Файл: 1. Предмет, задачи и функции политической науки. Политология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Типы политических систем
Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем.
Политические системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию.
Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.
Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.
Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции,
Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.
13. Политические институты.
Для того, чтобы государство гармонично развивалось, необходимо наличие развитой политической системы. Под ней понимается совокупность взаимоотношений, связанных с организаций и распределением власти. Важными элементами системы являются политические институты, в том
· внутренние — разработка законодательных актов, охрана правопорядка, организация хозяйственной жизни, удовлетворение социальных потребностей населения;
· внешние — защита границ, налаживание отношений с другими странами.
· осуществление социальной политики, направленной на защиту различных слоёв населения
(безработных, инвалидов, малоимущих граждан, матерей-одиночек);
· создание правоохранительной системы, способной осуществлять контроль за соблюдением законов;
· экономическое стимулирование предпринимательства (предоставление субсидий и льгот);
· строительство федеральных дорог;
· организация системы общественного транспорта.
14. Конфликт и консенсус в обществе, их проявление в политике.
Понятие консенсуса в политике
Консенсус - метод принятия управленческих решений на основе общего согласия и отсутствия принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц . Принятие решений в парламентах, на конференциях или совещаниях, при заключении международных договоров на основе общего согласия участников без проведения формального голосования при отсутствии формально заявленных возражений. Метод консенсуса признан также в ряде органов ООН, применяется на международных конференциях и совещаниях, проводимых в её рамках. Одно из многих слов, ведённое в оборот в начале демократических реформ в целях манипуляции общественным мнением. Замена русских слов, составляющих большие однокоренные гнёзда и имевших устоявшиеся коннотации
(побочные смыслы), на иностранные или изобретённые слова приняла на радио и телевидении России такой размах, что вполне можно говорить о семантическом терроре, который наблюдался в 30 е годы в
Германии. Сегодня о вторжении в язык с целью программировать поведение известно так много, что вдумчивый человек может использовать это знание в личной практике. Художественное осмысление дал писатель Дж. Оруэлл со своим образом «новояза» в романе-антиутопии «1984» . Дж. Оруэлл дал фантастическое описание тоталитарного режима, главным средством подавления в котором был новояз — специально изобретённый язык, изменяющий смысл знакомых слов . Таким образом, слово
«консенсус» — это самый что ни на есть типичный представитель нового демократического новояза, при помощи которого порабощается народ.
Конфликт - это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой враждующих сторон различного уровня и состава участников; испытание сил противоборствующих сторон.
2. Источники и формы политических конфликтов
Политический конфликт — это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.
Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.
Политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического общества, — все это составляет объект и предмет политических конфликтов.
Противоречие между политическим обществом как целостной системой и неравенством включенных в нее индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов, - источник и основа политического конфликта.
Различают три основных типа политических конфликтов.
1.Конфликт интересов.
Конфликты такого рода преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является «торг» о повод дележа экономического
«пирога»; этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение.
2.Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государствен ным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс
Военный (военно-диктаторский) режим базируется на власти военной элиты, которая установлена в результате переворота, осуществляемого против законного правления гражданских лиц.
Военные режимы властвуют либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из военных чинов, чаще всего генерал или старший офицер. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях подобного антидемократического режима создается разветвленный военно-полицейский аппарат, который включает, помимо армии и спецслужб, большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяется конституция и многие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей. Типичный пример — военное правление в Мьянме (бывшая Бирма), Ираке при Саддаме
Хусейне, в ряде государств Тропической Африки.
18. Тоталитаризм как политический режим.
Тоталитаризм -- политический режим, осуществляющий полный контроль над всеми сферами жизни, отличающийся идеократическим характером власти и государственно-организованным террором.
Основные признаки:
• Концентрация власти в руках одного человека (харизматического лидера) или узкой группы.
Власть формируется закрыто.
• Господство единственной массовой правящей партии. Сращивание государственного и партийного аппарата. Запрещена любая политическая оппозиция.
• Единая государственная идеология, призванная сплотить граждан для построения нового общества. Всякое инакомыслие подавляется. Тотальная идеологическая обработка начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
• Контроль за всеми сферами общественной жизни, включая личную.
