Файл: 1. Предмет, задачи и функции политической науки. Политология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Предмет, задачи и функции политической науки.
Политология – это наука о политике, о конкретно-исторических политических системах, об их структуре и механизме их функционирования и развития. Политическая наука как самостоятельная отрасль знаний возникает на рубеже Средневековья и Нового времени, когда мыслители начали разъяснять политические процессы с помощью научных, а не религиозно-мифологических аргументов.
Предметом политологии являются закономерности формирования и развития политической
власти, формы и методы ее функционирования и использования в государственно-организационном
обществе. Своеобразие политологии заключается в том, что все социальные явления и процессы она рассматривает соотносительно политической власти. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством ее реализации.
Объектами политологии являются те области политической жизни, которые непосредственно изучаются (политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т. д.).
Функции политологии:
1) Теоретико-познавательная;
2) Методологическая;
3) Аналитическая функция политологии, как и других общественных наук, направлена на постижение сути политических процессов, явлений, их всестороннюю оценку;
4) Регулятивная функция заключается в том, что политология способствует выработке правильных ориентиров в бурных политических потоках, обеспечивает воздействие людей и организаций на политический процесс, их участие в политических событиях;
5) Суть прогностической функции в том, что знание мировых тенденций политического развития и их соотнесение с существующими в обществе группами интересов позволяет заблаговременно определить эффективность предполагаемых политических решений. Наличие предварительной экспертизы помогает застраховать общество от негативных последствий и не эффективных действий.
Задачи политологии – формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования.
2. Политология как социальное явление.
Политика – это специфический вид деятельности социальных субъектов, связанный с борьбой за власть, распределением ценностей и управлением государственными и общественными делами.
Платон под политикой понимал «искусство управления людьми», государственными и общественными делами. Аристотель под политикой понимал управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством. На рубеже средневековья и
Нового времени политика стала рассматриваться как борьба за завоевание и удержание власти (Н.
Макиавелли), что несколько сузило сферу функционирования политики.
Реальная политикасостоит, прежде всего, в том, что ее образуют такие жизненные структуры и виды деятельности общественных субъектов, без которых ни одно общество, ни одна социальная система не в состоянии выжить.
Субъектами и объектами политики выступают люди, действующие социальные группы, реальные общности, организации.
Ядром политики является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти в интересах определенных политических сил.
Высочайшее предназначение политики – консолидация и сплочение общества, его модернизация и стабильное развитие по пути прогресса, решение важнейших государственных задач.
В современной политологии существуют две основные точки зрения на генезис политики: западная (либерально-консервативная) и марксистская.
Западная: (господствующая в англо-американской политологии), политика возникла одновременно с формированием человеческого общества, когда в нем складываются устойчивые группы людей, объединенных общими интересами и целями, возникают отношения господства и подчинения, управляющих и управляемых.
Марксистская: политика возникает лишь с расколом общества на классы, их антагонистическими противоречиями, которые невозможно примирить. Она охватывает отношения между классами, нациями и государствами, проявляется, следовательно, на макроуровне. Главным субъектом политики
выступает господствующий класс в обществе, который определяет содержание, характер власти и направление политики в государстве.
Политика приобретает зрелые черты и уже функционирует на нескольких уровнях: а) институциональном – в деятельности государства, партий и других субъектов политики; б) функциональном – обслуживает определенные политические режимы, обеспечивает функционирование определенных политических систем, механизмов власти и управления; в) идеологическом – формирует политическое сознание, политическую культуру; г) регулятивном – подчиняет жизнедеятельность людей вполне конкретным политическим и правовым нормам, регламентирует их взаимоотношения; д) коммуникативном (качественно новом уровне) – создает условия для формирования политических отношений, обеспечивает объединение людей на основе всеобщего интереса.
Согласно другой точке зрения, в политике выделяют три уровня ее функционирования в обществе. Первый – макроуровень, рассматривает государство как целое, характеризует государственную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах. Второй –
микроуровень, охватывает отдельные структуры и организации: политические партии, кампании, профсоюзы, фирмы и т.д., где осуществляется политика и реализуется власть. Третий –
мегауровень политики. Он обнимает деятельность крупных международных организаций: ООН,
Европейский союз, НАТО, МОТ и т.д.
Что составляет содержание политики? В основе содержания политики находятся цели и интересы ее субъектов.
Субъекты политики – это личность, социальная группа, класс, нация и др., которые осознали и сформулировали свои коренные интересы и цели и готовы их отстаивать, претворять в жизнь.
3. Античный, греческие полис в учении о государственном устройстве у Платона и
Аристотеля.
