Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 908
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Не имея четкой программы осуществления объявленных реформ, М. С. Горбачев вынужден был балансировать между тремя группировками партаппарата. К первой относились сторонники сохранения прежних порядков из бывшего окружения Л. И. Брежнева. Вторую представляли коммунисты, поверившие словам Горбачева о необхо димости реформирования советского общества в рамках социа-листической системы. К ней относились соратники Генерального секретаря Н. И. Рыжков, Е. К. Лигачев и А. И. Лукьянов. Третья группа требовала перехода к рыночным отношениям. Это были А. Н. Яковлев, Э. А. Шеварднадзе, Г. Х. Попов, Б. Н. Ельцин.
Отсутствие полной ясности в стратегии реформирования страны вело политическое руководство к непродуманным шагам.
Примером тому могут служить две кампании, получившие название “борьба с пьянством и алкоголизмом” и “борьба с нетрудовыми доходами”. Верно определив два указанных явления как социальное зло, Горбачев и его окружение не учли всех последствий, к которым могли привести подобные мероприятия, что явилось типичным волюн-таризмом. Вскоре последствия задуманного эксперимента отразились на жизни советского общества. Был нанесен удар по экономике.
Провалом закончилась и борьба с нетрудовыми доходами. Она отразилась на людях, которые самостоятельно производили сельско-хозяйственную продукцию и продавали ее на рынках. Их причисляли к спекулянтам, в то время как воротилы теневой экономики, связанные с коррумпированной частью партийного и государственного аппарата, продолжали процветать. Непопулярные меры, проводимые Генераль-ным секретарем, и их явный провал, особенно антиалкогольной кампании, вели к утрате М. С. Горбачевым авторитета среди широких слоев общества.
Удар по авторитету Горбачева нанесла и чернобыльская трагедия. Авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г., привела к радиационному заражению территории Украины, России и Белоруссии. Людей возмутило молчание властей в течение нескольких дней после страшного события.
Определенные изменения произошли и во внешнеполитическом курсе. От конфронтации был предпринят поворот к сотрудничеству. Важнейшими событиями этого времени явились вывод советских войск из Афганистана, объединение Германии, сокращение ракет некоторых классов. Однако нередко советское руководство шло на односторонние уступки Западу.
В 1987 г. стало очевидным, что курс на ускорение провалился. Тогда была провозглашена политика гласности и выдвинута концепция перестройки.
Политика гласности привела к появлению в средствах массовой информации критических материалов о прошлом и настоящем страны. На страницах печатных изданий стали высказываться мнения, расходящиеся с официальной линией. Жесткая критика исторического прошлого, иногда довольно одиозная, вызывала настороженность в обществе и воспринималась многими гражданами как очернительство.
Горбачев Михаил Сергеевич
Родился в 1931 г. в с. Привольном Ставрополь-ского края в семье колхозника. Трудовую деятельность начал в 15 лет. Работал механизатором машинно-трак-торной станции, был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1952 г. вступил в КПСС. После окончания в 1955 г. юридического факультета Москов-ского государственного университета на комсомольской и партийной работе. В 1970 г. избран первым секрета-рем Ставропольского крайкома КПСС. С 1971 г. член ЦК КПСС, с 1978 г. — секретарь ЦК КПСС, с 1980 г. — член Политбюро. В 1985 г. М.С. Горбачев становится Генеральным секретарем ЦК КПСС и берет курс на перестройку и обновление общества “развитого социализма”. В 1990 г. избран Президентом СССР. Тем временем в Советском Союзе вследствие экономических трудностей, роста национальных проблем, неверия в
разговоры об ускорении социально-экономического развития страны, не подкрепленные реальными делами, популярность Горбачева быстро падала. Советский Союз распадался, но президент не смог остановить этот процесс. После августовского путча 1991 г. Горбачев окончательно потерял авторитет. 25 декабря 1991 г. ушел в отставку.
Одновременно с этим росла обеспокоенность многих общественных деятелей и рядовых граждан по поводу выплеснувшихся в СМИ антисталинских, а зачастую и антисоветских публикаций. Высказывалось мнение, как бы открытие белых пятен истории, к чему призывал Горбачев, не лишило советское общество истории вообще.
По мере развития этого процесса управлять им становилось все труднее. Отдельные представители правительственных структур стали высказывать опасения,что организованная сверху демократия начинает “выходить из берегов”. Постепенно от М. С. Горбачева начали отходить его единомышленники, в частности Б. Н. Ельцин и Е. К. Лигачев.
В июне 1988 г. состоялась XIX Всесоюзная конференция КПСС. В соответствии с ее решениями учреждался новый высший орган законодательной власти — Съезд народных депутатов СССР и
соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились на альтернативной основе. В марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов СССР был поставлен вопрос о введении должности президента СССР. Им был избран М. С. Горбачев. На этом же съезде была отменена статья 6 Конституции о руководящей и направляющей роли КПСС в обществе.
Экономический и социально-политический кризис в СССР.
Попытка установления рыночных отношений. Новое руководство страны заявило о совершенствовании социалистической модели экономики и придании ей динамизма и эффективности.
В 1987 г. началось реформирование экономической системы. Выдвигалась новая цель — переход к рыночной экономике.
Для решения этой задачи были привлечены известные советские экономисты Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, П. Г. Бунич, Т. И. Заслав-ская. Разработанная ими программа предусматривала расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования, постепенное возрождение частного сектора экономики путем развития кооперативного движения. Предполагалось также отказаться от монополии внешней торговли, приступить к более глубокой интеграции в мировой рынок, начать интенсивное развитие арендных отношений на селе.
Новая модель регулируемой рыночной экономики предусматривала сочетание плана и рынка.
Это было закреплено в Постановлении Верховного Совета СССР“О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР”(июнь 1990 г.).