• Отсутствие демократических прав и свобод (свобода слова, свобода выбора, право на протест и т.д.) Монополия на СМИ, пропаганда. Действует принцип: «Дозволено только то, что прямо разрешено законом».
• Мощный репрессивный аппарат, вмешательство во все сферы силовых структур, постоянный поиск внутреннего и внешнего врага.
• Унификация общественной и духовной жизни, приоритет целого над частным, подавление индивидуальности.
• Тоталитаризм: левый
(коммунистический)
СССР,
Китай,
Вьетнам; правый
(националистический) Италия, Германия.
• Положительные черты:
• высокая способность мобилизации ресурсов для достижения каких-либо целей (освоение новых территорий, быстрая мобилизация во время войны)
• отсутствие дифференциации между бедными и богатыми, внимание к воспитанию подрастающего поколения (развитие чувства патриотизма).
Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем.
Политические системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию.
Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.
Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.
Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции,
Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.
13. Политические институты.
Для того, чтобы государство гармонично развивалось, необходимо наличие развитой политической системы. Под ней понимается совокупность взаимоотношений, связанных с организаций и распределением власти. Важными элементами системы являются политические институты, в том
числе само государство. Узнаем, какие виды политических институтов выделяются, какие функции они выполняют.
Виды политических институтов
Все организации, входящие в политическую систему общества, делятся на две большие группы.
К собственно политическим исследователи относят государство и политические партии. Они непосредственно осуществляют политическую власть. Так, государство регулирует все сферы общественной жизни, обеспечивает необходимый уровень благосостояния населения, следит за соблюдением законов. Политические партии участвуют в борьбе за власть, влияют на направления развития страны, представляют интересы разных групп общества.
Несобственно политические организации не участвуют в борьбе за власть, но их деятельность зависит от политического курса страны, от работы государственного аппарата. К ним относятся профсоюзы, кооперативы, общественные движения (молодёжные, экологические, женские). Они создаются для защиты и представления интересов разных слоёв общества. В некоторых ситуациях организации данного типа способны повлиять на внутреннюю политику (например, известны случаи, когда в результате массовых забастовок профсоюзы добивались принятия определённых решений).
Государство как политический институт
Главным политическим институтом любого общества считается государство. В обществознании это понятие означает систему политической организации, которая распространяет власть на всё население. Выделяются следующие признаки государства:
• наличие территории и чётко обозначенных границ;
• законодательная система;
• совокупность органов государственного управления и подчинения;
• суверенитет внешний (независимость от других государств) и внутренний (верховенство закона).
Как политический институт государство выполняет множество функций. Основными из них являются:
Виды политических институтов
Все организации, входящие в политическую систему общества, делятся на две большие группы.
К собственно политическим исследователи относят государство и политические партии. Они непосредственно осуществляют политическую власть. Так, государство регулирует все сферы общественной жизни, обеспечивает необходимый уровень благосостояния населения, следит за соблюдением законов. Политические партии участвуют в борьбе за власть, влияют на направления развития страны, представляют интересы разных групп общества.
Несобственно политические организации не участвуют в борьбе за власть, но их деятельность зависит от политического курса страны, от работы государственного аппарата. К ним относятся профсоюзы, кооперативы, общественные движения (молодёжные, экологические, женские). Они создаются для защиты и представления интересов разных слоёв общества. В некоторых ситуациях организации данного типа способны повлиять на внутреннюю политику (например, известны случаи, когда в результате массовых забастовок профсоюзы добивались принятия определённых решений).
Государство как политический институт
Главным политическим институтом любого общества считается государство. В обществознании это понятие означает систему политической организации, которая распространяет власть на всё население. Выделяются следующие признаки государства:
• наличие территории и чётко обозначенных границ;
• законодательная система;
• совокупность органов государственного управления и подчинения;
• суверенитет внешний (независимость от других государств) и внутренний (верховенство закона).
Как политический институт государство выполняет множество функций. Основными из них являются:
· внутренние — разработка законодательных актов, охрана правопорядка, организация хозяйственной жизни, удовлетворение социальных потребностей населения;
· внешние — защита границ, налаживание отношений с другими странами.
