоконсервативных проявлениях во внутренней политике США в 50-х годах?
4.Расскажите о политике администрации Д. Эйзенхауэра.
США в 1960—2010 гг.
Демократы у власти. Политика Дж. Кеннеди и Л. Джонсона.
Восьмилетнее правление республиканцев вызвало разочарование у многих граждан США, поэтому Демократическая партия получала реальную возможность для взятия реванша. На состоявшихся 8 ноября 1960 г. выборах президентом США был избран 43-летний представитель Демократической партии Джон Кеннеди.
Вступив в Белый дом 20 января 1961 г., Кеннеди произнес фразу: “Новые рубежи здесь”. Затем он изложил свою программу, которая получила название Политика новых рубежей.
Сущность внутренней политики Дж. Кеннеди сводилась к более активному использованию механизмов государственного регулирования и методов социального маневрирования.
В своей предвыборной платформе он обещал избирателям добиться ежегодного прироста экономики на 5%. И президент выполнит это обещание. По инициативе Кеннеди был принят закон, согласно которому предоставлялась 7%-ная скидка с налога корпорациям, которые вкладывали свои капиталы в новое промышленное оборудование. Это дало возможность США совершить мощный прорыв к новым технологиям.
Научно-техническая революция вела к сокращению рабочих мест, и в стране увеличивалась безработица. По настоянию Кеннеди в 1961 г. была принята программа по переустройству районов, стра-дающих хронической безработицей. Она касалась так называемых старых отраслей промышленности, прежде всего угольной, в которой шел интенсивный процесс свертывания производства в результате появления новых видов энергоносителей. Кеннеди не удалось полностью ликвидировать безработицу, но он добился ее значительного снижения. В феврале 1961 г. насчитывалось 5,7 млн. безработных, а в сентябре 1964 г. их число сократилось до 3,7 млн. При непосредственном участии президента была повышена заработная плата — она увеличивалась на 3,2 %. Также был снижен пенсионный возраст — с 65 до 62 лет. Президент убедил Конгресс принять Билль о гражданских правах, который должен был препятствовать расовой дискриминации при приеме на работу и в общественных местах.
При Дж. Кеннеди происходит смена внешнеполитических доктрин. Вместо доктрины массированного возмездия Кеннеди предлагает доктрину гибкого реагирования. В 1961 г. американский президент формулирует политический проект для Латинской Америки, получивший название “Союз ради прогресса”. Эта политика провозглашалась как оказание помощи латиноамериканским странам. Для других стран третьего мира была создана организация под названием “Корпус мира”, в которую входили молодые американцы, направлявшиеся в эти страны для пропаганды американского образа жизни и оказания им помощи.
Вопреки сторонникам жесткой линии во внешней политике Кеннеди идет на подписание в 1963 г. Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах. Однако именно при Кеннеди разразился Карибский кризис, в ходе которого мир оказался на волосок от ядерной катастрофы.
Политика Кеннеди вызывала крайне неоднозначную реакцию в Соединенных Штатах. Особенно были недовольны представители крупных нефтяных компаний, которые по его инициативе были подвергнуты дополнительному налогообложению. Подвергалась критике и внешняя политика президента. Во время предвыборной поездки по стране 22 ноября 1963 г. Дж. Кеннеди был убит в г. Далласе (штат Техас).
Кеннеди Джон Фицджеральд (1917—1963)
Родился в Бруклине в респектабельной семье католиков ирландского происхождения. Окончил Лондонскую школу экономики и Гарвардский университет. В годы войны служил в Военно-морском флоте США на Тихом океане. С начала 1945 г. работал в газете “Inter-national News Service”. В качестве корреспондента присутствовал на заключительной Потсдамской конференции стран антигитлеровской коалиции. Возвратившись в США, занялся политической карьерой. В 1947 г. был избран депутатом палаты представителей от Демократической партии штата Массачусетс. В 1953 г. стал сенатором. В ноябре 1960 г. избран президентом США. Дж. Кеннеди наметил целый ряд серьезных социально-экономических реформ в интересах широких слоев населения. Во внешней политике проявлял исключительно трезвый подход относительно сложившегося соотношения сил на между-народной арене будучи твердо уверенным в том, что будущее мирового развития будет зависеть от советско-американских отношений. В своей известной речи в Американском университете подчеркнул, что интересы США и СССР не пересекаются ни в одной из точек земного шара. Курс, взятый Дж. Кеннеди, вызвал бешеные нападки со стороны ультраправых расистских кругов США. 22 ноября 1963 г. Дж. Кеннеди был убит в г. Далласе (штат Техас).
