Файл: Бакалаврская работа Выполнила студентка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.2. Основные направления совершенствования законодательства об административном судопроизводстве. Административное судопроизводство в судах общей юрисдикции требует дальнейшего реформирования и совершенствования, поскольку необходимо, чтобы в законодательстве и на практике существовали реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.
Административно-процессуальное законодательство является одной из наиболее молодых и динамично развивающихся отраслей российского законодательства. Как известно, любая отрасль законодательства представляет собой обособленную, относительно самостоятельную систему нормативных правовых актов, содержание которых составляют соответствующие правовые нормы. Значительное увеличение количества административно-процессуальных норм, постоянная работа над повышением их качества и своеобразие регулируемых ими общественных отношений ставит вопрос о создании отрасли административно- процессуального права. Наукой административного права накоплен внушительный объем правового знания и учеными-административистами ранее рассматривались проблемы административного судопроизводства. Тем не менее, некоторые ученые считают, что случайно сложившуюся на практике в советские годы данную процессуально-правовую систему нельзя было считать надлежащей сточки зрения единства предмета, логики взаимодействия материальной и процессуальной правовой регламентации порядка разрешения административно-правовых споров, возникших в сфере публичных правоотношений, те. в области административного правоприменения».
85
Соответственно исследования, проведенные в советские и постсоветские годы нельзя положить в основу формирующейся отрасли административно Старилов, ЮН. Административное судопроизводство и административные процедуры к системному взаимодействию и надлежащему уровню правовой регламентации / ЮН. Старилов // Административное право и процесс. – 2018. – № 3. – С. 10.

60 процессуального права. Поэтому большое значение придается современным исследованиям проблем судебной защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц от неправомерных действий и решений органов государственной власти и должностных лиц. Несомненно, на данном этапе развития административного судопроизводства важны теоретические исследования, так как некоторые выводы могут быть использованы привнесении изменений в Кодекс административного судопроизводства. Внимание ученых, юристов-практиков ко всем проблемам административного судопроизводства заметно усиливается. Можно предположить, что в специальной литературе вопросы, связанные с осуществлением правосудия по административным делам получат предметное освещение. Будет обращено внимание на теоретические положения административного судопроизводства, тенденции развития законодательства, анализ зарубежного опыта специализированных судов и вопросы рецепции отдельных институтов, следовательно, выделены проблемы административного производства и пути их решения. На основании приведенных рассуждений, а также выводов, содержащихся в научной работе, можно заключить, что одним из перспективных направлений развития административного судопроизводства является формирование отрасли административно-процессуального права. Вторым направлением развития законодательства об административном судопроизводстве можно считать внесение изменений в законодательство, касающиеся формирования терминов и понятий в области административного судопроизводства. Как уже отмечалось, в КАС РФ отсутствует понятие административное судопроизводство. Необходимость его введения обуславливают не только теоретические положения, но также и сложности, возникающие на практике при отграничении административных дел от иных. Если понятие будет содержаться в Кодексе, то критерий для отграничения становится явными в таком случае у судов возникнет меньше вопросов при определении подведомственности административных дел.


61
На сегодняшний день определение характера дел, которые разрешаются входе административного судопроизводства, является актуальным вопросом при рассмотрении проблем реформирования административного судопроизводства. Для административного судопроизводства характерно отнесение к его ведению административно-правовых споров, которые связаны с защитой прав и законных интересов физических и юридических лица также споры, имеющие государственно-правовой характер (например, о защите избирательных правили права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, те. споры, содержащие публично-правовой элемент. Ведь, правильно определить надлежащую процедуру рассмотрения заявляемого спора должны не только лица, обращающиеся за судебной защитой, чтобы получить доступ к суду, но и суд при решении вопроса о принятии поданных заявлений, чтобы применительно к действующим нормативным установлениям обеспечить возможность таким лицам доступа к правосудию».
86
Также целесообразно дать определение понятию административное дело. В настоящее время в Кодексе нет юридической дефиниции. Кодекс административного судопроизводства закрепляет лишь категории административных дел, не раскрывая сущности самого термина. В юридической литературе разработано множество понятий административный процесс, административный спор, административная юстиция, и др, которые используются в юриспруденции. Однако законодатель не включил ни одно из определений в КАС РФ, что препятствует единообразному пониманию указанных юридических категорий. Отсутствие законодательного закрепления юридических определений и порождает наличие дискуссий между учеными и юристами-практиками. К числу фундаментальных правовых категорий, разработанных административно-правовой наукой и реализованных в законодательстве об административном судопроизводстве, относятся понятия "административное
86
Власов, Е. ВО критериях разграничения административного судопроизводства и гражданского судопроизводства при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции / Е. В. Власов // Административное право и процесс. – 2018. – № 2. – С. 65.