· осуществление социальной политики, направленной на защиту различных слоёв населения
(безработных, инвалидов, малоимущих граждан, матерей-одиночек);
· создание правоохранительной системы, способной осуществлять контроль за соблюдением законов;
· экономическое стимулирование предпринимательства (предоставление субсидий и льгот);
· строительство федеральных дорог;
· организация системы общественного транспорта.
14. Конфликт и консенсус в обществе, их проявление в политике.
Понятие консенсуса в политике
Консенсус - метод принятия управленческих решений на основе общего согласия и отсутствия принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц . Принятие решений в парламентах, на конференциях или совещаниях, при заключении международных договоров на основе общего согласия участников без проведения формального голосования при отсутствии формально заявленных возражений. Метод консенсуса признан также в ряде органов ООН, применяется на международных конференциях и совещаниях, проводимых в её рамках. Одно из многих слов, ведённое в оборот в начале демократических реформ в целях манипуляции общественным мнением. Замена русских слов, составляющих большие однокоренные гнёзда и имевших устоявшиеся коннотации
(побочные смыслы), на иностранные или изобретённые слова приняла на радио и телевидении России такой размах, что вполне можно говорить о семантическом терроре, который наблюдался в 30 е годы в
Германии. Сегодня о вторжении в язык с целью программировать поведение известно так много, что вдумчивый человек может использовать это знание в личной практике. Художественное осмысление дал писатель Дж. Оруэлл со своим образом «новояза» в романе-антиутопии «1984» . Дж. Оруэлл дал фантастическое описание тоталитарного режима, главным средством подавления в котором был новояз — специально изобретённый язык, изменяющий смысл знакомых слов . Таким образом, слово
«консенсус» — это самый что ни на есть типичный представитель нового демократического новояза, при помощи которого порабощается народ.
Конфликт - это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой враждующих сторон различного уровня и состава участников; испытание сил противоборствующих сторон.
2. Источники и формы политических конфликтов
Политический конфликт — это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.
Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.
Политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического общества, — все это составляет объект и предмет политических конфликтов.
Противоречие между политическим обществом как целостной системой и неравенством включенных в нее индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов, - источник и основа политического конфликта.
Различают три основных типа политических конфликтов.
1.Конфликт интересов.
Конфликты такого рода преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является «торг» о повод дележа экономического
«пирога»; этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение.
2.Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государствен ным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс
по поводу таких ценностей, как «свобода», «равенство», «терпимость» труднодостижим, если вообще возможен.
3.Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление суб ъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом, этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языково й противоположности.
В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: 1.межгосударственным
(субъекты - государства и их коалиции), 2.государственным (субъекты - ветви власти, политические партии и т.д.), 3.региональным (субъекты - региональные политические силы), местным.
Наиболее яркой формой политических конфликтов выступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражданская война.
Революция представляет собой преобразование общества в целом и замену господствующих классов и групп.
Эти преобразования осуществляются на основе нового проекта общественного развития, в свою очередь, порождающего новые учреждения и ценности.
Эти процессы, как правило, являются насильственными и предполагают открытое столкновение борющихся за господство групп.
Это глубокое социально-экономическое неравенство, неспособность правящего слоя прислушаться к некоторым существенным требованиям масс, неспособность «верхов» управлять по-старому, наличие «субъективного фактора», то есть осознание массами несправедливости существующих порядков, их способность на организованные, массовые действия.
15. Место права в политической жизни.
Право – это результат деятельности человека, общества и государства, обозначающий пределы свободы человека. В государственно-организованном обществе такие пределы (грани) свободы закреплены в официальных нормативных документах и обеспечены силой государства и авторитетом общества. Поэтому все структурные элементы политической системы, в том числе само государство, вынуждены корректировать свои политические притязания с учетом данных пределов.
1.Право несет в себе социально-ценностный потенциал, будучи одной из составных частей нормативной основы организации и функционирования общества. В его рамках учреждаются политические институты, определяются полномочия структурных элементов политической системы.
