Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 907
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Августовский политический кризис 1991 г. Распад СССР. В июле 1991 г. М. С. Горбачев заявил, что подписание Союзного договора намечено на 20 августа. После этого он отправился на отдых в Крым (Форос), намереваясь вернуться в Москву 19 августа.
18 августа к Горбачеву в Форос прибыли высшие должностные лица государства из ближайшего окружения президента. По официальной версии, они предложили ему ввести на всей территории страны чрезвычайное положение для спасения государства, но Горбачев
отказался выполнить это требование. Утром 19 августа средства массовой информации объявили о болезни М.С. Горбачева и его временном отстранении от власти и о том, что перестройка, начатая по его инициативе, зашла в тупик и для спасения Отечества создается
Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП ), который берет всю полноту власти в свои руки. В его состав вошли исполняющий обязанности президента Г. И. Янаев, секретарь ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета Обороны О. Д. Бакла-нов, председатель КГБ СССР В. А. Крючков, премьер-министр СССР
В. С. Павлов, министр внутренних дел СССР Б. К. Пуго, председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, министр обороны СССР
Д. Т. Язов и президент Ассоциации госпредприятий А. И. Тизяков. ГКЧП заявил о своем намерении восстановить порядок в стране и не допустить развала СССР. Деятельность оппозиционных партий и средств массовой информации запрещалась. В Москву были введены войска.
Сопротивление ГКЧП было организовано российским президентом Б. Н. Ельциным и его окружением. 19 августа Ельцин издал ряд указов, в которых ГКЧП был назван “хунтой”, а его действия квалифи-цированы как государственный переворот. Российский президент обратился с призывом к трудящимся начать всеобщую забастовку, а военнослужащим не выполнять приказы ГКЧП.
Вокруг здания Верховного Совета РСФСР, который был назван Белым домом, начали собираться его защитники. 20 августа здесь возвели баррикады. Часть военных подразделений перешла на сторону Ельцина. Нерешительность ГКЧП обрекла его на поражение. 21 августа ГКЧП был лишен власти, а 22 августа его члены были обвинены в попытке государственного переворота и арестованы.
После ликвидации ГКЧП судьба СССР была предрешена. По ука-занию президента Ельцина были закрыты и опечатаны здания обкомов, райкомов, архивов ЦК КПСС. С 23 августа 1991 г. КПСС перестала существовать как правящая политическая структура. В сентябре М. С. Горбачев официально признал выход из СССР трех Прибалтийских республик.
8 декабря 1991 г. лидеры РСФСР, УССР и БССР, собравшись в Беловежской Пуще в резиденции белорусского руководства “Вискули”, заявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
Это событие произошло втайне от президента СССР и народов страны. Документы, вошедшие в историю как Беловежские соглашения, были подписаны президентом РСФСР Б. Н. Ельциным, президентом УССР Л. М. Кравчуком и председателем Верховного Совета БССР С. С. Шушкевичем. 10 декабря Верховные советы Украины и Белоруссии, а 12 декабря Верховный Совет РСФСР ратифицировали соглашение.
21 декабря 1991 г. на совещании в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик.
25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев в качестве президента уже несуществующего государства заявил о сложении своих полномочий.
СССР прекратил свое существование.
Из обращения Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР к советскому народу
18 августа 1991 г.
Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР полностью отдает себе отчет о глубине поразившего страну кризиса, он принимает на себя ответственность за судьбу Родины и преисполнен решимости принять самые серьезные меры по скорейшему выводу государства и общества из кризиса.
Мы обещаем провести широкое всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора. Каждый будет иметь право и возможность в спокойной обстановке осмыслить этот важнейший акт и определиться по нему, ибо от того, каким станет Союз, будет зависеть судьба многочисленных народов нашей великой Родины.
Мы намерены незамедлительно восстановить законность и правопорядок, положить конец кровопролитию, объявить беспощадную войну уголовному миру, искоренять позорные явления, дискредитирующие наше общество и унижающие советских граждан. Мы очистим улицы наших городов от преступных элементов, положим конец произволу расхитителей народного добра.
Мы выступаем за истинно демократические процессы, за последовательную политику реформ, ведущую к обновлению нашей Родины, ее экономическому и социальному процветанию, которое позволит ей занять достойное место в мировом сообществе наций.
1.Что представляли собой концепции ускорения, перестройки и гласности?
2.Между какими политическими течениями приходилось лавировать М. С. Горбачеву?
3.Охарактеризуйте результаты XIX Всесоюзной конференции КПСС.
4.В чем проявился социально-экономический и политический кризис в СССР? Каковы его причины?
5.Что свидетельствовало об обострении в стране национального вопроса? Чем был вызван “парад суверенитетов”?
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Образование СНГ и его структура. Заявив о ликвидации СССР,
славянские республики буквально навязали независимость остальным партнерам по Союзу, не согласовав с ними своих решений и действий.
Окончательно судьба СССР была решена 21 декабря на встрече пре-зидентов 11 независимых республик в Алма-Ате. Восемь республик бывшего СССР подписали протокол об их присоединении к Беловеж-ским соглашениям. В Содружество Независимых Государств (СНГ) официально вошли 11 государств: Армения, Азербайджан, Белоруссия, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина.
Процесс формирования органов СНГ начался с декабря 1991 г. и продолжается по настоящее время. Его можно разделить на два периода.
Первый охватывает декабрь 1991 — январь 1993 г., когда были образованы политические координирующие органы и основные специализированные органы сотрудничества, что было зафиксировано в Уставе СНГ. Второй период длится с января 1993 г. по сегодняшний день. За это время произошла трансформация управляющей структуры СНГ под влиянием международной ситуации и изменения характера межгосударственных отношений.
