Файл: Учебная программа по учебному предмету История Казахстана по обновленному содержанию Ожидаемые результаты по предмету История Казахстана.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.
Определите на карте две ветви Великого Шелкового пути, два государства, которые являются восточной и западной точками на Великом Шелковом пути и главную торговую территорию регионы Жетысу и Южный Казахстан.
Условия задания:
-
Укажите южную и северную ветви Великого Шелкового пути
-
Обозначьте два государства, которые являются восточной и западной точками на Великом
Шелковом пути
-
Обозначьте регионы Жетысу и Южный Казахстана на Великом Шелковом пути.
[3]
4.
Опираясь на содержание данных иллюстраций и своих знаний, найдите основные отличия государств развитого средневековья Х-ХІІІ вв. в сравнении с раннесредневековыми государствами и запишите данные особенности в таблицу по пунктам. Правильный, развернутый ответ с примером за каждое предложенное задание оценивается 3 баллами.
14
Отрасли
Особенности
1.В общественно- социальных отношениях
1 2
3 2. В экономике
1 2
3 3. В культуре
1 2
3
[9]
Схема выставления баллов
Задание
Ответ
Балл Дополнительная
информация
1
E
1
C
1
G
1
B
1
A
1
D
1
F
1 2.
Вносит в таблицу историческую дату, историческую личность, историческое событие, которое имеет отношение к Великому
Шелковому пути и используя данные составляет предложение. Правильный ответ за каждое предложенное задание оценивается 1 баллом; предложение с правильным содержанием и структурой оценивается 3 баллами.
Образец заполнения таблицы:
Пример:
1.
Историческая дата
138 год д.н.э.
2.
Историческая личность
Император У Ди
3.
Историческое событие
Отправка посольства в страны Запада
3 15
Пример предложения:
Из запада в Китай стали прибывать разные
товары после того, как послы китайского
императора У Ди в 138 году д.н.э.вернулись
спустя 13лет, выполнив его поручение изучить
путь на Запад.
3 3
Если правильно определяет и показывает на карте две ветви Великого Шелкового пути; два государства, которые являются восточной и западной точками на Великом Шелковом пути; правильно определяет регионы Жетису и
Южный Казахстан. Правильный ответ на каждое предложенное задание оценивается в 1 баллом.
Правильный ответ:
1- ветка: Южная (через Южный Казахстан и
Жетису )
2- ветка:Северная (Центральный и Западный
Казахстан)
3
Если указана 1- ветвь, не указана
2- ветвь или, наоборот, ответ считается неполным
Если указаны обе ветви, оценивается
1- им баллом
Правильный ответ:
1.
Восточная точка:Китай
2.Западная точка: Византия
Правильный ответ:
Правильно обозначает регионы Жетису и
Южный Казахстан
4
В общественно-социальной сфере: система управления; иерархическая лестница; формы землевладения
3
Принимаются ответы, формирующие конкретные понятия, хотя конструкции и используемые слова в предложениях могут быть разнообразными
В отрасли экономики: развитие торговли; развитие ремёсел; развитие земледелия
3
В культуре:
Принятие ислама, строительство мечетей, мавзолеев; развитие арабской письменности и науки
3
Всего
25
16
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания по 3-четверти
Продолжительность: 40 минут
Количество баллов: 25
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким и разернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
17
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Разделы
Проверяемая цель
Уровень
мыслительн
ых навыков
Кол.
заданий
*
№
задания
*
Тип
задания*
Время на
выполнение
, мин*
Балл*
Балл
за
раздел
6.3A Казахстан в XIII -первой половине XV вв
6.3.1.8 Определять особенности системы управления государств на территории Казахстана
Знание и понимание
5 1
-5
МВО
5 5
20 6.1.1.2 Определять этносоциальную структуру государств XIII-XV вв
Применение
1 6
КО
5 5
6.3.1.6 Объяснять политические процессы в государствах XIII-XV вв., используя карту
Применение
1 7
РО
20 10 6.3B
Формирование казахского народа
6.1.1.4 Объяснять значение этнонима
«казах»
Применение
1 8
КО
10 5
5
Итого
8
-
-
40
25
25
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
18
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 3 четверть по предмету «История Казахстана»
Выберите один правильный ответ.
1
. Когда возникло военно-феодальное государство Чингисхана?
А) В конце Х в.
В) В начале XII в.
С) В конце XI в.
D) В начале XIII в.
Е) В конце XIII в.
2.
Когда Казахстан вошел в состав монгольской империи?
А) 1218-1222гг.
В) 1221-1223гг.
С) 1219-1224гг.
D) 1218-
1222г.
