Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 964

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поводом к этому послужили события в Афганистане. В конце 1979 г. СССР ввел в эту страну, как отмечалось в советских СМИ, по просьбе афганского правительства ограниченный контингент войск. Средства информации Запада обвинили СССР в агрессии против суверенной страны и стали культивировать идею “советской военной угрозы”. Используя эти события, определенные силы в США добились принятия невиданной по масштабам долгосрочной программы наращивания стратегических вооружений. Они поставили целью достижение военного превосходства над Советским Союзом. В США было развернуто производство качественно новых видов вооружения первого удара. Вашингтон проявил стремление осуществить милитаризацию космоса. В ряде стран Западной Европы, входящих в НАТО, были размещены новые американские ядерные ракеты средней дальности.

Это привело к ответным мерам со стороны СССР, что еще более обострило международную обстановку. Рост международной напря-женности был вызван также вмешательством США во внутренние дела других стран. Так, сферой “жизненных интересов” США были объявлены Ближний Восток, Африка, Индийский океан. Пентагон стал расширять военное присутствие американцев в этих регионах. Помимо этого, объектами американского вмешательства в конце 70-х — начале 80-х годов стали Ливан, Афганистан, Иран, Никарагуа, Панама, Сальвадор, Гренада, Ливия.

В 1983 г. президент Р. Рейган провозгласил долгосрочную программу создания широкомасштабной противоракетной обороны с элементами космического базирования. Она получила официальное название — Стратегическая оборонная инициатива (СОИ). Ее цель заключалась в создании противоракетного щита для прикрытия территории США путем развертывания эшелонов ударных космиче-ских вооружений, чтобы иметь возможность первыми применить ядерное оружие против СССР и уменьшить последствия ответного удара по американской территории. Цель СОИ состояла в том, чтобы, разместив американские ракеты в космосе, получить военное превосходство над СССР.

Усиление пацифистских настроений в мире. Тем временем во многих странах возникли антивоенные организации и движения, что было вызвано ростом пацифистских настроений. По инициативе Всемирного совета мира и других общественных организаций был проведен ряд международных конференций и конгрессов за мир, безопасность и международное сотрудничество. В 1986 г. в Копенгагене состоялся Всемирный конгресс миролюбивых сил, посвященный Международному году мира. В работе этого форума, который прошел под девизом “Сохранить мир и будущее человечества”, участвовали около 2,5 тыс. делегатов из 136 стран, представлявших многочисленные антивоенные движения, политические партии и общественные


организации. Широкая открытая дискуссия завершилась принятием “Копенгагенского призыва”, требующего прекратить гонку ядерных вооружений на Земле и не допустить ее в космосе.

Движение сторонников мира не являлось решающим фактором в системе международных отношений, но, выражая интересы мировой общественности, оно сыграло свою позитивную роль в разрядке международной напряженности и укреплении мира.

Основы взаимоотношений между СССР и США (1972 г.)

(Извлечение)

Обе стороны признают, что попытки получения односторонних преимуществ, прямо или косвенно, за счет другой стороны несовместимы с этими целями. Необхо-димыми предпосылками для поддержания и укрепления между СССР и США отношений мира являются признание интересов безопасности сторон, основывающейся на принципе равенства, и отказ от применения силы или угрозы ее применения...

Вопросы:

1.Чем был вызван Карибский кризис? Какое значение имело его урегулирование?

2.Каким образом решались вопросы разоружения в 60-х годах?

3.В чем выразилось обострение советско-китайских отношений? Каковы были его причины?

4. Определите субъективные и объективные факторы, которые привели к разрядке международной напряженности.

5.В чем состоят основные достижения процесса разрядки?

6.Назовите причины ухудшения международной обстановки в конце 70-х — начале 80-х годов.

7.Что представляла собой американская программа СОИ?

Тема 2.5. США в 1945-2000 гг.

Экономическое и политическое отношение в США после Второй мировой войны. Политика администрации Д. Эйзенхауэра. Политика Дж. Кеннеди и Эл. Джонсона. Деятельность республиканской администрации Рейгана-Буша. Демократ Билл Клинтон. Республиканец Джордж Буш-младший. Американо-казахстанские отношения.

