Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сумма розничного товарооборота определяется по сумме выручки за проданные товары. Выручка рассчитывается как разность между показаниями сумм контрольно-кассовых машин на конец и начало дня по каждому структурному подразделению.
Если товары отпускаются на день (смену) работы материально ответственным лицам, то отпуск оформляется приходно-расходной накладной по форме ТОРГ-14. По окончании рабочего дня выручка сдается материально-ответственным лицом в кассу организации. Прием наличных денег оформляется приходным кассовым ордером. Номер, дата приходного ордера и сумма, на которую продан товар, указываются в накладной. Количество и сумма не проданных за день товаров указываются в соответствующих графах приходно-расходной накладной.
Внутреннее перемещение товаров между структурными подразделениями организации, где работают разные материально ответственные лица, а также перемещение товаров из одного структурного подразделения в другое оформляется накладной на внутреннее перемещение по форме № ТОРГ-13. В товарном отчете внутреннее перемещение учитывается отдельной строкой.
Материально ответственным лицам в структурных подразделениях организации рекомендуется вести журнал учета товаров на складе по форме № ТОРГ-18.
Первичные приходные и расходные документы являются основанием для составления материально ответственным лицом в установленные сроки (от 1 до 10 дней) товарного отчета по форме № ТОРГ-29.
В адресной части товарного отчета указываются: наименование организации, торговой единицы и структурного подразделения, фамилия и инициалы материально ответственного лица, лимит остатка товаров, номер отчета и период, за который он составляется.
В приходной части товарного отчета отражается в стоимостном выражении остаток товаров на дату составления предыдущего товарного отчета и поступление товаров и тары по сопроводительным документам, в расходной части подсчитывается общая сумма расхода товаров за отчетный период. При этом каждый расходный документ отражается отдельной строкой.
Товарные отчеты составляются в двух экземплярах: первый вместе со всеми оправдательными документами, подтверждающими поступление или выбытие товаров, представляется в бухгалтерию организации, второй с распиской бухгалтера о приеме отчета остается у материально ответственного лица.
Товарные отчеты в оптовых организациях могут содержать сведения об остатках, приходе и расходе товаров не только в стоимостном, но и в количественном выражении, а также остатки, приход и расход могут указывать не только в целом, но и по каждому наименованию товаров.
При учете товаров по покупным ценам, при ведении сортового, партийного учета товаров рекомендуется вместо товарного отчета составлять сопроводительные реестры (форма № ТОРГ- 31), где необходимо указать только наименования приходных и расходных документов, их число (отдельно по каждой строке) и номера. Реестры составляются в двух экземплярах: первый вместе с оправдательными документами передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица.
Учет товаров в организациях торговли на складах организуется по наименованиям, сортам, количеству и цене товара в товарных книгах, товарных карточках.
Отчеты материально ответственных лиц с приложенными к ним документами служат основанием для отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению и выбытию товаров.
Учет поступления товаров.
Товары в организациях торговли отражаются на счете 41 «Товары» по фактической себестоимости или по продажным ценам (только для организаций розничной торговли) в соответствии с выбранной учетной политикой.
При учете товаров по продажным ценам разница между фактической себестоимостью и стоимостью по продажным ценам отражается на счете 42 «Торговая наценка».
Товары, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» по ценам, указанным в сопроводительных документах.
Товары, принятые на комиссию, учитываются на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию» в ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных актах.
Поступление товаров может осуществляться в виде:
-
Приобретения у поставщика (по безналичному расчету за рубли и по бартеру); -
Приобретение за счет подотчетных сумм; -
Вклада в уставный (складочный) капитал; -
Приобретением за рубежом за иностранную валюту; -
По договору дарения (безвозмездно).
Кроме того, товары могут быть приняты на ответственное хранение или получены на комиссию.
2.1.2 Документальное оформление продажи товаров.
Продажа товаров регулируется договорами розничной купли-продажи, поставки и комиссии в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Объем продаж (товарооборот) является важнейшим показателем хозяйственной деятельности торговой организации. Различают оптовый и розничный товарооборот.
Под оптовым товарооборотом понимается продажа товаров одной организацией другой для последующей перепродажи или потребления.
Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации, а именно:
-
Юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и оказывающими услуги общественного питания, для которых торговая деятельность является основной; -
Юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной; -
Предпринимателями без образования юридического лица, получившими разрешение на торговую деятельность.
Следует различать розничный товарооборот для целей статистического учета и для целей налогового учета.
В розничный товарооборот для целей статистического учета включается также продажа товаров отдельным юридическим лицам (больницам, детским учреждениям, домам инвалидов и т.д.) по безналичному расчету из розничной торговой сети, мелкооптовых баз, сети общественного питания, а также продажа товаров юридическим лицам за наличный расчет. Вместе с тем для целей налогового учета такие продажи учитываются по схеме организаций оптовой торговли.
Учет товарооборота ведется на счете 90 «Продажи». Кредитовый оборот по субсчету 90.1 «Выручка» показывает продажную стоимость проданных товаров. По дебету субсчета 90.2 «Себестоимость продаж» отражается фактическая себестоимость проданных товаров, а по дебету субсчета 90.7 «Расходы на продажу» - издержки обращения, относящиеся к проданным товарам.
Организации оптовой торговли продают товары по оптовым отпускным ценам, увеличенным на сумму налога, на добавленную стоимость, организации розничной торговли – по розничным ценам, включающим сумму налога на добавленную стоимость и налога с продаж.
Отражение в бухгалтерском учете оборотов по счету 90 «Продажи» совпадает с моментом признания выручки от обычной деятельности.
Согласно п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка от продажи товаров признается в бухгалтерском учете при одновременном выполнении следующих условий:
-
Организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом; -
Сумма выручки может быть определена; -
Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива; -
Право собственности (владения, пользования и распоряжения) на товар перешло от организации к покупателю; -
Расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Следует учитывать, что если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка. На практике это означает, что отгруженные товары учитывают на счете 45 «Товары отгруженные» и лишь при выполнении всех пяти условий списывают на счет 90 «Продажи».
2.1.3 Первичные документы по учёту кассовых операций.
Кассовыми операциями являются операции, связанные с приемом, хранением и расходованием наличных денежных средств.
Для осуществления расчетов наличными денежными средствами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Наличные деньги могут поступать в кассу организации из обслуживающего банка, от покупателей или по прочим основаниям. Наличные деньги могут поступать в кассу организации из обслуживающего банка, от покупателей или по прочим основаниям. Наличные деньги, полученные организациями в банке, расходуются на цели, указанные в чеке.
Организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банком по согласованию с руководителями организаций. Если организация имеет счета в двух и более банках, то лимит, установленный в первом, доводится до сведения остальных банков. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Организации имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда и выплаты пособий по социальному страхованию. Срок хранения не может превышать трех рабочих дней, включая день получения денег в бане.
Прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин или бланков строгой отчетности в случаях, определенных Правительством РФ.
Как правило, выдача наличных денег под отчет производится из кассы организации. Организации выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы в размерах и на сроки, определяемые организации. Наличные деньги под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, выдаются в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.
Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом РФ по согласованию с Центральным банком РФ и Минфина РФ.
Прием наличных денег кассой организации производится по приходным кассовым ордерам по форме № КО-1, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя организации.
О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, уполномоченного на это, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Выдача наличных денег из кассы организации производится по расходным кассовым ордерам по форме № КО-2 или другим документам, оформленным надлежащим образом. На таких документах (платежных, расчетно-платежных ведомостях, заявлениях на выдачу денег, счетах и др.) ставится специальный штамп, заменяющий реквизиты расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером организации или лицами, уполномоченными на это. Если на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись руководителя организации, подпись его расходных кассовых ордерах не обязательна.
В централизованных бухгалтериях на общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляются на каждой платежной (расчетно-платежной) ведомости.
При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан, и отбирает расписку получателя. Если заменяющий расходный кассовый ордер документ составлен на выдачу денег нескольким лицам, то получатели также предъявляют указанные документы, удостоверяющие их личность, расписываются в соответствующей графе платежного документа. Однако в последнем случае запись о данных документа, удостоверяющего личность, на денежном документе, заменяющем кассовый ордер, не производится.