По мнению Платона существуют три “хороших” формы правления в порядке их ухудшения – это монархия, аристократия и демократия. Три “плохих” формы правления – это тирания, олигархия и тимократией.
Аристократия - это правление мудрых, лучших с одобрением народа. Демократия. Победа бедняков приводит к установлению демократии
- власти народа.
Здесь царят своеволие. Тимократией Платон называет такой государственный строй, в котором главенствующей чертой является соперничество и честолюбие. И постепенно тимократия вырождается в олигархию.
В “Государстве” Платон предлагает новую модель управления. По мнению Платона, государство возникает потому, что люди не в состоянии удовлетворить свои потребности и вынуждены обращаться к помощи других.
В этом гос-ве должно быть 3 класса:
1. Правители (осущ. контроль эконом. жизни);
2. Воины, стражи (защищают страну от внешних и внетренних врагов);
3. Ремесленники, земледельцы (поддерживают идеал справедливости и добра).
Основной принцип – принцип справедливости. Каждый занимается своим делом!
По мнению Платона, 2 первых класса не должны иметь имущества и семьи. Эти классы имели право создавать временные союзы для рождения ребёнка.
У Платона низшие сословия могут иметь частную собственность и индивидуальную семью. В высших же сословиях частная собственность и семья как источник зла запрещены.
Характеристика:
· Всё население делится на классы уже по имущ - ому, а не по нравст-ому признаку.
· Владеть золотом и серебром запрещается.
· Торговлей и ремеслом могут заниматься лишь иностранцы.
· Все излишки производства сдаются государству, и этот продукт делится на три части: две непосредственно потребляются гражданами государства, а третья поступает на продажу и обменивается на предметы ремесла.
· Формой государственного устройства является аристократия
· Руководящие органы выборные. Это ареопаг и совет, в который входят военачальники, попечители храмов, жрецы, надзиратели рынков, городские чиновники, надзиратели за финансами и сельским хозяйством.
Политика приобретает зрелые черты и уже функционирует на нескольких уровнях: а) институциональном – в деятельности государства, партий и других субъектов политики; б) функциональном – обслуживает определенные политические режимы, обеспечивает функционирование определенных политических систем, механизмов власти и управления; в) идеологическом – формирует политическое сознание, политическую культуру; г) регулятивном – подчиняет жизнедеятельность людей вполне конкретным политическим и правовым нормам, регламентирует их взаимоотношения; д) коммуникативном (качественно новом уровне) – создает условия для формирования политических отношений, обеспечивает объединение людей на основе всеобщего интереса.
Согласно другой точке зрения, в политике выделяют три уровня ее функционирования в обществе. Первый – макроуровень, рассматривает государство как целое, характеризует государственную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах. Второй –
микроуровень, охватывает отдельные структуры и организации: политические партии, кампании, профсоюзы, фирмы и т.д., где осуществляется политика и реализуется власть. Третий –
мегауровень политики. Он обнимает деятельность крупных международных организаций: ООН,
Европейский союз, НАТО, МОТ и т.д.
Что составляет содержание политики? В основе содержания политики находятся цели и интересы ее субъектов.
Субъекты политики – это личность, социальная группа, класс, нация и др., которые осознали и сформулировали свои коренные интересы и цели и готовы их отстаивать, претворять в жизнь.
3. Античный, греческие полис в учении о государственном устройстве у Платона и
Аристотеля.
По мнению Платона существуют три “хороших” формы правления в порядке их ухудшения – это монархия, аристократия и демократия. Три “плохих” формы правления – это тирания, олигархия и тимократией.
Аристократия - это правление мудрых, лучших с одобрением народа. Демократия. Победа бедняков приводит к установлению демократии
- власти народа.
Здесь царят своеволие. Тимократией Платон называет такой государственный строй, в котором главенствующей чертой является соперничество и честолюбие. И постепенно тимократия вырождается в олигархию.
В “Государстве” Платон предлагает новую модель управления. По мнению Платона, государство возникает потому, что люди не в состоянии удовлетворить свои потребности и вынуждены обращаться к помощи других.
В этом гос-ве должно быть 3 класса:
1. Правители (осущ. контроль эконом. жизни);
2. Воины, стражи (защищают страну от внешних и внетренних врагов);
3. Ремесленники, земледельцы (поддерживают идеал справедливости и добра).
Основной принцип – принцип справедливости. Каждый занимается своим делом!
По мнению Платона, 2 первых класса не должны иметь имущества и семьи. Эти классы имели право создавать временные союзы для рождения ребёнка.
