Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 953
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ
Раскол Германии и образование ФРГ и ГДР. В соответствии с решениями держав антигитлеровской коалиции западные и юго-западные районы бывшего рейха были разделены на английскую, американскую и французскую зоны оккупации; восточная часть Германии находились под контролем советской военной администрации. В западные оккупационные зоны вошли более промышленно развитые и густонаселенные районы.
Поначалу союзники придерживались общих принципов относи-тельно Германии. Однако уже к лету 1946 г. стало очевидным их различное видение будущего этой страны.
Западные державы начинают проводить политику, направленную на раскол Германии и образование сепаратного западногерманского государства. Первым шагом к этому было объединение 2 декабря 1946 г. английской и американской зон в Бизонию. В феврале 1948 г. к ней была присоединена французская зона. Возникла Тризония, где в июне 1948 г. была проведена денежная реформа и введена западногерманская марка.
После этого бывшие союзники СССР пошли на раскол Германии и в политической сфере. Летом 1949 г. совместно с представителями западногерманской политической элиты ими была выработана Конституция для сепаратного западногерманского государства. В августе 1949 г. были проведены выборы в западногерманский парла мент, который стал называться бундестаг. В сентябре 1949 г. было сформировано правительство Западной Германии во главе с Конрадом Аденауэром. На территории Тризонии образовалось сепаратное государство — Федеративная Республика Германия (ФРГ ).
В ответ на это 7 октября 1949 г. Народный совет Восточной Германии в Берлине провозгласил создание Германской Демократи-ческой Республики (ГДР ). Народный совет преобразовал себя в парламент ГДР — Народную палату. Таким образом, на немецкой земле образовалось два самостоятельных государства.
Политическое и экономическое развитие ФРГ. Еще до образования ФРГ в Западной Германии возникло несколько политических партий. Наиболее влиятельным становится Христианско-демократический союз (ХДС ), созданный в 1945 г. В 1946 г. в Баварии был создан Хри-стианско-социальный союз (ХСС ). Обе партии были выразителями интересов крупных финансистов и промышленников, поэтому они часто выступали в едином блоке. В 1948 г. была создана либеральная
Свободно-демократическая партия (СвДП ). Были восстановлены Коммунистическая партия Германии (КПГ ) и Социал-демокра-тическая партия Германии (СДПГ ).
Первым канцлером ФРГ стал лидер ХДС К. Аденауэр. Период его правления сопровождался интенсивным экономическим ростом Западной Германии. Быстрыми темпами развивались новые отрасли промышленности: производство пластмасс, синтетического волокна, электронных приборов. Такое быстрое развитие страны получило название “экономическое чудо”. Экономический бум ФРГ был вызван целым рядом причин.
Принято считать, что старт “экономическому чуду” дала денежная реформа 1948 г. Введение твердой денежной единицы, либерализация цен и устранение административной системы распределения ресурсов обеспечили благоприятные условия для развития свободного рынка. Денежная реформа способствовала снижению инфляции. С наступлением финансовой стабилизации стало возможным регулировать экономику. Однако такая политика, проводимая министром экономики Людвигом Эрхардом, вела к снижению заработной платы, росту цен и усилению социальной напряженности. Спаду последней способствовал план Маршалла, объем инвестиций которого за 1948—1952 гг. составил 1,5 млрд. долларов. План Маршалла создавал благоприятные условия для экономического роста Западной Германии.
Важным фактором стало также отсутствие до середины 50-х годов военных расходов. Серьезную роль сыграла система социального партнерства между предпринимателями и рабочими, благодаря которой конфликты между трудом и капиталом удавалось решать мирным путем.
Рывок к экономическому процветанию был вызван расширением внешней торговли ФРГ. Одной из важных причин “экономического чуда” явилась начавшаяся в 50-х годах экономическая интеграция в Западной Европе. Экономический подъем ФРГ был также обусловлен наличием большого резерва квалифицированных рабочих рук. В значительной мере подъему производства способствовали научно-техническая революция и своевременное обновление основного капитала. К 1960 г. объем промышленного производства увеличился в три раза по сравнению с 1949 г. Барометром экономического подъема стал быстрый рост автомобилестроения. Символом эпохи стал легендарный автомобиль “жук” концерна “Фольксваген”.