В правовую форму облекаются отношения по поводу государственной власти, взаимосвязи между государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и гражданами, с другими государствами. Иначе говоря, право выступает в качестве высокоэффективного и целесообразного средства регулирования наиболее важных общественных отношений.
2. Право – своеобразный аккумулятор волевых устремлений людей: индивидов, социальных групп, классов, общества в целом. В праве достигается высший консенсус (согласие) всех воль, определяющий меру свободы каждого индивида и объединения в обществе. В силу своей структурированности и системности право может аккумулировать волевые устремления на разных уровнях общественного организма и поэтому выступать формой реализации социально-политической автономии индивидов, их коллективов, национальных и религиозных сообществ.
3. Право играет роль связующего и опосредующего звена между политической системой и гражданским обществом. С одной стороны, оно собирает и абсорбирует разнообразную социальную информацию (юридически и политически значимую), а с другой – переводит политические требования на язык строго определенных и обеспеченных государством правил поведения, создает процедурные формы претворения их в деятельность человека. В текстах нормативно-правовых актов обычно сочетается общеполитическая и юридическая оценка регулируемых общественных отношений, что очень важно для правильного понимания и применения закона, укрепления законности и правопорядка в стране.
4. Право является необходимым стабилизирующим фактором политической системы.
Упорядоченность и стабильность политических отношений, регулируемых правом, обеспечиваются тем, что нормы права имеют не одномоментный характер. Они рассчитаны на длительное во времени существование и реализуются в строго регламентированных процессуальных формах.
5. Источниками права являются не только нормативные акты государства, но и обычаи, прецеденты, а также решения (законы), принятые на всенародном референдуме. В этих случаях регулирующая и
3.Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление суб ъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом, этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языково й противоположности.
В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: 1.межгосударственным
(субъекты - государства и их коалиции), 2.государственным (субъекты - ветви власти, политические партии и т.д.), 3.региональным (субъекты - региональные политические силы), местным.
Наиболее яркой формой политических конфликтов выступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражданская война.
Революция представляет собой преобразование общества в целом и замену господствующих классов и групп.
Эти преобразования осуществляются на основе нового проекта общественного развития, в свою очередь, порождающего новые учреждения и ценности.
Эти процессы, как правило, являются насильственными и предполагают открытое столкновение борющихся за господство групп.
Это глубокое социально-экономическое неравенство, неспособность правящего слоя прислушаться к некоторым существенным требованиям масс, неспособность «верхов» управлять по-старому, наличие «субъективного фактора», то есть осознание массами несправедливости существующих порядков, их способность на организованные, массовые действия.
15. Место права в политической жизни.
Право – это результат деятельности человека, общества и государства, обозначающий пределы свободы человека. В государственно-организованном обществе такие пределы (грани) свободы закреплены в официальных нормативных документах и обеспечены силой государства и авторитетом общества. Поэтому все структурные элементы политической системы, в том числе само государство, вынуждены корректировать свои политические притязания с учетом данных пределов.
1.Право несет в себе социально-ценностный потенциал, будучи одной из составных частей нормативной основы организации и функционирования общества. В его рамках учреждаются политические институты, определяются полномочия структурных элементов политической системы.
В правовую форму облекаются отношения по поводу государственной власти, взаимосвязи между государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и гражданами, с другими государствами. Иначе говоря, право выступает в качестве высокоэффективного и целесообразного средства регулирования наиболее важных общественных отношений.
2. Право – своеобразный аккумулятор волевых устремлений людей: индивидов, социальных групп, классов, общества в целом. В праве достигается высший консенсус (согласие) всех воль, определяющий меру свободы каждого индивида и объединения в обществе. В силу своей структурированности и системности право может аккумулировать волевые устремления на разных уровнях общественного организма и поэтому выступать формой реализации социально-политической автономии индивидов, их коллективов, национальных и религиозных сообществ.