У Платона низшие сословия могут иметь частную собственность и индивидуальную семью. В высших же сословиях частная собственность и семья как источник зла запрещены.
Характеристика:
· Всё население делится на классы уже по имущ - ому, а не по нравст-ому признаку.
· Владеть золотом и серебром запрещается.
· Торговлей и ремеслом могут заниматься лишь иностранцы.
· Все излишки производства сдаются государству, и этот продукт делится на три части: две непосредственно потребляются гражданами государства, а третья поступает на продажу и обменивается на предметы ремесла.
· Формой государственного устройства является аристократия
· Руководящие органы выборные. Это ареопаг и совет, в который входят военачальники, попечители храмов, жрецы, надзиратели рынков, городские чиновники, надзиратели за финансами и сельским хозяйством.
· Суды также выборные, но над ними стоит специальная коллегия, активно использующая тайную полицию.
У Аристотеля гражданами являются только свободные. Раб – это “одушевлённый инструмент”, который не может иметь никаких прав. Он считает, что всякое существо, способное лишь к физическому труду, может служить предметом владения со стороны существа, способного к труду духовному.
В принципе, и Платон, и Аристотель преследуют одну и ту же цель, они боятся, что частная собственность породит вражду между людьми, и стремятся либо отменить, либо как-то ограничить её.
Политически полноправными гражданами являются далеко не все подданные государства, а лишь лица, способные к политической жизни, благодаря своему благосостоянию и духовным качествам.
Гражданин - “тот, кто участвует в совете и в суде”. Отсюда следует, что гражданами не могут быть лица, занимающиеся физическим,так как им свойственны “низкий образ жизни и низкий образ мыслей”.
Аристотель в государстве видит множество классов и групп: земледельцев, ремесленников, торговцев, наемных рабочих, военных, затем должностных лиц и судей. Такое разделение труда представляется Аристотелю не результатом исторического процесса, а следствием “естественных влечений” и способностей людей.
Выделил 6 форм политического устройства: К правильным относятся: Монархия, Аристокраия
(идеальная форма правления=несправедливость принадлежания власти 1 лицу,и глупость многим- деление и ссоры), Полития – строй, где власть держат все сословия (все классы). К неправильным относятся: Терания – борцы с королевской властью «диктатор», Демократия, Олигархия.
В идеальном государстве Аристотеля сохраняются семейные и государственные отношения.
Государственный строй должен быть организован таким образом, чтобы можно было избежать партийной борьбы- такова основная мысль Аристотеля
4. Макиавеллизм в политике.
Логическое основание политического учения: эмпиризм, согласно которому единственный источник получения знания, в частности, о политике – это опыт. Разрабатывая свое политическое учение, Макиавелли обращается к политическому опыту Древнего Рима, изучая его историю, а также использует свой собственный опыт государственной службы.
Макиавелли отказывается от средневекового теоцентризма, и заменяет его на антропоцентризм.
Это означает, что в центре мира у Макиавелли стоит не Бог, а человек. Соответственно, политический универсум у Макиавелли имеет только человеческое измерение и никак не связан с Богом.
Из опыта следует, что в основе политического поведения лежат не каноны христианской морали, а выгода и сила. По теории Макиавелли грандиозные дела творили как раз те князья, которые не считались с обещаниями и действовали хитростью и обманом.
Вслед за Аристотелем Макиавелли называет три правильные формы правления (монархия, аристократия, демократия) и три неправильные (тирания, олигархия, распущенность).
Новация Макиавелли заключалась в следующем выводе: все государства есть либо республики, либо единовластные по форме правления государства. К XIX в. эта классификация государств на республики и монархии станет в науке о государстве преобладающей.
Макиавелизм представляет собой совокупность моделей и идей политического поведения, в чертах которых для достижения конкретных идей допускается и представляется возможным использование абсолютно любых средств и методов, используя даже самые жестокие, коварные и вероломные по отношению к иным лицам.
Макиавели выделял, что для образования государств способствовали с одной стороны, желание и воля непосредственно самих людей, а с другой стороны этому помогла историческая необходимость
При всем этом Макиавелли создал абсолютно новый термин для определения государства: взамен понимания государства, которое было признано общественностью ранее в определении сообщества людей либо гражданского общества, Макиавелли предложил понимать государства как объединение политически организованного человеческого сообщества, тройной системы власти государства, ее институтов, общеобязательных стабилизаторов общественных отношений и прав, юстиции и так далее.
5. Понятие «политика». Политика и власть.
1. Политика - это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
2. Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.
3. Политика - сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.
