Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 951

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Франция в конце 80-х—90-х годах. В 1986 г. во Франции состоялись парламентские выборы. Победу на них одержали правые партии. Новое правительство возглавил голлист Жак Ширак. Это осложнило деятельность президента. Однако после прошедших в 1988 г. президентских и парламентских выборов во Франции сложилась новая политическая ситуация. Ф. Миттеран был избран на новый срок, Ж. Ширак уступил пост премьера социалисту М. Рокару.

Период нового президентства левого лидера не внес ничего нового в политическую стратегию. К тому же обострились внутриполитические проблемы. Французская социалистическая партия оказалась на грани раскола. Проходившие в 1993 г. парламентские выборы принесли победу правому блоку. Премьер-министром вновь стал Ж. Ширак. Через два года состоялись президентские выборы, на которых Ширак одержал победу и стал президентом. Правительство продолжило приватизацию. Было объявлено о реорганизации государственного сектора и стабилизации валютно-финансовой системы. Однако попытка правительства начать отмену социальных льгот вызвала волну возмущения в обществе. Это заставило власти отказаться от денационализации и пойти на уступки рабочим. Лидер социалистов, победивших на парламентских выборах 1997 г., Л. Жоспен внес коррективы в деятельность властей. Была проведена корректировка иммиграционного законодательства, повышен минимум заработной платы, созданы условия для расширения занятости населения, повышен до 15% налог на прибыль крупных предприятий.

После прихода к власти Ж. Ширака происходит корректировка внешнеполитического курса страны. Был снят запрет на испытание ядерного оружия. Франция активизировала свое участие в НАТО. Однако, несмотря на это, правительство Ж. Ширака проводило само-стоятельный внешнеполитический курс. Президент выступил против американских бомбардировок Югославии. Париж продолжил поли-тику дальнейшей европейской интеграции. Происходит расширение сотрудничества с Китаем, Японией, Арабскими Эмиратами.

Миттеран Франсуа Морис Адриен Мари (1916—1996)

Родился в провинциальном городке Жарнак на юго-западе Франции. Получил юридическое и фило-логическое образование в Сорбонне, также учился в Школе политических наук. Принимал участие в дви-жении Сопротивления во Франции. В январе 1947 г. входит в правительство Франции в качестве министра по делам бывших фронтовиков и жертв войны. В 1953 г. избран председателем Демократического и социа-листического союза Сопротивления. В 1959 г. избран мэром Шато-Шинона и сенатором. В 1971 г. стал первым секретарем Французской социалистической партии. В 1981 г. избран президентом Франции и в течение последующих 14 лет руководил страной.



Современное развитие Франции.

Франция вступила в XXI в. с мощным экономическим потенциалом. Ею производится 5% мирового ВВП, что позволило занять четвертое место в мире, уступая лишь США, Японии и Германии. По производству сельскохозяйственной продукции Франция занимает лидирующее положение среди европейских стран. Высокий уровень конкурентноспособности на мировой арене представляют такие секторы французской экономики, как транспорт и телекоммуникации, пищевая и фармацевтическая промышленность, банковские услуги, страхование, туризм.

Характерной особенностью современной Франции является высокая степень участия государства в регулировании экономических процессов.

Однако относительное экономическое благополучие страны не способствует разрешению ряда социальных проблем. Неотъемлемой стороной социально-экономического развития Франции является высокий уровень безработицы (до 10%). Неуверенность в завтрашнем дне и страх потерять работу создают нездоровый морально-психологический климат в обществе. Нежелание решать все эти проблемы рано или поздно должно было вызвать социальный взрыв, что и случилось в ноябре 2005 г.

Предместья крупных городов Франции были охвачены стихийными выступлениями и акциями протеста. Молодые французы северо-африканского происхождения, среди которых безработица достигла 43%, взбунтовались. Толпы молодежи громили магазины, поджигали автомобили, швыряли булыжники и канистры с горящим бензином в блюстителей порядка.

Не успели утихнуть волнения в предместьях, как в феврале 2006 г. вспыхнул новый социальный конфликт. Поводом для волнений послужило разрешение предпринимателям увольнять молодых рабочих в течение первых двух лет действия контракта без всякого объяснения причин. В ответ на это новшество на улицы вышли миллионы людей: рабочие, студенты, учащиеся старших классов. Протестующие требовали отменить закон, официально вступивший в силу. Правительство вынуждено было уступить — 10 апреля 2006 г. закон был отменен. События во Франции показали, что правительственное большинство не отражает реального соотношения сил в стране.

В 2007 г. во Франции состоялись выборы президента. Кандидатами были: от Социалистической партии Сегален Руояль и представитель голлистской партии Николя Саркози. Победу одержал Н. Саркози, который вступил в должность 16 мая 2007 г.