62 дело" и "административное исковое заявление. Также в КАС РФ были обозначены понятия "административный истец" и "административный ответчик. Стоит отметить, что их особое наименование также является одним из отличий Кодекса административного судопроизводства от Гражданского процессуального и Арбитражного процессуального кодексов».
87
Как указывает Л.В. Туманова, административное судопроизводство должно не только быть признано стоящим водном ряду с гражданскими уголовным процессом, но и, как наиболее молодое, стать в определенном смысле вектором развития и совершенствования процессуального законодательства в целом. А это будет возможно только при тесном сотрудничестве и единстве науки и практики».
88
Третье направление развития административного судопроизводства в судах общей юрисдикции можно обозначить как внесение изменений в законодательство. За время действия КАС РФ законодатель принял несколько федеральных законов, которые внесли в него изменения и дополнения с целью надлежащего урегулирования административного судопроизводства. При этом данные законы не изменили кардинально систему и структуру административного судопроизводства и не способствовали концептуальному пересмотру его основных положений. Как правило, законодательные положения носили уточняющий или детализирующий характер. Указанные процессуально-правовые изменения относятся к той части норм, которые были созданы, а не переняты из ГПК РФ, в связи с необходимостью приведения текста процессуального закона в соответствие с юридическими правилами. Принятые новеллы носят развивающий характер, формируют и укрепляют содержание Кодекса, устраняют противоречивость норм и непоследовательность законодателя при формировании структуры.
87
Соловьёв, А. А. Общая характеристика правового положения сторон административного судопроизводства / А. А. Соловьев // NB: Административное право и практика администрирования[Электронный ресурс. – Режим доступа : http://e-notabene.ru/al/article_23827.html
88
Туманова, Л. В. Кодекс административного судопроизводства хорошее должно быть лучшим / Л. В.
Туманова // Судья. – 2018. – № 11. – СВ работе было обращено внимание на недостаточную правовую регламентацию отдельных институтов административного судопроизводства. Так, некоторые ученые высказывают мнение о включении в ст. 6 КАС РФ исключительных принципов, которые бы позволили отличить принципы административного судопроизводства от иных процессуальных принципов. Следовательно, включение исключительных принципов административного судопроизводства обеспечило бы наилучшим образом рассмотрение дела, установление судебной истины и вынесение законного, обоснованного решения. Сложности возникают и при реализации особенной части КАС РФ, поэтому следует обратить внимание на положения о разграничении порядка обжалования действий (бездействия) должностных лиц (индивидуальных правовых актов, и оспаривания нормативных правовых актов положения норм, содержащиеся в главе 21 (Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами положения главы
25 (производство по административным делам дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. В связи с этим можно заключить, что совершенствование законодательства актуально для любой отрасли законодательства, в том числе и для административного судопроизводства. В силу объективных причин всегда существуют проблемы, которые, вероятно, не решатся со временем и останутся актуальными. Но имеются и проблемы, которые можно решить посредством внесения изменений в законодательство. Четвертым направлением развития является введение специализации у судей по рассмотрению административных споров. Специализация рассмотрения административных исков осуществляется через введение специализированых судов либо введения специализации у судей. Наличие специализированных административных судов характерно для стран романо – германской системы права.


