Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 949
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во внешней политике Г. Шмидт стремился придерживаться баланса между сближением с Востоком, обеспечением национальной безопасности и атлантической солидарностью. ФРГ заняла первое место среди торговых партнеров СССР из числа развитых западных стран. Г. Шмидт внес большой личный вклад в развитие европейского интеграционного процесса.
Вместе с тем ФРГ присоединилась к решению НАТО о размещении на территории Западной Европы американских ракет “Першинг-2” и 464 крылатых ракет.
Политика Г. Шмидта стала подвергаться критике как со стороны консервативных политиков, так и со стороны социал-демократов. На выборах в бундестаг в 1982 г. победу одержали христианские демократы. Новое коалиционное правительство, состоящее из представителей ХДС/ХСС и СвДП, возглавил председатель ХДС Гельмут Коль.
Неоконсерватизм в Германии. Гельмут Коль принадлежал к политикам, стоявшим у истоков неоконсервативной волны. Свою деятельность он начал с корректировки федерального бюджета. Были уменьшены инвестиции в строительство жилья, расходы на заработную плату работникам государственного сектора. Пособия на детей подверглись жесткой дифференциации в зависимости от доходов семьи. Была отменена стипендия для учащихся старших классов школ, а стипендия для студентов переведена на основу ссуды.
Оживление экономики ФРГ было связано с улучшением в 80-х годах мировой экономической конъюнктуры, снижением цен на нефть и усилением интеграционных процессов в европейском сообществе. Все это вело к сокращению дефицита государственного бюджета и увеличению темпов роста ВВП, что позволило правительству Коля увеличить социальную поддержку пенсионерам, детям и инвалидам.
Внешняя политика Г. Коля носила многовекторный характер. Правительство следовало политике дальнейшего европейского строи-тельства, уделяя первостепенное значение франко-западногерманским отношениям. Правительство ФРГ выразило свою солидарность с Великобританией в конфликте с Аргентиной из-за Фолклендских островов. Г. Коль поддержал американскую программу СОИ и позволил США разместить в ФРГ ядерное оружие НАТО.
Изменение с середины 80-х годов характера международных отно-шений отразилось на внешней политике ФРГ. Наблюдается заметное сближение позиций ФРГ и СССР по основным проблемам мировой политики.
С именем Г. Коля связано объединение Германии в октябре 1990 г. Это существенно подняло его авторитет, благодаря чему на выборах 1994 г. он одержал очередную победу. Однако новый срок пребывания у власти принес целый ряд проблем. Это было связано и с объединением Германии, и с увеличением государственного долга, ростом инфляции и спадом производства.
Все это привело к тому, что на выборах 1998 г. победу одержал лидер Социал-демократической партии Герхард Шрёдер. Новое правительство приступило к снижению налогов , начало принимать меры по обеспечению гибкости рынка труда. В 1999 г. правительство Г. Шрёдера объявило о намерении начать реформу образования, предполагая увеличение расходов на эту сферу и повышение ее эффективности.
Во внешней политике Г. Шрёдер продолжал поддерживать интеграционные процессы в Европе. После победы на выборах 2002 г. в бундестаг он заявил, что стратегическим направлением внешней политики ФРГ является предотвращение и урегулирование конфликтов мирными средствами.
Германия на современном этапе развития. Состоявшиеся в ноябре 2005 г. выборы в бундестаг не принесли необходимого большинства ни одной из соперничавших группировок, и они приняли решение пойти на компромисс. СДПГ соглашалась на назначение канцлером представителя от ХДС/ХСС, а в качестве компенсации социал-демократы потребовали предосавления им большего числа министерских мест. После достигнутых договореннотей канцлером стала председатель ХДС Ангела Меркель, а социал-демократам было предоставлено восемь министерских портфелей.
Программа нового правительства предусматривала активную борьбу с безработицей, ста-вилась задача стабилизации бюджета и ре-шения социальных проблем. Прежде всего это предоставление равных возможностей для всех слоев общества в получении хорошего образо-вания, высокооплачиваемой работы, поддер-жание достойного уровня жизни, в первую очередь для многодетных семей и малоообес-печенных пенсионеров, сокращение разрыва в доходах и уровне жизни между богатыми и бедными. За период своего пребывания у власти Меркель в определенной степени выполнила свои предвыборные
обещания. Был повышен налог с продаж, сокращены бюджетные расходы, предприняты меры по борьбе с безработицей, стал активнее развиваться рынок занятости. ВВП Германии составил 3,3 трлн. долларов.