Послевоенное развитие. Соединенные Штаты Америки были единственной крупной страной мира, которая за годы Второй мировой войны усилила свой экономический и политический потенциал. За всю предшествующую историю США никогда не достигали такого могущества. Их доля в мировом капиталистическом производстве в 1948 г. составила 54,6%. Вооруженные силы США расположились на основных направлениях мировых стратегических коммуникаций.

12 апреля 1945 г. умер американский президент Франклин Рузвельт. Его преемником стал вице-президент Гарри Трумэн, который заявил, что продолжит политику своего предшественника. Политический курс, провозглашенный Г. Трумэном в сентябре 1945 г., был назван “справедливым”.

Президентство Г. Трумэна совпало с улучшением экономической конъюнктуры в стране. Увеличение рабочих мест в 1944—1946 гг. привело к повышению численности рабочего класса и оживлению профсоюзного движения. Это, в свою очередь, привело к принятию законодательных актов в интересах широких слоев населения. Были приняты Закон о льготах ветеранам, так называемый “Солдатский билль”, Закон о занятости, предусматривавший принятие властями мер против безработицы. Был также подтвержден Закон о контроле над квартирной платой, который ограничивал ее рост.

В январе 1949 г. демократы внесли в сенат билль о строительстве в течение семи лет 1050 тыс. жилых единиц при содействии государства. Однако этот проект до конца не был выполнен. Ко времени истечения президентского срока Трумэна было построено менее 60 тыс. жилых единиц.

“Справедливый курс” Г. Трумэна был перечеркнут целым рядом консервативных законов. В этом ряду следует особо выделить Закон Тафта — Хартли, названный так по имени авторов законопроекта — сенатора Тафта и члена палаты представителей Хартли. Он был принят в 1947 г. и ограничивал права профсоюзов. Закон обязывал профсоюзы предоставлять правительству сведения о своей численности и денежных расходах. Он также запрещал им финансирование политических кампаний, проведение забастовок солидарности и пикетиро-вание. Коммунистам запрещалось занимать выборные посты в профсоюзах. Согласно закону, профсоюзы обязывались предварительно уведомлять хозяев и власти о предстоящей стачке. В случае проведения крупной забастовки, которая с точки зрения правительства “грозила здравоохранению и безопасности нации”, президент имел право приостановить стачку на 80 дней.


Проявлением ультраконсервативных тенденций в политике американских властей этого времени стал и указ президента Трумэна “о проверке лояльности”, в соответствии с которым с государственной службы стали изгоняться неугодные правым силам лица. Прежде всего это касалось тех, кто или симпатизировал, или лояльно относился к Советскому Союзу.

Консервативная внутренняя политика Г. Трумэна отразилась и на его внешнеполитическом курсе. Это получило проявление в так называемой “атомной дипломатии”. Взаимоотношения с СССР были центральным вопросом во внешней политике США. К этому времени определились две тенденции в отношениях с Советским Союзом. Первая из них была заложена Ф. Рузвельтом и направлена на послевоенное сотрудничество двух стран. Ее отстаивали ближайшие сподвижники покойного президента Г. Уоллес и Г. Гопкинс. Г. Трумэн и государственный секретарь Д. Бирнс в 1945—1946 гг. пытались занять золотую середину в отношениях с СССР, за что подвергались резким нападкам лидера республиканцев сенатора А. Ванденберга — сторонника жесткой линии относительно СССР. Ванденберг и его единомыш-ленники были сторонниками конфронтации с Советским Союзом, и Трумэн вынужден был уступить. Во внешней политике Соединенных Штатов на долгие годы утвердилась вторая тенденция.

Испытание ядерного оружия в Советском Союзе и победа революции в Китае вызвали активизацию в США ультраправых элементов. С января по октябрь 1949 г. под их давлением был устроен судебный процесс против компартии США. 11 ее представителей были осуждены и получили различные сроки заключения. В это же время правые заставили Конгресс производственных профсоюзов (КПП) исключить из своих рядов 11 профсоюзных организаций, насчитывавших 1 млн. человек, под предлогом проникновения в них коммунистов.

В 1950 г. был принят Закон Маккарэна — Вуда. Такое название он получил от имени двух сенаторов. Официально он назывался Закон о внутренней безопасности. Согласно ему, все организации, которые правительство считало неблагонадежными, должны были зарегистрироваться как подрывные в Министерстве юстиции. Отказ от регистрации наказывался пятилетним тюремным заключением и штрафом в размере 10 тыс. долларов. Сотни общественных организаций были объявлены подрывными.