E) 1217-
1221г
3
. Укажите, где располагался Улус Чагатая
А) Северо-восточного Казахстана
В) Центральной Монголии
С) Центрального Казахстана
D) Южного и юго-восточного Казахстана
Е) Семиречья и Мавераннахра
4. Назовите главный язык в Золотой Орде
А) Чагатайский язык.
В) Огузский язык.
С) Кипчакский язык.
D) Монгольский язык.
Е) Персидский язык.
5
. Отметьте государства, ставшие первыми объектами захватнических набегов войск
Тимура
А) Ак Орда и Кок Орда
В) Ак Орда и Могулистан
С) Ногайская Орда и Кок Орда
D) Ханство Абулхаира и Могулистан
Е) Узбекский улус и Кок Орда.
[5]
19
6.Определите какие утверждения являются верными и какие ложными. Аргументируйте ответ к информации, которую вы считаете ложной.
№
Содержание информации
Истина Ложь Аргументы
1
Ак Орда была населена тюркоязычными племенами.
2
Территория Казахстана вошла в состав трех монгольских улусов: большая (степная) часть - в состав улуса Джучи, Южный и
Юго-Восточный Казахстан - в улус Чагатая, северо-восточная часть Семиречья - в улус
Угэдэя.
3
Семь дней обороняли свой город жители
Сыганака, отказавшиеся сдаться монголам.
4
В начале XV века Чингисхан объединил тюркские племена в одно государство.
5
Ногайская Орда — одна из двух частей
Золотой Орды.
[5]
7. Внесите в таблицу, причины и основные исторические события распада монгольской империи и Ак Орды, сделайте общий вывод.
1) Причина распада монгольской империи;
2) Причина ослабления и распада Ак Орды;
3) Основные исторические события при распаде монгольской империи;
4) Основные исторические события при распаде государства Ак Орды.
Причины
1 2
Основные исторические события
3 4
Вывод:
[10]
20
8. Установите соответствие.
1
Ибн Батутта
“У Чингис хана есть люди, которые зовутся урууты и мангуты. Эти люди его сражаются очень хорошо. В пылу битвы они не теряют строя, в жаркой схватке они соблюдают порядок. Это люди, которые с малых лет привыкли к копью и мечу. Это у них черные и пестрые знамена. Это такие люди, которых следует остерегаться”.
А
2
Марко Поло
Племена во владениях Монгольской империи, являющиеся монголами, и являются господствующим этническим элементом, в действительности все или почти все являются тюрками.
B
3
Мухаммед Хайдар Дулати
На собрание в улусе Шагатая съезжались потомки Чингизхана, военачальники, правители областей и знатные женщины. Одной из целей улусных курултаев было предупреждение междоусобиц.
C
4
"Джам’ ат-таварих"
После установления монгольского господства городам не разрешалось
«иметь стены и ворота, дабы не могли препятствовать вступлению войск».
D
5
«Сокровенное сказание монголов»
В начале XV в. в Могулистане пришел к власти Тоглук-Тимур
(1347–
1362), который и стал основателем нового государства.
E
[5]
21
Ответы:
1 2
3 4
5
Схема выставления баллов
№
Ответ
Балл
Дополнительная
информация
1
D
1
C
1
Е
1
С
1
В
1 6
Ак Орда была населена тюркоязычными племенами (верно)
1
Территория Казахстана вошла в состав трех монгольских улусов: большая (степная) часть
- в состав улуса Джучи, Южный и Юго-
Восточный Казахстан - в улус Чагатая, северо-восточная часть Семиречья — в улус
Угэдэя (верно)
1
Семь дней обороняли свой город и жители
Сыгнака, отказавшиеся сдаться монголам.)
(верно)
1
В начале XV века Чингисхан объединил тюркские племена в одно государство
(неверно)
1
Ногайская Орда — одна из двух частей
Золотой Орды (неверно)
1 7
Пишет две важные причины распада монгольской империи. Например:
1)
тяжелые междоусобные войны;
2) многоэтничность культуры.
4
Принимаются различные вариации правильного ответа
Определяет основные исторические факты.
Например:
1)
В XIV в. в условиях экономического возрождения, укрепления феодальных отношений в Золотой Орде и Чагатайском улусе усилились позиции местной тюркской верхушки;
2) В 1428 году власть в Восточном Дешт-и-
Кыпчаке взял в свои руки Абулхаир хан из династии Шайбанидов.
4
При выводе ученик устанавливает причину распада и основные исторические события.
