Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 904

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


7 октября 2002 г. на саммите государств СНГ шесть стран — участниц ДКБ решили создать на его основе Организацию договора коллективной безопасности (ОДКБ) и подписали проект ее Устава. 15 мая 2003 г. Устав вступил в силу. В рамках ОДКБ проводятся совместные учения и осуществляется подготовка военных кадров.

Всеми странами СНГ Россия была признана правопреемницей СССР

как ядерная держава. 6 июля 1992 г. Украина, Белоруссия и Казахстан, имеющие ядерное оружие, передали право на его применение Россий-ской Федерации.

Белоруссия, Казахстан и Украина обязались присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерных государств и вывести стратегические силы со своей территории в течение семи лет.

Угроза международного терроризма заставила страны Централь-ной Азии приступить к более тесному сотрудничеству в рамках СНГ. В 2001 г. было принято решение создать Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР ) для Центральной Азии из воинских подраз-делений Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана.

Особенности развития стран Содружества. Экономическое и политическое положение государств Содружества находится на различном уровне. По экономическому потенциалу лидирующими

государствами СНГ являются Казахстан и Россия. Эти страны богаты полезными ископаемыми, и, кроме того, они — крупнейшие производители товарного зерна.

Среди других стран Содружества по своему экономическому потенциалу выделяется Туркменистан. В республике имеются большие запасы нефти и газа, продажа которых является гарантией эконо-мической и социальной стабильности страны. В период правления Сапаргали Ниязова в Туркменистане были введены государственное регулирование цен, карточки на бесплатное распределение основных продуктов питания, электроэнергию и отопление. Тем не менее за период независимости наблюдается падение жизненного уровня насе-ления. В 1995 г. реальная заработная плата составляла около 7% уровня 1990 г. Средняя зарплата в 2000 г. равнялась 36 долларам в месяц. 58% жителей страны находится за чертой бедности. В декабре 2006 г. умер С. Ниязов. Его преемником стал министр здравоохра-нения и медицинской промышленности Гурбангулы Бердымухамме-дов. На состоявшихся в 2007 г. президентских выборах Г. Бердыму-хаммедов получил 89 % голосов избирателей. Сразу после вступления в должность он провел реформу образования, вернув школьную десятилетку и заменив традиционные платья для девочек современной формой европейского образца. Г. Бердымухаммедов отменил ряд ограничений, введенных С. Ниязовым. Так, был снят запрет на иностранную периодику, оперу и цирк, открыт для населения доступ в Интернет.


Довольно значительный экономический потенциал имеет Украина. Однако уязвимым местом ее экономики является топливно-энергетическая база. Половину энергоносителей приходится закупать за границей. Социальная сфера переживает глубокий кризис. За чертой бедности проживает до 37,7 % населения. В 2006 г. безработица составила 2,5% населения. В поисках работы многие жители страны выезжают в Российскую Федерацию и Евросоюз.

В 2010 г. на Украине состоялись президентские выборы. Победу на них одержал представитель промышленно развитых восточных регионов страны В. Ф. Янукович.

Страной, играющей важную роль в Содружестве, является Республика Беларусь. До 1995 г. в ней, как и в большинстве бывших советских республик, наблюдались падение жизненного уровня и сокращение ВВП. После прихода к власти в 1994 г. А. Г. Лукашенко начинается рост ВВП, который в 2003 г. достиг 97% уровня 1989 г. 1997 г. был назван “белорусским чудом”: ВВП вырос на 11%, в отдельных отраслях промышленности на треть. Но если в промышленности ВВП был практически восстановлен, то сельскому хозяйству еще далеко до прежнего уровня. ВВП в сельском хозяйстве республики составляет не более трех четвертей уровня 1990 г. Поголовье скота снизилось на 60%, урожайность зерновых — на треть. Несмотря на

трудности, Беларусь является единственной страной СНГ, в экспорте которой преобладает готовая продукция: машины, оборудование, текстиль, продукты химического производства, металлы. Как и в других странах СНГ, на республике негативно отразились экономический кризис и инфляция. В 1999 г. реальная заработная плата составляла 85% уровня 1990 г. Среднемесячная зарплата граждан в 2001 г. равнялась 70 долларам. Но уровень безработицы составлял всего 2%. В последние годы ситуация в республике стала меняться к лучшему. С 2000 по 2006 г.номинальная заработная плата в Беларуси выросла в 10 раз. В результате жесткого государственного регулирования рынка труда в республике низок уровень безработицы. В 2006 г. он составил 1,2%. 19 декабря 2010 г. в Беларуси прошли очередные президентские выборы. Победу на них одержал А. Г. Лукашенко. 21 января 2011 г. он официально вступил в должность президента Республики Беларусь четвертый раз.