Экономический рост ФРГ и его причины
Экономический рост
ФРГ
| | | | | | | | | |
Кредиты | | Отсутствие | | Незначитель- | | Широкое | | Восстановле- | |
по плану | | затрат на | | ные военные | | использование | | ние и рекон- | |
Маршалла | | содержание | | расходы | | дешевой | | струкция про- | |
| | колониального | | | | | рабочей | | мышленности |
| | аппарата | | | | | силы | | на новой тех- |
| | управления | | | | | | | нической |
| | | | | | | | | основе |
| | | | | | | | | |
“Экономическое чудо” способствовало сокращению безработицы и увеличению отчислений государства на социальные нужды. Уже в начале 60-х годов социальные затраты государства превысили 40% всех бюджетных расходов.
В стране наблюдалась ощутимая социальная дифференциация. Поэтому правительство К. Аденауэра вынуждено было встать на путь активной социальной политики. Только в первое десятилетие существования ФРГ было принято более 50 законов по расширению социальной защиты. Особое место среди них занимала пенсионная реформа. Индексация пенсий осуществлялась в зависимости от экономического развития и роста заработной платы. Теперь пенсия гарантировала прожиточный минимум в старости.
Для снижения социального противостояния правительство Аденауэра способствовало созданию советов предприятий, в которых должно было быть равное представительство рабочих и предприни-мателей. В 1951 г. эта норма закрепилась законодательно.
Во внешней политике К. Аденауэр придерживался концепции западноевропейской интеграции. В октябре 1949 г. Западная Германия вступила в Организацию европейского экономического сотрудничества, в 1952 г. подписала Общий договор о создании Европейского обо-ронительного сообщества (ЕОС), в 1955 г. вступила в НАТО.
Между тем К. Аденауэр отказывался признать ГДР и сохранял напряженные отношения с другими социалистическими странами Восточной Европы и СССР.
Аденауэр Конрад (1876—1967)
Родился в Кельне в семье крупного чиновника. Обучался в университетах Мюнхена, Фрейбурга и Кельна. Получил юридическое образование, стал прокурором, затем адвокатом. В 1917 г. был обербургомистром Кельна и членом Прусской палаты господ. В 1923 г. выступил за отторжение от Германии наиболее развитой Рурской промышленной области и создание сепаратной Рейнской республики. Во время нацистской диктатуры политической деятельностью не занимался. В 1945 г. вернулся в большую политику. В мае был вновь избран обербур-гомистром Кельна, возглавил Христианско-демокра-тический союз. В 1949—1963 гг. — канцлер ФРГ. В 1951—1955 гг. являлся также министром иностранных дел.
ХДС/ХСС у власти. Стиль управления К. Аденауэра вызывал не-приятие у немецких обывателей, их раздражало высокомерие канцлера, его нетерпимость к чужому мнению. 15 октября 1963 г. на заседании бундестага федеральным канцлером был избран Людвиг Эрхард.
Канцлерство Л. Эрхарда совпало с оживлением западногерманской экономической конъюнктуры. Это позволило повысить выплаты жертвам войны и пособия на детей, введенные в середине 50-х годов. Был понижен подоходный налог, внедрен не облагаемый налогом минимум оплаты труда и повышены дотации на аренду жилья.
Однако в 1966 г. в стране начался экономический спад. Эрхарда обвинили в нерешительности и отсутствии политической воли перед лицом экономических трудностей. Критическую оценку получила и внешняя политика канцлера, который пытался следовать в фарватере американской политики, что привело к ухудшению отношений с Францией и социалистическими странами Восточной Европы. Уход
Л. Эрхарда с поста канцлера был предрешен.
В декабре 1966 г. был образован альянс, получивший название “Большая коалиция”, в которую вошли СвДП, ХДС/ХСС и СДПГ.