Н. Саркози приступил к выполнению своих предвыборных обещаний. Было срочно созвано на чрезвычайную летнюю сессию Национальное собрание. На его заседаниях началось обсуждение и принятие новых законодательных актов. Правительство и законодатели наметили ряд мер, охватывающих социально-экономические, политические и международные вопросы. Основой намечаемых реформ стал комплекс налоговых мер, направленных на реализацию главного лозунга программы французского президента: “Больше работать — больше получать”.


Н. Саркози приступил к реформе социальной системы. Следует отметить, что во Франции неработающие получают вполне приемлемые пособия, вследствие чего безработные зачастую отказываются от предлагаемой им работы. Саркози предложил урезать социальные пособия тем, кто отклоняет предложение о трудоустройстве более одного раза. Широкую поддержку во французском обществе вызвали намечаемые изменения размеров налогообложения с целью повышения покупательной способности населения. Саркози предложил освобождение от налогообложения часов, отработанных сверх 35-часовой рабочей недели, и без того самой низкой в Европе Президент высказал намерение принять закон о сокращении государственного аппарата и издать указ, обязывающий профсоюзы транспортников не прекращать работу полностью даже при объяв-лении забастовки. Предлагаемые изменения в социальной политике получили поддержку значительной части населения. Однако имели место и несогласия отдельных социальных слоев. Так, например, намерение Н. Саркози дать бо/льшую свободу университетам вызвало недовольство студентов, полагающих, что это приведет к повышению оплаты за обучение. Население трущобных пригородов Парижа демонстрировало недовольство предстоящими изменениями в эммиграционной политике.

Действия Саркози в экономической и социальной сферах поддержало подавляющее большинство населения. Экономика начала набирать темпы. Снизился уровень безработицы, усилился интерес потенциальных инвесторов из Великобритании, США и других стран.

Однако кредит доверия французов был подорван после того, как правительство объявило об увеличении пенсионного возраста с 60 до 62 лет. В начале октября 2010 г. по всей стране прокатилась волна протестов и забастовок против такого решения французских властей.

В волнениях принимали участие рабочие и студенты.

В качестве приоритетов внешней политики Н. Саркози выделил три направления: европейское, атлантическое и средиземноморское.

В европейских делах главное — это усиление европейской интеграции и размещение ПРО у границ с Россией. В 2009 г. Франция вернулась в военную организацию НАТО. Атлантическое направление пред-полагает укрепление отношений с США. Но поддержка основных акций внешней политики США не означает, что они могут быть вне критики. Саркози критически отозвался о военных действиях США в Ираке. Политика Франции в Средиземноморском районе и Северной Африке направлена на сотрудничество во внешней торговле, энергетике, образовании, наведении порядка в вопросах эмиграции. Президент Франции неоднократно высказывался за создание Союза средизем-номорских государств (CCГ). Главными задачами такого объединения должны стать
выработка согласованной иммиграционной политики, развитие экономики и торговли, продвижение осново-полагающих ценностей правового государства, защита окружающей среды. ССГ может стать тем образованием, в котором Франция попытается стать бесспорным лидером.

Отношения с Россией, Китаем и Индией не отнесены к приоритетам.

И тем не менее в ходе визита во Францию российского президента Д. А. Медведева в марте 2010 г. был обсужден целый комплекс воп-росов, касающихся двух стран. Мнения сторон об отношении к ядерным разработкам в Иране во многом совпали. Относительно политики Франции на Ближнем Востоке Саркози неоднократно подчеркивал значение “безопасности Израиля”, средством достижения которого он считает создание Палестинского государства.

Из заявления премьер-министра Франции Ги Моле (1956 г.)
“Я перехожу к определению политики правительства в отношении важнейших проблем, которые в настоящее время стоят перед Францией. Необходимо разрешить самую болезненную из всех этих проблем, требующую немедленного решения, — проблему Алжира… Она доминирует над всеми проблемами, которые Франция должна разрешить... Цель Франции и воля правительства — это прежде всего восстановить мир, избавить от страха умы людей различных взглядов, для чего необходимо добиться прекращения терроризма и слепых репрессий. Целью Франции и волей правительства являются затем проведение демократической эволюции учреждений, организация сосуществования двух элементов населения,… которые мы не позволим разделить, и обеспечение экономического и социального развития страны. Это означает, следовательно, сохранение и укрепление нерасторжимого союза между Алжиром и Францией”.
Вопросы:

1.Охарактеризуйте политическую систему Франции периода Четвертой республики.

2.Какие факторы привели к политическому кризису во Франции в конце 50-х годов?

3.Расскажите о режиме Пятой республики.

4.Объясните, что представляла собой политическая доктрина де Голля о “третьем пути развития”.

5.Расскажите о социально-экономических мероприятиях Ф. Миттерана.

6.Охарактеризуйте внутреннюю политику Н. Саркози.

7.Какие внешнеполитические приоритеты были сформулированы французским

президентом? В чем их сущность? Дополните ответ данными периодической печати.

8. Каково социально-экономическое и политическое положение современной Франции?