Современная экономическая ситуация в Узбекистане характеризуется относительной стабильностью. Основой промышленности остается топливно-энергетический комплекс. Доходы от реализации газа, золота, урана

инвестируются в промышленность. Восстановлены прежние и строятся новые промышленные объекты.



Особенностью экономики Узбекистана является сохранение в полном объеме государственного регулирования. Сельское хозяйство и вся крупная промышленность на 80% остаются в руках государства. Темпы прироста ВВП в 2000—2006 г. составили 5,7% в среднем в год.

В 2002 г. в Конституцию страны была внесена поправка о продлении президентского срока с пяти до семи лет. На президентских выборах 2007 г. вновь победил Ислам Каримов.

За годы независимости и гражданской войны экономике Таджикистана был нанесен значительный урон. Уровень ВВП в 2003 г. составил 50% от показателя 1989 г. Таджикистан остается беднейшей страной на постсоветском пространстве. За чертой бедности в республике проживает 64% населения.

Еще одним государством Центральной Азии, которое поддерживает все инициативы СНГ, является Республика Кыргызстан. Современная экономика Кыргызстана никак не может преодолеть кризис в результате политической нестабильности. Безработица в республике составляет 25 — 30%.

В марте 2005 г. на юге страны начались массовые беспорядки с захватами и поджогами административных зданий. Волнения перекинулись в Бишкек. Президент А. Акаев вынужден был покинуть страну, уступив власть оппозиции. Эти события получили название “революция тюльпанов”. Новым президентом стал Курманбек Бакиев. В ноябре 2006 г. он инициировал принятие новой Консти-туции, по которой Кыргызстан стал парламентской республикой. Однако уже в декабре 2006 г. была принята новая редакция Консти-туции, расширившая полномочия президента. В сентябре 2007 г. Конституционный суд признал конституцию нелегитимной. Тогда президент Бакиев вынес на референдум еще один проект Конституции, предусматривающий парламентско-президентскую республику. После ее одобрения всенародным голосованием последовали досрочные парламентские выборы. Из 90 парламентских мест 70 получила недавно созданная пропрезидентская партия “Ак-Жол”. Однако в течение последующих двух лет политическая обстановка в Кыргызстане продолжала оставаться напряженной.

6 апреля 2010 г. в стране начались массовые беспорядки, в ходе которых погибло более 100 человек и были освобождены из тюрьмы заключенные. Президент К. Бакиев вынужден был покинуть Бишкек. Всю ответственность за случившееся он возложил на оппозицию. В Кыргызстане было сформировано временное правительство, которое возглавила Роза Отунбаева. 21 мая 2010 г. Р. Отунбаева была наделена полномочиями президента страны, а со 2 июля того же года является президентом переходного периода Кыргызстана (срок ее полномочий истекает 31 декабря 2011 г.).


Страной — участницей СНГ является Республика Молдова. Эконо-мическое положение Молдовы за годы независимости резко ухуд-шилось. В 2003 г. ВВП был равен 38% от уровня 1989 г. 30% жителей республики живут за чертой бедности, 25% трудоспособного населения страны в поисках работы выезжают за пределы государства.