Формирование органов СНГ началось в конце 1991 г. 21 декабря в Алма-Ате было принято решение о создании координационных органов: Совета глав государств и Совета глав правительств, а также Объединенного командования общего военно-стратеги-ческого пространства. Решение о применении ядерного оружия было передано президенту РСФСР.
Следующим шагом по созданию координационных органов СНГ стало принятие 30 декабря 1991 г. Временного соглашения о Совете глав государств (СГГ ) и Совете глав правительств (СГП ) Содружества. Для организации работы СГГ и СГП 16 января 1992 г. был подписан протокол об утверждении временного положения о рабочей группе и ее координаторе. 8 февраля такая группа численностью до 100 человек была создана решением СГП в Москве.
В экономической и информационной сферах сотрудничество стран СНГ было направлено на поддержание прежних хозяйственных связей. Вместо бывших союзных ведомств решениями СГГ и СГП создавались
межгосударственные координирующие специализированные советы. К наиболее важным из них относились Таможенный совет СНГ, Межгосударственное АО “Газпром”, Совет по железнодорожному транспорту, Экономический совет СНГ, Экономический суд СНГ, Межгосударственный банк и Межгосударственная телерадиокомпания “Мир”.
Были предприняты шаги и для образования структуры, регули-рующей законотворческую деятельность. 27 марта 1992 г. в Алма-Ате было подписано Соглашение о Межпарламентской ассамблее государств — участников СНГ (МПА). В нее вошли Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан и в качестве наблюдателей Азербайджан и Молдова.
Главной задачей МПА была разработка законов, сближающих законо-дательство стран СНГ.
Была также создана Межпарламентская информационно-справочная служба. В 1993—1995 гг. членами МПА стали парламенты Азербайджана, Грузии и Молдовы. В 1999 г. к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Украина. 22 января 1993 г. Советом глав государств был принят Устав СНГ. В нем изложены основные положения, касающиеся характера отношений стран СНГ, определены их права и обязанности.
Экономические, политические и военные взаимоотношения между странами СНГ. Формирование экономических отношений стран СНГ
проходило в три этапа. Первый охватывает декабрь 1991 — осень 1993 г. Это было время дезинтеграционных процессов, когда правящие элиты новых независимых государств стремились разделить союзное наследство, а хозяйственники пытались сохранить прежние связи на основе единой валюты — рубля. Однако российские политики в лице Гайдара, Шохина, Шахрая не желали сохранения единого валютного пространства.
Второй период относится к концу 1993 г. – осени 1994 г. Политики стран Содружества предприняли попытку организовать общее экономическое пространство. Эта идея была заложена в Договоре об Экономическом союзе 1993 г. Экономический союз предполагал свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, согласованную внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику.
Третий период начался с 1995 г. и продолжается по сегодняшний день. Это время интеграции, процесса образования региональных экономических группировок. Для ускорения интеграционных процессов в январе 2000 г. был создан Экономический совет Экономического союза. В 2003 г. лидерами России, Украины, Казах-стана и Беларуси были подписаны Соглашение о создании Органи-зации региональной интеграции, предусматривавшее формирование зоны свободной торговли, и Соглашение о формировании единого эко-логического пространства. Однако, несмотря на подписанные документы, экономическая интеграция стран Содружества шла медленно.
Наиболее жизнеспособным региональным экономическим образованием в СНГ является Евразийское экономическое сообщество
(ЕврАзЭС), в состав которого входят Россия, Беларусь, Казахстан, Кыр-гызстан и Таджикистан. В 1996 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Вскоре к ним присоединился Таджикистан. Были созданы координирующие органы: Межгосударственный совет, Интеграционный комитет и Межпарламентский комитет. Председателем Межгосударственного совета стал Н. А. Назарбаев. Дальше других региональных организаций по пути интеграции продвинулся Союз Беларуси и России, созданный в 1996 г.
Отношения стран СНГ в политической области в целом являются стабильными. Однако двусторонние отношения между ними развиваются по-разному. Наиболее ровные отношения со всеми странами СНГ, пожалуй, лишь у Казахстана. Все остальные государства Содру-жества имеют друг к другу какие-то претензии. Больше всего проблем в этой сфере у Российской Федерации (РФ): с Украиной возникли противоречия из-за Черноморского флота; обострились отношения из-за Приднестровья c Молдовой; крайне нестабильный характер имеют российсско-грузинские отношения, прежде всего в результате грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов; некоторое время были напряженными отношения с Азербайджаном, поскольку РФ в азербайджано-армянском конфликте негласно поддерживала Армению (в настоящее время отношения с обоими государствами носят стабильный характер).
Сложность политических отношений между некоторыми государствами СНГ преодолевалась путем проведения активной культурной и образо-вательной политики.
Сотрудничество в гуманитарной сфере является одной из важ-нейших сторон взаимодействия стран СНГ. Его значимость исходит из тесных связей культур и народов бывших республик СССР.
С 1995 г. функционирует Совет по культурному сотрудничеству стран СНГ. Были предприняты меры для сохранения единого образовательного пространства. Президент России Б. Н. Ельцин в июне 1996 г. издал Указ о поддержке интеграционных процессов в области образования и одобрил Концепцию формирования единого образовательного пространства. В Кыргызстане, Таджикистане, Армении были созданы Славянские (Российские) университеты.
Необходимость координации действий в военно-политической сфере была осознана странами Содружества сразу же после обретения ими независимости. 15 мая 1992 г. Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан и Грузия присоединились к договору в 1993 г.