В первой половине 2007 г. ФРГ в 12-й раз председательствовала в ЕС под девизом: “Европа достигнет успеха в единстве”. В 2008 г. А. Меркель удалось убедить лидеров стран “Большой восьмерки” в необходимости подписания нового проекта Конституции Евросоюза. Она поддержала планы, нацеленные на блокирование поглощения германских компаний иностранными инвесторами.
27 сентября 2009 г. в ФРГ прошли очередные парламентские выборы. Ангела Меркель осталась на посту канцлера страны.
Приоритетным во внешней политике Германии остается европейское направление, хотя постепенно она приобретает многовекторный характер.
По приглашению А. Меркель в январе 2007 г. ФРГ посетил Президент Казахстана Н. А. Назарбаев. Состоялись переговоры двух лидеров, в ходе которых был обсужден широкий круг вопросов укрепления политического, торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества. В марте 2010 г. в Дрездене было открыто Почетное посольство Казахстана. На церемонии открытия представители двух сторон указывали на наличие потенциальных возможностей для дальнейшего углубления немецко-казахстанских отношений. Подчеркивалось, что такие перспективы открываются в области химической, автомобилестроительной, фармацевтической отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Из “Программы 10 пунктов” Федерального канцлера Г. Коля (28 ноября 1989 г.)
…Воссоединение, т. е. обретение вновь государственного единства, Германии остается политической целью федерального правительства.
... Мы осознаем, что на пути к немецкому единству стоит много трудных вопросов...
Увязывание решения германского вопроса с общеевропейским развитием и отношениями Запад — Восток ... делает возможным органичное развитие. Оно учитывает интересы всех участников и — это наша цель — прокладывает путь мирному и свободному развитию в Европе...
Вопросы:
1.Назовите причины раскола Германии.
2.Почему промышленное развитие Германии в первое послевоенное десятилетие принято называть “экономическим чудом”?
3.Сравните политический курс христианско-демократических и социал-де-мократических правительств.
4.Дайте оценку изменениям во внешней политике ФРГ, произошедшим в начале 70-х годов.
5.Назовите особенности внутренней и внешней политики Г. Коля.
6.Расскажите о политике кабинетов Г. Шрёдера и А. Меркель.
7.Охарактеризуйте немецко-казахстанские отношения на современном этапе.
8. Используя материалы периодической печати, подготовьте сообщение о современном положении ФРГ.
ИТАЛИЯ
Образование республики. После освобождения страны от фашизма и окончания войны перед Италией встал вопрос о будущем политическом устройстве. В 1946 г. был проведен Всенародный референдум. Большинство его участников высказались за республиканское правление. Одновременно с референдумом прошли выборы в Учредительное собрание. Премьер-министром стал лидер Христианско-демокра-тической партии (ХДП) Альчиде Де Гаспери. Было сформировано коалиционное правительство, в которое вошли также коммунисты и социалисты.
В декабре 1947 г. была принята новая Конституция. Италия объявлялась республикой.
Весной 1948 г. состоялись выборы в первый республиканский парламент. Победу одержали христианские демократы. Де Гаспери сформировал правительство без коммунистов.
Социально-экономическое и политическое развитие Италии в 50 — 90-х годах. В июне 1948 г. Италия подписала соглашение по принятию плана Маршалла. Американская помощь стала исходным пунктом экономического развития Италии. С 50-х годов началось быстрое хозяйственнное развитие страны, объявленное итальянским “экономическим чудом”. Ежегодный прирост промышленного производства достигал в среднем 10%. Вступление страны в Общий рынок
(1957 г.) расширило возможности сбыта. Хозяйственному росту способ-ствовали также усиление государственно-монополистического регули-рования, наличие крупного государственного сектора. В 1962 г. была начата национализация электроэнергетической промышленности. В ре-зультате было создано Государственное национальное объединение электроэнергетической промышленности. Впервые была национализи-рована целая отрасль. В 1967 г. был введен в действие Национальный пятилетний план. За короткий срок Италия превратилась в одну из высокоразвитых стран мира. Однако мощный экономический подъем имел и обратную сторону.