Процесс распада Советского Союза активизировал в Молдове поли-тические силы, выступавшие за объединение с Румынией и возглав-ляемые Народным фронтом. В 1990 г. Народный фронт, находив-шийся у власти, выступил с требованием о переименовании государ-ства в Румынскую республику Молдова. Прорумынские позиции Народного фронта привели к политическому расколу в стране. Лево-бережная часть Молдовы в 1990 г. провозгласила себя Придне-стровской Молдавской Республикой. В марте 1994 г. в Молдове состоялся Всенародный референдум. 95% его участников высказались за независимость Молдовы и против объединения с Румынией. В 2000 г. парламент республики принял поправки к Конституции. Право избрания президента переходило к парламенту. Молдова стала парламентской республикой. На парламентских выборах в феврале 2001г. победу одержала Партия коммунистов Молдавии во главе с ее лидером В. Н. Ворониным. 4 апреля 2001 г. В. Н. Воронин был избран президентом Молдовы. Он обещал вступление Молдовы в Союз Беларуси и России, введение государственного статуса русского языка, урегулирование конфликта в Приднестровье. Однако из-за сопротивления сил, возглавляемых Народным фронтом, он не смог выполнить этих обещаний. В марте 2005 г. состоялись очередные парламентские выборы. Победу на них вновь одержали коммунисты.

В апреле 2005 г. В. Н. Воронин вновь был избран на пост президента страны.

Три Закавказские республики — Грузия, Армения и Азер-байджан — на протяжении существования Содружества меняли статус

своего участия. В августе 2008 г. Грузия вышла из состава СНГ. После обретения независимости в Грузии произошло падение производства. В 2003 г. ВВП составлял 41% от уровня 1989 г. 4 января 2004 г. в ходе очередных президентских выборов президентом Грузии стал 37-летний Михаил Саакашвили. Новое грузинское руководство объявило своим приоритетом сохранение территориаль-ной целостности страны и борьбу с коррупцией. Тем временем продолжалось резкое снижение жизненного уровня населения страны.

В 2006 г. 50% населения Грузии проживало ниже черты бедности. Радикальные реформы, проводимые администрацией М. Саакашвили, усилили социальное расслоение в обществе и привели к росту безработицы, составившей в 2006 г. 13,6%.


Политическая обстановка в Грузии была крайне напряженной, что в конечном итоге привело к резкому противостоянию в ноябре 2007 г. президента и оппозиции. Саакашвили ввел чрезвычайное положение в стране и объявил о своей отставке. 5 января 2008 г. прошли новые президентские выборы. Саакашвили вновь одержал победу и был избран президентом.

Произошло обострение отношений руководства Грузии с Абхазией и Южной Осетией.

8 августа 2008 г. Грузия предприняла вооруженное вторжение в Южную Осетию. Южноосетинское правительство обратилось за помошью к России, которая оказала республике военную помощь. Гру-зинские войска были вытеснены с ее территории. 26 августа 2008 г. Россия официально признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Подобное решение означало крах силового варианта внешней политики М. Саакашвили.

После развала СССР и этнополитических конфликтов в Закавказье Армения оказалась оторванной от традиционных партнеров. Это негативно отразилось на ее экономике. ВВП в 2003 г. составил 67% уровня 1989 г. В 2007 г. уровень безработицы в стране составил 7,1%. Ниже черты бедности проживало 26,5% населения. На президентских выборах 1998 г. победу одержал Роберт Кочарян. В 2003 г. он был переизбран на второй срок. В 2005 г. в Армении состоялся референдум о внесении поправок в Конституцию, расширяющих полномочия законодательной власти и предоставляющих армянам, проживающим за рубежом, право получения армянского гражданства. Большинство проголосовавших высказалось в поддержку конституционных изменений.

Весной 2008 г. в стране разразился острый политический кризис. Он был связан с истечением второго срока президентских полномочий Р. Кочаряна и проблемой передачи власти. Группа выходцев из Нагорно-Карабахской Республики выдвинула на пост президента ли-дера Республиканской партии, премьер-министра Сержа Саркисяна. Оппозиционные партии “Наследие” и “Народная партия” выдвинули кандидатуру Л. Тер-Петросяна. На состоявшихся 19 февраля 2008 г. выборах С. Саркисян получил 52% голосов, однако сторонники Тер-Петросяна не признали эту победу. 21 февраля в центре Еревана начались митинги в поддержку Тер-Петросяна. 1—2 марта город охватили массовые беспорядки, имелись жертвы. В Ереване было введено чрезвычайное положение. Ситуация была стабилизирована с помощью силовых методов. В апреле 2008 г. С. Саркисян вступил в должность президента Армении.

После обретения независимости Азербайджан столкнулся с серьез-ными экономическими трудностями. Как и в других странах СНГ, здесь наблюдалось резкое падение жизненного уровня населения. Около 3 млн. человек покинули республику в поисках заработка.