После гибели Кеннеди пост президента занял вице-президент Линдон Джонсон. В 1964 г. он был избран президентом США. Л. Джонсон провозгласил программу создания “Великого общества”. Она предусматривала целый комплекс мероприятий. По рекомендации президента Конгрессом был одобрен проект оказания помощи депрессивным районам. Вступил в силу закон, направленный на обеспечение участия негров в выборах. Были ассигнованы средства на общественные работы, жилищное и городское строительство, помощь престарелым, финансирование общественных начальных и средних школ, вузов, лечебных центров. Были увеличены субсидии и кредиты фермерам.
Однако все эти меры были ослаблены впечатлением от внешней политики Л. Джонсона. При нем значительно увеличился американский военный контингент во Вьетнаме — он достиг 500 тыс. человек. США все более увязали в этой стране. Начинается подъем массового антивоенного движения. В Конгрессе США складывается оппозиция внешней политике Джонсона.
Внутренняя и внешняя политика США в конце 60-х — 70-х годах.
На президентских выборах 1968 г. побеждает представитель Республиканской партии Ричард Никсон. В 1969—1971 гг. страну поразил экономический кризис. Снизился уровень промышленного производства, выросла безработица, наблюдается усиление инфляции.
15 августа 1971 г. Никсон объявил о новой экономической политике. Согласно этой программе, должна была произойти стабилизация цен и заработной платы. Но в действительности эти меры привели к замораживанию зарплаты, а рост цен остановить так и не удалось. Правительство Р. Никсона несколько раз увеличивало размеры пенсий, пособий, выплачиваемых в связи с потерей трудоспособности и кормильца. В 1972 г. вступил в силу закон, который внес существенные изменения в страхование по безработице. Право на получение этих пособий было предоставлено еще 4,8 млн. рабочих и служащих. Но особенно широкое распространение в 70-х годах получила система государственной помощи семьям, находившимся ниже черты бедности.
В области внешней политики администрация Никсона выступала за то, чтобы “эра конфронтации сменилась эрой переговоров”.
В 1972 г. Р. Никсон наносит визит в Москву, в ходе которого был подписан пакет документов, определяющих характер отношений между двумя странами. Большим успехом внешнеполитической деятельности Никсона было прекращение войны во Вьетнаме в 1973 г.
В 1972 г. Р. Никсон был переизбран на второй срок. Однако отбыть его до конца он не смог. В стране разразился скандал, связанный с так называемым Уотергейтским делом. Никсона обвиняли в том, что в ходе избирательной кампании 1972 г. якобы по его указанию представители Республиканской партии установили в штаб-квартире Демократической партии в отеле “Уотергейт” подслушивающие устройства. Р. Никсон отрицал свою причастность к этому делу, но под угрозой импичмента вынужден был уйти в отставку 9 августа 1974 г. На посту президента его сменил вице-президент Джеральд Форд.
Новый президент выдвигает программу преодоления экономического спада, энергетического кризиса и борьбы с безработицей.
В 1975 г. вступил в силу Закон об автоматическом повышении пенсий по старости в соответствии с ростом стоимости жизни.
Во внешней политике Дж. Форд продолжал придерживаться принципов разрядки международной напряженности. В ноябре 1974 г. во Владивостоке состоялась встреча американского президента и советского лидера Л. И. Брежнева. Стороны подтвердили принципы мирного сосуществования. В августе 1975 г. США приняли участие в совещании 35 государств по безопасности и сотрудничеству в Европе и подписали заключительный документ о нерушимости послевоенных границ.
Накануне президентских выборов 1976 г. появляются скандальные разоблачения коррупции в верхах, что не могло не отразиться на результатах президентской кампании. В итоге победу на выборах 1976 г. одержал представитель Демократической партии Джеймс Картер.
Дж. Картер заявил, что борьба с безработицей является главным приоритетом правительства. Однако уже в 1978 г. главной внутренней проблемой он назвал инфляцию. Демократической администрации пришлось серьезно заняться и системой социального обеспечения.
В 1978 г. на социальные нужды было выделено около 100 млрд. долларов. Картер подчеркивал, что в социальных проектах необходимо стремиться не только к экономии, но и к рационализации. Следуя данной установке, президентская администрация в 1979 г. добилась реконструкции громоздкого и неповоротливого Министерства здравоохранения, образования и благосостояния, штат которого в 1978 г. составлял 156 тыс. человек. Вместо него были созданы Министерство здравоохранения и социальных услуг и Министерство образования.
В деятельности администрации Дж. Картера важное место занимала энергетическая проблема. Это привело к созданию в 1977 г. Министер ства энергетики. Однако это не смогло в должной степени разрешить проблемы энергетики.