В 1952 г. американский конгресс принял Закон Маккарэна — Уолтера, получивший официальное название Закон об иммиграции и гражданстве. Согласно ему, граждане Америки делились на коренных и некоренных американцев. Против некоренных применялись различного рода дискриминационные меры. Они должны были оставлять отпечатки пальцев в Федеральном бюро расследований (ФБР). При приеме на работу преимуществом пользовались коренные американцы, при сокращении рабочих мест или других обстоятельствах прежде всего увольнялись некоренные американцы. Этот закон явился наиболее ярким проявлением кризиса американской демократии в эти годы. Демократическая общественность США подвергла этот закон резкому осуждению, назвав его расистским. Апогеем наступления консервативных сил на демократические завоевания американского общества стал разгул маккартизма. Он приходится на 1950—1953 гг. Это политическое течение получило название по имени сенатора Джозефа Маккарти, который возглавил сенатскую подкомиссию по расследованию антиамериканской деятельности. В стране стала насаждаться атмосфера страха и подозрительности. Сослуживцы и соседи стали подозревать друг друга в“нелояльности”. В комиссию, возглавляемую Маккарти, стали вызывать ученых, профсоюзных деятелей, писателей и артистов и просто рядовых американцев. Даже если подозреваемые Маккарти избегали тюрьмы, их будущее было крайне незавидно. Они увольнялись с работы, лишались права на преподавание, научную и творческую деятельность. Десятки тысяч людей, обвиненных в неблагонадежности, лишались средств к существованию и обрекались на полную лишений жизнь. Многие американцы, получавшие повестки в комиссию Маккарти, предпочитали, находясь в отчаянном положении, свести счеты с жизнью.


После прихода к власти республиканской администрации Д. Эйзенхауэра Маккарти продолжил свою прежнюю деятельность по выявлению “врагов нации”. Вначале новый президент индифферентно относился к его маниакальной деятельности. Но терпение Д. Эйзенхауэра лопнуло, когда Маккарти заявил, что и в Белом доме засели шпионы. В 1954 г. президент назначил правительственную комиссию, которая обвинила Дж. Маккарти в клевете, неуважении к конгрессу, растрате не по назначению государственных средств и взяточничестве. Было установлено, что Маккарти получил взятку в 10 тыс. долларов от строительной компании “Ласторн корпорейшн” за поддержку в сенате выгодных этой компании законопроектов. После ственному регулированию цен на сельхозпродукцию и резкому сокра-щению помощи нерентабельным хозяйствам. Излишки фермерской продукции скупало государство. Так же, как и при Ф. Рузвельте, денежные субсидии выдавались тем фермерам, которые, сокращая земельные запашки, сохраняли прежнее количество урожая, увеличивая производительность труда и улучшая обработку почвы. Эта политика Эйзенхауэра получила название Программа земельного банка.

Однако эти меры были выгодны лишь представителям крупных хозяйств, которые могли себе позволить законсервировать отдельные земельные участки и, используя новую технику и удобрения, повышать производительность труда. Средние и тем более мелкие фермеры позволить себе подобное, конечно же, не могли.

Еще более острой была расовая проблема, или проблема афро-американского (негритянского) населения. В послевоенные годы произошли серьезные изменения в социальной структуре негритян-ского населения США. Миллионы негров покинули южные штаты и переселились на север и запад, в основном в промышленные центры. И даже в южных штатах афроамериканцы переселялись в города, пополняя их трудовое население. В 1960 г. 73,1% негритянского населения проживало в городах. Это меняло его социальный статус, превращая афроамериканцев в промышленных рабочих.

В связи с миграцией афроамериканцев в города начинается их борьба против дискриминации в промышленной сфере. При одинаково выполненной работе негры получали зарплату меньшую, чем белые граждане США. На квалифицированную работу принимали в первую очередь белых рабочих, на неквалифицированную — чернокожих. Продолжало существовать раздельное обучение чернокожих и белых детей, а также осуществлялась сегрегация на транспорте. Были автобусы “Только для белых” и “Только для черных”.