Однако против предложенной концепции выступили академик С. С. Шаталин и кандидат экономических наук Г. А. Явлинский. Они предложили свою программу под названием “500 дней”, основанную на поэтапной приватизации экономики. Поскольку программа Шаталина — Явлинского ограничивала монополию экономической власти союзного правительства, она была отклонена.
Для успешного проведения реформы необходимо было создать соответствующую законодательную базу. С конца 1989 по 1991 г. было принято более 100 законов и постановлений по экономическим вопросам. Но большинство из них не работало. Экономическая ситуа-ция в стране продолжала ухудшаться. В 1990 г. абсолютное сокра-щение национального дохода превысило 10%, реальные доходы населения падали. В стране была введена карточная система, установлены нормы отпуска товаров и ограничен их ассортимент. Уровень жизни людей перестал зависеть от результатов их труда. В промышленных регионах, особенно в угольных бассейнах, с 1989 г. началось забастовочное движение, получившее широкий размах к лету 1991 г.
В декабре 1990 г. ушел в отставку глава правительства Н. И. Рыжков. Новый премьер-министр В. С. Павлов, рассчитывая оживить финансовую систему, в 1991 г. приступил к обмену денег и повышению цен в 2—10 раз. Это привело к обесцениванию вкладов большинства советских граждан, что еще более усилило их недовольство политикой союзных властей.
Обострение национального вопроса. “Парад суверенитетов”.
В 1986 г. на XXVII съезде КПСС было заявлено, что национальный вопрос в СССР полностью решен. Однако вскоре произошли декабрьские события в Алма-Ате. В течение 1987—1988 гг. происходили крупные столкновения на национальной почве в Фергане, Намангане, Ошской области, Сумгаите. В 1988 г. разразился армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорно-Карабахской автономной области, в которой проживало большинство армян, а территория находилась в составе Азербайджана. Армянские радикалы потребовали передачи Нагорного Карабаха Армении, но Азербайджан выступил против территориального передела республики. Территориальный конфликт перерос в затяжную войну. Союзное руководство не смогло погасить этот конфликт.
Слабость центра способствовала активизации сепаратистских сил в большинстве национальных республик. Весной-летом 1990 г. прибалтийские, а затем и другие республики СССР, в том числе и РСФСР, приняли декларации о национальном суверенитете, фактически проти-вопоставив себя союзному государству. Этот процесс получил название “парад суверенитетов” и приблизил страну к окончательному развалу.
Референдум 17 марта 1991 г. Нарастание центробежных тенденций поставило перед советским руководством вопрос о самом существовании СССР. В этих условиях центр пытается найти компромиссное решение в распределении полномочий с республиками. Выдвигается лозунг: “Сильный центр — сильные республики”. Однако вставшие на путь суверенизации республики перефразировали его в свою пользу: “Сильные республики — сильный центр”. Компромисс не был достигнут.
Многие республики, принимая декларации о суверенитете, включили в них специальные разделы, указывающие на главенство рес-публиканского законодательства. Нарастание национал-сепарати-стских тенденций в ряде республик привело к тому, что все настоятельнее стали раздаваться требования о необходимости заключения нового союзного договора. К середине 1990 г. центральное партийно-госу-дарственное руководство согласилось с такой постановкой вопроса. С июля 1990 г. начались консультации специальной делегации, назначенной Верховным Советом СССР, с делегациями союзных республик.
Чтобы узаконить стремление к сохранению союзного государства, центральные власти настояли на проведении референдума. В бюллетене стоял всего один вопрос: “Вы за сохранение обновленного Союза Советских Социалистических Республик?”. 17 марта 1991 г. в СССР прошел Всенародный референдум.
Большинство граждан страны (76,4%) высказались за сохранение обновленного Союза.
Начало развала государственной системы СССР. Новоогаревский
процесс. После референдума состоялась встреча союзного руководства с главами России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана. Она прошла в резиденции М. С. Горбачева в Новоогарево. Было подписано заявление, в котором декларировались положения нового Союзного
договора. В апреле 1991 г. в обновленный Союз под названием Союз Суверенных Государств (ССГ) согласились вступить 9 из 15 республик.
Таблица «Основные этапы развития СССР в 1985—1991 гг.»
Весна 1985—1986 гг. | Курс на ускорение социально-экономического развития страны |
1987—1988 гг. | Перестройка: попытки перемен в экономике и внутрипартийной жизни |
1989 — весна 1990 г. | Кризис политики перестройки и выход социально-политических процессов в стране за рамки социалистического обновления |
Весна 1990 — | Переход к президентской форме правления, дальнейшее лето 1991 г. углубление экономического и политического кризиса в стране; постепенный развал СССР |
На 20 августа было намечено подписание нового Союзного договора, который предусматривал преобразование государства в конфедерацию. Некоторые представители высшего руководства партийных и государственных структур СССР понимали, что подписание Договора об ССГ — первый шаг к ликвидации союзного государства. Не устраивал этот договор и избранного 12 июня 1991 г. президента РСФСР Б. Н. Ельцина, не желающего делить власть со своим политическим противником в лице М. С. Горбачева. Кроме того, договор предусматривал суверенизацию автономных республик, что фактически привело бы к распаду РСФСР. 22 июня 1991 г. Ельцин опубликовал Указ о прекращении деятельности структур полити-ческих партий в государственных органах и учреждениях на территории РСФСР. Это означало слом организационной структуры КПСС.
Склонный к компромиссам Горбачев не смог предпринять решительных действий в критической ситуации. Его неспособность отстоять интересы собственной партии подтолкнула сторонников сохранения Союза в руководстве КПСС к ответным шагам для защиты КПСС и СССР. Они считали, что без сохранения партии существование Союза как единого государственно-политического образования невозможно.