64 Действующая Конституция России закрепляет единство судебной системы и не предусматривает перечня судов. Закон О судебной системе»
89
провозглашает единство судебной системы и дает перечень из конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводств. Более того, закон допускает создание специализированных судов посредством внесения изменений и дополнений в указанный закон. Несмотря на то, что в настоящее время в России нет специализированных судов, в отечественной доктрине предлагается их создание. С теоретической точки зрения ученые описывают совершенный механизм работы. Специализированные суды будут укомплектованы квалифицированными специалистами в области административного судопроизводства, которые с учетом специфики принятого КАС РФ будут разрешать административные дела. И как следствие будет повышено качество рассматриваемых споров. Тем не менее, стоит обратить внимание на другие моменты, характеризующие предложение с практической точки зрения. Например, вопросы о финансовых, организационных и что немаловажно кадровых возможностях создания специализированных судов в России. Также важно тщательно обосновать почему имеется необходимость создания специализированных судов и принятия соответствующего кодекса именно в области административного судопроизводства, потому как ив других областях имеется собственная специфика. Требует внимания и вопрос о том, позволит ли создание специализированных судов решить проблему качества рассмотрения административных дел. В связи с этим более целесообразным представляется введение специализации у судей по рассмотрению административных споров. Специализация в доктрине рассматривается как одна из форм развития судебной системы, потому как специализация отдельных судей по гражданским или уголовным делам существенно сокращает объем времени, необходимый для осуществления правосудия, способствует распределению нагрузки между
89
О судебной системе Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1
– ФКЗ (ред. 30 октября 2018 г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №1. – Ст. 1.

65 составом суда и значительно повышает качество рассмотрения дел, так как у судей имеется специальная квалификация по определенным вопросам. Нужно полагать, что введение специализации решит вопросы, которые поставлены и перед специализированными судами, однако потребуется меньшее количество затрат в финансовом отношении и организационном плане. Эффективность применения специализации в пределах одного коллектива судей была выявлена и проиллюстрирована еще в е годы XX века, например, были установлены взаимосвязи между количеством отмененных приговоров и стажем работы, специализацией судей (изменение в сторону уменьшения количества отмененных приговоров на 33% зависит от роста стажа работы судей, на 75% - от наличия специализации)».
90
Специализация при рассмотрении дел тесно связана с вопросами организации судебной деятельности конкретного суда и реализуется только в распределении судебной нагрузки. От специализации зависит тот объем времени, который необходим на выполнение работы по осуществлению правосудия, равномерность в распределении служебной нагрузки, качество рассмотрения дел В связи с этим введение специализации следует рассматривать только в тех судах, где имеется необходимость, в зависимости от количества рассматриваемых административных дел. Из сказанного становится очевидным, что выделение отдельной специализации у судей по рассмотрению административных споров позволит учесть специфику административных дел, на которую необходимо обращать внимание при разрешении спора. На данном этапе общественного развития можно прийти к выводу о нецелесообразности создания в России отдельной специализированной системы административных судов, при этом нельзя исключать такой возможности в
90
Петрухин, ИЛ. Теоретические основы эффективности правосудия. / ИЛ. Петрухин, Г. П. Батуров, Т. Г.
Морщакова. – М. : Наука, 1979. – 231 – 233 с.
91
Замышляев, ДМ. Специализация как форма развития судебной системы судопроизводство, юрисдикция, компетенция / ДМ. Замышляев ДМ Российский судья Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=91152#03961750626162506


66 будущем, в случае изменения общественных отношений и развития административно-процессуальной науки. В связи с комплексным изучением административного судопроизводства в судах общей юрисдикции с теоретической и практической точки зрения были сформулированы предложения по реформированию административного судопроизводства, которые направлены на преодоление существующих пробелов и противоречий в законодательстве. Вюридико-техническом и содержательном плане КАС РФ нельзя назвать идеальным, он критикуется не только его противниками, но и сторонниками. При этом, несмотря на недостатки и некоторые упущения, КАС РФ содержит много прогрессивных нововведений концептуального и характера. С принятием Кодекса административного судопроизводства РФ наука административно-процессуального права приобрела свою проблематику. Можно сказать, что административное судопроизводство — это объективная это самостоятельная отрасль законодательства и права. Осмысление Кодекса административного судопроизводства РФ в таком ключе раскрывает перспективы для становления самостоятельной науки административного процесса. Бесспорно, для этого еще потребуются дальнейшие исследования теоретических проблем, анализ практики применения уже существующих административно-процессуальных норм и последующие дополнения КАС РФ.