Иностранные, прежде всего американские, инвестиции наряду с позитивными результатами имели и негативные последствия. Они усиливали зависимость экономики Италии от США. Наряду с этим в итальянской экономике сохранялись серьезные диспропорции. Осо-бенно они проявлялись в отставании сельского хозяйства. Остро стояла проблема юга страны, влачившего полуфеодальное существование. Сохранялся довольно высокий уровень безработицы. Требовала своего решения и жилищная проблема.
Сложившаяся социально-политическая ситуация в стране вынуж-дала ХДП идти на реформы. Одной из них была аграрная реформа 1950 г. Она предусматривала изъятие за выкуп земли у крупных землевладельцев и передачу ее в рассрочку малоземельным и безземель-ным крестьянам. Реформа не могла охватить всех нуждающихся, но часть крестьян смогла улучшить свое положение.
В 1946 г. в Италии была создана неофашистская партия Итальян-ское социальное движение (ИСД ). Первое время власти пытались не замечать ИСД, но в 1960 г. ситуация резко обострилась. Неофашисты пытались провести свой очередной съезд в Генуе. По призыву профсоюзов и компартии в Генуе начались массовые антифашистские демонстрации. Демонстранты требовали отставки правительства. Происходили столкновения с отрядами фашистских боевиков, полицией и войсками. Страна оказалась на грани гражданской войны. Правительство было вынуждено отреагировать на эти события. Фашистский съезд в Генуе не состоялся.
Внешнеполитический курс ХДП был полностью ориентирован на США. Италия участвовала в создании НАТО и предоставила возмож-ность Соединенным Штатам разместить военные базы на своей терри-тории. Италия превращалась в стратегический центр южного фланга НАТО, что ставило под контроль США всю внешнюю политику страны.
Интересам Италии отвечало ее участие в европейской экономической интеграции. Однако, идя на этот шаг, итальянские власти взваливали на свои плечи довольно тяжелую ношу. Открытие таможенных границ для товаров других стран Общего рынка зачастую означало непосиль-ную конкуренцию для итальянских мелких собственников, а закрытие многих устаревших предприятий и введение автоматизации вело к росту безработицы.
Все это способствовало усилению недовольства политикой ХДП различных слоев населения. В самой партии к началу 60-х годов развернулась борьба группировок. Поэтому ХДП была вынуждена отказаться от монополии на власть и прибегнуть к помощи социалистов, чтобы укрепить свою социальную базу.
В 1962 г. христианский демократ А. Фанфани сформировал правительство левого центра, в которое вошли представители ХДП, социал-демократов и республиканцев. Такое название было дано потому, что ХДП считала себя центром в отличие от правых, неофашистов и левых коммунистов.
Левоцентристские кабинеты находились у власти до 1976 г.
Вторая половина 60-х — 70-е годы характеризовались новым витком борьбы за улучшение уровня жизни. Особенностью этого этапа борьбы явилось широкое участие в ней средних слоев населения. Это были служащие, врачи, преподаватели. В Италии в 60-х годах наблю-дался всплеск радикального студенческого движения. Активизировалось и профсоюзное движение. Его участники требовали ускорения проведения пенсионной реформы, осуществления комплексных мер по массовому строительству дешевого жилья. В 1968—1969 гг. в забастовках участвовало около 20 млн. человек, что составляло почти все трудо-способное население страны.
По размаху, активности и разнообразию форм забастовочной борьбы Италия выделялась среди всех западных стран.
Обострение социально-политической ситуации привело к активизации крайне правых сил. Начиная с 1969 г. резко усиливается деятельность неофашистов, которые открыто становятся на путь террора. Страну захлестнула волна покушений, взрывов, налетов, похищений и убийств прогрессивных деятелей. Правые пытались использовать волну террора для убеждения властей и обывателей в необходимости установления режима “сильной руки”. В это же время наблюдается усиление коррупции в высших эшелонах власти, что свидетельствовало о разложении верхов. Правление ХДП сопровождалось скандальными разоблачениями в коррупции и злоупотреблении властью.