В основу экономической политики правительства “Большой коалиции”, которое возглавил Курт Кизингер, была положена концепция министра экономики, социал-демократа Карла Шиллера, получившая название политика глобального регулирования. Ее сущность сводилась к соединению рыночных механизмов и принципов планирования. В рамках этого подхода был провозглашен лозунг: “Конкуренция насколько возможно, планирование насколько необходимо”. В мае 1969 г. была проведена финансовая реформа, по-новому регулирующая бюджетно-финансовые отношения между центром и регионами. Был принят Закон о занятости и улучшении медицинского страхования. Во внешней политике К. Кизингер продолжил курс на дальнейшую европейскую интеграцию. Происходит некоторое улучшение отношений с восточноевропейскими странами и СССР.
Период правления К. Кизингера совпал с общественно-полити-ческим кризисом конца 60-х годов. В 1967—1968 гг. Германию захлестнула волна студенческих выступлений. Молодежь не устраи-вала система ценностей, утвердившихся в обществе, и состояние обра-зования. Кризис повлек раскол “Большой коалиции”.
29 сентября 1969 г. выборы в бундестаг принесли победу социал-демократам, которые вступили в коалицию с СвДП. Было сформировано правительство во главе с лидером Социал-демократической партии Вилли Брандтом.
Правительство В. Брандта. Одним из первых шагов нового кабинета стала политика в области образования. За счет средств предпринимателей увеличилось число мест в системе профтехобразования. Федеральные законы 1969—1971 гг. вводили бесплатное обучение в вузах. Впервые была создана система стипендий. Это привело к увеличению студентов почти в два раза, что составило около 600 тыс. человек (1972 г.). Сильное впечатление на общественность произвела избирательная реформа, в результате которой возрастной ценз был снижен с 21 года до 18 лет.
Активная социальная политика В. Брандта способствовала улучшению материального положения категорий населения с низкими доходами. Страхование от несчастных случаев стало распространяться на детей дошкольного возраста, школьников и студентов. Принимались меры по профилактике заболеваний, улучшению качества медицинских услуг. Была расширена помощь инвалидам и принят Закон об охране труда. Проводились меры по улучшению пенсионного страхования.
Большим авторитетом пользовалась внешняя политика правительства В. Брандта, провозгласившего курс на новую восточную политику. Она предполагала приверженность политике разрядки международной напряженности и отказу от применения силы. Одним из первых шагов правительства стало присоединение ФРГ к Договору о нераспространении ядерного оружия. Произошла нормализация отношений ФРГ с СССР и другими социалистическими странами, включая ГДР.
Но политика правительства Брандта подвергалась резкой критике со стороны оппозиции в бундестаге. Она была названа “социалистическим экспериментом”, который ведет страну к краху. Положение
В. Брандта становилось неустойчивым и в результате ближневосточного кризиса 1973 г., итогом которого стал рост цен на нефть. Возникшая ситуация очень болезненно отразилась на экономическом положении ФРГ. Последней каплей, окончательно ослабившей позиции
В. Брандта, стал так называемый “шпионский скандал”. Он был связан с одним из референтов канцлера Гюнтером Гийомом, который оказался агентом разведки ГДР. Брандт взял на себя ответственность за инцидент и подал в отставку.
Коль Гельмут Йозеф Михаэль
Родился в 1930 г. в семье чиновника. В 1946 г. вступил в члены ХДС. Доктор философии. В 1963—1969 гг. руководил парламентской фракцией ХДС. В 1966 г. — председатель земской организации ХДС. В 1969 г. становится премьер-министром Рейнланд-Пфальца, изби-рается заместителем председателя ХДС, в 1973 г. — председателем Федерального ХДС. В 1976—1982 гг. возглавляет фракцию ХДС/ХСС в бундестаге. В 1982 — 1998 гг. — Федеральный канцлер ФРГ. Главным достижением политики Г. Коля было объединение ГДР и ФРГ в единое государство 3 октября 1990 г.
Внутренняя и внешняя политика ФРГ в 70-х годах. В мае 1974 г. новое правительство возглавил заместитель председателя СДПГ Гельмут Шмидт.
В 1974—1976 гг. ФРГ охватил экономический кризис. Страну захлестнула волна безработицы. По разным данным насчитывалось от 1 до 2 млн. безработных. Пособие получали около 70% из них и лишь в течение года. Спад производства составил 11%. В этой ситуации правительство Г. Шмидта вынуждено прибегнуть к жесткому курсу. Значительно сокращаются расходы на социальные программы.