3. Право играет роль связующего и опосредующего звена между политической системой и гражданским обществом. С одной стороны, оно собирает и абсорбирует разнообразную социальную информацию (юридически и политически значимую), а с другой – переводит политические требования на язык строго определенных и обеспеченных государством правил поведения, создает процедурные формы претворения их в деятельность человека. В текстах нормативно-правовых актов обычно сочетается общеполитическая и юридическая оценка регулируемых общественных отношений, что очень важно для правильного понимания и применения закона, укрепления законности и правопорядка в стране.
4. Право является необходимым стабилизирующим фактором политической системы.
Упорядоченность и стабильность политических отношений, регулируемых правом, обеспечиваются тем, что нормы права имеют не одномоментный характер. Они рассчитаны на длительное во времени существование и реализуются в строго регламентированных процессуальных формах.
5. Источниками права являются не только нормативные акты государства, но и обычаи, прецеденты, а также решения (законы), принятые на всенародном референдуме. В этих случаях регулирующая и
превентивная сила права приобретает общесоциальный, общегражданский характер, выходя за пределы сугубо политических явлений.
16. Демократия как политический режим.
Политический режим – это способ осуществления власти. Форма правления отражает лишь структуру органов власти, костяк государственного организма, а политический режим являет его реальную жизнь, его работу: кто и как принимает решения, какова в этом роль общественных организаций, СМИ, граждан, как государство выстраивает свои отношения с ними.
Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа.
Демократию можно считать одним из видов политического режима.
Демократия означает принятие решений большинством голосов. Современная демократия включает в себя совокупность демократических институтов, процедур и ценностей, обеспечивающих устойчивость политической системы. Основные признаки, характеризующие демократический режим: 1. Суверенитет народа; 2. Периодическая выборность основных органов власти; 3. Всеобщее, равное и тайное избирательное право. 4. Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством и обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством. 5. Принцип разделения 6. Наличие развитой системы представительства
7. Гарантия основных прав человека. 8. Политический плюрализм, позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям. 9. Свобода выражения политических суждений 10. Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и др. 11. Разрешение конфликтов мирным путем.
17. Авторитаризм как политический режим.
Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода «компромисс» между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он, с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, а с другой — намного жестче, антинароднее, чем демократический.
Авторитаризм - это власть одного лица, или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но сохраняющая свободы в неполитических сферах жизни (режим «ограниченного плюрализма»)
Основные признаки.
• Автократизм – большое влияние лидера.
• Формальность разделения властей, роль представительных органов минимальна.
Неподконтрольность власти гражданам.
• Ограниченный плюрализм: нет четкой и единой идеологии; допускается несколько партий, но реальная конкуренция между ними отсутствует (имитация многопартийности).
• Формальность демократических прав и свобод, их нарушение. Выборы носят фиктивный, показательный характер. Действует принцип: разрешено все то, что не грозит данному политическому режиму.
• Относительная свобода действий в экономической, культурной, частной жизни. Частичная цензура и подконтрольность СМИ.
• Большое влияние силовых структур, доминирование командно-административных методов, вертикальных отношений.
• Низкий уровень развития гражданского общества.
• Подданическая политическая культура, низкий уровень активности граждан.
Разновидности авторитаризма: Военный режим (режим Пиночета в Чили);
Теократический режим (режим Хомейни в Иране 1979-1989)
Бюрократический режим (режим Андропова в СССР 1982-1984)
Неоавторитарный режим (Лукашенко в Белоруссии) Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Клерикальный режим основан на фактическом господстве религиозных деятелей в обществе и государстве. Руководитель государства является одновременно и религиозными лидером нации, сосредоточивая в своих руках не только светскую, но и духовную власть (Иран).
16. Демократия как политический режим.
Политический режим – это способ осуществления власти. Форма правления отражает лишь структуру органов власти, костяк государственного организма, а политический режим являет его реальную жизнь, его работу: кто и как принимает решения, какова в этом роль общественных организаций, СМИ, граждан, как государство выстраивает свои отношения с ними.
Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа.
Демократию можно считать одним из видов политического режима.