2 8
С
1
D
1
Е
1
B
1
А
1 22 2
3 4
5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
Продолжительность: 40 минут
Количество баллов: 25
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
23
Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Разделы
Проверяемая цель
Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
заданий*
№
задания*
Тип
задания
*
Время на
выполнение
, мин*
Балл* Балл за
раздел
6.4C Экономика и культура XVI
–
XVII веков
6.2.2.5 Описывать достижения кочевников в прикладном искусстве
Знание и понимание
1 1
КО
13 8
21 6.4B Развитие
Казахского ханства в XVI –
XVII веках
6.1.2.1 Определять роль социальных групп в Казахском ханстве
6.3.1.11 Характеризовать деятельность султанов, биев, батыров, жырау в общественно- политической жизни государства
Применение
1 2
КО
10 7
6.3.2.6 Анализировать внешнюю политику казахских ханов
Навыки высокого порядка
1 3
КО
12 6
6.4.1.2
Определять особенности хозяйственной жизни кочевников
Применение
1 4
КО
5 4
4
Итого
4
-
-
40
25
25
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
24
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 4 четверть по предмету «История Казахстана»
1.
Задание. Восполните пробелы в тексте. Опорные ключевые слова
(Жангир, казахи, Джунгары, Жалантос батыра)
Одним из первых крупных и наиболее знаменательных сражений между казахами и джунгарами была 1)----------- битва. Казахско-джунгарская война началась в 2)----------- году. Для битвы (3)----------- выбирает горное место недалеко от реки Ор. Зная о превосходящих силах противника, тактикой ведения боевых действий (4)--------- избирают окопный метод. Жангир, опасаясь открытого военного столкновения с джунгарами, расположил часть своей дружины в ущелье между двух гор, заранее окопав его глубоким рвом и обнеся высоким валом. Протяженность военного укрепления составила 2,5-3 км, передний край 5)----------- был высотой с человеческий рост. Жангир хан рассредоточил воинов с трех сторон горного ущелья, разделив их на три мобильные группы. Когда ничего не подозревавшие паникой, ударили по ним с тыла.(6)-------------, не ожидавшие такого хода событий, не смогли оказать сопротивление. В ходе этого боя джунгары потеряли значительное количество 7)----------- (около 10 тысяч человек) и было вынуждено отступить под натиском подоспевшего из Самарканда войска 8)---------------- с подкреплением в 20 тысяч человек.
1 2
3 4
5 6
7 8
[8]
2.
Распределите должности по степени знатности феодала по феодальной лестнице
Султан, би, батыр, хан, ходжа
Вывод:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[7]
1 2
3 4
5 25
3
.Выделите особенности внутренней и внешней политики казахских ханов.
Касым хан
Особенности внутренней политики
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Особенности внешней политики
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Хакназар хан
Особенности внутренней политики
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Особенности внешней политики
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Тауке хан
Особенности внутренней политики
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Особенности внешней политики
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
[6]
4
. Опишите пользу разведения лошадей казахским народом в предложенных аспектах.
В хозяйстве
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
В торговле
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
В военной деле
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
В традициях и обычаях
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
[4]
26
Схема выставления баллов
Вопрос
Ответ
Балл
Дополнительная
информация
1 1-
Орбулакская;
1 2-1635;
1 3-
Казахи;
1 4-
Жангир хана;
1 5-
Окопа;
1 6-
Джунгары;
1 7-
Воин;
1 8-
Жалантос батыра;
1 2 хан;
1 султан;
1 бий;
1 ходжа;
1 батыры;
1 вывод;
2 3
Особенности внутренней политики Касым хана: его называют собирателем казахских земель.
При нем Казахское ханство достигает наибольшего могущества. Число подданных оценивалось в 1 миллион человек, а численность войска в 300 тысяча. В 1511г принял первый свод законов «Каска жолы»
(«Светлая дорога»)
Внешняя политика: Касым-хана успешно боролся против шайбанидов. Прикочевали группы племен из Ногайской Орды, где был кризис. Границы ханства достигли Яика,
Сырдарьи, ушли за Улытау и Балхаш;
2
Принимаются все возможные ответы, имеющие разные структуры предложений и несущие ясный смысл.
Хакназар хан боролся против ойратов (в
Семиречье) и могулов. Вступил в союз с узбекским ханом Абдаллахом против сибирского хана
Кучума.
Внутреняя политика государства укрепилась;
2
Внешняя политика Тауке хана: укрепление при нем Казахского ханства и союз казахов с киргизами и каракалпаками ослабили натиск джунгар;
Внутренняя политика: Тауке старался сплотить страну. Опирался на биев. Перенес столицу в Турекстан. Создал свод норм обычного права «Жеты-Жаргы» («Семь установлений»)
2 4
В хозяйстве:казахи разводили главным образом лошадей, использовали в пастьбе скота и т.д.;
1
Принимаются все возможные ответы, имеющие разные
27