67 Заключение Проводимая в настоящее время реформа системы административного судопроизводства Российской Федерации, важным этапом которой стало принятие административного процессуального кодекса РФ, придает актуальность исследованиям теоретических и практических аспектов административного судопроизводства в судах общей юрисдикции. Тем не менее, продолжается модернизация публичного управления и улучшение деятельности судебной системы ив связи с этим важнейшим вопросом является формирование нового взгляда на административное судопроизводство, как деятельности судов по рассмотрению дел, возникающих из публичных правоотношений. Ведь изменение правовой регламентации порядка рассмотрения и разрешения административных дел, связанное с принятием 8 марта 2015 г. Кодекса административного судопроизводства РФ, ставит новые вопросы как перед правоприменителями, таки перед юридической наукой».
92
Несмотря на то, что принятие Кодекса административного судопроизводства РФ стало важным этапом в развитии правосудия и положило начало формированию новой отрасли права, в теории остается немало спорных вопросов. В научной работе обращено внимание на отсутствие некоторых легальных определений, имеющих большое значение для становления и развития административно-процессуального пава, а также единообразного понимания категорий административного судопроизводства в процессе правоприменения. Законодатель не включил определения таких фундаментальных категорий, как административное дело, административный процесс, административный спор, административное судопроизводство и административная юстиция, особая ценность которых неоднократно подчерчивалась.
92
Грубцова, С. ПО подотрасли судебного административного процессуального права / С. П. Грубцова // Российский юридический журнал. – 2017. – № 3.– С. 103 – 111.


68
Кроме того, внимание было уделено основным признакам административного судопроизводства, так как выделение признаков способствует отграничению административного судопроизводства от иных видов осуществления правосудия, а также доказывает его уникальность и особую роль в реализации гражданами и организациями права на судебную защиту. В рамках проведения комплексного исследования административного судопроизводства в судах общей юрисдикции, рассматривались цели, задачи, функции и принципы административного судопроизводства. Теоретический анализ норм Кодекса показал частичное закрепление указанных категорий ив связи с этим предлагается более детальное правовое регулирование общих положений КАС РФ. В частности, требуется закрепить исключительные принципы административного судопроизводства, разработать и включить в Кодекс функции и обосновать цель административного судопроизводства. Как было указано, Кодекс административного судопроизводства РФ не содержит определение понятия административное дело, в связи с чем было осуществлено исследование определений, разработанных наукой. Также выделены признаки административных дел, изучены категории административных дел, законодательно закрепленные в Кодексе, проведена их классификация. Это позволило выявить отсутствие единого критерия, позволяющего отграничить дела, рассматриваемые и разрешаемые в порядке административного судопроизводства или посредством иного вида судопроизводства, и предложить собственный критерий. Так, видится целесообразным указать на управленческий характер спорных правоотношений, те. дела, которые необходимо рассматривать и разрешать в порядке административного судопроизводства, должны непосредственно затрагивать правоотношения, связанные с государственным управлением и исполнительно - распорядительной деятельностью. Сказанное заставляет полагать, что полученные в результате теоретических исследований выводы могут быть использованы в

69 правоприменительной деятельности путем включения разработанных наукой категорий в Кодекс административного судопроизводства РФ. В рамках исследуемой проблематики являлось необходимым не только изучение юридической литературы, но и правоприменительной практики по административным делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции. Несмотря на то, что на законодательном уровне осуществлено полноценное правовое регулирование всего процесса рассмотрения и разрешения административного спора. В частности, административный процесс регламентирован от подачи заявления до вступления решения суда в законную силу, также порядок обжалования и исполнения решения суда. В правовом регулировании остается немало спорных вопросов и нерешенных проблем. На сегодняшний день постепенно вопросы решаются путем восполнения пробелов законодателем. Было выявлено, что сложности возникают при реализации положений о разграничении порядка обжалования действий бездействия) должностных лиц (индивидуальных правовых актов, и оспаривания нормативных правовых актов, также в рамках производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами и при отправлении правосудия по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. При выявлении недостатков или пробелов возникает необходимость вмешательства законодателя и внесения изменений, которые призваны способствовать повышению эффективности и усовершенствованию законодательных положений. На сегодняшний день в КАС РФ было внесено двадцать поправок. Также по вопросам, возникающим в судебной практике при рассмотрении административных дел, были изданы постановления Пленума Верховного Суда РФ и некоторые проблемы при осуществлении административного судопроизводства стали предметом рассмотрения Конституционного Суда.