Демократия означает принятие решений большинством голосов. Современная демократия включает в себя совокупность демократических институтов, процедур и ценностей, обеспечивающих устойчивость политической системы. Основные признаки, характеризующие демократический режим: 1. Суверенитет народа; 2. Периодическая выборность основных органов власти; 3. Всеобщее, равное и тайное избирательное право. 4. Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством и обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством. 5. Принцип разделения 6. Наличие развитой системы представительства
7. Гарантия основных прав человека. 8. Политический плюрализм, позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям. 9. Свобода выражения политических суждений 10. Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и др. 11. Разрешение конфликтов мирным путем.
17. Авторитаризм как политический режим.
Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода «компромисс» между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он, с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, а с другой — намного жестче, антинароднее, чем демократический.
Авторитаризм - это власть одного лица, или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но сохраняющая свободы в неполитических сферах жизни (режим «ограниченного плюрализма»)
Основные признаки.
• Автократизм – большое влияние лидера.
• Формальность разделения властей, роль представительных органов минимальна.
Неподконтрольность власти гражданам.
• Ограниченный плюрализм: нет четкой и единой идеологии; допускается несколько партий, но реальная конкуренция между ними отсутствует (имитация многопартийности).
• Формальность демократических прав и свобод, их нарушение. Выборы носят фиктивный, показательный характер. Действует принцип: разрешено все то, что не грозит данному политическому режиму.
• Относительная свобода действий в экономической, культурной, частной жизни. Частичная цензура и подконтрольность СМИ.
• Большое влияние силовых структур, доминирование командно-административных методов, вертикальных отношений.
• Низкий уровень развития гражданского общества.
• Подданическая политическая культура, низкий уровень активности граждан.
Разновидности авторитаризма: Военный режим (режим Пиночета в Чили);
Теократический режим (режим Хомейни в Иране 1979-1989)
Бюрократический режим (режим Андропова в СССР 1982-1984)
Неоавторитарный режим (Лукашенко в Белоруссии) Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Клерикальный режим основан на фактическом господстве религиозных деятелей в обществе и государстве. Руководитель государства является одновременно и религиозными лидером нации, сосредоточивая в своих руках не только светскую, но и духовную власть (Иран).
Военный (военно-диктаторский) режим базируется на власти военной элиты, которая установлена в результате переворота, осуществляемого против законного правления гражданских лиц.
Военные режимы властвуют либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из военных чинов, чаще всего генерал или старший офицер. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях подобного антидемократического режима создается разветвленный военно-полицейский аппарат, который включает, помимо армии и спецслужб, большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяется конституция и многие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей. Типичный пример — военное правление в Мьянме (бывшая Бирма), Ираке при Саддаме
Хусейне, в ряде государств Тропической Африки.
18. Тоталитаризм как политический режим.
Тоталитаризм -- политический режим, осуществляющий полный контроль над всеми сферами жизни, отличающийся идеократическим характером власти и государственно-организованным террором.
Основные признаки:
• Концентрация власти в руках одного человека (харизматического лидера) или узкой группы.
Власть формируется закрыто.
• Господство единственной массовой правящей партии. Сращивание государственного и партийного аппарата. Запрещена любая политическая оппозиция.
• Единая государственная идеология, призванная сплотить граждан для построения нового общества. Всякое инакомыслие подавляется. Тотальная идеологическая обработка начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
• Контроль за всеми сферами общественной жизни, включая личную.
• Отсутствие демократических прав и свобод (свобода слова, свобода выбора, право на протест и т.д.) Монополия на СМИ, пропаганда. Действует принцип: «Дозволено только то, что прямо разрешено законом».
• Мощный репрессивный аппарат, вмешательство во все сферы силовых структур, постоянный поиск внутреннего и внешнего врага.
• Унификация общественной и духовной жизни, приоритет целого над частным, подавление индивидуальности.
• Тоталитаризм: левый
(коммунистический)
СССР,
Китай,
Вьетнам; правый
(националистический) Италия, Германия.
• Положительные черты:
• высокая способность мобилизации ресурсов для достижения каких-либо целей (освоение новых территорий, быстрая мобилизация во время войны)
• отсутствие дифференциации между бедными и богатыми, внимание к воспитанию подрастающего поколения (развитие чувства патриотизма).
1 2 3 4 5 6 7 8 9