4. Политика - участие в делах гос-ва
5. Политика - искусство управления гос-вом
6. Политика - наука гос.управления.
В связи с многообразными интересами и потребностями людей принято выделять экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую, молодёжную, культурную, кадровую и другие виды политики.
Проводить в жизнь политику позволяет власть, присущая всякой организации, устойчивой общности людей. Власть существовала до появления государства, но носила общественный характер и осуществлялась всеми членами общества.
Власть – многоплановое явление. В Толковом словаре русского языка даются четыре значения слова “власть”: 1) Право управления государством, политическое господство 2) Органы государственного управления, правительство, должностные лица. 3) Право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем, - чем-либо 4) Могущество, господство, сила.
Типология власти осуществляется: а) по сферам реализации выделяют экономическую, политическую, идеологическую и др.; б) по характеру общественных отношений - рабовладельческая власть, феодальная, капиталистическая и др.; в) по специфике субъекта и объекта власть может быть индивидуальная, коллективная, государственная, негосударственная; г) по источникам и мотивам подчинения объекта субъекту: убеждение, принуждение: информационная власть, экспертная, манипуляция.
Структурными элементами власти являются: источник власти, которым могут быть авторитет, сила, закон, знания, престиж, социальный и политический статус, тайна, интерес и др.; субъект власти
(индивид, организация, социальная общность и т.д.); объект власти (индивид, социальная общность, группа и т.д.); ресурсы власти - реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления власти, её основания; формы использования ресурсов власти (функции власти): господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и др.; 6. Виды власти: экономическая, политическая, военная, духовная и др.
Основными функциями политической власти являются: а) выработка стратегии управления обществом; б) разработка и принятие конкретных решений по основным направлениям развития общества; в) оперативное управление и регулирование общественных процессов; г) контроль за важнейшими параметрами развития общества и его стабильности.
Государственная власть является высшей формой политической власти. Она имеет конституционный характер; осуществляется с помощью особого аппарата на определённой территории, на которую распространяется государственный суверенитет; имеет монопольное право на применение организованного законного насилия; использует различные методы воздействия: экономические, идеологические, социальные, экономические, убеждение и принуждение.
6. Политика и экономика.
Политика связана со всеми сферами общественной жизни. Особенно важно взаимодействие политики и экономики, играющее решающую роль в развитии общества.
Следует отметить, что в основе этого взаимодействия лежит экономика. Уровень ее развития определяет реальные возможности политики. Политические решения должны при своей реализации опираться на те ресурсы, которые дает экономика.
С другой стороны, политика оказывает обратное влияние на экономику. Она может содействовать или препятствовать ее развитию. Идеологи раннего классического либерализма призывали к минимальному политическому вмешательству в экономику. Государство, по их мнению, должно быть
«ночным сторожем», то есть лишь оберегать естественный ход экономических процессов, не вмешиваясь в них. Но уже в XIX веке выяснилось, что экономика, предоставленная сама себе, может
порождать такие негативные явления, как безработица, обнищание людей, кризисы перепроизводства, монополию производителей и связанный с нею безудержный рост цен. Развитие экономики, основанное на ничем не ограниченных механизмах рыночного саморегулирования, приобретает антигуманный характер. Это показал и опыт постсоветских стран. Там где государство регулирование экономики, там общество в наименьшей мере испытало негативные последствия реформ (Эстония,
Белоруссия, Узбекистан). Ставка же на темпы либерализации экономики без сохранения действенных политических институтов дала отрицательные результаты (в качестве примера можно назвать
Украину, Молдавию, Киргизию, Грузию и др.)
Политическое вмешательство в экономику необходимо, но при этом оно должно считаться с реальными возможностями экономики и не ослаблять, а усиливать внутренние источники ее развития.
Это касается и работы по формированию бюджета страны, и налогового законодательства, и проблем приватизации государственных предприятий, контроля над природными ресурсами и др. И политика и экономика не должны в своем функционировании и развитии терять главный ориентир – человека и его благо.
Белоруссия, Узбекистан). Ставка же на темпы либерализации экономики без сохранения действенных политических институтов дала отрицательные результаты (в качестве примера можно назвать
Украину, Молдавию, Киргизию, Грузию и др.)
Политическое вмешательство в экономику необходимо, но при этом оно должно считаться с реальными возможностями экономики и не ослаблять, а усиливать внутренние источники ее развития.
Это касается и работы по формированию бюджета страны, и налогового законодательства, и проблем приватизации государственных предприятий, контроля над природными ресурсами и др. И политика и экономика не должны в своем функционировании и развитии терять главный ориентир – человека и его благо.